Метрополитен

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Поезд метро на надземной станции в Брюсселе

Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от фр. chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога») либо метро (фр. métro, англ. subway[к. 1] или англ. metro[к. 2], а также англ. underground либо tube (сленговое)[к. 3]) — городская внеуличная железнодорожная транспортная система, инженерно обособленная от других видов транспорта и пешеходного движения и предназначенная для перемещения пассажиров. Метрополитену свойственны высокая скорость и провозная способность, как следствие он является основой транспортных систем тех городов, где действует. Метрополитен бывает подземным, проложенным в тоннелях, наземным и надземным, проложенным на эстакадах.

Техническое устройство

Станции

Станция Автово Санкт-Петербургского метрополитена, открытая в 1955 году

Местами размещения станций метрополитена обычно выбирают пассажирообразующие узлы города: точки пересечения магистралей, железнодорожные вокзалы, места сосредоточения культурных, зрелищных и общественных центров. Чаще всего станции размещают на прямых участках линии, но бывают и исключения. Для входа и выхода пассажиров на станциях, расположенных под или над землёй, используют эскалаторы, реже — лифты большой вместимости. Станции делятся на островные, то есть те, где платформа расположена между путями, и береговые, где платформы расположены по обеим сторонам от путей[1].

Расстояние между станциями в метрополитенах на территории бывшего СССР чаще всего составляет 1—1,5 км, в мире чаще всего длина перегонов обычного метрополитена составляет 500—800 м, скоростного — от 2 до 6 км[1][2].

Станции метрополитенов постсоветского пространства и некоторых других выделяются наличием уникальных архитектурных решений: например, в проектировании станций Московского, Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского), Киевского и Ташкентского метрополитенов участвовали ведущие архитекторы СССР. Предполагалось, что торжественная архитектура станций метрополитена будет служить показателем превосходства социалистического общества. Традиция архитектурного оформления станций частично продолжилась в России и других постсоветских государствах и после распада СССР[1][2].

Путевое строение и тяга

Выезд из метротоннеля на поверхность в Тбилиси

Пути метрополитена чаще всего прокладываются под землёй, в тоннелях, но также могут проходить по земле или над землёй, на эстакадах. В районах сложившейся и, тем более, исторической застройки прокладываются в основном подземные линии, так как они не нарушают исторически сложившуюся городскую планировку и не препятствуют движению транспорта и пешеходов. Наземные линии строятся в районах с низкой плотностью застройки, а также иногда в местах расположения объединённых пересадочных станций с линиями железных дорог, либо же на участках, примыкающих к депо метрополитена. Надземные эстакады для линий метрополитена строятся в местах пересечения наземными линиями автодорог и других естественных и рукотворных препятствий. При этом в некоторых городах в силу различных причин, коими могут быть как сложный рельеф и тяжёлые для подземной проходки грунты, так и исторически сложившиеся традиции метростроения, значительная часть линий проходит по поверхности. Примером таких городов могут быть Лондон, где 55 % линий наземные, или Чикаго, где таких линий около 90 %[1].

Тоннели метрополитена строятся однопутными и двухпутными, строительство тоннелей ведётся либо закрытым способом (без вскрытия поверности, через шахты), либо — открытым (в траншее). Последний метод чаще всего используется в том случае, если линию предполагается вести под широкой и относительно прямой улицей. Проектирование тоннелей ведётся исходя из мест расположения станций, как главных частей метрополитена. При подземных сооружениях метрополитена строится комплекс ситем вентиляции и водоотведения, в случае необходимости они могут использоваться в качестве убежищ для населения[1][3].

Большинство метрополитенов имеют электрическую тягу, ток подаётся на подвижной состав посредством контактного рельса, реже — контактного провода[1].

Подвижной состав

В качестве подвижного состава в большинстве метрополитенов используются электропоезда. Также существуют метрополитены на шинном ходу, в которых поезда движутся на надутых воздухом резиновых колёсах, аналогичных автомобильным, что позволяет снизить шум от поезда; подобные системы могут использоваться как с направляющим рельсом, так и без него. Иногда к метрополитенам причисляют внутригородские монорельсовые системы, действующие в некоторых городах мира: самая старая из них открыта в 1901 году в Вуппертале[1].

В некотором количестве метрополитенов введена, вводится или подготавливается автоматизированная система управления движением поездом, которая позволяет сократить нагрузку на машинистов или вообще избавиться от них[1][4][5].

История

Первая линия Лондонской подземки в газете «Иллюстрация», 1863 год

В 1818 году французский инженер Марк Брюнель представил своё новое изобретение — проходческий щит, позволявший сравнительно быстро делать подземные тоннели с минимальным приложением ручного труда. В 1825—1843 годах с его применением был сооружён первый тоннель в мягком грунте под водоёмом — Лондонский Тоннель под Темзой[6]. Тоннель имел ширину 11 м и высоту 6 м и первое время использовался пешеходами, но в 1865 году был приобретён железнодорожной компанией, которая к 1869 году проложила по нему пути и запустила движение грузовых и пассажирских поездов[7].

В 1860—1863 годах, в том же Лондоне, компанией Metropolitan railways была проложена 3,6-километровая подземная городская железная дорога на паровой тяге. В 1868 году свою городскую железную дорогу открыл Нью-Йорк: здесь поезда двигались по эстакаде на канатной тяге. Уже к концу XIX века метрополитен присутствовал в 8 городах мира: Лондоне (открыт в 1863 году), Нью-Йорке (открыт в 1868 году), Афинах (открыт в 1869 году как городская железная дорога), Глазго (открыт в 1880 году на канатной тяге), Чикаго (открыт в 1892 году), Ливерпуле (открыт в 1893 году), Будапеште (открыт в 1896 году), Вене (открыт в 1897 году) и Париже (открыт в 1900 году). Иногда к числу старейших метрополитенов мира причисляют Стамбульский, так как часть его — линия подземного фуникулёра Тюннель была открыта в 1875 году. При этом в метростроительстве к началу XX века вырисовывалась тенденция к отказу от паровой и дизельной тяги в пользу электрификации: старые линии переделывали с установкой контактного рельса или контактного провода, новые же строились уже электрифицированными[1][4][2][3][8][9].

В конце XIX — начале XX века предлагались проекты метрополитенов во многих городах мира, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, но по разным причинам проектирование и строительство многих из них затянулось на годы и даже десятилетия[1]. Мощный рывок в строительстве метрополитенов произошёл после Второй мировой войны, когда проыессы урбанизации привели к взрывному росту числа населения во многих городах и тем потребовались новые способы решения транспортного вопроса, коим и стал метрополитен[8]. В 1970-х годах в Лондоне было начато внедрение автоматизированной системы управления поездами, не требовавшими более машинистов[4][5].

В конце XX — начале XXI века строительство метрополитена активно развернулось в Азии и Африке[10]. На 2022 год в 187 городах 59 стран присутствуют системы метрополитена[4].

Функционирование

Метрополитен — очень дорогостоящий транспорт как в строительстве, так и в обслуживании, а потому его чаще всего строят только в мегаполисах. В СССР, например, существовали правила о необходимости строительства метрополитена только в городах с населением, превышающим 1 миллион человек. В таких городах метрополитен составляет основу транспортной сети, его магистральные маршруты способны быстро перевозить пассажиров на достаточно большие расстояния. Рассчётная провозная способность одной линии метрополитена составляет 45—50 тысяч пассажиров в час[1][2].

В зависимости от потребностей конкретного мегаполиса сети метрополитена могут проектироваться как с замкнутым движением по отдельным линиям, как например, все метрополитены бывшего СССР, либо с движениям по различным маршрутам в рамках единой сети, с переходом некоторых поездов между линиями, как реализовано в Нью-Йорке или Лондоне. В ряде городов проектируются, строятся и эксплуатируются линии скоростного метрополитена, служащие для быстрой перевозки пассажиров от окраинных станций к центральным, в некоторых экспресс-движение организовано по тем же линиям, с пропуском части остановок[2].

На 2020-е годы самыме загруженные метрополитены в мире — Гонконгский и Сеульский[4].

Примечания

Комментарии

  1. Используется в названии некоторых систем США, Канады и Британии — New York Subway, Toronto Subway, Glasgow Subway
  2. Используется в названии ряда метрополитенов США, Канады, Австралии и Британии — Washington Metro, Montreal Metro, Sydney Metro, Tyne and Wear Metro
  3. Используется в названии старейшего в мире лондонского метро — London Underground

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 БРЭ, 2020.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 БСЭ, 1974.
  3. 3,0 3,1 Когда появилось первое в мире метро, и кто его придумал – история создания. Исторический документ (22 июня 2022). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Subway (англ.). Britannica. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  5. 5,0 5,1 Веклич, 1975.
  6. Bagust, 2006, p. 65.
  7. Старейший туннель под рекой соединил три века Лондона (недоступная ссылка). Membrana. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  8. 8,0 8,1 Метрополитен. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  9. Горайчук В. Как создавали метро: взгляд инженера. Арзамас. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  10. In response to growth, Chinese cities choose metros (англ.). The Transport Politic (17 января 2018). Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 7 сентября 2018 года.

Литература