Шадр, Иван Дмитриевич
Иван Дмитриевич Шадр | |
---|---|
| |
Дата рождения | 30 января 1887 (11 февраля 1887) |
Место рождения |
Такташи, Челябинский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 3 апреля 1941 (54 года) |
Место смерти | Москва, СССР |
Подданство | Российская империя |
Гражданство | РСФСР → СССР |
Жанр | монументальная скульптура |
Учёба |
Художественно-промышленная школа (Екатеринбург), Гранд-Шомьер (Париж), Институт изящных искусств (Рим) |
Стиль | Академический модерн, социалистический реализм |
Награды | |
Звания |
Ива́н Дми́триевич Шадр (30 января [11 февраля] 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва) — русский художник, скульптор, создатель монументальных произведений в духе модерна, органично вписавшихся в программу соцреализма. Настоящая фамилия — Иванов. В 1910 году принимает псевдоним Шадр в честь своей малой родины Шадринска[1].
Детство
Семья Ивановых была родом из Шадринска Шадринского уезда Пермской губернии. Они жили в одноэтажном, деревянном доме, с тёсовой крышей, с плотно подогнанными ставнями, стоявшем по ул. Советской д. 84 (ныне не существует). Его копия стояла в в Городском саду им. Кельдюшева, но была утрачена[2]. Ивановы были потомственными плотниками. Дмитрию Евграфовичу приходилось уходить на заработки в другие селения. С ним вместе ходила и его жена Мария Егоровна и дети. В 1886 году Дмитрий Евграфович был на строительстве в селе Такташинском (ныне Мишкинский муниципальный округ, Курганской области). Там и родился 30 января 1887 года Иван. Он был третьим сыном и вторым выжившим в семье[3].
Мое детство не помнит игрушек. С пелёнок глаза мои привыкли видеть нужду, слёзы, голод и труд.И.Д. Шадр
Семья жила бедно. Дом держался заботами матери. Семья Марии Егоровны была богаче Ивановых и противилась её браку. Суровая, с крутым и решительным характером, она не сдавалась. Никого не просила о помощи. Заботы рано съели её красоту, заставили забыть о молодости. Низко повязанный платок, суровые глаза, избороздившие шею морщины — Шадру казалось, что он никогда не помнил её иной. Всегда усталое и всегда мужественное лицо. Решительное и гордое. Она вечерами учила детей буквам и цифрам.
Отец приобщил его к рисованию и резьбе по дереву. Сходство отца с сыном поразило два десятилетия спустя жену скульптора Т. В. Шадр-Иванову.[3]
По своему складу Иван Дмитриевич сильно напоминает отца. Та же художественная одарённость и тяга к прекрасному, свобода и богатство фантазии. Внешне они были тоже очень похожи. Зачастую доходило даже до мелочей. У них была совершенно одинаковая улыбка, одинаково полузадумчиво-полумечтательно держали они в руках папиросы, только один дорогую, а другой простую цигарку. Дмитрий Евграфович признавал только собственную самокрутку.Т. В. Шадр-Иванова
С семи лет Ивану пришлось работать, он за несколько копеек в день помогал подгонять углы изб. В 1900 году, после окончания четырёхклассного городского училища, отец отвёз его в Екатеринбург на работу к купцам Панфиловым, владельцам ватно-шерстяной и скорняжной фабрики. Иван работал без оплаты, за одежду и хлеб. Договор был заключён на пять лет. Первые два года для него дались очень тяжело, потом ему стал покровительствовать старший сын купца Александр Яковлевич. Он был образован, любил музыку и живопись. Именно при его содействии Иван Дмитриевич отправился на конкурс в 1904 году в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. Выдержав экзамен, поступил в неё[3].
Обучение и жизнь в Екатеринбурге
Художественно-промышленная школа была открыта 9 декабря 1903 года, Шадр был в первом её наборе. Для школы специально было построено здание в центре города и были приглашены преподаватели из Санкт-Петербурга.
Особенное впечатление на него произвёл директор школы Михаил Фёдорович Каменский. Он помогал поступить талантливым учащимся, даже в обход некоторых правил приёма. Он организовал маленький школьный зверинец, где ученики могли рисовать и лепить с натуры, и музей, в котором были собраны копии с античных скульптур и работ Микеланджело, слепки с киевских древностей. Сам преподавал акварель. Уроки Каменского казались Ивану ступенями в большое искусство — им он отдавался с увлечением. Но на других ему было скучно, успевал он плохо. То ли не умел заниматься тем, к чему не лежала душа; то ли сказывалась двойная нагрузка — чтобы прокормиться, он по вечерам продолжал работать у Панфиловых, — но учёба шла плохо, и на одном из педагогических советов был даже поставлен вопрос об его отчислении из школы. Спасло заступничество Каменского[3].
Долгое время Иван Дмитриевич не мог определиться со специальностью, чтобы начать работу в мастерских. С этим ему помог преподаватель лепки Теодор Эдуардович Залькалнс.
Прибежав в класс, я увидал посреди пола опрокинутую бочку забракованных глиняных слепков, которые дробились на мелкие куски и размачивались, чтобы из них готовить массу для других работ. Куски засохшей глины, обломки орнаментов, безграмотные любительские слепки были аккуратно, в форме большой розетки, разложены по полу. В середине её, как пестик в центре цветка, стоял с засученными рукавами белоснежной рубашки сам Залькалнс и внимательно рассматривал, повёртывая со всех сторон, небольшой квадратный слепок, сделанный мной, на котором зиял, как ножевая рана, роковой крест: брак. Меня бросило в краску.И.Д. Шадр
Под руководством Залькалнса Иванов слепил свою первую работу — барельеф журавля, старого, умного журавля, жившего в зверинце школы, всеобщего любимца. Его клетку не запирали, и он свободно бродил по окрестным улицам, а вечерами возвращался: знал, что его будут кормить, рисовать и лепить.
В 1905 году его работа экспонируется на ежегодной школьной выставке и получает место в школьном музее. Он получает первый заказ, женщина просила слепить скульптурный портрет умершего сына. Сближается с Каменским, часто бывает у него дома.
Окончить курс под руководством Каменского Иванову не удалось. Осень 1905 года для Художественно-промышленной школы началась трагично. Учащийся Топоров покончил жизнь самоубийством, так как его призвали в армию, и не было надежды, что после этого он сможет вернуться к обучению. Его похороны превратились в демонстрацию и нашли отклик у общественности. 19 октября большая часть учащихся Художественно-промышленной школы, среди них был и Иванов, со специального разрешения Каменского примкнула к общегородской манифестации, требовавшей освобождения политических заключенных. Их встретили вооружённые черносотенцы. Эти события впоследствии легли в основу скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата».
Новый директор, приехавший из Саратова Б. Р. Рупини, был полной противоположностью Каменскому. Состоятельный, выхоленный, державший лакеев и блестящий выезд, он целые ночи посвящал карточной игре и, проигрываясь, был нетерпим с учащимися. Обстановка в школе стала чиновнической, казенной. Уехал и Залькалнс.
С 1906—1907 годы Иванов работал в журнале «Гном» под псевдонимом «Ж’ан». Делает обложки, рисует карикатуры (большей частью политические).
Жизнь в Санкт-Петербурге
Весной 1907 года он окончил школьный курс. Решил ехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств. Для этого он пошёл пешком со своим другом Дербышевым. Каменский дает ему рекомендательное письмо для поступления в Академию.
В Академию он не поступил, провалил рисунок. Ему пришлось бродяжничать и зарабатывать на жизнь пением под шарманку. На улице его заметил режиссёр Александрийского театра Михаил Егорович Дарский[3].
Услышал и поразился красоте и силе его голоса, непринужденности его поведения. Иванову удается поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища. Дарский выхлопотал Иванову небольшую стипендию и постоянно заботился, чтобы того приглашали участвовать в платных концертах. Так же он познакомил Иванова с Николаем Константиновичем Рерихом, который в ту пору был директором школы Общества поощрения художеств. Это знакомство и сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе Иванова. Рерих заинтересовался талантливым юношей и по просьбе Давыдова без экзаменов принял его в свою школу, определив его в класс общего рисования к живописцу А. А. Рылову. Рылов познакомил Иванова с Архипом Ивановичем Куинджи и Врубелем[4].
Обучение в Европе
Париж
20 мая 1908 года Иванов расстается с Драматическими курсами. Он возвращается к скульптуре, но в школе Общества поощрения художеств преподает скульптуру И. И. Андреолетти, художник сухой и ограниченный, стремящийся заставить всех думать по своей мерке. Поэтому Давыдов и Рерих советуют ехать в Париж — к Родену и Бурделю. Шадринская городская дума, при ходатайстве Рериха, Давыдова и Репина, согласилась выдать ему деньги на поездку за границу[3].
Иванов готовился в дорогу, но его внезапно призвали на военную службу. Он служил простым рядовым в Казани, в 229 Свияжском резервном полку. В сентябре 1910 года ему дают отпуск для поправки здоровья, окончание отпуска совпало с окончанием службы. И он уезжает в Париж. Гуляя по парижским улицам, он всё чаще посещает рабочие кварталы, наблюдая за позами грузчиков, возчиков, лодочников. Здесь он работает под руководством Родена. Шадр посещал Высшие муниципальные курсы скульптуры и рисования, класс лепки с натуры, который вёл Бурдель. За одну из скульптур, сделанных в классе, Шадр награждён серебряной медалью; сама скульптура приобретена видным французским критиком. В Париже происходит становление Ивана Дмитриевича как скульптора, он берёт псевдоним Шадр[3].
Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его.И.Д. Шадр
По окончании учебного года Альберт Валлэ, директор Высших муниципальных курсов, выдал Шадру аттестацию об «отличном поведении и выдающихся успехах». Это свидетельство молодой скульптор привёз в Шадринск — оно нужно ему и как отчёт об истраченных деньгах и как документ, дающий право ещё раз просить пособия. Шадр хотел поехать в Италию[1].
Рим
1 сентября 1911 года Шадр присутствует на заседании городской думы, выступает о значении изучения римской скульптуры, для профессионального становления. На этот раз он выезжает за границу не просто посмотреть мир и поучиться у хороших мастеров. Он твёрдо знает, что ему нужно от Италии: узнать искусство античности, средних веков и Возрождения. Он хочет сравнить впечатления от современного и древнего искусства; в этом сопоставлении он надеется найти толчок для развития собственного творчества. Он записался в Институт изящных искусств и в Английскую академию, но почти не посещал занятий. Зато стал таким усердным посетителем Королевской библиотеки, что её заведующий Поссили, восхищенный энтузиазмом Шадра, открыл ему доступ к уникальным изданиям, обычно не выдававшимся публике. Шадр брал книги по истории искусств, особенно древнего, листал альбомы с изображениями старинных храмов и построек — европейских, индийских, японских. Интересовался ещё более древними временами — языческими. Его любимым скульптором — на всю жизнь — становится Микеланджело. Окончание годов ученичества совпадает у Шадра с пробуждением активной и целеустремленной творческой мысли, основы искусства[3].
Творчество
Военные конфликты в преддверии Первой мировой войны сподвигли Шадра на создание ансамбля «Памятником мировому страданию». Карандаш и акварель помогают думать. Наброски, рисунки сменяют друг друга. Центром каждого из них является ступенчатая пирамида — гробница жертв войны.
С этим проектом в 1912 году Шадр приезжает в Москву. Здесь он поступает в Московский археологический институт, где он учится около года. Но оставляет учёбу из-за финансовых трудностей.
Он исполняет самые разнообразные работы: скульптурные украшения для кинотеатра Ханжонкова «Палас», скульптурные фризы для театра П. П. Струйского и юсуповского дворца. Но все эти заказы больше занимают руки, чем мысль. Они носят случайный характер, а Шадр мечтает о большом, серьёзном произведении. Он хотел включиться в конкурс к трехсотлетию дома Романовых, но для этого нужно было финансирование, которое он попросил у Шадринской думы, но ему отказали. Предложив вернуться в Шадринск и работать над заказами здесь. Здесь он лепит скульптурные портреты члена Государственной думы шадринца Петрова, основателя Шадринского общественного банка Пономарёва; лепил по фотографиям («это я мог и в Москве сделать!»), в сухой и четкой манере[3].
В 1914 году он вернулся в Москву. Здесь он получил хороший заказ а портрет жены унтер-офицера Хитрова.
В 1915 году он встретил свою будущую жену Татьяну Владимировну Гурьевой. Свадьбу сыграли 4 ноября 1915 года. К тому времени у Шадра уже была постоянная работа — художником у известного кинопромышленника А. А. Ханжонкова. Он делал эскизы, придумывал костюмы, писал декорации. Кино, с которым он был мало знаком раньше, увлекало его: он ходил на все премьеры.
В 1918 году он на короткое время приехал в Шадринск, но уехать обратно в Москву не смог, поэтому переехал в Омск и прожил там до 1921 года. Он лепит горельефы убитых 15 января 1919 года немецких революционеров Розы Люксембург и Карла Либкнехта. В Омске он создал скульптуры Карла Маркса и Карла Либкнехта[3].
«Денежные мужики»
В 1922 году Иван Дмитриевич вернулся в Москву из Омска и начал работу над заказом Гознака. Шадр предложил Гознаку создать серию моделей крупного размера, выполненных в скульптуре. Его предложение приняли. Для образов рабочего и красноармейца Шадр посещает заводы и казармы. эти образы были собирательными. Прототипами крестьянина и сеятеля служили реальные люди. Скульптору «Крестьянин» Шадр лепил с жителя д. Прыговой Шадринского уезда Перфилия Калганова, а «Сеятеля» с жителя этой же деревни Киприяна Авдеева[4].
Вначале 1923 года архитектор А. В. Щусев, знавший Шадра ещё по совместной работе по проектированию Братского кладбища во Всехсвятском, приглашает Ивана Дмитриевича принять участие в оформлении Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
Работа над скульптурами В. И. Ленина
Иван Дмитриевич хотел сделать скульптуру В. И. Ленина, но при жизни ему не удалось с ним познакомиться.
Эту задачу он бережно и осторожно вынашивал в глубине своего сердца и до поры никому не говорил, потому что понимал всю её грандиозность. Мне кажется, что это была та особая, скрытая от всех творческая работа, когда художник как бы взвешивает и собирает все свои внутренние духовные силы и решает сам для себя: сможет или не сможет поднять и решить эту задачу.Т. В. Иванова-Шадр
В 1924 году скульптор Иван Шадр создал натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В. И. Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. И. Ленина в Грузии[5].
Поезда в за границу
В 1926 году на полгода едет с женой за границу: через Германию в Италию и Францию. Воспоминания жены скульптора и частично сохранившиеся его письма в Россию позволяют судить и о художественных симпатиях и человеческих качествах мастера. В Дрездене он видит подлинник «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Ещё поразил Шадра «Динарий кесаря» Тициана и работы Рубенса. Татьяна Владимировна рассказывает: «Всегда такой разговорчивый и оживленный, Иван Дмитриевич притих и долго стоял в безмолвии. Потом говорил, что чем дольше смотрел, тем дальше уходило всё лишнее. Побледнело и исчезло и празднично-яркое одеяние папы, и сверкающая земная красота св. Варвары, и остались только неизъяснимая женственная грация и прозрачная печаль юной матери, оттенённая недетски мужественной силой взора сидящего у неё на руках младенца. В течение целого дня не покидало Ивана Дмитриевича ощущение какой-то душевной очищенности и ясного просветления».
В Италии они посетили Венецию, Неаполь, Рим. Целые сутки провёл в Сикстинской капелле — Микеланджело по-прежнему оставался для него непревзойденным образцом.
Уже в Италии он осознаёт, что хочет лепить, но не находит модель. Приехав во Францию — он лепит голову Леонида Борисовича Красина. Красин живёт на небольшой вилле в Монморанси, туда в течении двух месяцев приезжает Шадр. Леонид Борисович был очень болен. После окончания Красин уезжает в Лондон, Шадр возвращается в Россию[3].
Булыжник — оружие пролетариата
Вскоре после возвращения из заграничной поездки Шадр вступает в Общество русских скульпторов, организовавшееся в 1926 году. Под влиянием и при поддержке новых товарищей Шадр создаёт скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата». Скульптура была выполнена из гипса и закончена в 1927 году. В январе 1928 года она была выставлена на всероссийской «Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции». За скульптуру автор получил свою третью премию. Гипсовый подлинник хранится в Третьяковской галерее в Москве. В 1947 году «Булыжник — оружие пролетариата» был отлит в бронзе. В 1967 году бронзовая копия установлена в парке Декабрьского восстания в Москве. Место для памятника было выбрано не случайно, именно, Пресня была одним из развитых промышленных районов Москвы и центром вооруженного восстания в декабре 1905 года[6].
Последние годы жизни
Одним из значительных произведений Шадра была статуя «Сезонник» (1929 год). Перед нами рабочий — сезонник, связанный ещё с сельским хозяйством, с патриархальными формами труда, но пробуждённый к активной трудовой деятельности. На его лице нет выражения физической усталости или безнадёжности. Оно полно напряжённой мысли. В облике сезонника есть много черт, сближающих его с отцом Шадра, старым уральским плотником.
В 1932—1933 годы. Шадр работал над надгробием Н. С. Аллилуевой (жены И. В. Сталина). Сохранилось свыше 30 рисунков и набросков, связанных с поиском композиционного решения надгробия и архитектурной планировкой, которой Шадр придавал огромное значение. Наконец он остановился на варианте гермы — четырёхгранного столба, завершённого скульптурной головой[7].
В 1938—1939 годы Шадр по просьбе театрального педагога и режиссёра В. И. Немировича-Данченко создает надгробие Е. Н. Немирович-Данченко — одно из высших достижений советской мемориальной скульптуры. Среди многочисленных снимков, изображавших Е. Н. Немирович-Данченко пожилой, больной женщиной, он находит такой, на котором Екатерина Николаевна ещё совсем молода, лицо её мягко и поэтично, она красива и добра. И в то же время на этой фотографии она артистка. Поза её изысканна, жест руки плавен и закончен. Такой и решает её лепить Шадр. Пусть это лицо будет очень ясным и очень чистым — красота духовная для Шадра ещё важнее красоты физической. В 1939 году памятник установлен на Новодевичьем кладбище. Работа оказалась такой удачной, что художники ездят смотреть её, как ездили бы на выставку[7].
В 1940 году Шадр делает памятник-надгробие Владимиру Леонидовичу Дурову, установленный на Новодевичьем кладбище в Москве. Первоначально Шадр предполагал изобразить В. Л. Дурова в полный рост, но ему удалось вырубить из глыбы гранита только поколенную фигуру. Остальная масса камня осталась необработанной. Надгробие Дурову очень непохоже на другие мемориальные скульптуры Шадра. В памятнике Дурову нет ничего, что говорило бы о смерти. Весь он живой, горячий, страстный. В образе Дурова — бушующая непримиримость ко злу.
Портрет М. Л. Туманян, выполненный по фотографии, отличается исключительным мастерством в решении рельефа. Прежде всего скульптору важно было раскрыть своеобразие характера, создать портрет живой, полной обаяния женщины, а только потом уже решать образ надгробия. В известной степени этот рельеф — прекрасный пример слияния пластического и живописного начала в перспективном рельефе. Великолепно передана живость взгляда и особенно еле уловимая улыбка на сдержанно внимательном и благожелательном лице. Самого надгробия Шадр не успел завершить. До нас не дошёл эскиз общей композиции. Сохранилось лишь горельефное решение бюста. Это было последнее и незавершённое надгробие, над которым работал Шадр[7].
В 1936 году Шадр обращается к теме советского спорта и создаёт в 2-х вариантах монументально-декоративную парковую статую «Девушка с веслом». Первый вариант (в гипсе) для парка культуры и отдыха в Ворошиловграде, второй (в бетоне, высота 8 м) — для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве.
Шадр глубоко любил и знал русскую литературу. Особенно близко ему было творчество Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова и Алексея Максимовича Горького. Над образом Пушкина Шадр работал в течение целого ряда лет с 1935 года. В 1937 году был объявлен конкурс на сооружение памятника Пушкину. Для составления образа А. С. Пушкина, Шадр изучал его произведения и личные документы. В самом эскизе Шадр не ставил перед собой задачи просмотра силуэта с точки зрения монументального решения статуи. Нет сомнения, что следующим этапом была бы уже глубоко продуманная, с точки зрения её положения в окружающей среде законченная модель монумента Пушкина. Болезнь и смерть прервала работу Шадра над памятником Пушкину[7].
Шадр начал работу над образом А. М. Горького в 1939 году в качестве одного из участников конкурса на памятник писателю. Один памятник предназначался для Москвы, где писатель должен быть изображён в годы творческой зрелости, другой — для города Горького, где следовало изобразить А. М. Горького в годы его творческой молодости. Особенно значительным является проект памятника Горькому для Москвы. Шадр, которому было поручено выполнение монумента, успел лишь закончить большую, более чем метровую модель памятника. Поставленный в 1951 году на площади у Белорусского вокзала, памятник Горькому был создан на основе шадринского проекта В. И. Мухиной, З. Г. Ивановой, Н. Г. Зеленской. В 1952 году за памятник А. М. Горькому И. Д. Шадру (посмертно), В. И. Мухиной, Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой была присуждена Государственная премия[7].
Смерть скульптора
У Шадра были проблемы с желудком. Операция, сделанная хирургом С. C. Юдиным, дала надежду на выздоровление. Однако начался сепсис. Пенициллина в те дни ещё не знали. Его коллеги пытались сделать всё возможное. Третьего апреля 1941 г. Шадр скончался. На доме в Москве, где жил последние годы Шадр, установлена мемориальная доска. Именем Шадра названо Екатеринбургское художественное училище. Произведения Шадра экспонируются в лучших музеях нашей страны — в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском Музее, в Государственном музее революции СССР (ныне музей современной истории России), музее В. И. Ленина (ныне филиал Гос. исторического музея) и др. Есть постоянная экспозиция в Шадринском краеведческом музее[7].
Марки и почтовые конверты с произведениями И. Д. Шадра
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения . Журнал Коллекция (10.11.2022).
- ↑ Г.А. Кудрина. Родословная Ивана Дмитриевича Шадра . Зауральская генеалогия. Дата обращения: 8 августа 2023.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Воронова, Ольга Порфирьевна. Шадр. — Москва: Мол. гвардия, 1969. — 190 с.
- ↑ 4,0 4,1 Воробьёва О. Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра . Наука и жизнь (2023). Дата обращения: 9 августа 2023.
- ↑ Ленин в работах скульптора Ивана Шадра . История пропаганды. Дата обращения: 9 августа 2023.
- ↑ Андрей Бухаров. Булыжник - оружие пролетариата . проза.ру. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Иван Дмитриевич Шадр – выдающийся русский советский скульптор: 130 лет со дня рождения . Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Дата обращения: 11 августа 2023.
Литература
- Шадр: Лит. наследие: Переписка: Воспоминания о скульптуре / Сост., авт. вступ. статьи с. [5-33] и примеч. О. Воронова. — Москва: Изобраз. искусство, 1978. — 255 с.: ил.; 22 см
- И. Д. Шадр: [Каталог выставки работ скульптора] / Ком. по делам искусств при Совете министров СССР, Гос. Третьяковская галерея; сост.: Б. Н. Федоров, Н. И. Ломако; [вступ. ст.: Б. Н. Федоров. «И. Д. Шадр. (1887—1941)». с. 5-15]. — Москва: Тип. им. Сталина, 1947. — 63 с. текста, 24 л. ил.; 16 см
- Иван Дмитриевич Шадр: [Скульптор]: 1887—1941. — Москва: Искусство, 1954. — 106 с., 34 л. ил: ил.; 27 см. — (Живопись. Скульптура. Графика: Монографии).
- Иван Дмитриевич Шадр. 12/II 1887 г. — 3/IV 1941 г.: Вечер памяти Ивана Дмитриевича Шадра: [Приглашение] / Правление МОССХ. — Москва, 1941 (ФЗУ тип. газ. «Правда»). — [1] л. (слож. вдвое); портр.; 14,8 х 10,5 см.
- Иван Дмитриевич Шадр: [Избранные произведения] / [Предисл. В. Тихановой; Ред. Н. А. Горленко]. — [Москва]: Советский художник, [1957]. — [4] с., 13 л. ил..
- Иван Дмитриевич Шадр: юбилейная выставка к 75-летию со дня рождения: каталог / М-во культуры СССР, Союз художников СССР, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; кат. и вступ. ст. В. П. Шалимовой. — Москва: [б. и.], 1962. — 50, [2] с., [12] л. ил. : портр.; 22 см.
- Иван Дмитриевич Шадр: 1887—1941: выставка посвящена 75-летию со дня рождения: каталог / М-во культуры СССР, Союз художников СССР. — Москва : [б.и.], печ. 1963. — 32, [16] с.: ил., портр.; 22 см
- Дудко А. А. Иван Дмитриевич Шадр. [1887-1941]. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1969. — 93 с., 10 л. ил.: ил.; 17 см.
- Шалимова В. П. Иван Дмитриевич Шадр. [1887-1941]. — Ленинград: Художник РСФСР, 1962. — 43 с.: ил.; 17 см.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 11 февраля
- Родившиеся в 1887 году
- Родившиеся в Такташи
- Родившиеся в Челябинском уезде
- Родившиеся в Оренбургской губернии
- Родившиеся в Российской империи
- Умершие 3 апреля
- Умершие в 1941 году
- Умершие в Москве
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Лауреаты Сталинской премии
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту