Коонен, Алиса Георгиевна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Алиса Коонен
Портрет
Имя при рождении Алиса Георгиевна Коонен
Дата рождения 5 (17) октября 1889
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 20 августа 1974
Место смерти Москва, СССР
Гражданство

 Российская империя

 СССР
Профессия актриса
Годы активности 1906—1949
Театр Камерный театр
Награды Орден Трудового Красного Знамени — 1928 Народный артист РСФСР— 1931

Алиса Георгиевна Коонен (5 [17] октября 1889, Москва20 августа 1974, Москва) — русская и советская актриса, Народная артистка РСФСР (1935), жена А. Я. Таирова[1].

Биография

Алиса Коонен (Митиль; слева) и София Халютина (Тильтиль; справа) в «Синей птице» М. Метерлинка в МХТ (1908).

Родилась 17 октября 1889 года в Москве, в семье выходцев из Бельгии[1]. В 16 лет она поступила в театральную школу при МХТ и стала любимой ученицей самого Станиславского. Первые роли Коонен — гостья в «Горе от ума», Митиль в «Синей птице», Маша в «Живом трупе», Анитра в «Пер Гюнте»[2].

В 1913 году она покинула МХТ и ушла в Свободный театр Марджанова. Это вызвало конфликт со Станиславским, который обвинил артистку в легкомыслии. Она предпочла легендарную сцену новому и никому не известному театру, основал который бывший актер и режиссер того же МХТ. Сама Коонен признавалась потом, что Станиславский давил на нее, и его система не позволяла ей полностью раскрыться[2].

Свободный театр

Алиса Коонен

Работа в Свободном театре подарила актрисе знакомство с Таировым. Молодой режиссер, приглашенный Марджановым, приступил к постановке «Покрывала Пьеретты». Основатель театра прочил на главную роль Алису Георгиевну. Так началось сотрудничество Коонен и Таирова. Постепенно Александр Яковлевич стал провожать ее домой после репетиций, их общение выходило за рамки просто работы. Свободный театр просуществовал всего лишь один сезон. Гонорар, полученный при закрытии, Коонен решила истратить на свою давнюю мечту и «подарить» себе поездку во Францию. Таиров предложил ехать вместе[2].

С 1914-1949 годах — ведущая актриса Камерного театра[1][3]. Здесь Алиса Коонен всегда была на первых ролях. Она славилась как актриса широчайшего диапазона. Но прежде всего — своими трагическими ролями. Во время легендарных гастролей Камерного театра в Париже в 1923 году Коонен играла Федру для французской публики. Таиров перед ее выходом на сцену был сам не свой. Дело в том, что «Федра» Расина для французов неразрывно связывалась с великой Сарой Бернар. После Федры в ее исполнении никто на парижской сцене не решался браться за эту роль. Коонен, приехавшая из чужой, незнакомой большевистской страны, осмелилась. И завоевала оглушительный успех[2].

В годы Великой Отечественной войны Таиров и Коонен вместе с театром были эвакуированы в Балхаш Казахской ССР, а в апреле 1942 года — в Барнаул Алтайского края. В том же году Таиров вошёл в состав Еврейского антифашистского комитета[4].

Последующие годы

Могила Коонен Алисы Георгиевны (1889-1974) и А. Таирова. Новодевичье кладбище

Последний раз она вышла на сцену Камерного в мае 1949 года, в спектакле «Адриенна Лекуврер». После театр закрылся. Таирова вместе с Алисой Георгиевной отправили на пенсию. Их квартира находилась в том же здании, что и театр. Но они чувствовали себя отгороженными от него мощной непреодолимой стеной. В 1950 году Александр Яковлевич скончался. Коонен пережила его на 24 года. За это время она выступала с поэтическими вечерами и творческими концертами, написала автобиографию «Страницы жизни». Но на сцену в спектакле больше не вышла[2].

Ушла из жизни 20 августа 1974 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище[1].

Личная жизнь

Вся жизнь актрисы связана с Александром Таировым, создателем и руководителем Камерного театра. И что интересно: не он выбрал её, а она его. Знавшие Коонен утверждали, что противится её воле было трудно, почти невозможно[1]. Артистка была «носителем» всех передовых идей Таирова. Воспитывая в себе «синтетического» актера, Коонен научилась классическим танцам, фехтованию, жонглированию, пантомиме. Ею восхищались как женщиной и как актрисой. Поклонники заваливали цветами и письмами[2]. Союз Коонен и Таирова был долгим и счастливым.

Творчество

Театральные работы

  • Митиль («Синяя птица» Метерлинка),
  • Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого),
  • Анитра («Пер Гюнт» Ибсена).
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского);
  • Адриенна Лекуврёр («Адриенна Лекуврёр» Скриба и Легуве);
  • Эбби, Элла («Любовь под вязами», «Негр» О 'Нила);
  • Эллен («Машиналь» Тредуэлл);
  • Катерина («Гроза» Островского);
  • Эмма Бовари («Мадам Бовари», инсценировка Коонен романа Г. Флобера);
  • Кручинина («Без вины виноватые» Островского).

Фильмография

  • 1909 — Ванька-ключник (Русская быль XVII столетия)
  • 1914 — Девушка из подвала
  • 1915 — Дикарка
  • 1917 — В угоду Молоху любви
  • 1917 — Чёрная шаль
  • 1917 — Шестая заповедь — Нина Славянова

Кинематографе

  • 2004 — «Смерть Таирова» — фильм Б. Бланка, в роли Алисы Коонен Алла Демидова.
  • 2023 — «Раневская» — сериал Д. Петруня, роль Алисы Коонен исполнила Оксана Базилевич.

Награды

Воспоминания, дневники, переписка

  • Коонен А. Г. Страницы жизни / Ред., послесл. Ю. С. Рыбакова. — 2-е изд.. — М.: Искусство, 1985. — 446 с.
  • Коонен А. Г. Моя первая героиня // Театр. — 1960. — № 11. — С. 82.
  • Коонен А. Г. Из воспоминаний о Таирове // Театральная жизнь. 1961. № 11—13.
  • Коонен А. Г. Мысли о воспитании актёра // Театр. 1955. № 4.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 АЛИСА КООНЕН. КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 5 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 КООНЕН АЛИСА ГЕОРГИЕВНА. Театр имени Пушкина. Дата обращения: 5 июля 2024.
  3. История русского советского драматического театра. — М.: «Просвещение», 1984. — Т. 1. — С. 35—41. — 335 с.
  4. Петрова Н. К. Антифашистские комитеты в СССР. 1941-1945 гг. — М.: Институт истории РАН, 1999. — С. 78. — 338 с. — ISBN 5-8055-0024-8.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!