Божественная комедия

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Божественная комедия
итал. La Commedia
Издание
Первая страница первого печатного издания 1472 года
Жанр Поэма
Автор Данте Алигьери
Язык оригинала итальянский

Божественная комедия (итал. La Commedia, позднее La Divina Commedia) — поэма Данте Алигьери, написанная им приблизительно между 1308 и 1321 годами, один из крупнейших памятников средневековой литературы, представляющий наиболее полный срез мировоззрения Европы того времени. Включает в себя сведения о политических, религиозных, научных, моральных, философских и других взглядах на мир в то время и признана величайшим памятником итальянской и одним из величайших памятников мировой культуры.

История написания

В 1304 году партия Данте потерпела поражение во Флоренции и тот был изгнан из города. Точные даты, когда Данте начал и когда закончил работу над поэмой неизвестны. Вероятно, она была начата до 1308 года, когда поэт оказался в Париже и завершена к его смерти в 1321 году. Известно только, что в 1321 году поэт был вхож в знатные дома Италии и похоронен был с почестями, что косвенно указывает, что поэма была выпущена ещё при его жизни[1][2][3].

Сюжет

Сюжет произведения разделён на три части: Ад (итал. Inferno), Чистилище (итал. Purgatorio) и Рай (итал. Paradiso), представляющие соответствующие части мироздания[4]. Каждая часть содержит 33 песни, только первая — Ад — содержит 34, так как первая песня является вступлением ко всей поэме; также 34 песни вместо 33 символизируют дисгармонию. Поэмы написаны трёхстрочными строфами особой, перекрёстной рифмовки — терцинами; зарифмованы они так, что первая и последняя строчка в каждой терцине рифмуются между собой, а средняя — с первой и последней строчкой следующей терцины. Таким образом цепочка рифмовки тянется через всё произведение[5].

Действие комедии происходит весной, что соотносится с сотворением мира и начинается в тёмном лесу в долине, где автор заблудился и решил выйти на замыкающий долину холм. Холм изображён в поэме как цель человечества — царство справедливости и социальной гармонии — и поначалу кажется легко достижимым, но путь ему преграждает пантера, символизирующая ложь и предательство. Надеясь её обойти, автор натыкается на льва и волчицу, которые олицетворяют соответственно тиранию и алчность. Причём автора больше всего пугает последняя, тем самым он нызвает алчность главной проблемой человечества. Но во мраке долины автор видит античного поэта Вергилия, символизирующего воплощение человеческих знаний. Автор просит у него помощи и Вергилий показывает дорогу, ведущую через Ад, Чистилище и Рай[6].

Они проходят девять кругов Ада — гигантской многоуровневой ямы, где проводят вечность в мучениях грешники разного уровня. Пройдя мимо Люцифера на дне ямы они выходят на берег горы-острова: это Чистилище. На вершине этой горы, где грешники очищаются от грехов для попадания в Рай, Вергилий покидает Данте, так как человеческое знание не способно далее помочь. Далее, за порогом Рая, автор встречает Беатриче, которая олицетворяет знание божественных тайн и проводит его по восходящим уровням небес к Эмпиреям, где автору на секунду открывается слава Бога[4]. Знакомство с Богом является лишь кульминацией, авторское познание этим не ограничивается: за время путешествия он познаёт все доступные градации проклятия, искупления и блаженства[5]. При этом автор оставляет картины Рая воображению читателя, отказываясь их описывать[7].

Оценки и влияние

Первое время после написания, поэма, называвшаяся тогда просто «Комедия» итал. La Commedia[к. 1], имела огромную популярность благодяря своей сложной системе построения образов, связанных с духовными понятиями. К 1400 году к поэме были сделаны не менее 12 комментариев других авторов с разбором философского смысла сюжета и других подробностей. В 1374 году Джованни Боккаччо прочитал публичные лекции о поэме, озаглавленные «Божественная комедия» (итал. La Divina Commedia) и к XVI веку поэма издавалась уже под этим названием. В период критики всего средневекового устами, в первую очередь, Петрарки поэма потеряла свои позиции. Интерес к поэме взродился только в период романтизма XVIII века[5]. В XX—XXI веках поэма была переведена на множество языков и вошла в программу изучения средневекового искусства в большинстве стран[4].

В целом, «Божественная комедия», созданная на излёте средневековой литературы стала началом новой эры европейской литературы, так как напрямую подвела мыслителей, с одной стороны, к пониманию ценности стремления человека к познанию (в пику бытовавшим тогда понятиям о непознаваемом), а с другой — обращая понимание прекрасного от божественного (картины Ада, Чистилища и Рая) к земному (Беатриче)[8]. Вдобавок, произведение положило начало размытию позднесредневековых границ жанров трагедии и комедии; это достигнуто благодаря ведению в повествование оценочных суждений самого автора, относившихся до того к «глобальным» вопросам. К примеру, автор позволяет себе в подробностях описывать грешников и их грехи, что как бы даёт ему часть власти Бога, которому дозволено делить плохое и хорошее[9].

Отдельно поэму рассматривают как отражение личных переживаний Данте, который будучи изгнанным из Флоренции оставил там не только супругу с детьми, но и могилу любимой: в 1290 году в возрасте 25 лет скончалась Беатриче Портинари, супруга Симоне деи Барди, в которую поэт был безнадёжно влюблён. Беатриче была отражена в поэме, где тот изобразил её верхом своих стремлений и в то же время отражением абсолютной чистоты. Сведений о самой Беатриче осталось мало и Божественная комедия — чуть ли не самый подробный источник из сохранившихся[2][10].

Примечания

Комментарии

  1. Название было дано автором по существовавшей тогда классификации произведений, в которой к комедиям относили те, сюжет которых шёл от трагического начала к счастливому концу[3].

Источники

Литература