Таиров, Александр Яковлевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Таиров
Портрет
Имя при рождении Александр Яковлевич Корнблит
Псевдонимы Таиров
Дата рождения 24 июня (6 июля) 1885
Место рождения Ромны, Полтавская губерния, Российская империя
Дата смерти 25 сентября 1950
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Профессия актёр, театральный режиссёр
Годы активности 1904—1949
Театр Камерный театр
Награды Орден Ленина — 1937 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg Народный артист РСФСР— 1923 Заслуженный артист РСФСР — 1931

Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит, 24 июня (6 июля) 1885, Ромны — 25 сентября 1950, Москва) — советский театральный актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949). Народный артист РСФСР (1935). Великий воспитывал актера, который может все. Актерское мастерство, пение, танец, пантомима, акробатика — были одинаково подвластны артисту Таирова. Спектакли режиссера поражали глобальными темами и мощным трагедийным масштабом, вызывая то восторг, то гнев критиков[1].

Биография

Родился 6 июля 1885 года г. Ромны Полтавской губернии в семье учителя.

Еще учась в киевской гимназии, он принимал участие в любительских спектаклях[2]. Гимназистом выступал в спектаклях по пьесам А. Н. Островского, исполняя роли Незнамова («Без вины виноватые», 1901, 1903) и Карандышева («Бесприданница», 1902).

В 1904 году поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 году перевелся в Петербургский университет. В 1907 году вступил в труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Петербурге. Не бросая играть, дебютировал и как режиссер — поставил шекспировского «Гамлета» (1907), «Дядю Ваню» Чехова и «Эроса и Психею» Юрия Жулавского (1908). В собственных спектаклях появлялся на сцене в роли Лаэрта, Астрова и Эроса.

В 1909 году покинул Передвижной театр и стал работать в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. Ставил Чехова, Андреева, Горького, Пшибышевского, Ибсена, Байрона, Шоу, Гауптмана, Шиллера, много играл в своих и чужих постановках. После окончания Петербургского университета в 1913 году приехал в Москву и поступил на работу в Московскую адвокатуру. Однако в том же году принял приглашение К. А. Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре. После первого сезона Свободный театр прекратил свое существование, а 25 декабря 1914 года спектаклем «Сакунтала» Таиров и Алиса Коонен открывают свой собственный театр — Камерный.

В 1921 году выходит книга Таирова «Записки режиссера» (издание Камерного театра), в 1923 году ее издают уже на немецком языке. Тогда же Камерный театр впервые уезжает на гастроли во Францию и Германию. А гастроли в 1925 и 1930 годах принесли театру уже мировую славу. 14 ноября 1936 года Комитет по делам искусств принял постановление о запрещении «Богатырей»; следом в газете «Правда» появилась статья П. М. Керженцева «Фальсификация народного прошлого», в которой коллектив и его руководитель подвергались безжалостной проработке. В августе 1937 были слиты воедино эстетически взаимоисключавшие друг друга коллективы Камерного и Реалистического театров (возглавляемого Н. П. Охлопковым). Название «Камерный» за театром было, однако, сохранено. Театр пережил войну в эвакуации (которая могла и не состояться) и готовился к 30-летию[3].

В первые два года войны театр играет и выпускает новые спектакли в эвакуации, в Барнауле и на Балхаше. По возвращении в 1943 году в Москву Таиров работает над планом постановки «Плодов просвещения» Л. Н. Толстого, размышляет над «Драконом» Е. Л. Шварца, задумывается о «Маскараде» М. Ю. Лермонтова и «Идиоте» по Ф. М. Достоевскому (спектакли не были осуществлены)[3].

В 1945 году 30-летие праздновалось официально, Таирова наградили Орденом Ленина. 25 июня 1949 в «Советском искусстве» публикуется сообщение о том, что А. Я. Таиров освобожден от обязанностей художественного руководителя Камерного театра и назначен режиссером в Театр имени Евг. Вахтангова[3].

Умер в Москве 25 сентября 1950 года[3].

Деятельность Таирова

Камерный театр

Лентулов А. В. «Портрет режиссёра Александра Таирова»

Его первые постановки в Свободном театре были красочными, стилизаторскими. В «Желтой кофте» Таиров использовал приемы экзотического китайского театра, а в «Покрывале Пьеретты» — пантомиму, которая быстро набирала популярность в начале ХХ века. В спектаклях Таиров создавал чарующее зрелище, его актеры мастерски владели голосом и пластикой — однако в этих постановках были очевидны недостаточная психологическая нагрузка и отсутствие глубины. Но, несмотря на это, режиссер стал знаменит и в 1914 году основал Камерный театр[4].

Таиров ощущал, что исчерпал привычный подход, и в новом театре обратился к более глубоким пьесам, в частности к классическим трагедиям. Настоящим успехом Камерного театра стал аскетичный, суровый спектакль «Федра» 1922 года. В этой постановке Таирову, по словам критика Павла Маркова, удалось передать «ощущение древней, архаической, пылающей высокими страстями Греции». А завораживающую игру Алисы Коонен и других актеров дополнила необычная сценография: накрененная палуба, изломы сцены, тонкая работа со светом[4].

Критика

Критика обрушилась на Камерный театр и его руководителя со всех сторон. Работу над оперой Прокофьева «Евгений Онегин» пришлось прекратить. В августе 1937 года волевым решением были слиты воедино Таировский Камерный театр и Реалистический театр Охлопкова. Так продолжалось два года. В искусственно объединенной труппе царил хаос. Последние годы Камерного театра были очень драматичны. Советская драматургия 1940-х годов для Таирова возможности особого выбора не представляла. К тому же трудности послевоенного времени: плохие сборы, закрытие актерского училища при театре, обветшалое здание, требовавшее ремонта… И комиссии, обследующие состояние дел в театре. 19 мая 1949 года постановлением Комитета по делам искусств Таиров был уволен из Камерного театра[2]. 29 мая 1949 года театр закрылся спектаклем «Адриенна Лекуврер», который продержался в репертуаре Камерного театра с 1919 года[2].

Личная жизнь

  • Первая жена (с 1905 года) — двоюродная сестра Ольга Яковлевна Таирова (урождённая Венгерова, 1882—1946), студентка физмата Бестужевских курсов, в 1924—1945 годах заведующая театральной школой Камерного театра — ГЭКТЕМАС (Государственные экспериментальные театральные мастерские). В браке родилась дочь Мура (Тамара Александровна, 1905 — после 1983)[5].
  • Вторая жена (с 1914 года) — Алиса Георгиевна Коонен, актриса. Народная артистка РСФСР (1935).

Творчество

Актёрские работы в театре

  • Астров — «Дядя Ваня»;
  • Петя Трофимов — «Вишнёвый сад»;
  • Лизандр — «Сон в летнюю ночь».

Режиссёрские работы

  • «Гамлет» Шекспира — Передвижной театр Гайдебурова;
  • «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Передвижной театр Гайдебурова;
  • «Жёлтая кофта» — Свободный театр;
  • «Покрывало Пьеретты» — Свободный театр.

Камерный театр

  • 1933 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (премьера 18 декабря);
  • «Сакунтала» Калидасы;
  • «Женитьба Фигаро»;
  • «Покрывало Пьеретты» Шницлера;
  • «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского;
  • «Саломея» Уайльда;
  • «Адриенна Лекуврер»;
  • «Принцесса Брамбилла» по пьесе Гофмана;
  • «Король-Арлекин»;
  • «Ящик с игрушками»;
  • 1920 — «Благовещение» по пьесе Поля Клоделя, в главной роли Алиса Коонен;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Опера нищих» по пьесе «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта (первая постановка в СССР);
  • «Богатыри» — опера-фарс А. П. Бородина;
  • «Федра»;
  • «Гроза»;
  • «Негр»;
  • «Любовь под вязами»;
  • «Египетские ночи»: Фрагменты одноимённого произведения А. С. Пушкина; «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира.

Награды

  • Народный артист РСФСР (1935).
  • Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР.

См. также

Примечания

  1. ТАИРОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ. Театр имени Пушкина. Дата обращения: 18 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Таиров Александр Яковлевич, 1885-1950. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Дата обращения: 30 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 ТАИРОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 18 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 Александр Таиров. Культура.РФ. Дата обращения: 18 июня 2024.
  5. Александр Таиров – рыцарь поэтического театра. Новый континент. Дата обращения: 30 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!