Рабочий и колхозница

Материал из «Знание.Вики»
Памятник
«Рабочий и колхозница»
Рабочий и колхозница 26.07.2022.jpg
Страна  Россия
Местоположение Москва, пр. Мира
Ближайшая станция метро Калужско-Рижская линия«ВДНХ»
Тип здания Конструктивизм, монументализм
Автор проекта Вера Мухина
Архитектор Борис Иофан
Строительство 1936
Здания
Достопримечательность/Здания
Статус Культурное наследие народов РФ
Высота 24,5 м
Материал Нержавеющая хромоникелевая сталь
Состояние Отреставрирован
Сайт [1]

«Рабо́чий и колхо́зница» — памятник советской эпохи, разработанный по эскизам Веры Мухиной и Бориса Иофана. Он считается шедевром архитектурной мысли XX века, в котором отразились ключевые направления нового времени и основные отрасли экономики Советского Союза[1]. Идея и художественное оформление памятника разработаны архитектором Борисом Иофаном, а его скульптурное оформление осуществила Вера Мухина. Этот проект был задуман для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его проектирование и сборка проходили в Москве, после чего конструкцию разобрали на 65 частей и отправили во Францию, где она была собрана вновь[2]. По завершении выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый пьедестал у Северного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В Париже она располагалась на павильоне высотой 34 метра. Вследствие неосторожного демонтажа и транспортировки каркас и обшивка подверглись значительным изменениям, что привело к отклонению от первоначального замысла. С 1938 по 2003 год скульптура почти не подвергалась реставрации, что привело к её значительному ухудшению из-за коррозии и влияния внешних факторов[2].

История

Разработка проекта

Идея создания такого масштабного проекта возникла перед Всемирной выставкой в Париже, где Советский Союз хотел продемонстрировать свои лучшие достижения искусства и науки. К 1937 году было необходимо разработать объект, который впечатлил бы своей необычностью, но в то же время был бы легко узнаваемым.

Для привлечения специалистов, способных создать этот шедевр, был организован конкурс талантов по всей стране. По его результатам конкурса победил архитектор Борис Иофан, который предложил использовать в качестве основы два ключевых символа нового государства: рабочего, олицетворяющего основную силу нации, и колхозницу, символизирующую народное хозяйство страны.

Для воплощения проекта был вновь открыт конкурс, благодаря которому была выбрана скульптор Вера Мухина. Она добавила памятнику необычные элементы, придав ему завершённость. В одежде колхозницы появился шарф, символизирующий гармонию и единство наклона между ней и рабочим. В их руках находились главные инструменты труда того времени в СССР — серп и молот[1].

Когда Вера Мухина начала свою работу, ей требовались натурщики. Для создания образа крестьянки выбрали телефонистку Анну Богоявленскую. Двое мужчин позировали для фигуры рабочего: балетный танцовщик Игорь Басенко и строитель Сергей Каснер[2].

Изготовление

Основой этого произведения искусства стал стальной каркас, который постепенно наполнялся различными элементами фигур. Процесс создания не останавливался даже в холодное зимнее время. Рабочие вспоминали, что в феврале, когда морозы были особенно жестокими и сильные ветра, единственное место, где можно было укрыться от холода, было внутри каркаса, под юбкой колхозницы. Они периодически прибегали к костру, чтобы немного согреться, и продолжали трудиться без усталости. Созданная скульптура имела вес более 60 тонн. В течение трёх с половиной месяцев создавался памятник, который стал одним из символов Советского Союза.

На выставке в Париже монумент произвёл настоящую сенсацию. Местные мастера и ценители искусства отмечали удачное сочетание гармоничных форм с современными подходами. «Рабочий и колхозница» действительно стали культурным памятником.

Даже строгие критики отмечали высокое мастерство скульптора, порой не скрывая своего восхищения. Однако сама Мухина осталась не совсем недовольна итогом. Несмотря на огромный труд, сжатые сроки заставили упрощать некоторые аспекты. Конечно, если бы было больше времени, произведение могло бы стать ещё более впечатляющим. Даже в своём «упрощённом» виде скульптура предстала великолепно[3].

Парижская выставка

Выставка в Париже в 1937 года

Состав, состоящий из 28 вагонов, был отправлен по железной дороге в Париж, однако в пути возникли трудности. Один из тоннелей в Польше оказался слишком узким для ящиков. В результате пришлось частично разбирать скульптуру и разделять её на дополнительные элементы. В Париж вместе с Мухиной приехала её помощница Иванова, профессор Львов и команда инженеров. К двадцати монтажникам, слесарям, сварщикам и жестянщикам из СССР присоединилось 28 французских рабочих. Борис Иофан возглавлял отделку павильона и все процессы, связанные со зданием и скульптурой.

В противоположность советскому павильону на площади вырос германский павильон, оформленный в виде римской цифры III, символизируя Третий рейх. Оба павильона смотрели друг на друга. Над немецким павильоном возвышался орёл, сжимающий свастику, что дало архитекторам повод наращивать высоту своего здания. Однако поспешные действия привели к тому, что скульптура орла затерялась на фоне увеличенного павильона и стала объектом насмешек.

Работы по установке скульптуры оказались сложными. Отказ от учёта ветровых нагрузок оказался рискованным, так как присутствовала угроза крушения мачтового крана, что могло бы привести к падению скульптуры. Ночные дежурства обеспечивали не только советские специалисты, но и парижане-эмигранты, что способствовало ускорению работ, которые завершились за 11 дней[2].

Советская выставка сумела завоевать 270 наград, среди которых было 95 Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей, а также свыше 50 дипломов. Удивительный успех в Париже заставил более серьёзно оценить скульптуру, созданную специально для павильона[4].

Возвращение в Москву

Восхищённые французы, среди которых были известный поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, надеялись, что скульптура «Рабочий и колхозница» останется в Париже и после завершения выставки. Когда стало очевидно, что её планируют разобрать, была инициирована компания по сбору средств для её приобретения. В конечном итоге решили вернуть композицию на родину. К сожалению, демонтаж скульптуры проводился с значительно меньшей осторожностью по сравнению с её сборкой. В Париж отправились рабочие, к числу которых не входили те, кто участвовал в создании «Рабочего и колхозницы». Кроме того, решено было не отправлять саму Мухину во Францию. В результате, произведение искусства оказалось грубо разделено на 44 части и было загружено на поезд не в защитных ящиках, а оставлено открытым.

Мухина искала подходящее место, которое могло бы служить таким же значимым пьедесталом, как и сам выставочный павильон, предлагая Ленинские горы или Крымский вал в качестве вариантов. Однако её предложения не были учтены. В связи с предстоящим торжественным открытием Всесоюзной сельскохозяйственной выставки было решено установить композицию у входа в павильон. С января по август 1939 года скульптура переживала процесс своего «второго рождения». Исправлялись не только повреждения, полученные в пути с выставки, но полностью обновляли покрытие. На этот раз использовались двухмиллиметровые стальные листы, что потребовало изменения конструкции каркаса из-за увеличения веса. Худшие опасения Мухиной оправдались: «Рабочий и колхозница» были установлены на десятиметровом постаменте. Это лишило композицию высоты в 24,5 метра и лишило её ощущения вертикального движения, оставив только горизонтальное восприятие. Скульптор до конца своих дней не могла согласиться с низкой высотой установки своего произведения. После её смерти возникла идея поднять «Рабочего и колхозницу» на более высокую позицию. Однако проект был прерван после смерти архитектора Бориса Иофана через год.

Начало постсоветского периода было трудным для памятника. Постамент постепенно приходил в упадок: его поверхность покрылась мхом, внутренности скульптуры стали домом для голубей, а наружный металл начал ржаветь. Возможно, «стальная пара» и вовсе распалась бы, так как к концу века её вид был весьма печален. Однако «Рабочего и колхозницу» спасло неожиданное вмешательство, связанное с рекламной акцией. Текстильная компания «Монолит» сшила огромный синий комбинезон 560-го размера и красный сарафан, в который нарядили фигуры, добавив драпировку в цветах российского флага. Спустя три дня это ненадолго появившееся обновление исчезло, но власти заметили, что «Рабочий и колхозница» требуют срочной реставрации[2].

Реставрация

Шесть лет назад, когда монумент раскололи на части и отправили на реставрацию, трудно было поверить, что это действительно случится. Важность 25-метровой скульптуры заключается не только в её размере, но и в том, какое длительное значение она имела для целых поколений.

72 года назад жители Парижа наблюдали подобный момент с Эйфелевой башни, когда «Рабочего и колхозницу» поднимали на высоту десятиэтажного здания для установки на постамент. После шестилетней реставрации скульптура вновь вернулась к северному входу Всероссийского выставочного центра.

Подъём занял менее часа и требовал предельной осторожности, так как порывистый ветер мог помешать установить памятник. Специальный кран с удлинённой стрелой был дополнительно укреплён бетонными плитами, чтобы справиться с весом 80 тонн.

Руководитель реставрации Вадим Церковников отметил, что обновленная структура будет служить около 100 лет благодаря усиленному каркасу, способному выдерживать значительные нагрузки, включая ураганы. Скульптуру разобрали в 2003 году из-за сгнившего каркаса, а 42 фрагмента восстанавливали шесть лет.

Теперь она установлена на новом постаменте высотой 35 метров, что в два раза больше предыдущего. Такого размера конструкция и задумывалась авторами — Веры Мухиной и Борисом Иофаном.

Ирина Чепкунова, заведующая отделом современной архитектуры московского архитектурного музея: «Это самый первый эскиз, таких эскизов у нас много, эскиз сделан рукой Иофана, где он предлагает поставить на своё сооружение некую скульптуру — пока только образ: мужчина и женщина с серпом и молотом, рабочий и колхозница»[5].

Современность

В 2017 года павильон стал частью выставочного комплекса ВДНХ. Здесь регулярно проходят лекции, выставки и концерты на открытом воздухе. В хорошую погоду мероприятия могут организовываться на крыше, которая служит смотровой площадкой, открывающей великолепные виды на Москву.

По выходным предлагается экскурсия под названием «„Рабочий и колхозница“. Сквозь годы и эпохи», во время которой участники узнают о создании знаменитой скульптуры, а также о деятельности Веры Мухиной, Всемирной выставке в Париже и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В завершение экскурсии гости смогут насладиться захватывающими панорамами столицы с площадки на крыше павильона[6].

Памятник в культуре

Примечания

  1. 1,0 1,1 Рабочий и колхозница. Общественная служба новостей. Дата обращения: 21 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Скульптура «Рабочий и колхозница» (В. Мухина). Монетник.ру. Дата обращения: 21 сентября 2024.
  3. Марина З. «Рабочий и колхозница» – как создавался главный символ советского времени?. Мусагет. Дата обращения: 21 сентября 2024.
  4. Мария Л. История одного дизайна. «Рабочий и колхозница». skillbox.ru (14 марта 2022). Дата обращения: 21 сентября 2024.
  5. История модернизации знакового памятника страны. 1tv.ru (29 ноября 2009). Дата обращения: 21 сентября 2024.
  6. Памятник «Рабочий и колхозница». Туристер (21 января 2022). Дата обращения: 21 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!