Чехов, Михаил Александрович
Михаил Александрович Чехов | |
---|---|
| |
Дата рождения | 29 августа 1891 |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 30 сентября 1955 |
Место смерти | Беверли-Хиллз, Калифорния, США |
Гражданство | США |
Профессия | актёр, театральный педагог, кинорежиссёр |
Годы активности | 1912—1955 |
Театр | МХТ, МХАТ 2-й |
Награды |
Михаил Александрович Чехов (17 [29] августа 1891, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1955, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — русский, советский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1924). Автор известной книги «О технике актёра»[1].
Биография
Родился 17 (29) августа 1891 года в Петербурге. Племянник А. П. Чехова, сын его старшего брата, Александра Павловича.
В 1907 году поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одним из его наставников был Борис Глаголин. По окончании школы в 1910 году был принят в труппу Суворинского театра[1]. В 1912 году приглашён К. С. Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение. На сцене исполнил несколько эпизодических ролей, был введён на роли Епиходова в «Вишнёвом саде» и Вафли в «Дяде Ване»[1].
В 1918 году создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Штайнера и А. Белого).
Работал в Первой студии МХТ под руководством Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова[2]. В это же время Михаил Чехов начинает проявлять интерес к киноискусству. Его карьера в кино началась с роли Михаила Фёдоровича Романова в кинокартине «Трёхсотлетие царствования дома Романовых»[3].
В 1921 году играл Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора» (реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В истории русского театра М. А. Чехов считается одним из лучших создателей этого образа. В 1922 году стал во главе Первой студии, которая в 1924 году была преобразована в МХТ-2.
В 1928 году уехал в Германию. Чехов уезжал из Советской России в поисках свободы, необходимой для воплощения театрального учения, оформившегося впоследствии в «школу Чехова»[1]. В 1929—1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене европейских драматических театров[2].
В 1932 году Чехов открыл собственную театральную студию в Риге. Именно в этой студии он начал практику обучающих мастер-классов, стратегии и техники, которые в дальнейшем изложил в своей книге «О технике актёра». Работал актёром и режиссёром в театрах Сигулды, Риги, Каунаса. Государственный переворот в Латвии в 1934 году заставляет его покинуть страну. Спустя два года Михаил Чехов открывает свою студию уже в Лондоне[3].
С 1939 года жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли многие голливудские звезды и называли её «кузницей театральных талантов». Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» А. Хичкока.
Написал книгу «О технике актёра»[2].
Последний период своей жизни (1942—1955 годы) Чехов провёл в Голливуде, где снялся в 11 фильмах, в основном в ролях добросердечных стариков. В своих письмах к М. Добужинскому актёр признавался, что он окончательно разочаровался в системе голливудских студий и их образе жизни. Сам Чехов жил в уединении в небольшом коттедже на берегу океана с женой Ксенией и собаками[1].
Умер в Лос-Анджелесе в районе Беверли-Хиллз 30 сентября 1955 года.
Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде[2].
Личная жизнь
Михаил Александрович Чехов был женат два раза. Первой его супругой в 1914 году стала тогда только начинающая талантливая актриса Ольга Константиновна Чехова (племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, супруги Антона Павловича Чехова). Актриса с яркой карьерой и жизнью полной загадок. В недолгом трёхлетнем браке у пары родилась дочь — Ольга, впоследствии ставшая немецкой актрисой выступавшая под псевдонимом Ады Чеховой[3].
Со второй супругой Ксенией Циллер Михаил Александрович прожил до самой кончины.
Творческая и преподавательская деятельность М. Чехова
В чеховских перевоплощениях всегда было преувеличение, гротескное заострение и гротескное же сведение полюсов — смешного и ужасного, комедии и трагедии. Его дар не признавал жанровых рамок. Психологическая трактовка характера казалась Чехову ограниченной. Не всматриваясь в жизненные подробности, он поразительно естественно, с щемящей узнаваемостью умел играть то, что можно бы назвать «жизнью человеческой души». Но в роли он искал не психологическое «зерно», а внутреннюю «идею», ценность которой универсальна[1].
Чехов актёр стремился к гармонии. Он находил и достигал её на сцене, в своих ролях. Огромный опыт и самоанализ привели его к мысли о том, что в лучших актёрских работах эмоциональное и рациональное находятся в различных и сложных пропорциях, сотрудничестве, но, что самое важное, в результате они стремятся к гармонии и обретают её[3].
«Техника актёра»
Книга Чехова «О технике актёра» это практическое пособие по актёрскому мастерству, книга, в которой Михаил Чехов подробно рассказывает о своей актёрской системе. Это результат изучения и анализа творческих процессов, техник и методов работы режиссёров и актёров многих стран, школ и направлений. В книге «О технике актёра» Чехов развил своё понимание роли «фантазии», «атмосферы», по-новому преподнёс тему взаимоотношений образа и актёра, описал понятия «центр», «психологический жест»[3].
Система Чехова и Станиславского: различия
Отличия между системами преподавания есть. Для Станиславского образ — результат всей работы, если она была успешной. Для Чехова образы — ежедневный материал работы[4]. Михаил Чехов видел свою задачу в формировании артиста-творца.
Чеховская система предполагает, что актёр изображает переживания героя на основе своего творческого воображения, а система Станиславского подразумевает вживание в образ с реальными переживаниями актёром тех эмоций, которые заложены в роли.
Театральные работы
Первая студия МХАТ и Московский художественный театр (второй):
- «Гибель „Надежды“» Г. Хейсманса 1913 год — Кабус.
- «Праздник мира» Г. Гауптмана 1913 год — Фрибе.
- «Сверчок на печи» (по Чарльзу Диккенсу) 1914 год — Калеб.
- «Потоп» Ю. Х. Бергера 1915 — Фрезер.
- «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира 1917 год — Мальволио.
- «Гамлет» Уильяма Шекспира 1924 год— Гамлет.
- «Смерть Иоанна Грозного».
- «Дон Кихот».
Второй период (игра в Первой студии):
- «Эрик XIV» А. Стринберга 1921 год — Король Эрик.
- «Архангель Михаил» Н. Н. Бромлей 1922 год — мастер Пьер.
Период 1924—1928 годы — Вторая студия:
- «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет.
- «Петербург» А. Белого 1925 год — Сенатор Аблеухов.
- «Дело» А. В. Сухово-Кобылина" 1927 год — Муромский.
- «Ревизор» (МХАТ) Н. В. Гоголь 1921 год— Хлестаков.
Последние выступления на русской сцене:
- «Дело» А. В. Сухово-Кобылина" в Москве в мае 1928 год— Муромский.
- «Сверчок на печи» (по Ч.Диккенсу) в Ленинграде 25 июня 1928 год— Калеб.
Работа в Германии:
- «Артисты» Уоттерс и Хопкинс, 1928 год.
- «Юзик» О. Дымова.
- «Фея» Фриц фон Унру.
- «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 1930 год.
- «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркин
Работа во Франции
Театр Ателье:
- «Эрик XIV» А. Стринберга.
- «Потоп» Ю. Х. Бергера.
- «Двенадцатая ночь» У. Шекспира.
- «Гамлет» У. Шекспира.
- Вечер Чеховских рассказов.
Театр Авеню:
- Пантомима по мотивам русских сказок «Дворец пробуждается» — роль Ивана-царевича.
Работа в Латвии и Литве
Национальный театр:
- «Эрик XIV» А. Стринберга.
- «Двенадцатая ночь» У. Шекспира.
- «Гамлет» У. Шекспира.
- «Смерть Иоанна Грозного».
Литовский государственный театр:
- «Двенадцатая ночь» У. Шекспира.
- «Гамлет» У.Шекспира.
Гастроли в Риге:
- «Ревизор» Н. В. Гоголь.
- «Потоп» Ю. Х. Бергера.
- Чеховские рассказы.
- «Село Степанчиково» Ф. М. Достоевский — Фома Опискин 1932 (Русская драма).
- «Парсифаль» Р. Вагнера 1934 (Национальная опера в Риге).
Работа в США и Голливуде:
- «Бесы» по Ф. М. Достоевскому пьеса Г. С. Жданова.
- «Двенадцатая ночь».
- «Сверчок на печи».
- сказка-фантазия для детей «Склочник-лицемер».
- «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
Призы и награды
- Номинация на «Оскар» (1945 год).
- Лучший актёр второго плана («Завороженный»).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Михаил Александрович Чехов . Московский художественный театр им. А П. Чехова. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Михаил Чехов . Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Михаил Александрович Чехов . Театр "Модерн". Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Сравнение систем К.С. Станиславского и М.А. Чехова по С.Ю. Юрскому . Vikent.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
Литература
- Чехов М. «О системе Станиславского», «О технике актёра». — Москва: АСТ, 2022. — 288 с.
- Чехов М. А. Уроки профессионального актёра: На основе записей уроков, собранных и составленных Л. Х. Дюпре / Под ред. Д. Х. Дюпре; пер. с англ. М. И. Кривошеева. — М.: ГИТИС, 2011. — 165 с. — ISBN 978-5-91328-112-8.
- Чехов М. А. Воспоминания. Письма. — М.: Локид, 2001. — 668 c. — ISBN 5-320-00401-X.
- Чехов М. Об искусстве актёра. — М.: Искусство, 1999. — 271 с. — ISBN 978-5-210-01416-0.
- Чехов М. А. Путь актёра: Жизнь и встречи. — М.: АСТ; Хранитель,, 2007. — 554 с. — ISBN 978-5-17-043665-1.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Заслуженные артисты РСФСР
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 29 августа
- Родившиеся в 1891 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 30 сентября
- Умершие в 1955 году
- Умершие в Беверли-Хиллз
- Актёры по алфавиту
- Актёры Российской империи
- Актёры США
- Актёры XX века
- Педагоги по алфавиту
- Театральные педагоги Российской империи
- Театральные педагоги США
- Театральные педагоги XX века
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту