Булыжник — оружие пролетариата

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Stone is a weapon of the Proletariat (1927, GTG) 02 by shakko.JPG
Иван Дмитриевич Шадр
Булыжник — оружие пролетариата. 1927, 1947
гипс, бронза. Высота 125 см
Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее, Москва

«Булы́жник — ору́жие пролетариа́та» — скульптура, выполненная советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлитая в бронзе. Это обобщённый скульптурный портрет восставшего эксплуатируемого рабочего. Работа посвящена революции 1905 года[1].

Экспонировалась на «Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции». Имеет несколько известных копий — гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее, бронзовая установлена в парке Декабрьского восстания в Москве[2].

История создания

Иван Дмитриевич Шадр прославился своими скульптурами тружеников, революционеров. В 1926 году, вернувшись из Парижа, вступил в Общество русских скульпторов. Под влиянием товарищей по данному Обществу была создана скульптура.

Первоначальный замысел автора

Шадр долго не мог найти сюжетную ситуацию — первоначально он хотел изобразить рабочего с обрывком цепи, приподымавшемся, зорко глядящим в даль. Но не стал воплощать этот замысел, так как не хотел повторять того, что уже было в сделано другими скульпторами. Предположительно, работа была начата ещё в 1925 году, к двадцатилетию Первой русской революции[1].

Создание скульптуры

Почтовая марка «Булыжник орудие пролетариата», 1974 год

Скульптура была выполнена из гипса и закончена в 1927 году. В январе 1928 года она была выставлена на всероссийской «Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции». За скульптуру автор получил свою третью премию. Гипсовый подлинник хранится в Третьяковской галерее в Москве.

В 1947 году «Булыжник — оружие пролетариата» был отлит в бронзе. В 1967 году бронзовая копия установлена в парке Декабрьского восстания в Москве. Место для памятника было выбрано не случайно, именно, Пресня была одним из развитых промышленных районов Москвы и центром вооруженного восстания в декабре 1905 года. Монумент включён в список объектов культурного наследия Москвы. Изображения скульптуры было размещено на почтовых марках и конвертах.

Копии скульптуры

Почтовая марка СССР, И.Д. Шадр. 1962 год

Существует несколько копий памятника. В 1976 году в Шадринске была установлена её бронзовая копия. Она является частью архитектурно-скульптурной композиции, посвящённой И. Д. Шадру[2].

В 1982 году бронзовая копия была установлена на площади Красная Пресня в Киеве в честь дружбы трудовых коллективов Подольского района Киева и Краснопресненского района Москвы. В 2006 году скульптура была перенесена на площадь перед кинотеатром «Жовтень», а в октябре 2016 года памятник был демонтирован[1].

Архитектурно-скульптурная композиция, посвященная И. Д. Шадру (Шадринск)
Почтовый конверт «Булыжник — оружие пролетариата», 1966 год

Отзывы и критика

На скульптуру была дана неоднозначная критика. Первоначально общественность встретила сдержанно и даже не доброжелательно. Нарком А. В. Луначарский отозвался о скульптуре сухо и двойственно[3].

...Это тоже большая, тщательная работа. Она сделана с хорошим знанием анатомии. Фигура поставлена смело и безошибочно. В произведении есть несомненное настроение. Однако в скульптуре Шадра есть что–то от некоторой салонности, от той изящной, тщательной отделки, которой гордились французские скульпторы прошлого поколения, сейчас уже и во Франции играющие роль последних могикан или, во всяком случае, людей, повторяющих зады. Разумеется, когда в эту изощренную форму зрелой буржуазной скульптуры, немножко отразившей на себе потребность элегантной вещи для элегантной обстановки (один художник по поводу статуи Шадра сказал, что «это похоже на электрическую арматуру»), — когда во всё это вливается новое содержание, то дело еще вовсе не так плохо. А Шадр именно это и сделал. Я вполне допускаю, что четкость формы, правдивость и вместе с тем сдержанная эффектность статуи произведут на нашего массового зрителя очень благоприятное впечатление....Луначарский А.В.

Вместе с тем многие критики отметили, что автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду. Впоследствии М. В. Нестеров в марте 1941 году написал о работе[4]:

Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф.И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, – все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микеланджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом – великолепно! спрашиваю: чья? Говорят – Иван Митрича….

Описания скульптуры

Копия памятника на площади Красная Пресня (с 2018 года-Щекавицкая площадь) в Киеве (демонтирован)

Скульптура была посвящена борьбе рабочих во время революции 1905-1907 годов. В этот период Иван Дмитриевич Шадр находился в Екатеринбурге, где обучался в Екатеринбургской художественно-промышленной школе[5]. Шадр воплотил обобщённый образ рабочего-революционера начала ХХ века, выразив в нём весь пафос и гнев пролетариата, поднявшегося на борьбу. Великолепно передано напряжение физических сил и ярость духа.

Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием. Рабочий в грубой одежде, в растоптанных, почти расползшихся башмаках, в сбившемся на бок фартуке[1].Полусогнутая фигура рабочего, выламывающего из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина.

Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Известный живописец М. В. Нестеров отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как это умели делать великие мастера Возрождения[6]. Его восставший мастеровой — это человек в момент преображения, когда на первый план выступает его глубинная сущность — человеческое и гражданское достоинство, праведный гнев, действие, вызванное мотивами высшей справедливости[6]. Вместо стандартной подставки под фигуру, Шадр делает постамент частью сюжета. Эта мостовая из который вырывает рабочий своё оружие[1].

«Восставший прекрасен! Всегда!» — так можно сформулировать эстетический принцип И. Д. Шадра[6].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Воронова О.П. Шадр. М. «Молодая гвардия». — М. «Молодая гвардия»., 1969. — 192 с.
  2. 2,0 2,1 Осинцев, Леонид Петрович. Неизвестный Шадр. — Шадринск : ПО "Исеть", 1995.
  3. Луначарский А.В. Об искусстве / И. А. САЦА и А. Ф. ЕРМАКОВА. — 1982.
  4. Энциклопедия трудящегося и эксплуатируемого народа. Том 3 > Стр.14. Литмир.
  5. ШАДР (ИВАНОВ) Иван Дмитриевич. Лица Зауралья. Дата обращения: 29 июля 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 Булыжник — оружие пролетариата!. Узнай Москву. Дата обращения: 22 июля 2023.