Жизнь Человека

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Жизнь Человека
Жизнь Человека
Жанр драма
Автор Леонид Андреев
Язык оригинала Русский
Дата написания 1906 год
Дата первой публикации 1907 год

Жизнь Человека — драматическое произведение Леонида Николаевича Андреева, представление в 5 картинах с прологом, созданное в 1906 году. Пьеса напечатана в Литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник» в Петербурге в 1907 году. Одновременно пьеса была выпущена отдельной книгой в издательстве И. П. Ладыжникова в Берлине. Впервые была поставлена на сцене Петербургского Драматического театра имени В. Комиссаржевской 22 февраля 1907 года, режиссёр В. Э. Мейерхольд. 12 декабря 1907 года состоялась премьера на сцене МХТа в постановке К. С. Станиславского и Л. А. Сулержицкого[1].

История создания

Леонид Николаевич Андреев сравнительно поздно обратился к драматургии, его первые пьесы появились в печати и на сцене в годы Первой русской революции, каждое новое произведение которого с интересом встречалось в читательских кругах и вызывало полемику у критиков.

Леонид Андреев

Большая часть драматического наследия Л. Андреева — это попытка превратить драму в средство анализа и толкования основных мировоззренческих проблем и заставить зрителей вместе с действующими лицами напряжённо искать пути их решения. Откликаясь на запрос эпохи, Леонид Николаевич задумал создать цикл драм, посвящённых жизни человека и человечества. Андреев, делясь своим замыслом, писал Викентию Викентиевичу Вересаеву[2]:

Вопрос об отдельных индивидуальностях как-то исчерпан, отошёл, хочется все эти разношёрстные индивидуальности так или иначе, войною или миром, связать с общим, человеческим

А Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко писал 5 мая 1907 года[3]:

«Жизнь Челоека» является первою в цикле пьес, связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи. За «Жизнью Человека» идёт «жизнь человеческая», которая будет изображена в 4 пьесах: «Царь Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек». Таким образом «Жизнь Человека» является необходимым вступлением, как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение».

Однако в своём первоначальном варианте замысел так и не был осуществлён. Писатель после «Жизни Человека» написал только пьесу «Царь Голод», но и это вызвало цензурное преследование.

Драма «Жизнь Человека» была закончена в 1906 году после смерти Александры Михайловны Велигорской — любимой жены, человека, духовно-близкого Леониду Андреева. Последнюю картину пьесы он писал в доме, где молодая женщина мучилась от тяжелейшей послеродовой болезни[4]. Над произведением писатель работал в Берлине в сентябре-октябре 1906 года, одновременно писал рассказ «Елеазар». Пьеса навсегда осталась для Андреева совершенно особым, личностным произведением. Завещая рукопись старшему сыну Вадиму, он сопроводил её запиской[5]:

Эту рукопись я завещаю после моей смерти Вадиму. Это последняя, над работой в которой принимала участие его мать.... По её настоянию и при её непосредственной помощи я столько раз переделывал «Бал». Когда ночью, ей сонной, я читал молитвы матери и отца, она так плакала, что мне стало больно.

Закончив пьесу, Андреев разослал авторизованные копии Максиму Горькому, Николаю Телешову для чтения на очередном заседании кружка писателей-реалистов «Среда» и старому знакомому по работе в газете «Курьер» Г. И. Чулкову, создавшему сборники «Факелы». Леониду Николаевичу хотелось знать мнение разных людей о написанной им пьесе. Одним из первых на пьесу откликнулся Алексей Максимович Горький, отметивший удачные и не совсем стороны пьесы: Горький отмечает, что Андреев отдалил своего героя от действительности, тем самым лишив его трагизма, плоти и крови.

Кроме личной драмы, на написание пьесы повлияли и исторические события — поражение Российской империи в Русско-японской войне и переоценка Андреевым событий первой русской революции. В работе над произведением Леонид Николаевич испытывал некоторые трудности, он признавался в письме к В. И. Немировичу-Данченко[6]:

Скажу откровенно, сам я недоволен «Жизнью человека». Приходилось положительно идти ощупью, мысль упрямо сбивалась на старое, привычное, и минутами не было никакой возможности разобраться, хорошо ли ты делаешь или дурно. В самом процессе работы развивалась и выяснялась форма, и только оканчивая пьесу, понял я сам её сущность… Пусть это будет первым опытом

Александр Блок видел в пьесе Андреева яркое доказательство того, что «Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обречённое тлению, но чудесный феникс»[7].

Направление, жанр

Сам Леонид Николаевич Андреев определил жанр своего произведения как «представление в пяти картинах с прологом». Создав пьесу «Жизнь Человека», Леонид Андреев писал[8]:

Придумал «Жизнь Человека», некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут. Хочу реформировать драму.

Писателю требовалась простота, ясность, доходчивость и обобщённость. И он нашёл эти качества в синтезе новой драмы с формами народного и античного искусства. Так появился жанр пьесы-притчи, в которых соединились назидательность и философичность. Леонид Андреев свёл к античной простоте столкновения человека с судьбой. И пьеса «Жизнь Человека», лишившись полнокровности реализма XIX века, приобрела взамен отчётливость основной мысли: человек только в борьбе утверждает себя, его место в истории определяется верностью общечеловеческим идеалам. Драма XIX века обычно изображала какой-либо отрезок человеческой жизни, биографическое событие одного героя или группы людей. Задача же «Жизни Человека», по мнению Андреева, была принципиально другой: ему нужна была вся жизнь человека в её основных этапах, так как жизнь человеческая драматична от рождения до смерти. Писателю нужно показать, как ничтожно то, во имя чего порой идут на преступления, продают свой талант, изменяют своим убеждениям, перестают бороться с неприятностями и стремиться к лучшему. Драматург хотел показать, что почти на каждом жизненном этапе перед человеком стоит выбор: пойти по пути бунта, борьбы или пути смирения, жизни только для себя или жизни для других. Такой замысел противоречил эстетической норме драмы XIX века[9].

Анатолий Васильевич Луначарский обозначил жанр пьесы как метафизическую трагедию, в которой показана зависимость человека от несправедливой судьбы[10]. Пьеса Андреева обладает признаком экспрессионисткой «драмы состояний», характеризующейся композиционным членением на сцены-стадии, обладающие определённой автономностью, независимостью друг от друга. В каждой из них может развиваться свой микросюжет, создаваться своё настроение и колорит[11].

Композиция

Каждая из картин имеет название, которое в целом и определяет её содержание. Картины статичны, одна сменяет другую. Уже в первой картине задана проходящая через всю пьесу борьба света и тьмы, борьба будничного и возвышенного отношения к жизни. Всё действие пьесы строится на постоянном противоборстве этих двух сознаний. Леонид Андреев во всей пьесе создаёт чередование мрачных и светлых актов, специально подчёркивает их колорит. Писатель целенаправленно включает в действие пьесы и другие виды искусств: живопись, музыку, пластику.

Цветовая палитра в пьесе подвижна, каждой картине, описывающей определённый этап жизни, соответствует своя цветовая гамма. Мраком и тьмой начинается первая картина, ярким и тёплым светом окрашена вторая картина, рассказывающая о любви и бедности. Каждая новая картина повествует об определённом этапе в жизни человека и как бы выступает в контрасте с предыдущей. Геометрически правильное помещение, в котором происходит действие — бал — напоминает клетку, короткая в два такта полька, звучащая на балу, под которую старательно танцуют люди-марионетки, создаёт атмосферу бездуховности, обезличенности, преклонения перед богатством Человека.

Каждая картина предваряется экспозицией, роль которой — введение в атмосферу происходящего. Экспозиции построены либо в форме диалога: Старух в 1 картине, Соседей во 2, либо монолога какого-либо персонажа, как, например, в 4 картине служанка рассказывает о том, что Человек опять впал в бедность. Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого раскрывают все картины, и присутствия Некоего в сером. Всё действие на сцене находится Некто в сером и второй безымянный персонаж, который молчаливо стоит в дальнем углу[12].

Пьеса лишена фабулы, композиционно состоит из картин, которые, как мозаика, соединяются в единое целое. Здесь практически нет быта, преобладают символы: свеча, Некто в сером. Кульминационное событие первой картины — рождение Человека — протекает на фоне смотрящей в стёкла окон ночи. Декорации первой картины полностью повторяют декорации Пролога: действие происходит большой глубокой комнате, в которой темно и неподвижно. Действие второй картины — в большой, очень высокой и очень бедной комнате, представляющей вариант копии комнаты Пролога, но имеющей другую цветовую гамму. Декорации третьей картины, где представлена наивысшая точка жизненного пути главного героя, показывает своеобразный диссонанс между мнимым и реальным положением вещей.

Сюжет, тема, проблематика

В центре действия — конфликт Человека и безликого Рока, Судьбы, требующих от него пройти круг предначертаний, который Человек, вставая и падая, преодолевая все горести и потери, проходит до конца. При этом Человек — это не марионетка в руках судьбы, а одинокая, бунтующая и страдающая душа. В пьесе присутствует символ человеческой жизни — свеча, которая загорается при рождении Человека, светится ярко и светло в юности, в зрелости пламя свечи мерцает и бьётся, в старости синеющий огонёк дрожит от холода и бессильно стелется. На протяжении пьесы Человек проходит разные этапы своей жизни: рождение в муках матери, бедная юность, любовь, слава, признание, смерть сына, конец жизни. Читатель, проживая вместе с героем его жизнь, видит, как меняется отношение Человека к жизни, его мысли и слова, тональность его разговора с высшими силами[13]. Вначале жизни молодой Человек-романтик зовёт на бой неизведанное[14]:

Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку…

Но, сломленный скорбью, готов признать в нём божество и стать перед ним на колени, прося о спасении сына. И это смирение отца, его молитва — обращение к Богу, в которого Человек хочет верить. Но Некто в сером равнодушен ко всем мольбам. От былой отваги Человека не остаётся и следа, раньше он не боялся поражения и смерти, а теперь перед лицом смерти сына Человек гибнет нравственно сам. С самого рождения финал Человека предопределён: он живёт по тем страницам, которые предначертаны ему Книгой Судеб[15].

Действующие лица

В пьесе Андреев отказался от индивидуальных характеристик, поэтому действующие лица пьесы не имеют имён, по сцене движутся Человек и его Жена, Родственники и Соседи, Друзья и Враги. Писателю нужен был не конкретный человек, а «человек вообще», не иллюзия реальности, а подчёркнутая условность. Все типы персонажей можно разделить на две группы: есть персонажи единичные, но отдалённые от конкретного, индивидуального, лишённые имени — Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха. Есть персонажи «хоровые», собирательные, в них сконцентрированы собирательные характеристики, нравственные или социальные, группы людей — Родственники, Соседи, Гости на балу. Главная их задача — комментировать события, обстановку, внушать читателю и зрителю определённое настроение. Есть персонаж, несущий в себе символический смысл — Некто в сером.

  • Важнейший персонаж пьесы Некто в сером, который читает Книгу Судеб. В его руке Свеча, символизирующая человеческую жизнь. Кто этот Некто в сером? Бог? Рок? Судьба? Это не столь важно, важно то, что Человек перед ним бессилен, никакие молитвы не могут спасти его от воли судьбы. Фигура Некто в сером вызвала самое большое количество толкований в критике, Для Андреева это — прежде всего воплощение законов природной необходимости, напоминание о том, что люди — временные жители земли и могут прожить свою жизнь по-разному.
  • Человек — главный и единственный герой драмы. Только его жизнь интересует драматурга и только в его судьбе читатель может почерпнуть для себя нечто поучительное. Жизнь Человека меняется на разных этапах, меняется и его взгляд. Несмотря ни на что, Человек не подчиняется слепо высшей силе — он бросает ей вызов:
...А ты, я не знаю, кто ты - Бог, дьвол, рок или жизнь, - я проклинаю тебя!...И проклятием я побеждаю тебя!
  • Жена Человека — красивая, грациозная, нежная женщина, имеющая грустный взгляд. В монологе Жена рассказывает о жизни с Человеком: они бедны, но духовно богаты, они любят друг друга, имеют хороших Соседей, друзей, которые приносят им еду. С улучшением жизни меняется и сама Жена, она, подобно мужу, становится холодной с застывшим взглядом[16].

Цитаты

  • Вот он — счастливый юноша. Смотрите, как ярко пылает свеча! Ледяной ветер безграничных пространств бессильно кружится и рыскает, колебля пламя, — светло и ярко горит свеча. Но убывает воск, съедаемый огнём. Но убывает воск.
  • Человек: Нет, я злой! Я злой! Когда я похожу по улице и посмотрю на всё, что нам не принадлежит, у меня отрастают клыки, как у кабана. Ах, как много у меня нет денег!
  • Так умрёт Человек. Придя из ночи, он возвратится к ночи и сгинет бесследно в безграничности времён, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем.
  • Приятно иметь таких хороших соседей. их молодость согревает нашу холодную старость, их беззаботность прогоняет наши заботы.
  • Они говорят, но их не слышно. Вы замечали, как одинок всегда крик человека: все говорят, и их не слышно, а кричит один, и кажется, что всё другое молчит и слушает.
  • Вот далёким и призрачным эхом пройдёт перед вами, с её скорбями и радостями, быстротечная жизнь Человека.
  • В ночи небытия вспыхнет светильник, зажжённый неведомой рукою, — это жизнь Человека. Смотрите на пламень его — это жизнь Человека.
  • Но их комната похожа на тюрьму — она так пуста. — Нет, она похожа на храм: в ней так светло!
  • Как они бедны! Как они счастливы!
  • Когда женщина плачет, это всегда позор для мужчины[14]!

Примечания

  1. Андреев Л.Н. Драматические произведения в 2 томах. — Ленинград: Искусство, 1989. — Т. 1. — 526 с.
  2. Вересаев В. В. Собрание сочинений в пяти томах. — Москва: Правда, 1961. — Т. 5. — С. 409.
  3. Андреев Л.Н. Пьесы. — Москва: Искусство, 1959. — С. 563. — 592 с.
  4. Басовская Е. Н. Русская литература XX века. Творчество Л.Н. Андреева. — Москва: АСТ-Пресс школа, 2003. — С. 42. — 464 с.
  5. Андреев В. Л. Детство. — Москва: Советский писатель, 1963. — С. 13—14.
  6. Анализ произведения «Жизнь Человека». Дата обращения: 10 ноября 2023.
  7. Блок А.А. Собрание сочинений в 9 т. — М. - Л.,: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. 5. — С. 193. — 799 с.
  8. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Русская литература. — Москва: Аванта, 2003. — С. 162. — 688 с.
  9. Чирва Ю.Н. О пьесах Леонида Андреева // Искусство : сборник. — 1989. — С. 4—43.
  10. Луначарский А. В. Критические этюды. — Ленинград: Книжного сектора ГУБОНО, 1925. — С. 153—170. — 214 с.
  11. Хайрулина О. И. «Жизнь Человека» Л. Андреева и «На улице перед дверью» В. Борхерта: опыт сопоставительного анализа // Вестник БГУ : журнал. — 2017. — № 3. — С. 119.
  12. Чубракова З. А. Открытие абсурда в драмах Л. Андреева «Жизнь Человека» и «Собачий вальс» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог : журнал. — 2009. — № 10. — С. 47.
  13. Отражение мировоззрения писателя в пьесе «Жизнь Человека» Л.Андреева. Textologia.ru. Дата обращения: 10 ноября 2023.
  14. 14,0 14,1 Андреев Л. Н. Жизнь Человека. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 ноября 2023.
  15. Трелле, Н. И. Проблема жизни и смерти в пьесе Л. Н. Андреева «Жизнь человека» // Государство. Общество. Церковь : Материалы международной научной конференции, Владимир, 18 ноября 2020 года. — Владимир: Аркаим, 2020. — С. 275—280.
  16. Афанасьева Н. П. Особенности драматургической поэтики Леонида Андреева (25.07.2017). Дата обращения: 10 ноября 2023.

Ссылки