Леонид Николаевич Андреев сравнительно поздно обратился к драматургии, его первые пьесы появились в печати и на сцене в годы Первой русской революции, каждое новое произведение которого с интересом встречалось в читательских кругах и вызывало полемику у критиков.
Леонид Андреев
Большая часть драматического наследия Л. Андреева — это попытка превратить драму в средство анализа и толкования основных мировоззренческих проблем и заставить зрителей вместе с действующими лицами напряжённо искать пути их решения. Откликаясь на запрос эпохи, Леонид Николаевич задумал создать цикл драм, посвящённых жизни человека и человечества. Андреев, делясь своим замыслом, писал Викентию Викентиевичу Вересаеву[2]:
Вопрос об отдельных индивидуальностях как-то исчерпан, отошёл, хочется все эти разношёрстные индивидуальности так или иначе, войною или миром, связать с общим, человеческим
«Жизнь Челоека» является первою в цикле пьес, связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи. За «Жизнью Человека» идёт «жизнь человеческая», которая будет изображена в 4 пьесах: «Царь Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек». Таким образом «Жизнь Человека» является необходимым вступлением, как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение».
Однако в своём первоначальном варианте замысел так и не был осуществлён. Писатель после «Жизни Человека» написал только пьесу «Царь Голод», но и это вызвало цензурное преследование.
Драма «Жизнь Человека» была закончена в 1906 году после смерти Александры Михайловны Велигорской — любимой жены, человека, духовно-близкого Леониду Андреева. Последнюю картину пьесы он писал в доме, где молодая женщина мучилась от тяжелейшей послеродовой болезни[4]. Над произведением писатель работал в Берлине в сентябре-октябре 1906 года, одновременно писал рассказ «Елеазар». Пьеса навсегда осталась для Андреева совершенно особым, личностным произведением. Завещая рукопись старшему сыну Вадиму, он сопроводил её запиской[5]:
Эту рукопись я завещаю после моей смерти Вадиму. Это последняя, над работой в которой принимала участие его мать.... По её настоянию и при её непосредственной помощи я столько раз переделывал «Бал». Когда ночью, ей сонной, я читал молитвы матери и отца, она так плакала, что мне стало больно.
Закончив пьесу, Андреев разослал авторизованные копии Максиму Горькому, Николаю Телешову для чтения на очередном заседании кружка писателей-реалистов «Среда» и старому знакомому по работе в газете «Курьер» Г. И. Чулкову, создавшему сборники «Факелы». Леониду Николаевичу хотелось знать мнение разных людей о написанной им пьесе. Одним из первых на пьесу откликнулся Алексей Максимович Горький, отметивший удачные и не совсем стороны пьесы: Горький отмечает, что Андреев отдалил своего героя от действительности, тем самым лишив его трагизма, плоти и крови.
Кроме личной драмы, на написание пьесы повлияли и исторические события — поражение Российской империи в Русско-японской войне и переоценка Андреевым событий первой русской революции. В работе над произведением Леонид Николаевич испытывал некоторые трудности, он признавался в письме к В. И. Немировичу-Данченко[6]:
Скажу откровенно, сам я недоволен «Жизнью человека». Приходилось положительно идти ощупью, мысль упрямо сбивалась на старое, привычное, и минутами не было никакой возможности разобраться, хорошо ли ты делаешь или дурно. В самом процессе работы развивалась и выяснялась форма, и только оканчивая пьесу, понял я сам её сущность… Пусть это будет первым опытом
Александр Блок видел в пьесе Андреева яркое доказательство того, что «Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обречённое тлению, но чудесный феникс»[7].
Направление, жанр
Сам Леонид Николаевич Андреев определил жанр своего произведения как «представление в пяти картинах с прологом». Создав пьесу «Жизнь Человека», Леонид Андреев писал[8]:
Придумал «Жизнь Человека», некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут. Хочу реформировать драму.
Писателю требовалась простота, ясность, доходчивость и обобщённость. И он нашёл эти качества в синтезе новой драмы с формами народного и античного искусства. Так появился жанр пьесы-притчи, в которых соединились назидательность и философичность. Леонид Андреев свёл к античной простоте столкновения человека с судьбой. И пьеса «Жизнь Человека», лишившись полнокровности реализмаXIX века, приобрела взамен отчётливость основной мысли: человек только в борьбе утверждает себя, его место в истории определяется верностью общечеловеческим идеалам. Драма XIX века обычно изображала какой-либо отрезок человеческой жизни, биографическое событие одного героя или группы людей. Задача же «Жизни Человека», по мнению Андреева, была принципиально другой: ему нужна была вся жизнь человека в её основных этапах, так как жизнь человеческая драматична от рождения до смерти. Писателю нужно показать, как ничтожно то, во имя чего порой идут на преступления, продают свой талант, изменяют своим убеждениям, перестают бороться с неприятностями и стремиться к лучшему. Драматург хотел показать, что почти на каждом жизненном этапе перед человеком стоит выбор: пойти по пути бунта, борьбы или пути смирения, жизни только для себя или жизни для других. Такой замысел противоречил эстетической норме драмы XIX века[9].
Анатолий Васильевич Луначарский обозначил жанр пьесы как метафизическую трагедию, в которой показана зависимость человека от несправедливой судьбы[10]. Пьеса Андреева обладает признаком экспрессионисткой «драмы состояний», характеризующейся композиционным членением на сцены-стадии, обладающие определённой автономностью, независимостью друг от друга. В каждой из них может развиваться свой микросюжет, создаваться своё настроение и колорит[11].
Композиция
Каждая из картин имеет название, которое в целом и определяет её содержание. Картины статичны, одна сменяет другую. Уже в первой картине задана проходящая через всю пьесу борьба света и тьмы, борьба будничного и возвышенного отношения к жизни. Всё действие пьесы строится на постоянном противоборстве этих двух сознаний. Леонид Андреев во всей пьесе создаёт чередование мрачных и светлых актов, специально подчёркивает их колорит. Писатель целенаправленно включает в действие пьесы и другие виды искусств: живопись, музыку, пластику.
Цветовая палитра в пьесе подвижна, каждой картине, описывающей определённый этап жизни, соответствует своя цветовая гамма. Мраком и тьмой начинается первая картина, ярким и тёплым светом окрашена вторая картина, рассказывающая о любви и бедности. Каждая новая картина повествует об определённом этапе в жизни человека и как бы выступает в контрасте с предыдущей. Геометрически правильное помещение, в котором происходит действие — бал — напоминает клетку, короткая в два такта полька, звучащая на балу, под которую старательно танцуют люди-марионетки, создаёт атмосферу бездуховности, обезличенности, преклонения перед богатством Человека.
Каждая картина предваряется экспозицией, роль которой — введение в атмосферу происходящего. Экспозиции построены либо в форме диалога: Старух в 1 картине, Соседей во 2, либо монолога какого-либо персонажа, как, например, в 4 картине служанка рассказывает о том, что Человек опять впал в бедность. Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого раскрывают все картины, и присутствия Некоего в сером. Всё действие на сцене находится Некто в сером и второй безымянный персонаж, который молчаливо стоит в дальнем углу[12].
Пьеса лишена фабулы, композиционно состоит из картин, которые, как мозаика, соединяются в единое целое. Здесь практически нет быта, преобладают символы: свеча, Некто в сером. Кульминационное событие первой картины — рождение Человека — протекает на фоне смотрящей в стёкла окон ночи. Декорации первой картины полностью повторяют декорации Пролога: действие происходит большой глубокой комнате, в которой темно и неподвижно. Действие второй картины — в большой, очень высокой и очень бедной комнате, представляющей вариант копии комнаты Пролога, но имеющей другую цветовую гамму. Декорации третьей картины, где представлена наивысшая точка жизненного пути главного героя, показывает своеобразный диссонанс между мнимым и реальным положением вещей.
Сюжет, тема, проблематика
В центре действия — конфликт Человека и безликого Рока, Судьбы, требующих от него пройти круг предначертаний, который Человек, вставая и падая, преодолевая все горести и потери, проходит до конца. При этом Человек — это не марионетка в руках судьбы, а одинокая, бунтующая и страдающая душа. В пьесе присутствует символ человеческой жизни — свеча, которая загорается при рождении Человека, светится ярко и светло в юности, в зрелости пламя свечи мерцает и бьётся, в старости синеющий огонёк дрожит от холода и бессильно стелется. На протяжении пьесы Человек проходит разные этапы своей жизни: рождение в муках матери, бедная юность, любовь, слава, признание, смерть сына, конец жизни. Читатель, проживая вместе с героем его жизнь, видит, как меняется отношение Человека к жизни, его мысли и слова, тональность его разговора с высшими силами[13]. Вначале жизни молодой Человек-романтик зовёт на бой неизведанное[14]:
Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку…
Но, сломленный скорбью, готов признать в нём божество и стать перед ним на колени, прося о спасении сына. И это смирение отца, его молитва — обращение к Богу, в которого Человек хочет верить. Но Некто в сером равнодушен ко всем мольбам. От былой отваги Человека не остаётся и следа, раньше он не боялся поражения и смерти, а теперь перед лицом смерти сына Человек гибнет нравственно сам. С самого рождения финал Человека предопределён: он живёт по тем страницам, которые предначертаны ему Книгой Судеб[15].
Действующие лица
В пьесе Андреев отказался от индивидуальных характеристик, поэтому действующие лица пьесы не имеют имён, по сцене движутся Человек и его Жена, Родственники и Соседи, Друзья и Враги. Писателю нужен был не конкретный человек, а «человек вообще», не иллюзия реальности, а подчёркнутая условность. Все типы персонажей можно разделить на две группы: есть персонажи единичные, но отдалённые от конкретного, индивидуального, лишённые имени — Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха. Есть персонажи «хоровые», собирательные, в них сконцентрированы собирательные характеристики, нравственные или социальные, группы людей — Родственники, Соседи, Гости на балу. Главная их задача — комментировать события, обстановку, внушать читателю и зрителю определённое настроение. Есть персонаж, несущий в себе символический смысл — Некто в сером.
Важнейший персонаж пьесы Некто в сером, который читает Книгу Судеб. В его руке Свеча, символизирующая человеческую жизнь. Кто этот Некто в сером? Бог? Рок? Судьба? Это не столь важно, важно то, что Человек перед ним бессилен, никакие молитвы не могут спасти его от воли судьбы. Фигура Некто в сером вызвала самое большое количество толкований в критике, Для Андреева это — прежде всего воплощение законов природной необходимости, напоминание о том, что люди — временные жители земли и могут прожить свою жизнь по-разному.
Человек — главный и единственный герой драмы. Только его жизнь интересует драматурга и только в его судьбе читатель может почерпнуть для себя нечто поучительное. Жизнь Человека меняется на разных этапах, меняется и его взгляд. Несмотря ни на что, Человек не подчиняется слепо высшей силе — он бросает ей вызов:
...А ты, я не знаю, кто ты - Бог, дьвол, рок или жизнь, - я проклинаю тебя!...И проклятием я побеждаю тебя!
Жена Человека — красивая, грациозная, нежная женщина, имеющая грустный взгляд. В монологеЖена рассказывает о жизни с Человеком: они бедны, но духовно богаты, они любят друг друга, имеют хороших Соседей, друзей, которые приносят им еду. С улучшением жизни меняется и сама Жена, она, подобно мужу, становится холодной с застывшим взглядом[16].
Цитаты
Вот он — счастливый юноша. Смотрите, как ярко пылает свеча! Ледяной ветер безграничных пространств бессильно кружится и рыскает, колебля пламя, — светло и ярко горит свеча. Но убывает воск, съедаемый огнём. Но убывает воск.
Человек: Нет, я злой! Я злой! Когда я похожу по улице и посмотрю на всё, что нам не принадлежит, у меня отрастают клыки, как у кабана. Ах, как много у меня нет денег!
Так умрёт Человек. Придя из ночи, он возвратится к ночи и сгинет бесследно в безграничности времён, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем.
Приятно иметь таких хороших соседей. их молодость согревает нашу холодную старость, их беззаботность прогоняет наши заботы.
Они говорят, но их не слышно. Вы замечали, как одинок всегда крик человека: все говорят, и их не слышно, а кричит один, и кажется, что всё другое молчит и слушает.
Вот далёким и призрачным эхом пройдёт перед вами, с её скорбями и радостями, быстротечная жизнь Человека.
В ночи небытия вспыхнет светильник, зажжённый неведомой рукою, — это жизнь Человека. Смотрите на пламень его — это жизнь Человека.
Но их комната похожа на тюрьму — она так пуста. — Нет, она похожа на храм: в ней так светло!
Как они бедны! Как они счастливы!
Когда женщина плачет, это всегда позор для мужчины[14]!
Примечания
↑Андреев Л.Н. Драматические произведения в 2 томах. — Ленинград: Искусство, 1989. — Т. 1. — 526 с.
↑Вересаев В. В. Собрание сочинений в пяти томах. — Москва: Правда, 1961. — Т. 5. — С. 409.
↑Андреев Л.Н. Пьесы. — Москва: Искусство, 1959. — С. 563. — 592 с.
↑Басовская Е. Н. Русская литература XX века. Творчество Л.Н. Андреева. — Москва: АСТ-Пресс школа, 2003. — С. 42. — 464 с.
↑Андреев В. Л. Детство. — Москва: Советский писатель, 1963. — С. 13—14.
↑Блок А.А. Собрание сочинений в 9 т. — М. - Л.,: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. 5. — С. 193. — 799 с.
↑Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Русская литература. — Москва: Аванта, 2003. — С. 162. — 688 с.
↑Чирва Ю.Н. О пьесах Леонида Андреева // Искусство : сборник. — 1989. — С. 4—43.
↑Луначарский А. В.Критические этюды. — Ленинград: Книжного сектора ГУБОНО, 1925. — С. 153—170. — 214 с.
↑Хайрулина О. И. «Жизнь Человека» Л. Андреева и «На улице перед дверью» В. Борхерта: опыт сопоставительного анализа // Вестник БГУ : журнал. — 2017. — № 3. — С. 119.
↑ 14,014,1Андреев Л. Н.Жизнь Человека (неопр.). Интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 ноября 2023.
↑Трелле, Н. И. Проблема жизни и смерти в пьесе Л. Н. Андреева «Жизнь человека» // Государство. Общество. Церковь : Материалы международной научной конференции, Владимир, 18 ноября 2020 года. — Владимир: Аркаим, 2020. — С. 275—280.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!