Бернар, Сара

Материал из «Знание.Вики»
Сара Бернар
Sarah Bernhardt
Фото 1880 года
Фото 1880 года
Имя при рождении Генриетт Розин Бернар
Дата рождения 22 октября 1844(1844-10-22)
Место рождения Париж, Королевство Франция
Дата смерти 26 марта 1923(1923-03-26) (78 лет)
Место смерти Париж, Третья Французская республика
Профессия актриса, сценарист
Годы активности 1862—1922
Театр «Одеон», «Комеди Франсэз», «Театр Сары Бернар»
Роли Маргарита Готье, Андромаха, Клеопатра, донья Соль
Награды
Автограф Sarah Bernhardt signature.svg

Сара Берна́р (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernardt; 22 октября 1844, Париж — 26 марта 1923, Париж) — французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю»[1].

Биография и творчество

Генриетта-Розин Бернар (так Сару звали на самом деле) родилась 22 октября 1844 года в Париже[2]. Отец её неизвестен, мать — была дочерью голландского предпринимателя Морица Баруха Бернардта, еврея по происхождениюи и Сары Гирш (1797—1829)[3]. В юности девушка жила в Амстердаме и работала модисткой, но потом перебралась в Париж, где стала куртизанкой.

Сама Сара была не очень-то и нужна беспутной матери, все время порхавшей среди бесчисленных любовников, и поэтому была еще младенцем отправлена с няней в Бретань. Неизвестно, сколько бы она провела там времени, но в четыре года происходит несчастный случай: у малышки, близко подошедшей к камину, загорается платье, и, наверное, она бы умерла, если бы не помощь соседей. Тогда мать приехала и забрала ребенка в Париж. Впрочем, ненадолго хватило материнской любви — Сару вновь отдают на попечение теперь уже другой няни. Но и тут происходит несчастный случай: однажды она падает из рук няни и ломает руку и ногу. Мать вновь забирает девочку к себе, но опять ненадолго. Выясняется, что ребенок не только не умеет ни читать, ни писать, ни считать, она вообще не знает, для чего это нужно. Тогда Сару отдают на два года в частную школу мадам Фрессард, где проводит два года[4]. Здесь в течение двух лет будущая актриса осваивала письмо, счет и занималась в театральном кружке. Во время одного из спектаклей Сара увидела вошедшую в зал мать, которая вдруг приехала навестить ее. С юной артисткой случился нервный припадок, она напрочь забыла текст и не смогла продолжить выступление. Страх сцены преследовал Бернар всю жизнь, даже когда она стала мировой знаменитостью[5]

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства[6], который она окончила в 1862 году[2].

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Готовясь к нему, она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр Дюма (отец). Гений художественных образов, он учит Сару создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары, и она без проблем поступает в консерваторию, а обучению отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает второе место. С 1857 года в течение пяти лет Генриетт обучалась в драматической школе. После выпускных экзаменов студентка оказалась на втором месте по успеваемости среди всех учеников.

Театр и кино

В сентябре 1862-го Сара Бернар дебютировала на театральной сцене. Восемнадцатилетняя актриса выступила в театре «Комеди Франсес», представ перед публикой в спектакле «Ифигения в Авлиде» по пьесе драматурга Жана Расина. Вскоре между Сарой и ведущей актрисой труппы мадам Натали разгорелся конфликт, и в результате начинающую артистку выгнали. На некоторое время она уехала в Бельгию. Однако мечту о театральной сцене оставлять не собиралась.

В начале актерской карьеры Бернар работала в театрах «Порт-Сен-Мартен» и «Жимназ», где ей доставались в основном второстепенные роли. В середине 1866-го девушка присоединилась к труппе «Одеон» и стала получать более значимых персонажей. Внимание зрителей она ощутила после участия в постановке «Король лир», где ей доверили сыграть Корделию. Как никому другому Саре удавались сцены гибели героинь, таких как Жанна д’Арк, Клеопатра, Маргарита Готье, Дездемона[5].

В 1869 году Сара Бернар впервые появляется на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Позднее актриса перевоплощалась в герцога Рейхштадтского из одноименной пьесы и в «Орленке» Ростана, а также в Лорензаччо из пьесы Мюссе. Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года[6]. В 1870 году она сыграла королеву в спектакле по пьесе Виктора Гюго «Рюи Блаз», что сделало её истиной королевой сцены.

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс[en]», в 1898 году театр «Насьон»[6] на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар (ныне фр. Théâtre de la Ville).

Среди лучших ролей Бернар — донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и в «Орлёнке (фр.)» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки. Выступала в России (1881, 1892, 1908—1909) в стенах Михайловского театра, в Москве, а также Киеве, Одессе и Харькове[6].

В Петербурге актриса побывала на приеме у императора Александра III, познакомилась с Иваном Тургеневым, князем Сергеем Волконским, Антоном Чеховым, Константином Станиславским. В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году. Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии[7].

В 1911 году она сыграла первую роль в немом кино — в фильме «Дама с камелиями», который оказался успешным и в Европе, и в США. В 1917 году она – в пропагандистском фильме «Французские матери», призывающем Штаты вступить в войну. Всего она снялась в шести картинах.

Сцену «божественная Бернар» покинула в 1922 году, за несколько месяцев до смерти[2]. Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1900 кор Дуэль Гамлета Le duel d'Hamlet Гамлет
1912 ф Дама с камелиями La Dame aux camélias Маргарита Готье
1912 кор Королева Елизавета Les Amours de la reine Élisabeth Королева Елизавета I
1913 кор Адриана Лекуврёр Adrienne Lecouvreur Адриана Лекуврёр
1915 ф Жанна Доре Jeanne Doré Жанна Доре
1917 ф Французские матери Mères françaises
1923 ф La voyante La voyante

Избранные роли в театре

Галерея

Примечания

  1. Gottlieb, Robert. The Drama of Sarah Bernhardt. Дата обращения: 18 октября 2007. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Бернар Сара // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Snel, Harmen. The ancestry of Sarah Bernhardt; a myth unravelled, Amsterdam, Joods Historisch Museum, 2007, ISBN 978-90-802029-3-1.
  4. Сара Бернар. Самый прославленный инвалид прошлого
  5. 5,0 5,1 Сара Бернар
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Бернар, Сара — статья из энциклопедии «Кругосвет».
  7. Сара Бернар: как еврейка стала символом театра

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Кугель А. Р. Театральные портреты / А. Р. Кугель; Подгот. текста, вступ. статья и примеч. М. О. Янковского. — Л. : Искусство, 1967. — 382 с., 1 л. портр.
  • Литвиненко Н. Г. Гастроли зарубежных драматических артистов в России (XIX — начало XX вв.) : научно-популярная литература / Н. Г. Литвиненко. — М. : УРСС, 2000. — 238 с. : ил. — ISBN 5-8360-0138-3.
  • Simon-Bacchi C. Sarah Bernhardt : mythe et réalité : [фр.] / [textes et documents réunis et présentés par] Catherine Simon-Bacchi.... — Angers, Paris : S.E.D.A.G., 1984. — 147 p. : ill. en noir et en coul. — OCLC 12555971.
Альбом
  • Spivakoff P. Sarah Bernhardt vue par les Nadar : [фр.] / [photographies réunies et présentées par] Pierre Spivakoff. — Paris : Herscher, 1982. — non paginé p. : ill. — ISBN 2-7335-0039-2.
Беллетристика
Словари и энциклопедии
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!