Ламанова, Надежда Петровна
Надежда Петровна Ламанова | |
---|---|
Дата рождения | 14 (26) декабря 1861 |
Место рождения | Шутилово, Нижегородская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 15 октября 1941 |
Место смерти | Москва, СССР |
Гражданство | Российская империя СССР |
Род деятельности | кутюрье, художница по костюмам |
Супруг(а) | Андрей Каютов |
Награды и премии |
Поставщица Двора Его Императорского Величества Елизаветы Фёдоровны (1898) |
Автограф |
Надежда Петровна Лама́нова (Каю́това) (14 [26] декабря 1861, Шутилово, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 октября 1941, Москва, СССР) — российский и советский модельер, художница театрального костюма[1].
Биография
Надежда Петровна родилась 14 (26) декабря 1861 года в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Она была старшей дочерью Петра Михайловича Ламанова, подполковника Белорусского гусарского полка, и его супруги Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, берёт своё начало от помещиков Великолужского уезда XVII века[2].
После окончания гимназии училась в школе кройки и шитья Ольги Суворовой в Москве. После обучения она стала работать «моделистом» в модном ателье мадам Войткевич, которое одевало московских красавиц. В частности, актрису Марию Ермолову[3].
Ателье Ламановой
После года работы у Войткевич Надежда Ламанова решила открыть своё дело. Перед началом работы она долго изучала внутренний мир клиентки, общалась с моделью за чаем. Затем модельер не вымеряла и не чертила на бумаге будущий фасон платья. Всё рождалось на глазах модели, которую она «лепила», обволакивая складками ткани. Моделям приходилось очень тяжело во время примерок. В мастерской всегда наготове стояла склянка с нюхательной солью на случай, если заказчица упадёт в обморок.
Марина Цветаева о ней писала:
«Ты богиня — мраморная.
Нарядить — от Ламановой!
Не гляди, что мраморная —
Всем бока наламываем![4]»
Среди клиентов Ламановой были состоятельные дамы, в том числе из императорской семьи. Вскоре её безупречное качество работы и оригинальные дизайнерские решения оценили и в богемных кругах. Наряды императрицы, сшитые в мастерской Ламановой, хранятся в коллекциях российских музеев, например, в Эрмитаже[3].Заработав достаточный капитал, в 1908 году было построено здание на Тверском бульваре для ателье.
Наряды, придуманные Ламановой, были не только красивыми, но и удобными. Одной из первых в России она выступала против ношения корсетов[3].
Театральная деятельность
В 1901 году Константин Сергеевич Станиславский, друг семьи Надежды Петровны, пригласил её в Московский Художественный театр. Она должна была создать костюмы для спектаклей «В мечтах» и «Вишнёвый сад».
Сотрудничество Надежды Ламановой с МХАТ продолжалось сорок лет. Она не только создавала костюмы для своих спектаклей, но и работала над эскизами известных художников, таких как Лев Бакст и Александр Головин. Её костюмы были настолько точными и удобными для актёров, что заменить её было почти невозможно.
Актёры и зрители были в восторге от её работы. Константин Станиславский называл Надежду Ламанову «Шаляпиным от моды».
В 1921 году она начала работать в театре имени Вахтангова[2].
Работы Ламоновой в театре и кино
- Театр им. Вахтангова: «Принцесса Турандот» (костюмы менялись каждые 1-2 года), «Зойкина квартира», «Дочь русского актёра», «На крови», «Марион де Лорм», «Коварство и любовь», «Егор Булычёв», «Достигаев и др.», «Зависть», «Гамлет», «Человеческая комедия», «Флорисдорф», «Много шума из ничего», «Без вины виноватые».
- Студия им. Грибоедова: «Сон в летнюю ночь».
- Театр Революции: «Инга».
- Театр Габима: «Голлам», «Сон Якова», «Потоп».
- Драмбалет: «Сказка города».
- Театр имени Станиславского: «Борис Годунов», «Золотой петушок», «Севильский цирюльник», «Кармен».
- Театр Сатиры: «Меркурий».
- Еврейский театр: «Дантист».
- Театр имени Завадского: «Волки и овцы».
- Студия Хмелева: «Не было ни гроша».
- Театр Красной Армии: «Васса Железнова», «Последняя жертва», «Мещане», «Господа офицеры», «Слава», «Волки и овцы», «Банкир».
- МХАТ (после 1932 года в качестве консультанта по костюму и конструктора и работала для спектаклей): «Женитьба Фигаро» (костюмы по эскизам Головина), «Хозяйка гостиницы», «Таланты и поклонники», «Слуга двух господ», «Воспитанница», «Егор Булычев», «Пиквикский клуб», «Гроза», «Реклама», «Мольер», «Анна Каренина», «Борис Годунов» и другие
Надежда Петровна Ламанова стала одним из первых художников по костюму в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».
Жизнь после 1917 года
Надежда Ламанова решила остаться в России после Октябрьской революции, несмотря на все трудности. Она продала свой дом, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом своего ателье, и вложила деньги в Народный банк. В 1919 году была арестована и два месяца провела в Бутырской тюрьме. Её выпустили благодаря протекции М.Горького. Надежда Петровна продолжила работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавляя учебно-производственную мастерскую современного костюма. Она также работала инструктором по художественному моделированию, организовывала выставки и с 1922 года была членом Академии художественных наук.
Надежда Ламанова смогла адаптироваться к переменам в стране. Она посвятила себя созданию одежды для широких слоев населения, работала инструктором по художественной промышленности и разрабатывала учебные программы. Её коллекции были представлены на международных выставках в Париже, Лейпциге и Нью-Йорке. В 1925 году её модели из русских полотенец на Всемирной выставке в Париже получили Гран-при.
Несмотря на лишения избирательных прав и другие препятствия, Надежда Ламанова продолжала работать .
Ламанова и Мухина
Ещё до революции Вера Мухина рисовала эскизы костюмов и декораций для Камерного театра, а в 1920-х годах она познакомилась с Надеждой Ламановой. Вместе они создали альбом «Искусство в быту» с моделями практичной одежды.
В том же 1925 году Мухина и Ламанова участвовали во Всемирной выставке в Париже. После Гражданской войны лёгкая промышленность была в упадке, поэтому им приходилось работать с простыми материалами (льняные, хлопчатобумажные ткани и природный материал для декорирования). Их модели в народном стиле получили Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением»[3].
Личная жизнь
Надежда Ламанова была замужем за юристом Андреем Павловичем Каютовым, впоследствии возглавившего московское отделение страхового общества «Россия»[2]. Детей у них не было. Умерла в 1941 году[3].
Похоронена Надежда Петровна Ламанова в Москве, на 3-м участке Ваганьковского кладбища.
Примечания
- ↑ Ламанова Надежда Петровна . Узнай Москву. Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Биография Надежды Петровны Ламановой . Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой. Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Надежда Ламанова — кутюрье императорской семьи . Культура.РФ. Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ Архитектор моды . Нижегородская земля. Дата обращения: 16 августа 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Родившиеся 26 декабря
- Родившиеся в 1861 году
- Родившиеся в Нижегородской губернии
- Умершие 15 октября
- Умершие в 1941 году
- Умершие в Москве
- Персоналии по алфавиту
- Персоналии:Московский Художественный театр
- Деятельницы культуры Серебряного века
- Художницы русского авангарда
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи