Божественная комедия
Божественная комедия | |
---|---|
итал. La Commedia | |
Жанр | Поэма |
Автор | Данте Алигьери |
Язык оригинала | итальянский |
Божественная комедия (итал. La Commedia, позднее La Divina Commedia) — поэма Данте Алигьери, написанная им приблизительно между 1308 и 1321 годами, один из крупнейших памятников средневековой литературы, представляющий наиболее полный срез мировоззрения Европы того времени. Включает в себя сведения о политических, религиозных, научных, моральных, философских и других взглядах на мир в то время и признана величайшим памятником итальянской и одним из величайших памятников мировой культуры.
История написания
В 1304 году партия Данте потерпела поражение во Флоренции и тот был изгнан из города. Точные даты, когда Данте начал и когда закончил работу над поэмой неизвестны. Вероятно, она была начата до 1308 года, когда поэт оказался в Париже и завершена к его смерти в 1321 году. Известно только, что в 1321 году поэт был вхож в знатные дома Италии и похоронен был с почестями, что косвенно указывает, что поэма была выпущена ещё при его жизни[1][2][3].
Сюжет
Сюжет произведения разделён на три части: Ад (итал. Inferno), Чистилище (итал. Purgatorio) и Рай (итал. Paradiso), представляющие соответствующие части мироздания[4]. Каждая часть содержит 33 песни, только первая — Ад — содержит 34, так как первая песня является вступлением ко всей поэме; также 34 песни вместо 33 символизируют дисгармонию. Поэмы написаны трёхстрочными строфами особой, перекрёстной рифмовки — терцинами; зарифмованы они так, что первая и последняя строчка в каждой терцине рифмуются между собой, а средняя — с первой и последней строчкой следующей терцины. Таким образом цепочка рифмовки тянется через всё произведение[5].
Действие комедии происходит весной, что соотносится с сотворением мира и начинается в тёмном лесу в долине, где автор заблудился и решил выйти на замыкающий долину холм. Холм изображён в поэме как цель человечества — царство справедливости и социальной гармонии — и поначалу кажется легко достижимым, но путь ему преграждает пантера, символизирующая ложь и предательство. Надеясь её обойти, автор натыкается на льва и волчицу, которые олицетворяют соответственно тиранию и алчность. Причём автора больше всего пугает последняя, тем самым он нызвает алчность главной проблемой человечества. Но во мраке долины автор видит античного поэта Вергилия, символизирующего воплощение человеческих знаний. Автор просит у него помощи и Вергилий показывает дорогу, ведущую через Ад, Чистилище и Рай[6].
Они проходят девять кругов Ада — гигантской многоуровневой ямы, где проводят вечность в мучениях грешники разного уровня. Пройдя мимо Люцифера на дне ямы они выходят на берег горы-острова: это Чистилище. На вершине этой горы, где грешники очищаются от грехов для попадания в Рай, Вергилий покидает Данте, так как человеческое знание не способно далее помочь. Далее, за порогом Рая, автор встречает Беатриче, которая олицетворяет знание божественных тайн и проводит его по восходящим уровням небес к Эмпиреям, где автору на секунду открывается слава Бога[4]. Знакомство с Богом является лишь кульминацией, авторское познание этим не ограничивается: за время путешествия он познаёт все доступные градации проклятия, искупления и блаженства[5]. При этом автор оставляет картины Рая воображению читателя, отказываясь их описывать[7].
Оценки и влияние
Первое время после написания, поэма, называвшаяся тогда просто «Комедия» итал. La Commedia[к. 1], имела огромную популярность благодяря своей сложной системе построения образов, связанных с духовными понятиями. К 1400 году к поэме были сделаны не менее 12 комментариев других авторов с разбором философского смысла сюжета и других подробностей. В 1374 году Джованни Боккаччо прочитал публичные лекции о поэме, озаглавленные «Божественная комедия» (итал. La Divina Commedia) и к XVI веку поэма издавалась уже под этим названием. В период критики всего средневекового устами, в первую очередь, Петрарки поэма потеряла свои позиции. Интерес к поэме взродился только в период романтизма XVIII века[5]. В XX—XXI веках поэма была переведена на множество языков и вошла в программу изучения средневекового искусства в большинстве стран[4].
В целом, «Божественная комедия», созданная на излёте средневековой литературы стала началом новой эры европейской литературы, так как напрямую подвела мыслителей, с одной стороны, к пониманию ценности стремления человека к познанию (в пику бытовавшим тогда понятиям о непознаваемом), а с другой — обращая понимание прекрасного от божественного (картины Ада, Чистилища и Рая) к земному (Беатриче)[8]. Вдобавок, произведение положило начало размытию позднесредневековых границ жанров трагедии и комедии; это достигнуто благодаря ведению в повествование оценочных суждений самого автора, относившихся до того к «глобальным» вопросам. К примеру, автор позволяет себе в подробностях описывать грешников и их грехи, что как бы даёт ему часть власти Бога, которому дозволено делить плохое и хорошее[9].
Отдельно поэму рассматривают как отражение личных переживаний Данте, который будучи изгнанным из Флоренции оставил там не только супругу с детьми, но и могилу любимой: в 1290 году в возрасте 25 лет скончалась Беатриче Портинари, супруга Симоне деи Барди, в которую поэт был безнадёжно влюблён. Беатриче была отражена в поэме, где тот изобразил её верхом своих стремлений и в то же время отражением абсолютной чистоты. Сведений о самой Беатриче осталось мало и Божественная комедия — чуть ли не самый подробный источник из сохранившихся[2][10].
Примечания
Комментарии
Источники
- ↑ Dante Aligheri: The Divine Comedy (англ.). Britannica. Дата обращения: 18 февраля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 ЭСБЕ, 1893.
- ↑ 3,0 3,1 БРЭ, 2007.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 The Divine Comedy (англ.). Britannica (21 октября 2022). Дата обращения: 18 февраля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Italian literature: Comic verse — Dante (англ.). Britannica. Дата обращения: 18 февраля 2023.
- ↑ Голенищев-Кутузов, Хлодовский, 1985, с. 60.
- ↑ Голенищев-Кутузов, Хлодовский, 1985, с. 63.
- ↑ Голенищев-Кутузов, Хлодовский, 1985, с. 62.
- ↑ Голенищев-Кутузов, Хлодовский, 1985, с. 62—63.
- ↑ Голенищев-Кутузов, Хлодовский, 1985, с. 51.
Литература
- Данте Алигьери // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. — С. 113—119.
- Голенищев-Кутузов И. Н., Хлодовский Р. И. Данте Алигьери // Литература Италии : Литература XIII—XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994).
- Данте / М. Л. Андреев // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 314. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Литературные произведения по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Произведения Данте Алигьери
- Книги 1321 года
- Поэмы XIV века
- Гвельфы и гибеллины
- Вергилий
- Божественная комедия
- Дьявол в литературе
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN