Симонов, Рубен Николаевич

Материал из «Знание.Вики»
Рубен Симонов
Серия: 50-летие Государственного академического театра имени Е. Вахтангова, Москва
Серия: 50-летие Государственного академического театра имени Е. Вахтангова, Москва
Имя при рождении Рубен Николаевич Симонянц
Дата рождения 2 апреля 1899
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 5 декабря 1968
Место смерти Москва, СССР
Гражданство
Профессия актёр, театральный режиссёр, оперный режиссёр, театральный педагог
Годы активности 1919—1968
Театр МАДТ им. Е. Б. Вахтангова
Награды Орден Ленина — 1937 Орден Ленина — 1937 Орден Ленина — 1937 Орден Трудового Красного Знамени — 1928 Орден Трудового Красного Знамени — 1928 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg Народный артист СССР — 1936 Народный артист РСФСР— 1931 Заслуженный артист РСФСР — 1931 Ленинская премия — 1925 Сталинская премия — 1939 Сталинская премия — 1939 Сталинская премия — 1939

Рубен Николаевич Симонов (настоящая фамилия Симонянц) (арм. Ռուբեն Նիկողայոսի Սիմոնյանց; 21 марта (2 апреля) 1899, Москва — 5 декабря 1968, там же) — советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Театра имени Е. Б. Вахтангова (1939—1968). Создатель и руководитель театра-студии, послужившей основой Ленкома (1928—1937). Народный артист СССР (1946). Лауреат трёх Сталинских (1943, 1947, 1950) и Ленинской премии (1967).

Биография

Детство и театр

Рубен Николаевич Симонов родился 20 марта (2 апреля) 1899 года в Москве, в армянской купеческой семье, в которой любили и часто посещали театры[1][2]. Отец — Николай Давидович Симонянц имел магазин ковров на Кузнецком мосту. Настоящая фамилия — Симонянц, но поскольку в стране все больше силы набирала национальная политика, начав актёрскую карьеру, фамилию русифицировал[3]. В 1918 году поступил на юридический факультет Московского университета, но закончил лишь первый курс. В 1919 году поступил в драматическую студию им. Ф. И. Шаляпина. Театр звал его, хотя о своих способностях Симонов был невысокого мнения. В воспоминания он пишет, что в молодости его снимали со всех ролей в драматических кружках. Но он читал стихи, пробовал себя в режиссуре и по совету друзей, внеся нужную сумму, стал членом кооператива и актером Шаляпинской студии[1].

На этапе профессионального становления судьба подарила ему встречи с Ф. И. Шаляпиным, М. И. Чеховым, К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко, которые ценили его дарование и много дали ему для дальнейшего формирования как художника. Но, главное, что он встретился с Е. Б. Вахтанговым, в 1920 году пришел в 3-ю студию МХАТ, сыграл значительные роли в спектаклях Вахтангова — грек Дымба в «Свадьбе», Жозеф в «Чуде святого Антония», Труффальдино и Панталоне в «Принцессе Турандот»[1][4].

Театр-студия

В 1928—1937 годах возглавлял театр-студию. Там работали режиссёры А. М. Лобанов, И. М. Рапопорт. Художники И. С. Федотов, И. В. Вильямс, Б. А. Матрунин. Актёры А. Р. Барский, В. И. Благовидова, М. С. Волкова, А. М. Габович, Г. А. Георгиу, С. Х. Гушанский, И. М. Доронин, Е. К. Забиякин, М. В. Зернов (в будущем — архиепископ Киприан), В. В. Марута, И. В. Мурзаева, А. Б. Немировский, Н. Н. Паркалаб, Н. В. Пажитнов, Г. Е. Сергеева, К. И. Тарасова, Э. М. Тобиаш, Э. Л. Утесова, С. М. Хмара, Г. Т. Черноволенко. Известность получили спектакли «Таланты и поклонники» (1931), «Энтузиасты» и «Водевили эпохи французской революции» (1932), «Поднятая целина» по М. А. Шолохову, «Вишнёвый сад» А. Чехова (1934), «Дубровский» по повести А. С. Пушкина, «Бесприданница», «Дети солнца» по М. Горькому (все в 1937)[3].

В 1937 году театр-студия был объединен с Московским государственным театром рабочей молодежи (ТРАМ). Через год новый коллектив стал называться театром им. Ленинского комсомола, руководителем которого был назначен И. Н. Берсенев[3].

Театр Вахтангова

С 1939 года и до конца жизни занимал должность главного режиссёра Театра им. Вахтангова[3].

Талантливейший актер, Симонов обладал незаурядным режиссерским даром. Первый свой спектакль — водевиль «Лев Гурыч Синичкин» — с успехом поставил в 1924 году. Всего в театре он поставил 27 спектаклей, и практически каждый становился событием. В 1939 году Рубен Николаевич Симонов был назначен главным режиссером Вахтанговского театра и руководил им почти 30 лет[1].

Театр Вахтангова под руководством Симонова умел отстаивать своих актеров, попавших в мясорубку «века-волкодава», и иногда это удавалось. Рубен Николаевич обладал удивительной способностью «ускользать», не выступать на собраниях, не подписывать обличительных писем. А когда в конце 1940-х попали в беду А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, именно Рубен Симонов взял их на работу в Театр Вахтангова. Он был великолепный дипломат. Выстраивал репертуар так, что актеры, играя советские пьесы, имели возможность встретиться и с классикой, и с современной зарубежной драматургией[1].

Он умел слышать время. В 1933 году поставил «Интервенцию» о революционных событиях в Одессе, соединив романтику, одесский колорит, гротеск, сатиру и пафос. Первым в стране к 20-й годовщине Октября поставил в 1937 году спектакль «Человек с ружьем», где сам сыграл Сталина, а в роли Ленина выступил Б. В. Щукин. Это был спектакль образцового большого стиля, героический и человечный. В 1942 году, в разгар ожесточенной битвы с фашистами, стал режиссером одного из лучших спектаклей о войне — «Фронт». В 1944 году, предчувствуя близкую Победу, обратился к «Мадемуазель Нитуш», поставив блистательный музыкальный спектакль[1][5].

А в 1963 году совершил подвиг во славу основателя театра Евгения Вахтангова — вдохнул новую жизнь в спектакль «Принцесса Турандот», подарил ему 25 лет жизни и более 1000 показов. Помолодевшая «Турандот» дала путевку в жизнь второму поколению вахтанговцев — на сцене блистали Ю. К. Борисова, Л. В. Максакова, Н. О. Гриценко, М. А. Ульянов, В. А. Этуш, Ю. В. Яковлев, В. С. Лановой. Сохранив декорации, костюмы, общий рисунок, Симонов наполнил спектакль современным содержанием, сделал его живым, сегодняшним[1][5].

Он развил вахтанговскую идею фантастического реализма, наполнил ее дыханием современности. Он строил театр фантазии в самом высоком смысле этого слова, не забывал о природе театральности, ценил актерскую импровизацию. Блестящий актер, талантливый режиссер, мудрый руководитель, сумевший отправить коллектив в эвакуацию, добившийся восстановления разбомбленного здания на Арбате, собравший великолепную труппу, сохраняющую особую вахтанговскую атмосферу[1].

Последние годы

Могила народных артистов СССР Евгения и Рубена Симоновых на Новодевичьем кладбище Москвы

С 1939 года и до конца жизни занимал должность главного режиссёра Театра им. Вахтангова[3].

В Большом театре СССР поставил несколько оперных спектаклей. Педагог театрального училища имени Б. В. Щукина, с 1946 — профессор[3].

Умер 5 декабря 1968 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[3].

Личная жизнь

Первая жена — Елена Михайловна Берсенева (урождённая Поливанова) (1908—1956), актриса Театра Вахтангова.

Вторая гражданская жена — Светлана Борисовна (Бембеевна) Джимбинова (1940—2020-е), театральный режиссёр и театровед, дочь Б. О. Джимбинова.

Призы и награды

  • Ленинская премия (1967) — за постановки пьес классической и современной драматургии в Театре им. Е. Б. Вахтангова.
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за исполнение главных ролей в спектаклях «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение роли Осман-паши в фильме «Адмирал Нахимов» (1946).
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за постановку спектакля «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты.
  • Два ордена Ленина.

Творчество

Театральные работы

Роли

  • 1921 — «Чудо святого Антония» М. Метерлинка — Жозеф
  • 1921 — «Свадьба» А. П. Чехова — Дымба
  • 1922 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Труффальдино и Панталоне
  • 1924 — «Лев Гурыч Синичкин» — Лев Гурыч Синичкин
  • 1924 — «Карета святых даров» П. Мериме — Вице-король
  • 1926 — «Зойкина квартира» М. А. Булгакова — Аметистов
  • 1930 — «Коварство и любовь» Шиллера — Вурм
  • 1932 — «Гамлет» Шекспира — Клавдий, король датский
  • 1934 — «Аристократы» Н. Погодина — Костя-капитан
  • 1934 — «Человеческая комедия» по О. Бальзаку — герцог де Шолье
  • 1936 — «Флорисдорф» Ф. Вольфа — Жан
  • 1936 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Бенедикт
  • 1937 — «Человек с ружьем» Н. Погодина — Сталин
  • 1939 — «Ревизор» Н. Гоголя — Иван Александрович Хлестаков
  • 1941 — «Дон Кихот» М. Сервантеса, инсценировка М. А. Булгакова — Алонсо-Кихано, он же Дон-Кихот Ламанчский
  • 1942 — «Олеко Дундич» А. Ржешевского, М. Каца, постановка А. Д. Дикого — Олеко Дундич (в эвакуации в Омске)
  • 1942 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Сирано де Бержерак
  • 1954 — «Горя бояться — счастья не видать» С. Я. Маршака — Царь Дормидонт
  • 1956 — «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо — Доменико Сориано
  • 1961 — «Потерянный сын» А. Н. Арбузова — Шварц

Постановки

Театр Вахтангова

  • 1924 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского
  • 1926 — «Марион де Лорм» по одноименной пьесе В. Гюго
  • 1928 — «На крови» С. Д. Мстиславского (совместно с П. Г. Антокольским)
  • 1932 — «Гамлет» Шекспира
  • 1933 — «Интервенция» Л. И. Славина
  • 1937 — «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина (совместно с В. В. Куза)
  • 1938 — «Я — сын трудового народа» В. П. Катаева
  • 1939 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука
  • 1944 — «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве
  • 1948 — «Накануне» А. Афиногенова
  • 1949 — «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты
  • 1952 — «В наши дни» А. В. Софронова (совместно с А. И. Ремизовой)
  • 1953 — «Европейская хроника» А. Н. Арбузова (совместно с А. И. Ремизовой)
  • 1955 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца (возобновление постановки А. Д. Дикого 1942 года)
  • 1956 — «Фома Гордеев» М. Горького, режиссёр и автор инсценировки
  • 1958 — «Неписаный закон» А. Пистоленко
  • 1959 — «Стряпуха» А. В. Софронова
  • 1961 — «Стряпуха замужем» А. В. Софронова
  • 1962 — «Живой труп» Л. Н. Толстого
  • 1963 — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци, восстановление постановки Е. Б. Вахтангова
  • 1964 — «Правда и кривда» М. А. Стельмаха
  • 1965 — «Дион» Л. Г. Зорина
  • 1966 — «Конармия» по рассказам И. Э. Бабеля
  • 1966 — «Золушка» Е. Шварца
  • 1967 — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина
  • 1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина

Большой театр

  • 1938 — опера «Абессалом и Этери» З. П. Палиашвили
  • 1941 — опера «Черевички» П. И. Чайковского
  • 1945 — опера «Кармен» Ж. Бизе
  • 1961 — опера «Фауст» Ш. Гуно
  • Армянский театр имени Сундукяна
  • 1929 — «Доходное место» А. Н. Островского
  • Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова
  • 1932 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского
  • 1937 — «Бесприданница» А. Н. Островского
  • 1937 — «Дети солнца» М. Горького

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 РУБЕН НИКОЛАЕВИЧ СИМОНОВ. Театр им. Евг. Вахтангова. Дата обращения: 3 июля 2024.
  2. СИМОНОВ РУБЕН НИКОЛАЕВИЧ. Мосфильм.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 РУБЕН СИМОНОВ. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 3 июля 2024.
  4. Евгений Вахтангов: Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2011. Т. 1. 519 с.
  5. 5,0 5,1 Рубен Симонов: Творческое наследие. Статьи и воспоминания о Р. Н. Симонове / Ред.-сост. Н. Г. Литвиненко. М.: ВТО, 1981. 559 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!