Ламанова, Надежда Петровна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Надежда Петровна Ламанова
Надежда Ламанова фото Карелина.jpg
Дата рождения 14 (26) декабря 1861
Место рождения Шутилово, Нижегородская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 октября 1941
Место смерти Москва,  СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Род деятельности кутюрье, художница по костюмам
Супруг(а) Андрей Каютов
Награды и премии

Поставщица Двора Его Императорского Величества Елизаветы Фёдоровны (1898)
Поставщица Двора Его Императорского Величества Александры Фёдоровны (1904)
Гран-при международной выставки в Париже (1925 г.)
диплом Государственной Академии [удожественных Наук

Автограф Nadezhda Lamanova signature.png

Надежда Петровна Лама́нова (Каютова) — (14 [26] декабря 1861, Шутилово, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 октября 1941, Москва, СССР) — российский и советский модельер, художница театрального костюма[1].

Биография

Надежда Петровна родилась 14 (26) декабря 1861 года в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Она была старшей дочерью Петра Михайловича Ламанова, подполковника Белорусского гусарского полка, и его супруги Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, берёт своё начало от помещиков Великолужского уезда XVII века[2].

После окончания гимназии училась в школе кройки и шитья Ольги Суворовой в Москве. После обучения она стала работать «моделистом» в модном ателье мадам Войткевич, которое одевало московских красавиц. В частности, актрису Марию Ермолову[3].

Ателье Ламановой

После года работы у Войткевич Надежда Ламанова решила открыть своё дело. Перед началом работы она долго изучала внутренний мир клиентки, общалась с моделью за чаем. Затем модельер не вымеряла и не чертила на бумаге будущий фасон платья. Всё рождалось на глазах модели, которую она «лепила», обволакивая складками ткани. Моделям приходилось очень тяжело во время примерок. В мастерской всегда наготове стояла склянка с нюхательной солью на случай, если заказчица упадёт в обморок.

Марина Цветаева о ней писала:

«Ты богиня — мраморная.

Нарядить — от Ламановой!

Не гляди, что мраморная —

Всем бока наламываем![4]»

Среди клиентов Ламановой были состоятельные дамы, в том числе из императорской семьи. Вскоре её безупречное качество работы и оригинальные дизайнерские решения оценили и в богемных кругах. Наряды императрицы, сшитые в мастерской Ламановой, хранятся в коллекциях российских музеев, например, в Эрмитаже[3].Заработав достаточный капитал, в 1908 году было построено здание на Тверском бульваре для ателье.

Наряды, придуманные Ламановой, были не только красивыми, но и удобными. Одной из первых в России она выступала против ношения корсетов[3].

Театральная деятельность

В 1901 году Константин Сергеевич Станиславский, друг семьи Надежды Петровны, пригласил её в Московский Художественный театр. Она должна была создать костюмы для спектаклей «В мечтах» и «Вишнёвый сад».

Сотрудничество Надежды Ламановой с МХАТ продолжалось сорок лет. Она не только создавала костюмы для своих спектаклей, но и работала над эскизами известных художников, таких как Лев Бакст и Александр Головин. Её костюмы были настолько точными и удобными для актёров, что заменить её было почти невозможно.

Актёры и зрители были в восторге от её работы. Константин Станиславский называл Надежду Ламанову «Шаляпиным от моды».

В 1921 году она начала работать в театре имени Вахтангова[2].

Работы Ламоновой в театре и кино

  • Театр им. Вахтангова: «Принцесса Турандот» (костюмы менялись каждые 1-2 года), «Зойкина квартира», «Дочь русского актёра», «На крови», «Марион де Лорм», «Коварство и любовь», «Егор Булычёв», «Достигаев и др.», «Зависть», «Гамлет», «Человеческая комедия», «Флорисдорф», «Много шума из ничего», «Без вины виноватые».
  • Студия им. Грибоедова: «Сон в летнюю ночь».
  • Театр Революции: «Инга».
  • Театр Габима: «Голлам», «Сон Якова», «Потоп».
  • Драмбалет: «Сказка города».
  • Театр имени Станиславского: «Борис Годунов», «Золотой петушок», «Севильский цирюльник», «Кармен».
  • Театр Сатиры: «Меркурий».
  • Еврейский театр: «Дантист».
  • Театр имени Завадского: «Волки и овцы».
  • Студия Хмелева: «Не было ни гроша».
  • Театр Красной Армии: «Васса Железнова», «Последняя жертва», «Мещане», «Господа офицеры», «Слава», «Волки и овцы», «Банкир».
  • МХАТ (после 1932 года в качестве консультанта по костюму и конструктора и работала для спектаклей): «Женитьба Фигаро» (костюмы по эскизам Головина), «Хозяйка гостиницы», «Таланты и поклонники», «Слуга двух господ», «Воспитанница», «Егор Булычев», «Пиквикский клуб», «Гроза», «Реклама», «Мольер», «Анна Каренина», «Борис Годунов» и другие

Надежда Петровна Ламанова стала одним из первых художников по костюму в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».

Жизнь после 1917 года

Надежда Ламанова. В. Серов (1911)

Надежда Ламанова решила остаться в России после Октябрьской революции, несмотря на все трудности. Она продала свой дом, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом своего ателье, и вложила деньги в Народный банк. В 1919 году была арестована и два месяца провела в Бутырской тюрьме. Её выпустили благодаря протекции М.Горького. Надежда Петровна продолжила работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавляя учебно-производственную мастерскую современного костюма. Она также работала инструктором по художественному моделированию, организовывала выставки и с 1922 года была членом Академии художественных наук.

Надежда Ламанова смогла адаптироваться к переменам в стране. Она посвятила себя созданию одежды для широких слоев населения, работала инструктором по художественной промышленности и разрабатывала учебные программы. Её коллекции были представлены на международных выставках в Париже, Лейпциге и Нью-Йорке. В 1925 году её модели из русских полотенец на Всемирной выставке в Париже получили Гран-при.

Несмотря на лишения избирательных прав и другие препятствия, Надежда Ламанова продолжала работать .

Н. П. Ламанова. Модели женских платьев на Всемирной выставке в Париже (1925)

[2][3].

Ламанова и Мухина

Ещё до революции Вера Мухина рисовала эскизы костюмов и декораций для Камерного театра, а в 1920-х годах она познакомилась с Надеждой Ламановой. Вместе они создали альбом «Искусство в быту» с моделями практичной одежды.

В том же 1925 году Мухина и Ламанова участвовали во Всемирной выставке в Париже. После Гражданской войны лёгкая промышленность была в упадке, поэтому им приходилось работать с простыми материалами (льняные, хлопчатобумажные ткани и природный материал для декорирования). Их модели в народном стиле получили Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением»[3].

Личная жизнь

Андрей Павлович Каютов (конец 1880-х — 1990-й года)

Надежда Ламанова была замужем за юристом Андреем Павловичем Каютовым, впоследствии возглавившего московское отделение страхового общества «Россия»[2]. Детей у них не было. Умерла в 1941 году[3].

Похоронена Надежда Петровна Ламанова в Москве, на 3-м участке Ваганьковского кладбища.

Примечания

  1. Ламанова Надежда Петровна. Узнай Москву. Дата обращения: 12 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Биография Надежды Петровны Ламановой. Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой. Дата обращения: 12 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Надежда Ламанова — кутюрье императорской семьи. Культура.РФ. Дата обращения: 12 июня 2024.
  4. Архитектор моды. Нижегородская земля. Дата обращения: 16 августа 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!