Иванова, Зинаида Григорьевна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Зинаида Григорьевна Иванова
Портрет
Дата рождения 19 октября (7 октября) 1897(1897-10-07)
Место рождения Пенза
Дата смерти 10 июня 1979(1979-06-10) (81 год)
Место смерти Москва
Подданство  Российская империя
Гражданство Флаг РСФСР (1918-1954) РСФСР СССР
Жанр скульптура
Учёба Высший художественно-технический институт в Москве
Награды Сталинская премия Сталинская премия

Зинаи́да Григо́рьевна Ивано́ва (7 [19] октября 1897, Пенза — 10 июня 1979, Москва) — советский скульптор. Участница рабочих групп, возглавляемых В. И. Мухиной, по созданию скульптур «Рабочий и колхозница», «Требуем мира!». Занималась разработкой рекреационных зон в курортных районах РСФСР[1].

Биография

Зинаида Григорьевна Иванова родилась 7 (19 октября) 1897 года в Пензе. В 19211927 годах училась в Высшем художественно-техническом институте в Москве у А. В. Бабиче­ва, А. М. Лавинского и И. М. Чайкова. Дипломная работа — композиция «Строители». Одним из преподавателей в мастерских была Вера Мухина, с кем Зинаида Иванова будет работать и после окончания учёбы[2]. Она была участницей художественных выставок с 1927 года. В 19271928 годах состояла в обществе художников «Рост», в 19281932 годах — в Обществе московских художников. Принимала участие в работе над монументом «Рабочий и колхозница» (1937 год), памятником А. М. Горькому (1951 год), памятником П. И. Чайковскому (1954 год), скульптурой «Требуем мира!» (1950 год) и другими произведениями. В 1935—1937 годы преподавала в скульптурной мастерской студии ВЦСПС, Разработала проект для распылительного бассейна завода «Запарожсталь»[1]. В 1941—1945 годы — находилась в эвакуации в Самарканде и преподавала в Московском институте прикладного и декоративного искусства[1].

Коллеги характеризовали её как решительного и волевого человека[1]. Жила и работала в Москве. Умерла 10 июня 1979 года. Похоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища (вместе с коллегой, скульптором Н. Г. Зеленской).

Творчество

Зинаида Григорьевна Иванова известна своими работами в составе рабочей группы с В. И. Мухиной и Н. Г. Зеленской. Иванова и Мухина познакомилась в Кустарно-художественном техникуме. Зинаида Григорьевна тоже преподавала там, только в другой группе. Совместных работ скульпторы не делали, только однажды — «для практики и удовольствия» — полепили вместе в мастерской Ивановой натурный этюд обнажённого юноши. В сущности, ни то, ни другое знакомство нельзя было назвать близким, но будущее показало, что совместное творчество будет очень плодотворным[1].

«Рабочий и колхозница»

Работа над монументом «Рабочий и колхозница»

Над созданием «Рабочего и колхозницы» коллектив художницы трудился самоотверженно: сперва по десять — двенадцать часов, потом, когда перешли на завод, по восемнадцать, с десятиминутными перерывами на завтрак и обед, а когда дело подходило к концу — ни одна из трёх скульпторов и вообще не уходила с завода. Пригодился даже властный характер Ивановой: её слушались все — и инженеры и рабочие.

После получения заказа на конкурсный эскиз двухфигурной группы «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна, по воспоминаниям Зинаиды Григорьевны, была в смятении и ей требовалась поддержка коллег. Иванова в то время делала планировку парка одного из санаториев в Сочи.

Эскиз «Рабочего и колхозницы» долго не утверждали — комиссия не соглашалась с шарфом, который Мухина ввела в композицию. Но Вера Игнатьевна не отступалась от своего решения. Утвердили композицию только осенью, и нужно было срочно делать модель. Н. Г. Зеленская каждый день приезжала к Вере Игнатьевне к 10 утра и уезжала перед закрытием метро. За месяц они сделали модель высотой чуть больше метра. Из Кисловодска приехала Зинаида Григорьевна и тоже подключилась к работе.

В Париж на установку скульптурной группы Вера Игнатьевна поехала с Ивановой, так как Зинаида Григорьевна была умелым организатором. После установки «Рабочего и колхозницы» французские инженеры поздравляли наш инженерный состав, поражаясь технической стороне работы, особенно тому, как держится шарф. Но более всего французы были поражены тем, что огромную скульптуру, ставшую «гвоздём» программы выставки, выполнили женщины[3]. Также в Париже произошёл случай, который характеризует Зинаиду Григорьевну как профессионала и хорошего организатора. В период монтажа монумента все инженеры, один за другим, почему-то ушли с выставки. Работа остановилась, изнервничавшаяся Мухина заплакала. И тут вмешалась Зинаида Григорьевна: «Слезами горю не поможешь! Нечего плакать! Пойдите куда-нибудь, в Версаль поезжайте или в Лувр. А я здесь сама разберусь!» Иванова потребовала у Иофана, чтобы он созвал производственное совещание, да так потребовала, что он и не подумал отказаться или возразить. А когда один из инженеров назвал её на этом совещании «Зиночкой», отрезала: «Здесь нет Зиночки! Здесь скульптор Иванова. И ещё архитектор Иофан и инженеры, которые забыли о своих обязанностях!». «И ещё одно немаловажное обстоятельство, — свидетельствует Иофан. — И Зеленская и Иванова — настоящие профессионалы»[1]. После возвращения из Парижа скульптура была установлена в Москве, справа от центрального входа в ВДНХ.

Работа над скульптурой «Требуем мира!»

Памятник Чайковскому

В 1950 году началась война в Корее. Как отклик на это событие Вера Мухина создала проект многофигурной скульптуры. Совместно с ней над многофигурной композицией работал творческий коллектив: Нина Зеленская, Зинаида Иванова, Сергей Козаков и Александр Сергеев. Центральные фигуры русского и китайца лепила Зинаида Григорьевна. В 1950 году группа «Требуем мира!» была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке и вызвала много откликов. В 1951 году за композицию «Требуем мира!» коллектив скульпторов был удостоен Сталинской премии второй степени.

Работа над памятником Чайковскому

В 1945 году Мухиной предложили создать памятник Петру Ильичу Чайковскому. Работа продолжалась до смерти Мухиной. Скульптурная часть памятника была завершена коллегами Мухиной З. Г. Ивановой и Н. Г. Зеленской, авторами постамента стали архитекторы А. А. Заварзин и Д. Б. Савицкий. Открытие памятника состоялось в 1954 году. Самой Вере Мухиной не удалось увидеть открытие памятника — она скончалась 6 октября 1953 году[4]. Памятник установлен перед Московской государственной консерваторией.

Файл:NN 04-07-2022 Gorky Square 04.jpg
Памятник Максиму Горькому на площади Горького в Нижнем Новгороде

Работа над памятником М. Горькому

Зинаида Григорьевна участвовала не только в работе над памятником, но и над выбором места его установки. В 1945-м она, Зеленская и Иванова поехали в Горький уточнить место будущего монумента.

Проехались с большим толком. Берег по Оке при слиянии весь зелёный от травы, очень крутой, в него упирается мост… Сначала был памятник запроектирован под мостом, но мы выбрали немного левее, очень холм хорош над Окой… Поставили девятиметровый силуэт, выполненный из фанеры, — оказалось, что от него гора сразу сократилась.В. И. Мухина

Местные власти не утвердили выбранное место и памятник был установлен на площади Горького в Горьком[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Воронова, Ольга Порфирьевна. Вера Игнатьевна Мухина. — Москва: Искусство, 1976. — 190 с.
  2. Иванова Зинаида. экспертно-методический центр. Дата обращения: 12 августа 2023.
  3. Н.Г. Зеленская. Счастье совместного творчества. vivovoco. Дата обращения: 12 августа 2023.
  4. Памятник П. И. Чайковскому. Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Дата обращения: 21 августа 2023.
  5. М.А. Марченко. История памятника М. Горькому. Государственная архивная служба Нижегородской области. Дата обращения: 12 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!