Немирович-Данченко, Владимир Иванович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Немирович-Данченко
Портрет
Дата рождения 11 (23) декабря 1858
Место рождения Озургети, Кутаисская губерния, Кавказское наместничество,  Российская империя
Дата смерти 25 апреля 1943
Место смерти Москва,  СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Профессия театральный режиссёр, оперный режиссёр, театральный педагог, драматург, писатель, театральный критик
Театр Московский Художественный театр
Награды

Орден Ленина — 1937 | Орден Трудового Красного Знамени — 1936

Народный артист СССР — 1936 Народный артист РСФСР— 1923 Сталинская премия 1-й степени — 1942 Сталинская премия 1-й степени — 1943

Владимир Иванович Немирович-Данченко — (11 [23] декабря 1858, Озургети, Кавказское наместничество, Российская империя25 апреля 1943, МоскваРСФСР, СССР) — русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР (1936), лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943), кавалер ордена Ленина (1937)[1].

Биография

Детство

Владимир Немирович-Данченко родился в грузинском городе Озургети. Его мать была родом из Армении, а отец происходил из украинских дворян, владел имением в Черниговской губернии, служил подполковником на Кавказе.Чтобы дать сыновьям достойное образование, семья перебралась в центр, в Тифлис (сегодня Тбилиси). Владимира Немировича-Данченко определили в Тифлисскую гимназию. Он получал хорошие оценки и находил время для своего любимого увлечения — театра. Представления любила вся семья. Рядом с их домом работал летний театр, где мальчик и посмотрел первые спектакли. Уже в четвертом классе он сочинил две пьесы, позднее занимался в любительских кружках. Помимо этого, он помогал родителям: с 13 лет зарабатывал репетиторством[1].

Рядом с домом находился летний театр, который увлёк десятилетнего мальчика. В четвёртом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В гимназии Владимир не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством. В 1876 году после окончания гимназии с серебряной медалью Владимир поехал в Москву, где поступил на физико-математический факультет, потом учился на юридическом факультете. Но в 1879 году ушёл из университета и работал литературным критиком в «Русской газете», «Будильнике», «Русском курьере», пробовал себя в беллетристике, в драматургии[2].

Становление творческого пути

В. И. Немирович-Данченко

После окончания гимназии, из Тбилиси он отправился в Москву — поступать в университет. Сначала учился на физико-математическом факультете, потому что там платили стипендию выходцам с Кавказа, потом перешел на юридический. Но тяга к искусству не угасала: он по-прежнему играл в любительском театре. Первые роли были успешными, но актер считал, что дело в молодости, искренности и темпераменте. Он понимал, что так будет не всегда, и почти сразу оставил сцену[1].

В 1879 году Немирович-Данченко бросил университет, чтобы полностью посвятить себя искусству. В Малом театре видел премьеру «Бесприданницы», встречался и с самим автором — Александром Островским, а также общался с другими классиками — Иваном Тургеневым и Львом Толстым. В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции». В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах. В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии[2].

В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра[2].

Сотрудничество Немировича-Данченко и Константина Станиславского

К началу 1890-х годов Владимира Немировича-Данченко знали как известного драматурга, критика и преподавателя: с 1891 года он работал на драматическом отделении Московского филармонического училища (сегодня ГИТИС). У него учились Иван Москвин, Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд. Немирович-Данченко объяснял студентам, как «видеть драматизм в окружающей жизни». Изучив театр изнутри, он понял, что этому искусству нужны перемены. Только печатного слова уже было недостаточно, он хотел участвовать в кардинальных реформах. В этом его планы напоминали идеи Александра Островского, который развивал русский национальный театр в середине XIX века[1].

Владимир Немирович-Данченко считал, что «театр должен быть воплощением духовной жизни человека, кафедрой народного воспитания». С ним был солидарен Константин Станиславский. Режиссеры встретились летом 1897 года. Целых 18 часов в ресторане «Славянский базар» они обсуждали российский театр. Позже Немирович-Данченко писал: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую». С этого времени фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произносить вместе[1].

Дальнейшая деятельность

Начав совместную работу в Художественном театре (позже МХАТ), оба режиссера стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве. К знаменитым совместным постановкам относятся чеховские «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) и горьковская пьеса «На дне» (1902).

В 1896 году Немирович-Данченко прочитал «Чайку» Антона Чехова. После этого он сказал: «Чехов — это талантливый я» — и тут же отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни» в пользу чеховской. Именно «Чайку» поставили в первом сезоне МХТ, несмотря на то, что она провалилась в Александринском театре[1].

Да, моя «Чайка» имела в Петербурге, в первом представлении, громадный неуспех. Театр дышал злобой, воздух сперся от ненависти, и я — по законам физики — вылетел из Петербурга, как бомба. Во всем этом виноваты ты и Сумбатов [актер и драматург Александр Южин], так как это вы подбили меня написать пьесу.Антон Чехов в письме Владимиру Немировичу-Данченко, 1896 год

В 1898 году мхатовская «Чайка» сорвала овации. Роль Ирины Аркадиной исполнила бывшая студентка режиссера — Ольга Книппер. После премьеры Чехов подарил Немировичу-Данченко золотой брелок в виде книги с гравировкой «Ты дал моей „Чайке“ жизнь. Спасибо!»[1].

Самостоятельно Владимир Иванович поставил пьесу «Иванов». Спектакль «Юлий Цезарь» считается одной из лучших работ Немировича-Данченко. Режиссер вместе с художником Симоновым специально ездил в Италию, чтобы проникнуться духом эпохи. В массовке было задействовано около 200 человек и каждый из них получил конкретную установку от режиссера. Как все новое, искания Немировича-Данченко и Станиславского не у всех находили понимание. Причем среди скептиков были не только простые любители театра, но и люди, имеющие значительный вес в литературных и театральных кругах. Так в своей книге «Театральный роман» Михаил Булгаков с изрядной долей иронии описывает великих режиссеров, правда под другими фамилиями[3].

Жизнь после 1917 года

После революции 1917 года дуэт режиссеров продолжал ломать каноны классического театрального искусства. Немирович-Данченко помогал молодым авторам: Всеволоду Иванову, Александру Афиногенову, Александру Корнейчуку, Николаю Погодину, Леониду Леонову. Он считал, что в Художественном театре должны ставить и русскую классику, и новую советскую драматургию. Спустя два года Немирович-Данченко организовал музыкальную студию при театре (сегодня Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). С новыми актерами он поставил произведения французских композиторов: оперетту «Дочь Анго» Шарля Лекока и «мелодраму-буфф» «Перикола» Жака Оффенбаха[1].

В 1925 году студия поехала выступать в Европу и Америку. На три года раньше на гастролях за рубежом побывала основная труппа МХТ. После этого режиссер еще полтора года работал в Голливуде по контракту. За океаном Немирович-Данченко встречался с американскими звездами, писал сценарии, заключил контракт с кинокомпанией United Artists Entertainment LLC и уже готовился к съемкам. Но в США режиссер не воплотил в жизнь ни одного проекта, как сказал он позже: «Творить можно только в России, продавать в Америке, а отдыхать в Европе»[1].

Последние годы

С 1940 года Владимир Немирович-Данченко председательствовал в комитете по Сталинским премиям в области литературы и искусств. В 1942 и 1943 году он и сам получил две Сталинские премии: за спектакль «Кремлевские куранты» и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы. Сам советский вождь часто бывал на спектаклях Художественного театра и покровительствовал ему[1].

Когда началась Великая Отечественная война руководитель МХТ переехал в Нальчик, а затем в Тбилиси, но уже следующей осенью вернулся в Москву. В это время он размышлял о создании при театре школы-студии. Немирович-Данченко даже рассматривал конкретных людей, на которых можно было бы возложить ответственность за будущее МХТ: театрального режиссера Василия Сахновского, теоретика театра и педагога Алексея Попова. В 1943 году эта идея фактически стала завещанием новому поколению[1].

25 апреля 1943 года режиссер, как всегда, работал: планировал репертуар на будущий сезон и писал мемуары. Это был последний день его жизни — 85-летний Немирович-Данченко скончался от сердечного приступа[1].

Личная жизнь

В августе 1886 года он соединил судьбу с красавицей Екатериной Николаевной, дочерью известного общественного деятеля и педагога Корфа, по первому мужу — Бантыш[1]. Первое замужество Екатерины было неудачным, но, видимо, отрицательный опыт, приобретенный в общении с первым супругом, сделал женщину мудрее. Она окружила Владимира заботой, была всегда весела и интересовалась творчеством спутника жизни. В театре, где работал ее второй муж, никогда не ощущалось недостатка в смазливых актрисах, желающих завоевать расположение режиссера, но жена не устраивала сцен ревности. Во многом благодаря Екатерине Николаевне брак продолжался более пятидесяти лет[3].

  • Брат — Василий Иванович Немирович-Данченко (1848—1936) — журналист, писатель, эмигрант.
  • Сын — Георгий Владимирович Немирович-Данченко (1889—1939) — юрист, журналист, белоэмигрант.
  • Сын — Михаил Владимирович Немирович-Данченко (1894—1962), окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в дальнейшем также связал свою судьбу с Художественным театром, был артистом Музыкальной студии при нём.
  • Внук — Василий Михайлович Немирович-Данченко, композитор, музыкант, в настоящее время — заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова[2].

Призы и награды

  • Сталинская премия первой степени (1942) — за постановку спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина.
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся достижения.
  • Орден Красного орла (Висбаден, 1906).
  • Орден Ленина (1937).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1936).

Литература

  • Немирович-Данченко Вл. И. Из прошлого. М., 1938[4].
  • Виленкин В. Я. Вл. И.Немирович-Данченко. Очерк творчества. М., 1941[4].
  • Марков П. А., Режиссура Вл. И.Немировича-Данченко в музыкальном театре. М., 1960[4].
  • Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И.Немировича-Данченко. М., 1962[4].
  • Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма, тт. 1-2. М., 1979[4].
  • Радищева О. История театральных отношений. 1897—1908. М., 1997—1998[4].
  • Соловьева И. Ветви и корни. М., 1998[4].
  • Московский художественный театр. 100 лет. М., 1998[4].

Ссылки

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Владимир Немирович-Данченко. Культура.РФ. Дата обращения: 10 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 ВЛАДИМИР НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО. КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 10 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ. «Код Памяти». Дата обращения: 10 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 10 июня 2024.