Остров мёртвых (симфоническая поэма)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Остров мёртвых
Остров мёртвых
Чёрно-белая репродукция картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».Чёрно-белая репродукция картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».
Композитор С. В. Рахманинов
Форма симфоническая поэма
Тональность Ля минор
Продолжительность ок. 26 мин
Посвящение Н. Г. Струве
Первое исполнение
Дата 19 апреля 1909
Место Москва

«Остров мёртвых» (Isle of the Dead, Op. 29) — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная 1908 — 1909 годах, наиболее значимое сочинение композитора для оркестра. На создание симфонии композитора вдохновила картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», изображающая остров с кипарисами, окружённый с трёх сторон высокими, угрюмыми скалами, — место вечного покоя[1].

Произведение посвящено Николаю Густавовичу Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.

История создания

После поражения первой русской революции Рахманинов, испытал тяжелое разочарование, что отразилось на творчестве композитора. В его произведениях появлялись мрачная религиозно-мистическая тематика. Сергей Васильевич досрочно прекратил дирижерскую деятельность в Русском музыкальном обществе, а также оставил служебные обязанности, в Екатерининском училище и Елизаветинском институте. В октябре 1906 года композитор с женой и дочерью перебираются в Дрезден, где арендуют небольшой дом. В 1907 году, во время пребывания в этом городе, композитор познакомился с известным сюжетом Бёклина на чёрно-белой репродукции[2].

Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде.С. В. Рахманинов

Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в Ивановке в 1909 году. Композитор внёс много правок в версию для печати.

«Теперь об работе. За эти две недели я только и поспел исправить «Toteninsel» (Остров мёртвых) для печати. Сделал я там очень много поправок. Почти половину переписал вновь. Переделки коснулись главным образом оркестровки, хотя изменял и само изложение: а в одном месте, ради модуляционного плана, сделал даже транспорт. Вчера, наконец, отправил «Toteninsel» в печать. Ручаться боюсь, но кажется мне, что теперь это сочинение выиграет и будет лучше звучать. По крайней мере у меня сейчас такое чувство, что мне не было бы нигде "неловко", если б я его опять исполнил»

— Из письма Рахманинова Н. С. Морозову, 6 июня 1909 год

Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Остров мёртвых, по Бёклину — место вечного покоя, где нет ни болезней, ни печали, ни трепета жизни. Угрюмые, голые скалы окружают с трёх сторон остров с высокими кипарисами. Существует мнение, что художник нарисовал небольшой остров Понца в Тирренском море, где стоит капелла с кипарисами. Аскетичное цветовое решение картины Бёклина подчеркивает особую эмоциональную атмосферу, создаёт ощущение оцепенения и застывшего времени, однако Рахманинова привлекла именно контрастная, чёрно-белая репродукция картины.

Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шёпот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса — всё сразу. Не так, что капля здесь, капля там, а всё разом — вырастает целое. „Остров мертвых" написан в апреле и мае. Когда он возник, как это началось? Как я могу сказать? Он возник во мне. Я его принял как дорогого гостя и записал.С. Рахманинов

Рахманинов насыщает своё произведение философским содержанием, воплощая вечность жизни в непрерывном движении моря, раскрывая глубокие и скорбные переживания перед лицом смерти. В этом отличие его музыки от картины, где море изображено мертвенным и неподвижным, как и остров.

Сюжет

Картина «Остров мёртвых» Арнольда Бёклин, вариант 1883 года.

Музыка, написанная Рахманиновым вторит сюжету картины и передаёт её настроение. На изображении к мрачному, безлюдному острову, вечное безмолвие которого нарушает только шум ветра в кипарисовой роще и шелест волн, приближается ладья с прахом умершего. Вечная проблема Жизни и Смерти поднятая Бёклиным в духе символистской эстетики оказывается глубоко созвучной творчеству Рахманинова, эти отголоски встречаются и в Первой симфонии вокально симфонической поэмы «Колокола» и в «Острове мёртвых»[3].

Трагическая интерпретация этой темы в «Острове мёртвых», в соответствии с ритмом бёклиновского полотна, обусловлена неторопливым развёртыванием музыкальной ткани произведения. В основе поэмы Рахманинова лежит ярко выраженный экстенсивный характер развития сюжета. Об этом свидетельствуют смещение вектора генеральной кульминации влево и длительное последующее угасание. Тенденция замедления темпов является результатом усилившейся рефлексии. В соответствии с композиционным каноном жанра данное произведение изложено в смешанной форме синтезирующей структурные закономерности рондо-сонаты и свободных вариаций[4].

Тема Смерти становится главным действующим лицом симфонической поэмы и имеет двойственную метафорическую природу. С одной стороны она носит обобщённо философский характер, символизирующий идею бренности Бытия, часто возникающую в позднем творчестве композитора, а конкретизируется она приёмом секвенция, пронизывающим всё творчество Рахманинова. Этот приём позволяет вызвать зрительные ассоциации безжизненного морского пейзажа. Для того, чтобы передать ощущение движения волн, Рахманинов использовал редкий размер — пять восьмых. Остинатное звучание арфы и струнных имитируют мерное движение вёсел и монотонный шелест волн. Подражание морскому гулу достигается за счёт низких инструментов — контрафагота, литавры и контрабаса. Интонации стона и плача передаются в партии деревянных духовых. Бас-кларнет дополняет общую атмосферу скорби. В конце первого раздела напряжение спадает, мерное движение прекращается: как будто Харон кончил грести, лодка причалила к берегу, и призрачный пришелец может перейти в отчуждённый мир неведомого острова[5].

Она (нежная мелодия в среднем разделе поэмы) должна быть огромным контрастом ко всему остальному; её надо исполнять быстрее, более нервно и эмоциональнее: так как это место не связано с образом „картины“, оно в действительности своего рода дополнение к ней, и поэтому контраст чрезвычайно необходим. Сначала—смерть, потом жизнь.С. В. Рахманинов.

 Файл:Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

В среднем разделе поэмы появляются новые элементы, прежде всего — мотив таинственного зова. Он исполняется разными инструментами, в силу чего звучание приобретает разные интонационные нюансы: меланхоличные — валторна, тоскливые — гобой, суровые — труба и тромбон. С тихим сумрачным хоралом валторна в симфонии появляются черты этого зова, которые символизирует рок фатум. В дальнейшем к валторнам добавляются медные духовые инструменты — трубы, тромбоны и туба, которые трансформируют звучание хорал, добавляя ему грозные фатальные черты. Восходящие хроматические пассажи деревянных духовых усиливают знак скорби и создают гнетущую, трагическую атмосферу.

Проникнут музыкой и бёклиновский «Остров мёртвых» эти тихие заводи, эти загадочные стены-скалы, к которым медленно подплывает ладья с тенью усопшего, эти колоссальные кипарисы, верхушки которых, чуть склонившиеся от слабого дыхания ветра, чернеют на фоне бледной зари, мерцающей над обителью мёртвых. И музыка Рахманинова, однообразная смена мелодических ходов на меняющемся фоне выразительных гармоний, прекрасно вводит нас в это таинственное, манящее жуткое царство. Но затем фантазия уносит композитора дальше живописца или, вернее сказать, в сторону от него. Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону бёклиновских стен; не в преддверие, а в самую обитель мёртвых. И, заглянув, видит там не сумерки жизни бёклиновского античного элизиума, а чуть ли не дантовский ад и чистилище, с терзаниями, отчаянием, скрежетом зубовным. Об этом говорят беспокойные, ползучие хроматизмы средней части «Острова мертвых» Рахманинова, её страстно извивающиеся мелодии; её тяжкие, доходящие до мощных, трагических взрывов подъёмы. Конец опять приближает слушателя к Бёклину и достойно заканчивает эту сильную, но довольно далёкую от своего заглавия пьесу.Ю. Энгель, критик.

Для воплощения темы Жизни композитор обращается к приёмам ритмического деления, направленных на создание лирической устремленности. Секвентные скольжения создают прихотливый ритмический рисунок основанный на динамичном чередовании дуолей и триолей. Для темы Жизни характерны тембры высоких деревянных духовых инструментов, флейты, тремоло скрипок напоминающее о типичном для импрессионистских партитур эффекте колеблющегося воздуха[3]. Кульминация темы Жизни захватывает предельный диапазон переливов арфы и звучит как апофеоз радости любви.

В наиболее напряжённый момент течение мелодии обрывается зловещими аккордами. В полотне мотива проступают звуки «Dies irae», символизирующие смерть и вступающие в борьбу с темой жизни: они постепенно нарастают и вскоре их ритм охватывает весь оркестр. И после нежная мелодия в последний раз проходит у солирующего гобоя и беспомощно замирает. Опять мерно колышутся волны, и Харон снова берется за вёсла, но уже без трагического надрыва, он сменяется рефлексией и мыслями о вечности[1].

Трагический конфликт условно можно разделить на несколько этапов. Первый связан с развитием темы Жизни, в котором звучат деревянные духовые и струнные и последующей драматизацией обусловленной введением минорных тональностей и ускорением темпа. На втором этапе появляется тема Смерти, центральный мотив которой — мотив зова — подвергается разнообразным трансформациям в ходе которых приобретает оттенок безысходности при каноническом изложений в сопровождении грузных синкопированных аккордов аккордов ожидания у низких деревянных духовых и струнных инструментов. Вершиной драматургического конфликта становится контрапунктическое проведение темы Жизни — флейта, кларнет, высокие струнные, и темы Смерти — мотив зова у медных духовых.

Оценки и признание

Произведение получило признание, как в России, где оно впервые было поставлено, так и в США. Премьера состоялась 18 апреля 1909 года в Московском филармоническом обществе, дирижировал сам С. Рахманинов. Также под руководством композитора был поставлен «Островом мёртвых» во время поездки в Америку осенью 1909 года.

С 22 октября по 18 января Рахманинов, выступая преимущественно как пианист, даёт концерты во время гастрольной поездки по Соединённым Штатам Америки и Канаде. Концерты были поставлены в городе Нортгемптоне штата Массачусетс, в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и других городах. Всего за время турне было дано 26 концертов. Успех был большой, как отмечал сам Рахманинов в интервью с корреспондентом московского журнала «Музыкальный труженик», — заставляли бисировать до семи раз, что по тамошней публике очень много[5].

Высоко оценил поэму британский дирижер Леопольд Стоковский и часто включал её в программы своих концертов.

При вторичном изучении я был поражен единством стиля и формы этого произведения. Его психологическое воздействие на меня ещё больше, чем когда-либо. Никогда прежде я так ясно не ощущал совершенства его структуры. Оно растет от корней к ветвям, листьям, цветам и плодам подобно дереву и сходно с тем, как это бывает в музыке Баха. Я надеюсь, что Вы не будете в обиде, что я не следую тем купюрам, которые Вы сделали, а исполняю всё произведение целиком. Я один раз прослушал всё в таком виде на репетиции, и мне кажется, что оно звучит совершеннее без сокращений.Леопольд Стоковский, из письма к С. Рахманинову, 1932 год.

Сергей Рахманинов работал с признаными оркестрами и дирижёрами своего времени — B. Дамрошем, Л. Стоковским, М. Фидлером, Г. Малером.

В феврале 2023 года в рамках IV Фестиваля искусств в Москве в центральном пространстве Дома культуры ГЭС-2 прошёл концерт, приуроченный к 150-летию великого композитора Сергея Рахманинова. Первым произведением, исполненным оркестром стала поэма «Остров мёртвых»[2].

Записи

20 апреля 1929 года Сергей Рахманинов в Академии музыки дирижировал Филадельфийским оркестром для записи своего произведения «Остров мёртвых». Звукозапись осуществлялась Victor Talking Machine Company. Записи Рахманинова, сделанные для «Victor», имели большой успех у публики. Поэтому русскому композитору, в отличие от многих его современников, была дана возможность записать на пластинки практически все свои сочинения. Компания с гордостью рекламировала его как одного из своих выдающихся исполнителей звукозаписи. Эта запись была сделана с использованием одного микрофона, позже она была переиздана на пластинке (LP) и CD компанией RCA Victor, правопреемником «Victor»[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. «Остров мёртвых». Belcanto.ru. Дата обращения: 18 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 М. Москвичева. В Москве показали «Остров мертвых» // Московский комсомолец : Сайт. — 2023. — Февраль.
  3. 3,0 3,1 И. В. Апполонова. "Остров мёртвых" Рахманинова. К проблеме преломления драматургического канона симфонической поэмы // Вестник Башкирского университета : Сборник.
  4. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — М.: Сов. композитор. — С. 1976.
  5. 5,0 5,1 Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. — М.: Музыка, 1984.
  6. Грищенко Н. Г. Сергей Рахманинов и грамзапись. Псковская библиотека им. В.Я. Курбатова. Дата обращения: 7 июля 2023.

См. также

Симфоническая поэма «Колокола»

Опера «Скупой рыцарь»

Опера «Франческа да Римини»

Литература

  • Бажанов Н. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 1962.
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
  • Брянцева В.Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.
  • Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1966.
  • Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1973
  • Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания. М Гос. муз. изд-во, 1949.
  • Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961