Алеко

Материал из «Знание.Вики»
Алеко
Алеко
Сергей Рахманинов - Алеко - картина первого спектакля, 1893 г.Сергей Рахманинов - Алеко - картина первого спектакля, 1893 г.
Композитор Сергей Рахманинов
Форма опера
Автор либретто Владимир Немирович-Данченко
Первое исполнение
Дата 27 апреля 1893 года
Место Москва: Большой театр

«Алеко» — первая одноактная опера Сергея Васильевича Рахманинова, написанная им в 1892 году на либретто Владимира Немирович-Данченко, основанное на поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» в качестве дипломной работы в Московской консерватории. Место первой постановки 27 апреля 1893 года в Большом театре Москвы.

История создания

А. С. Аренский с выпускниками 1892 года. Слева направо: Л. Э. Конюс, Н. С. Морозов, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов

Одноактная опера «Алеко» была написана за семнадцать дней Сергеем Рахманиновым в качестве дипломной работы в Московской консерватории на либретто Владимира Немировича-Данченко основанное на поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы». За эту дипломную работу в качестве композитора Рахманинов был удостоен золотой медали Московской консерватории. Премьера оперы состоялась 27 апреля 1893 года в Большом театре Москвы, дирижировал оперой Ипполит Альтани. Это произведение Рахманинова привлекло к себе внимание Петра Ильича Чайковского, который присутствовал на премьере и высоко оценил его. Чайковский содействовал его постановке и даже просил у Рахманинова разрешения давать «Алеко» вместе с его собственной одноактной оперой «Иоланта». Повторная премьера оперы прошла 18 октября 1893 года в Киеве, где композитор впервые выступил в качестве дирижёра. В последующие годы опера не входила в постоянный репертуар театров, но её разовые постановки пользовались большим успехом у публики. В постановках «Алеко» принимали участие выдающиеся оперные певцы того времени, например, роль Алеко в разное время исполняли Богомир Корсов и Фёдор Шаляпин, которому накладывался грим под Пушкина, так как образы Алеко и Пушкина для него были очень похожи. В отличие от более поздних камерных опер Рахманинова, «Алеко» имеет более сложную, насыщенную событиями драматургию и более близка к стилю в итальянской музыке конца XIX — начала XX веков (веризм)[1][2][3][4].

Основные действующие лица

Увентюра

Вокруг берега реки разбросаны шатры из пестрого и белого холста. Невдалеке находится шатёр Земфиры и Алеко. В глубине стоят повозки, завешанные коврами. цыганами были разведены костры, в котелках варится ужин. Везде стоят группки мужчин, женщин и детей. Стоит спокойная общая суета. Прямо за рекой восходит луна с красноватым отливом. Среди цыган находится Алеко, который как два года уже покинул своих родных, друзей и город, ушел с цыганами и кочует с вместе с ними. Старик цыган отец Земфиры под пение табора рассказывает ему о своей любви к цыганке Мариула, которая бежала от него с цыганом из другого табора, оставив его с маленькой дочерью. Этот рассказ вызывает у Алеко недоумение, обязательно надо было отомстить этой изменнице и её соблазнителю. Он думает, что не колеблясь ни минуты столкнул бы в бездну даже спящего врага. Речи Алеко раздражают Земфиру, которая уже разлюбила его и влюбилась в молодого цыгана, не скрывая этого. Находясь один, Алеко погружается в мучительное и горькое раздумье, он вспоминает об ушедшем, таком быстротечном счастье. Измена Земфиры приводит его в отчаяние и он замышляет месть. Подавленное настроение от рассказа старого цыгана, табор хочет развеять "женской" и "мужской" пляской и общим весельем.

Вскоре появляется Земфира вместе с молодым цыганом и они договариваются о свидании за курганом над могилой. Тут же появляется Алеко и любовник Земфиры уходит. Земфира заходит в шатер и садится у люльки, Алеко заходит вслед за ней. Они решаются поговорить и Алеко говорит Земфире о любви, напоминает что ради неё он обрёк себя на добровольный уход из общества, в котором когда то жил. Эти слова не действуют на Земфиру, которая продолжает говорить о том что разлюбила его и о любви к молодому цыгану. И заявляя ему «Как ласкала его я в ночной тишине! Как смеялись тогда мы твоей седине!» она уходит. Алеко находится в одиночестве. Ближе к утру возвращается Земфира с молодым цыганом и занимаются любовью. Алеко застаёт их за этим, и в ярости он закалывает молодого цыгана. Оплакивая его смерть Земфира проклинает злодейство Алеко: «Не боюсь тебя. Твои угрозы презираю. Твое убийство проклинаю». Со словами «Умри ж и ты!» Алеко убивает Земфиру пронзая её ножом, которым убил её любовника. На шум из шатров выходят цыгане и старый цыган — отец Земфиры. Они мстят Алеко за убийство, но табор изгоняет его из своих рядов. Алеко от сознания одиночества и горестного отчаяния восклицает «О горе! О тоска! Опять один, один!»[1][2][3].

Аудио-видео и фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  2. 2,0 2,1 Л. Михеева. Опера Рахманинова «Алеко». Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 С. В. Рахманинов и русская опера: Сборник статей / Под ред. проф. И. Ф. Бэлза. — Москва : Всерос. театр. о-во, 1947. — 199 с
  4. Документальный фильм «Рахманинов» из цикла передач «Гении» на канале «Культура» (2003, режиссёр Галина Огурная)

Литература

  • С. В. Рахманинов и русская опера: Сборник статей / Под ред. проф. И. Ф. Бэлза. — Москва : Всерос. театр. о-во, 1947. — 199 с.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3