Остров мёртвых (симфоническая поэма)
Остров мёртвых | |
---|---|
Остров мёртвых | |
Композитор | С. В. Рахманинов |
Форма | симфоническая поэма |
Тональность | Ля минор |
Продолжительность | ок. 26 мин |
Посвящение | Н. Г. Струве |
Первое исполнение | |
Дата | 19 апреля 1909 |
Место | Москва |
«Остров мёртвых» (Isle of the Dead, Op. 29) — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная 1908 — 1909 годах, наиболее значимое сочинение композитора для оркестра. На создание симфонии композитора вдохновила картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», изображающая остров с кипарисами, окружённый с трёх сторон высокими, угрюмыми скалами, — место вечного покоя[1].
Произведение посвящено Николаю Густавовичу Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.
История создания
После поражения первой русской революции Рахманинов, испытал тяжелое разочарование, что отразилось на творчестве композитора. В его произведениях появлялись мрачная религиозно-мистическая тематика. Сергей Васильевич досрочно прекратил дирижерскую деятельность в Русском музыкальном обществе, а также оставил служебные обязанности, в Екатерининском училище и Елизаветинском институте. В октябре 1906 года композитор с женой и дочерью перебираются в Дрезден, где арендуют небольшой дом. В 1907 году, во время пребывания в этом городе, композитор познакомился с известным сюжетом Бёклина на чёрно-белой репродукции[2].
Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде.С. В. Рахманинов
Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в Ивановке в 1909 году. Композитор внёс много правок в версию для печати.
«Теперь об работе. За эти две недели я только и поспел исправить «Toteninsel» (Остров мёртвых) для печати. Сделал я там очень много поправок. Почти половину переписал вновь. Переделки коснулись главным образом оркестровки, хотя изменял и само изложение: а в одном месте, ради модуляционного плана, сделал даже транспорт. Вчера, наконец, отправил «Toteninsel» в печать. Ручаться боюсь, но кажется мне, что теперь это сочинение выиграет и будет лучше звучать. По крайней мере у меня сейчас такое чувство, что мне не было бы нигде "неловко", если б я его опять исполнил»— Из письма Рахманинова Н. С. Морозову, 6 июня 1909 год
Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Остров мёртвых, по Бёклину — место вечного покоя, где нет ни болезней, ни печали, ни трепета жизни. Угрюмые, голые скалы окружают с трёх сторон остров с высокими кипарисами. Существует мнение, что художник нарисовал небольшой остров Понца в Тирренском море, где стоит капелла с кипарисами. Аскетичное цветовое решение картины Бёклина подчеркивает особую эмоциональную атмосферу, создаёт ощущение оцепенения и застывшего времени, однако Рахманинова привлекла именно контрастная, чёрно-белая репродукция картины.
Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шёпот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса — всё сразу. Не так, что капля здесь, капля там, а всё разом — вырастает целое. „Остров мертвых" написан в апреле и мае. Когда он возник, как это началось? Как я могу сказать? Он возник во мне. Я его принял как дорогого гостя и записал.С. Рахманинов
Рахманинов насыщает своё произведение философским содержанием, воплощая вечность жизни в непрерывном движении моря, раскрывая глубокие и скорбные переживания перед лицом смерти. В этом отличие его музыки от картины, где море изображено мертвенным и неподвижным, как и остров.
Сюжет
Музыка, написанная Рахманиновым вторит сюжету картины и передаёт её настроение. На изображении к мрачному, безлюдному острову, вечное безмолвие которого нарушает только шум ветра в кипарисовой роще и шелест волн, приближается ладья с прахом умершего. Вечная проблема Жизни и Смерти поднятая Бёклиным в духе символистской эстетики оказывается глубоко созвучной творчеству Рахманинова, эти отголоски встречаются и в Первой симфонии вокально симфонической поэмы «Колокола» и в «Острове мёртвых»[3].
Трагическая интерпретация этой темы в «Острове мёртвых», в соответствии с ритмом бёклиновского полотна, обусловлена неторопливым развёртыванием музыкальной ткани произведения. В основе поэмы Рахманинова лежит ярко выраженный экстенсивный характер развития сюжета. Об этом свидетельствуют смещение вектора генеральной кульминации влево и длительное последующее угасание. Тенденция замедления темпов является результатом усилившейся рефлексии. В соответствии с композиционным каноном жанра данное произведение изложено в смешанной форме синтезирующей структурные закономерности рондо-сонаты и свободных вариаций[4].
Тема Смерти становится главным действующим лицом симфонической поэмы и имеет двойственную метафорическую природу. С одной стороны она носит обобщённо философский характер, символизирующий идею бренности Бытия, часто возникающую в позднем творчестве композитора, а конкретизируется она приёмом секвенция, пронизывающим всё творчество Рахманинова. Этот приём позволяет вызвать зрительные ассоциации безжизненного морского пейзажа. Для того, чтобы передать ощущение движения волн, Рахманинов использовал редкий размер — пять восьмых. Остинатное звучание арфы и струнных имитируют мерное движение вёсел и монотонный шелест волн. Подражание морскому гулу достигается за счёт низких инструментов — контрафагота, литавры и контрабаса. Интонации стона и плача передаются в партии деревянных духовых. Бас-кларнет дополняет общую атмосферу скорби. В конце первого раздела напряжение спадает, мерное движение прекращается: как будто Харон кончил грести, лодка причалила к берегу, и призрачный пришелец может перейти в отчуждённый мир неведомого острова[5].
Она (нежная мелодия в среднем разделе поэмы) должна быть огромным контрастом ко всему остальному; её надо исполнять быстрее, более нервно и эмоциональнее: так как это место не связано с образом „картины“, оно в действительности своего рода дополнение к ней, и поэтому контраст чрезвычайно необходим. Сначала—смерть, потом жизнь.С. В. Рахманинов.
Файл:Orchesterwerke Romantik Themen.pdf
В среднем разделе поэмы появляются новые элементы, прежде всего — мотив таинственного зова. Он исполняется разными инструментами, в силу чего звучание приобретает разные интонационные нюансы: меланхоличные — валторна, тоскливые — гобой, суровые — труба и тромбон. С тихим сумрачным хоралом валторна в симфонии появляются черты этого зова, которые символизирует рок фатум. В дальнейшем к валторнам добавляются медные духовые инструменты — трубы, тромбоны и туба, которые трансформируют звучание хорал, добавляя ему грозные фатальные черты. Восходящие хроматические пассажи деревянных духовых усиливают знак скорби и создают гнетущую, трагическую атмосферу.
Проникнут музыкой и бёклиновский «Остров мёртвых» эти тихие заводи, эти загадочные стены-скалы, к которым медленно подплывает ладья с тенью усопшего, эти колоссальные кипарисы, верхушки которых, чуть склонившиеся от слабого дыхания ветра, чернеют на фоне бледной зари, мерцающей над обителью мёртвых. И музыка Рахманинова, однообразная смена мелодических ходов на меняющемся фоне выразительных гармоний, прекрасно вводит нас в это таинственное, манящее жуткое царство. Но затем фантазия уносит композитора дальше живописца или, вернее сказать, в сторону от него. Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону бёклиновских стен; не в преддверие, а в самую обитель мёртвых. И, заглянув, видит там не сумерки жизни бёклиновского античного элизиума, а чуть ли не дантовский ад и чистилище, с терзаниями, отчаянием, скрежетом зубовным. Об этом говорят беспокойные, ползучие хроматизмы средней части «Острова мертвых» Рахманинова, её страстно извивающиеся мелодии; её тяжкие, доходящие до мощных, трагических взрывов подъёмы. Конец опять приближает слушателя к Бёклину и достойно заканчивает эту сильную, но довольно далёкую от своего заглавия пьесу.Ю. Энгель, критик.
Для воплощения темы Жизни композитор обращается к приёмам ритмического деления, направленных на создание лирической устремленности. Секвентные скольжения создают прихотливый ритмический рисунок основанный на динамичном чередовании дуолей и триолей. Для темы Жизни характерны тембры высоких деревянных духовых инструментов, флейты, тремоло скрипок напоминающее о типичном для импрессионистских партитур эффекте колеблющегося воздуха[3]. Кульминация темы Жизни захватывает предельный диапазон переливов арфы и звучит как апофеоз радости любви.
В наиболее напряжённый момент течение мелодии обрывается зловещими аккордами. В полотне мотива проступают звуки «Dies irae», символизирующие смерть и вступающие в борьбу с темой жизни: они постепенно нарастают и вскоре их ритм охватывает весь оркестр. И после нежная мелодия в последний раз проходит у солирующего гобоя и беспомощно замирает. Опять мерно колышутся волны, и Харон снова берется за вёсла, но уже без трагического надрыва, он сменяется рефлексией и мыслями о вечности[1].
Трагический конфликт условно можно разделить на несколько этапов. Первый связан с развитием темы Жизни, в котором звучат деревянные духовые и струнные и последующей драматизацией обусловленной введением минорных тональностей и ускорением темпа. На втором этапе появляется тема Смерти, центральный мотив которой — мотив зова — подвергается разнообразным трансформациям в ходе которых приобретает оттенок безысходности при каноническом изложений в сопровождении грузных синкопированных аккордов аккордов ожидания у низких деревянных духовых и струнных инструментов. Вершиной драматургического конфликта становится контрапунктическое проведение темы Жизни — флейта, кларнет, высокие струнные, и темы Смерти — мотив зова у медных духовых.
Оценки и признание
Произведение получило признание, как в России, где оно впервые было поставлено, так и в США. Премьера состоялась 18 апреля 1909 года в Московском филармоническом обществе, дирижировал сам С. Рахманинов. Также под руководством композитора был поставлен «Островом мёртвых» во время поездки в Америку осенью 1909 года.
С 22 октября по 18 января Рахманинов, выступая преимущественно как пианист, даёт концерты во время гастрольной поездки по Соединённым Штатам Америки и Канаде. Концерты были поставлены в городе Нортгемптоне штата Массачусетс, в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и других городах. Всего за время турне было дано 26 концертов. Успех был большой, как отмечал сам Рахманинов в интервью с корреспондентом московского журнала «Музыкальный труженик», — заставляли бисировать до семи раз, что по тамошней публике очень много[5].
Высоко оценил поэму британский дирижер Леопольд Стоковский и часто включал её в программы своих концертов.
При вторичном изучении я был поражен единством стиля и формы этого произведения. Его психологическое воздействие на меня ещё больше, чем когда-либо. Никогда прежде я так ясно не ощущал совершенства его структуры. Оно растет от корней к ветвям, листьям, цветам и плодам подобно дереву и сходно с тем, как это бывает в музыке Баха. Я надеюсь, что Вы не будете в обиде, что я не следую тем купюрам, которые Вы сделали, а исполняю всё произведение целиком. Я один раз прослушал всё в таком виде на репетиции, и мне кажется, что оно звучит совершеннее без сокращений.Леопольд Стоковский, из письма к С. Рахманинову, 1932 год.
Сергей Рахманинов работал с признаными оркестрами и дирижёрами своего времени — B. Дамрошем, Л. Стоковским, М. Фидлером, Г. Малером.
В феврале 2023 года в рамках IV Фестиваля искусств в Москве в центральном пространстве Дома культуры ГЭС-2 прошёл концерт, приуроченный к 150-летию великого композитора Сергея Рахманинова. Первым произведением, исполненным оркестром стала поэма «Остров мёртвых»[2].
Записи
20 апреля 1929 года Сергей Рахманинов в Академии музыки дирижировал Филадельфийским оркестром для записи своего произведения «Остров мёртвых». Звукозапись осуществлялась Victor Talking Machine Company. Записи Рахманинова, сделанные для «Victor», имели большой успех у публики. Поэтому русскому композитору, в отличие от многих его современников, была дана возможность записать на пластинки практически все свои сочинения. Компания с гордостью рекламировала его как одного из своих выдающихся исполнителей звукозаписи. Эта запись была сделана с использованием одного микрофона, позже она была переиздана на пластинке (LP) и CD компанией RCA Victor, правопреемником «Victor»[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. «Остров мёртвых» . Belcanto.ru. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 М. Москвичева. В Москве показали «Остров мертвых» // Московский комсомолец : Сайт. — 2023. — Февраль.
- ↑ 3,0 3,1 И. В. Апполонова. "Остров мёртвых" Рахманинова. К проблеме преломления драматургического канона симфонической поэмы // Вестник Башкирского университета : Сборник.
- ↑ Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — М.: Сов. композитор. — С. 1976.
- ↑ 5,0 5,1 Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. — М.: Музыка, 1984.
- ↑ Грищенко Н. Г. Сергей Рахманинов и грамзапись . Псковская библиотека им. В.Я. Курбатова. Дата обращения: 7 июля 2023.
См. также
Симфоническая поэма «Колокола»
Литература
- Бажанов Н. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 1962.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
- Брянцева В.Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.
- Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1966.
- Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1973
- Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания. М Гос. муз. изд-во, 1949.
- Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.
- Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
- Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961