Харон
Харон | |
---|---|
Мифология | Древнегреческая мифология |
Пол | Мужской |
Занятие | Перевозка по реке Стикс душ умерших |
Отец | Эреб |
Мать | Нюкта |
Связанные персонажи | Аид, Орфей, Геракл, Эней, Тесей |
Обиталище | Подземный мир |
Период жизни | Бессмертный |
Атрибуты | весло, лодка |
Харон (Χάρων) — в мифологии древних греков, перевозчик душ умерших людей через реку Стикс в царство мёртвых. За свою работу получал оплату в один обол, который, по поминальному обряду, умершему клали под язык. Изображался Харон мрачным старцем, одетым в рубище[1]. Из живых людей в царство мёртвых Харон переправил только несколько человек: Геракла, Энея, Перифоя и Тесея[2].
Происхождение Харона
Харон — один из многих перерождённых титанов. По происхождению он сын Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака). Находится на службе у Аида, который определил его на должность перевозчика умерших[3]. Харон — брат Эриды, Немизиды, Танатоса, Гемеры и Эфира[4].
Миф о Хароне
Внешность Харона
В искусстве Древней Греции Харон изображался уродливым стариком, у которого растрёпаны волосы, от этого голова его выглядит косматой. Взгляд перевозчика умерших душ пронзителен, мрачен и неприятен. Одет в ветхое рубище. В центральной Италии Харон тождественен одному из низших божеств подземного мира, изображался как существо, у которого серо-голубая кожа, клыки, нос крючком. Главный атрибут — двойной молоток[5].
Более подробное описание внешности Харона можно найти у римского поэта Вергилия в Книге 6 «Энеиды»[6]:
Воды подземных рек стережёт перевозчик ужасный —
Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою
Все лицо обросло — лишь глаза горят неподвижно,
Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно.
Гонит он лодку шестом и правит сам парусами,
Мёртвых на утлом челне через тёмный поток перевозит.
Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.
Луций Сенека в произведении «Геркулес в безумье» описывает Харона как мрачного старика[7]:
Там старец [Харон], страшный видом, в грязном рубище,
Переправляет тени оробелые.
Узлом одежда на плече завязана,
На впалых борода щеках всклокочена,
И шест в руках, которым правит лодку он.
Служба Харона
Согласно древнегреческой мифологии, после смерти человека его душа направлялась к трону Аида, который должен вынести приговор о её дальнейшей судьбе. Чтобы попасть к трону, необходимо было преодолеть реку Ахерон, чьи воды глубоки и темны, а течение стремительно. Душа самостоятельно переправиться через Ахерон (Стикс) не могла, надежда была на Харона, который доставлял на другой берег в лодке и за это брал плату в один обол. Когда челнок Харона приставал к берегу, сотни душ старались занять место в лодке, но перевозчик сам выбирал, кого переправить первым. Если у умершего не было платы — обола — попасть в лодку он не мог, а ждал сто лет, по прошествии которых Харон перевозил его бесплатно[8].
Существует версия, что Харон был призван на службу сёстрами Мойрами, которые вызвали брата, когда человек находился при смерти. Харон прибыл на зов Мойр и стал ждать душу умершего. Чтобы душа умершего могла переправиться через реку, тело должно быть погребено. Непогребённые и нищие оставались на берегу в течение ста лет. При этом существуют мифы, что услугами Харона смогли воспользоваться смертные, которые были живы, отправляясь в мир мёртвых. Первым стал Геракл, о путешествии которого в подземный мир существует две версии. По первой версии Геракл получил помощь от Гермеса[9]:
В подземное царство Геракла ввел вестник богов Гермес, проводник душ умерших, а спутницей великого героя была сама любимая дочь Зевса, Афина-Паллада. Когда Геракл вступил в царство Аида, в ужасе разлетелись тени умерших
По второй версии Геракл забрал у Харона посох и заставил перевозчика доставить себя в загробный мир. За этот проступок Аид разгневался на Харона и на год заковал его в цепи. Живым попал в подземный мир Орфей, отправившийся в царство Аида за возлюбленной Эвридикой. Харон был очарован музыкой, исполненной Орфеем, и перевёз его по реке Стикс[10]. В мифе Орфей и Эвридика так описывается этот эпизод[11]:
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег
Культ Харона
Хароний — святилище, которое посвящено перевозчику душ умерших Харону, чаще всего представляло собой вулканическую или термальную пещеры, которые относятся к культу Аида и Персефоны. В Малой Азии — Карии — в селении Карийская Фимбрия находится пещера Аорон, по-другому называемая Хароновой, так как из неё исходят смертоносные испарения[12].
Образ Харона в искусстве
К образу Харона обращались многие писатели и поэты, а также художники и скульпторы. Овидий в десятой главе произведения «Метаморфозы», повествуя об Орфее и Эвридике, в строфах 70-75 упоминает мрачного перевозчика душ умерших. В XIV веке Данте Алигьери в «Божественной комедии» в части «Ад» в третьей песне рассказывает о Хароне.
Микеланджело Буонарроти изображает Харона на фреске «Страшный суд», которая занимает стену алтаря Сикстинской капеллы. На фреске Харон изображён в нижней части, символизируя пределы ада. По задумке Микеланджело, Харон перевозит только души грешников, которых ожидает адское пекло, поэтому вид его ужасен, подобен разъярённому зверю: когти на пальцах ног, кривой рот, круглые, наполненные ненавистью глаза.
Французский художник Пьер Сюблейр в картине «Харон перевозит души умерших в преисподнюю», написанной в 1735 году, интерпретирует перевозчика по-другому: Харон изображён в центре полотна, по обе стороны от него души умерших. При этом у Сюблейра Харон молод, имеет мускулистое и грациозное тело, напоминающее античные скульптуры. На картине французского художника Николя-Луи-Франсуа Госса «Переход по реке Стикс», созданной в 1819 году, показано прибытие душ умерших в Элизиум, место вечного покоя. Харон изображён в соответствии с эстетикой классицизма: статная полуобнажённая фигура.
В 1882 году написана картина «Харон, пересекающий Ахеронт», автором которой является бразильский художник Педро Америко. На полотне Харон представлен старым и грозным лодочником, перевозящим в загробный мир четырёх прекрасных полуобнажённых девушек, тем самым художник противопоставляет юность и старость, прекрасное и ужасное.
В 1883 году к образу Харона обратился английский живописец Джон Спенсер Роддам Станхоп, создавший картину «Харон и душа». Облик лодочника не страшен, взгляд задумчив, он с осторожностью берёт плату за перевоз, боясь причинить боль, весло, на которое опирается старик, напоминает посох. Вся картина передаёт сакральность акта перехода из мира живых в мир мёртвых, что отличает её от других полотен, посвящённых Харону. На картине «Лодка Харона», написанной в 1919 году испанским художником Хосе Бенльюре-и-Хиля, Харон показан в традициях Вергилия и Данте: грозным, безобразным, с безумным взглядом[13].
Примечания
- ↑ Харон . Греческая мифология. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ Харон . Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Пожидаева Анна. Харон: лодочник в царство Аида . Античная мифология в мировом искусстве. Дата обращения: 28 мая 2028.
- ↑ Оборин Лев. Как перевозчик Харон оказался в Аиде и был ли он богом . Яндекс Кью (16 сентября 2015). Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ Харон . Античная мифология. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / пер. с латинского Ошерова С.А. — Москва: Художественная литература, 1971. — С. 272—273.
- ↑ Сенека Луций. Геркулес в безумье / пер. с латинского Ошерова С. А.. — М.,: Наука, 1983. — С. 138.
- ↑ Шевелёва Е. В. Миф о Хароне . В17.РУ (6 декабря 2015). Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.,: Художественная литература, 2010.
- ↑ Магия мифа: Харон - загадочный перевозчик подземного мира . LibreBook (3 июня 2020). Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Орфей и Эвридика . Планета сказок. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Харон . Античная мифология. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Петровская Н. И. Миф о Хароне в интерпретации художников XVI-XX вв. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук : журнал. — 2011. — № 4.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |