Вахтангов, Евгений Багратионович

Материал из «Знание.Вики»
Евгений Богратионович Вахтангов
арм. Եվգենի Վախթանգով
Портрет
Дата рождения 13 (25) февраля 1883
Место рождения Владикавказ, Российская империя
Дата смерти 29 мая 1922
Место смерти Москва, РСФСР
Гражданство

Российская империя

РСФСР
Профессия актёр, театральный режиссёр, педагог
Годы активности 1911-1922
Театр МХТ, 3-я Студия МХТ

Евгений Богратионович (при рождении Багратионович) Вахтангов — (13 (25) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Студенческой драматической студии (19131922), с 1921 года известной как Третья студия МХТ, а с 1926 года — как театр имени Евгения Вахтангова[1].

Биография

Детство и юность

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе. Его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако ещё в детстве Евгений Вахтангов увлёкся театром и решил посвятить ему всю жизнь. В гимназические годы он уже играл в любительских постановках: «Женитьба» Николая Гоголя, «Бедность не порок» Александра Островского и «Дети Ванюшина» Сергея Найдёнова[1].

Окончив весной 1903 года гимназию, Евгений провалился на экзаменах в Рижский политехнический техникум и поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). Но его больше интересовали литература и театр[2]. Вступил в в студенческий театральный кружок. Он ставил спектакли и играл сам — и в Москве, и во время приездов во Владикавказ. Для каждой постановки Вахтангов разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы, грим и походку актёров, даже рассчитывал темп хода занавеса. Образцом театрального искусства для него был Московский Художественный театр. Здесь Евгения Вахтангова вдохновляло всё: декорации и актёрская игра, звуковые эффекты и технические детали[1].

Московский Художественный театр

В 1909 году Вахтангов решил получить профессиональное театральное образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь преподавали преимущественно артисты театра: Александр Адашев и Василий Лужский, Николай Александров и Василий Качалов. Они обучали молодых актёров по методикам Константина Станиславского[1].

Евгений Вахтангов хотел стать режиссёром, и Константин Станиславский вскоре стал выделять его из остальных учеников. Он назначил Вахтангова главным помощником по работе с молодыми актёрами. Вдохновлённый методикой Станиславского, Евгений Вахтангов мечтал создать актёрскую студию[1].

Новаторская студия Евгения Вахтангова

Вахтангов, Евгений Багратионович — «Сверчок на печи», Текльтон

В 1912 году вместе с Леопольдом Сулержицким они открыли Первую студию МХТ, в которой начал преподавать Евгений Вахтангов. Одновременно Вахтангов работал в других московских театральных школах, среди которых особое место занимала Студенческая драматическая студия. Её создали в 1913 году пять студентов из разных московских университетов. Через год начинающие актёры пригласили Вахтангова в качестве преподавателя и режиссёра[1].

Сначала собственного помещения у Студенческой драматической студии не было, участники собирались, то в комнатах студентов, то в ресторанах, то в пустых кинотеатрах. Репетиции проходили, в основном ночью, так как днём Евгений Вахтангов занимался с 1-й студией МХТ, а студенты — учились и работали[1].

Свою первую постановку — «Усадьбу Ланиных» — Студенческая студия представила в 1914 году. Премьера спектакля вызвала бурю негодования. Критики язвительно писали о детской беспомощности начинающих актёров, о жалкости театральных декораций, о несостоятельности режиссёра Вахтангова. Станиславский же так разозлился на Вахтангова за самодеятельность и провал «Усадьбы Ланиных», что запретил ему преподавать вне стен МХТ и 1-й Студии. Однако занятия в Студенческой студии не прекратились, а проходили теперь в строжайшей тайне. Для своих учеников Вахтангов нанимал лучших педагогов-новаторов, несмотря на бедность студии[1].

Постепенно Евгений Вахтангов обрёл собственное понимание театра. В спектаклях он стремился подчеркнуть условность происходящего на сцене, поэтому, например, классические театральные костюмы вахтанговцы надевали поверх современной одежды. А чтобы усилить эту идею, артисты надевали их прямо на сцене. В считанные секунды из актёров они перевоплощались в персонажей пьесы. Для декораций использовали обычные бытовые предметы, которые обыгрывались с помощью света и тканевых драпировок[1].

В 1917 году студенческая студия вышла из «подполья» и стала называться Московской драматической студией Евгения Вахтангова. В этом же году Вахтангов тяжело заболел, однако работать он стал ещё больше и усерднее. «Первая студия, вторая студия, моя студия, еврейская студия „Габима“, студия Гунст, народный театр, пролеткульт, художественный театр, урок, спектакль ноябрьских торжеств — вот десять учреждений, где меня рвут на части», — писал Евгений Вахтангов[1].

Деятельность Вахтангова

Евгений Вахтангов (1918)

После революции 1917 года авангардному театру Вахтангова стало тяжело находить общий язык с новым зрителем — «первобытным в отношении искусства». Режиссёр решил присоединиться к театру Константина Станиславского. В 1920 году студия Вахтангова стала частью Московского Художественного театра, и получила название Третья студия[1].

Уже через год у Третьей студии МХТ появилось собственное здание театра. В честь открытия артисты дали спектакль «Чудо святого Антония» по одноимённой комедии Мориса Метерлинка. Это стало вторым обращением вахтанговцев к этой пьесе, и в этот раз Вахтангов поставил спектакль в традициях гротескного театра. Он писал: «Бытовой театр должен умереть. „Характерные“ актёры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск — трагический, комический»[1].

Болезнь и смерть Вахтангова

В 1910-х годах Евгений Багратионович ощущает первые тревожные толчки болезни — язвы желудка. Летом 1915 года, после гастролей Первой студии, Вахтангов вместе с Надеждой и сыном Серёжей отдыхал в Евпатории. Вскоре дачи и курорты сменились больницами, отдых с весёлыми играми — лечением и хирургическими операциями[2].

Поглощённый работой в нескольких студиях, за своим здоровьем Вахтангов почти не следил: одно время занимался гимнастикой йогов и соблюдал диету, но затем нарушил режим: непрерывно курил и засиживался после спектаклей на театральных вечеринках[1].

Могила режиссёра Евгения Вахтангова на Новодевичьем кладбище Москвы

В декабре 1921 года по настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова появились особенно сильные боли. Консилиум собирался в театре на Арбате. Врачи вынесли приговор — рак, но от больного это скрыли. 31 января 1922 года состоялась премьера «Гадибука», а 13 февраля Вахтангов в последний раз вышел на сцену — сыграл Фрэзера в «Потопе». Доктор сообщила Надежде Михайловне, что её мужу осталось жить не более двух-трех месяцев. Однако вплоть до 16 февраля Вахтангов репетировал новую роль — мастера Пьера в пьесе Н.Бромлей «Архангел Михаил»[2].

Вернувшись домой после очередной репетиции спектакля «Принцесса Турандот», Вахтангов слёг и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. Восхищенный работой своего ученика, Станиславский лично выразил своё признание Вахтангову: «То, что я видел, талантливо, своёобразно и, что самое главное, жизнерадостно! <…> А успех блистательный. Молодёжь очень выросла»[1].

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Вахтангова. Он умер 29 мая 1922 года. Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище[1].

«Принцесса Турандот»

Легендарный спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году, стал на долгие годы символом театра. Изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту. Именно эта постановка во многом определила импровизационный стиль театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский, А. А. Орочко, О. Н. Басов, Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов и другие. Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, К. С. Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного»[3].

Заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Шверубович в своей книге «О старом Художественном театре» с восторгом пишет о спектакле: «В восьмом ряду (МХТ) были оставлены места для всех нас. Это был первый спектакль, виденный нами в Москве после трёхлетнего отсутствия. Какое счастье, что наше восприятие новой для нас Москвы, нового советского театра началось с этого изумительного спектакля! В нём была вся свежесть, вся бесконечная талантливость, тонкость и чистота, присущие русскому искусству. Чистота мысли, чистота чувств… Это бескорыстная, искренняя игра в театр, игра детей, в которой каждый ребёнок неповторимо гениален. И в то же время это был самый „европейский“ спектакль из всех, виденных в Европе. Как изумительно изящен и элегантен был Завадский, с какой утончённо мужественной грацией носил он фрак! Куда венским и берлинским театральным „фатам“ и „героям-любовникам“!.. А прелестная женственность Мансуровой, а платья Ламановой, ведь они были не то что модны, они были впереди европейской моды. Могли ли мы думать, что юноши здесь умеют так благородно носить фраки, а девушки — „туалеты“? А милая, полудетская прелесть дзанни… До чего же это было хорошо!»[3].

Семья

Надежда Михайловна Вахтангова (дев. Байцурова) жена Вахтангов, 1905
  • Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов (?—1921 год), армянин, христианин Армянской Апостольской церкви.
  • Мать — Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная.
  • Сестра — Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (?—1923 год), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского.
  • Сестра — Нина Богратионовна Вахтангова (18871967 годы) .
  • Жена (с 1905 по 1922 год) — Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова) (30 ноября 1885 — 8 марта 1968 годы). Познакомились в 1901 году во Владикавказе, обвенчались осенью 1905 года в Москве. Участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.
    • Сын — Сергей Евгеньевич Вахтангов (19071987 годы), архитектор.
      • Внук — Евгений Сергеевич Вахтангов (19422018 годы), живописец и сценограф.

Работы Вахтангова

Роли в кино

  • Когда звучат струны сердца — Жан Мартин, 1914 год.
  • Великий Магараз — Забрежнев, 1915 год.
  • «Сверчок на печи» — Текльтон, 1915 год.
  • «Хлеб» (короткометражный),1918 год.

Актёр

  • «Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган.
  • «Синяя птица» Метерлинка — Сахар.
  • «Гамлет» Шекспира — Второй актёр.
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут.
  • «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева, 1913 год.
  • «Праздник мира Гауптмана», 1913 год.
  • «Николай Ставрогин», 1913 год.
  • «Мысль» Андреева — Крафт, 1914 год.
  • «Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914 год.
  • «Каменный гость» — Гость у Лауры, 1915 год.
  • «Потоп» Х. Бергера — Фрезер, 1915 год.

Режиссёр

Театр им. Евг. Вахтангова

После смерти Вахтангова многие гадали, выживет ли без него Студия. Третьего сентября 1922 года был избран новый художественный совет, в который вошли: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов[4].

Один за другим ученики Вахтангова стали пробовать свои силы в режиссуре.

Главные режиссёры театра после Е. Б. Вахатангова:

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Евгений Вахтангов. Культура.РФ. Дата обращения: 11 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Евгений Вахтангов. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 19 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Принцесса Турандот (1922). Театр им. Евг. Вахтангова. Дата обращения: 16 июня 2024.
  4. История театр. Театр им. Евг. Вахтангова. Дата обращения: 16 июня 2024.