Конструктивизм (искусство)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Rusgertorg Golosov 01.jpg
El Lissitzky - Proun 99 - 1941.548 - Yale University Art Gallery.jpgProzodezhda no. 1 (Popova, 1921).jpg
Opekta headquarter.jpg
сверху вниз:

Проект Русгерторга (арх. Голосов); Проун 99 (Эль Лисицкий); Прозодежда (Попова);

Фрагмент конструктивистского фасада

Конструктиви́зм (от лат. constructivus — «построение») — явление в мировой культуре, идеология пролетариата, сформировавшая одноимённое направление в изобразительном искусстве: архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве, (а также в философии, социологии, литературе, музыке, психологии), зародившееся в 1910-х и существовавшее в течение первой половины 1930-х годов в Советском Союзе. Идеи конструктивизма созрели в рамках традиций дореволюционного русского авангардизма и слились с утопией социума данной эпохи, ценности в искусстве призывались воплощать тезисы нового строя и новых понятий.

Появление нового направления

До- и постреволюционные предпосылки

Характерное для дореволюционного периода искусство критического реализма вступает в противоречие с новой ситуацией в стране. После провозглашения временным правительством Российской республики, формируется многонациональная держава. Новая культура создаётся народами разных национальностей (территориально от Крайнего Севера до Закавказья, от западных границ до Сахалина), которые находятся на разных уровнях развития и художественной жизни. Зарождается идейный и художественный спор между опытом реализма и находками новых методов авангарда.

Причины и решение этого противоречия так формулируются в статье Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного просвещения: «Социализм уже наступил, а культура ещё буржуазная. Нужно совершить неимовернейший прыжок прямо в социализм. Смелее, товарищи, ведь коммунисты умеют совершать неслыханное и неимоверное»[1].

Правительство принимает ряд декретов: 17 июня 1918 г. — «Об охране библиотек и книгохранилищ», 5 октября 1918 г. — «О регистрации, приеме на учёт и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», 26 ноября 1918 г. — «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях, признававшихся государственным достоянием».

Николай Пунин, русский историк искусства, художественный критик, так рассуждает о поиске нового искусства пролетариата:

«Те, которые отрицают положительное значение художественной деятельности и считают искусство чем-то, привнесенным в историю, роскошью, обусловленной… классовой конструкцией общества, исходят…из логических предпосылок, но… из исторически сложившихся отношений. Эти прямолинейные и решительные люди говорят: памятники дворцового и буржуазного искусства нам не нужны, потому что они декоративны, по самой своей конструкции, индивидуалистичны и в высокой степени отмечены чисто классовыми эстетическими вкусами… Что же касается искусства народного, то последнее, поскольку оно не фикция, просто устарело, да и пользовалось всегда достаточно примитивными средствами для того, чтобы иметь теперь серьёзное эстетическое значение. Кроме того народ не пролетариат, а пролетариат своего, даже самого примитивного искусства не имеет»[2].

Так как русский пролетариат до революции был лишен возможности общаться с классическим искусством, а новое профессиональное сообщество в своем творчестве ориентировалось на образованные слои, то гражданское искусство не всегда доходило до сознания пролетарских масс[3]. Процесс осмысления социальной роли искусства, начавшийся с призывов поставить искусство на службу широким трудящимся массам (украшать «труд»), на следующем этапе пришел к стадии «вещного искусства». Роль искусства как такового уже не отрицалась полностью, но сводилась к созданию полезных произведений. Художественный труд должен был реализовываться в полезных вещах, поэтому художников призывали «творить» полезные вещи, а затем и «производить» наравне и по принципу машинного производства, что говорило о существенном измении характера деятельности художника.

Обложка журнала «ЛЕФ», № 1 и № 2, 1923—1924 гг.

«Производство и искусство сливаются в одно единое целое; творчество и работа — в сознательный труд».

Редакционная статья газеты «Искусство коммуны», 26 января 1919 года

Идеи производственного искусства оказали большое влияние на теоретическое кредо конструктивизма в различных видах искусства — в кино, полиграфии, театре, литературе, рождавшемся тогда дизайне. Правда факта в литературе, документальные съемки в кино, отказ от рисованных декораций в театре, ориентация на функциональные требования в бытовой вещи — это была новая эстетика художников-конструктивистов, в основу которой было положено отрицание художественного вымысла и украшения, старых форм искусства, а нередко и искусства как такового.

Конструктивизм идет на смену футуризму и как литературной школе, и как нигилистическому мироощущению. Футуризм сделал свое дело. Он был могильщиком буржуазной декадентщины в предреволюционные годы. В своем новом обличии ― Леф’а футуризм продолжает свое старое дело ― борьбу с гнилым охвостьем. Но новое дело, новая литература, новая социалистическая культура будет уже твориться не его руками. Эта новая культура созидает свой новый стиль, свои новые методы, и это есть методы конструктивизма.

Корнелий Зелинский, «О Конструктивизме»[4], 1928 год

Отражая тенденции развития творчества и помогая художникам осознать сложные процессы изменения взаимоотношения многих сторон актуальных потребностей, производства, быта, предметной среды, теория производственного искусства была порождена объективными процессами, происходившими в реальной действительности, характерными для России на рубеже XIX и XX веков. С. О. Хан-Магомедов, исследователь архитектуры русского авангарда, выделяет основные из этих предпосылок:

  • Во-вторых, — принципиально новое во взаимоотношении творческой деятельности в «чистом» искусстве и в «предметной» сфере.
  • В-третьих, — отношение рабочего к орудиям и средствам производства, объявленным общенародной собственностью.
  • В-четвертых, — включение новой техники в идеал будущего общества, художественно-стилевые формы предметной среды которого, естественно, трудно было предугадать, а наличие в нём новой совершенной техники было очевидным для всех фактом.
  • В-пятых,— подчеркнуто критическое отношение к формам предметной среды и искусства прошлого, в которых видели олицетворение образа жизни свергнутых имущих классов.
  • В-шестых, — подчеркнутый аскетизм в быту, в одежде, в официальной и общественной жизни тех, кто боролся за советскую власть и строил новое общество[5].

Подчеркнутая роль утилитарно-технической целесообразности в вопросах формообразования, сближение понятий функциональное и красивое, социально-этический момент в эстетике предметной среды и т. д., объективно способствовали становлению новой архитектуры и дизайна[6].

В течении первых послереволюционных лет предпринимались попытки создания новых синтетических искусств на базе только пространственных (архитектура, живопись и скульптура) или только временных искусств (музыка, танец, театр и др.) и живописи, или же путем растворения всех видов искусств в едином синтетическом искусстве будущего[5].

Родоначальником направления в изобразительном искусстве считается советский художник-конструктор Владимир Татлин. В 1914 году на выставке в собственной студии он впервые показал объемно-пространственные абстракции из железа и дерева, стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей, так называемые «синтезо-статичные композиции»[7].

В 1915 году художник Казимир Малевич проводит выставку своих работ в новом авангардном стиле, которому он даёт название супрематизм. На выставке также был представлен «Чёрный квадрат», который стал эмблемой этой разновидности геометрического абстракционизма.

Супрематизм, как и конструктивизм, возник на основе идей кубизма и футуризма. Он постепенно переосмыслялся соратниками и учениками Малевича и трансформировался в другой стиль, конструктивизм, вошедший в практику архитекторов и дизайнеров первой трети ХХ века. С них началась конструктивистская линия в русском авангарде.

Направление в искусстве, получившее название «конструктивизм» и основанное Владимиром Татлиным одновременно с супрематизмом Малевича, обязано своим происхождением развитию индустрии и техники в нашем веке и тому месту, которое техника и машинизм заняли в жизни человека. Глаз художника, уставший от вековой природы, от пейзажей, от бытовых происшествий, обернулся к машине, к её формам, которые логикой композиции своих элементов народили новую эстетику. В 1913 году двадцативосьмилетний Татлин, бывший до того учеником Михаила Ларионова, порвал в своём искусстве все связи с природой и с литературным сюжетом и выставил свои первые чисто-абстрактные «контр-рельефы». Они не были ни картинами, ни скульптурой.

Юрий Анненков, «Дневник моих встреч», 1966 год[8]

Первое упоминание как термина

Обложка книги А. Гана «Конструктивизм», 1922 г.

Определение конструктивизма было введено на собрании группы молодежи Института художественной культуры в 1921 г.

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм»

В. В. Маяковский

Течение проявилось как одно из направлений нового авангардного пролетарского искусства.

Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноимённое название — «Конструктивизм»[9]. В тексте звучали лозунги:

«Мы объявляем непримиримую борьбу искусству. Искусство неразрывно связана с теологией, метафизикой и мистикой … Смерть искусству!»

«Выступает конструктивизм — стройное дитя индустриальной культуры. Долгое время капитализм гнал его в подполье. Его освободила пролетарская революция».

«Не отображать, не изображать, не интерпретировать действительность, а реально строить и выражать плановое задание нового активно-действующего класса, пролетариата …»

«…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»

.

Обложка журнала «Вещь», 1922 г.

Слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства» встречаются в выступлениях и брошюрах теоретиков «производственного искусства». Искусствовед, литературный, художественный и кинокритик Борис Арватов озвучивал такие тезисы:

«…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«искусство органически совпадает с производительным трудом»

Образование термина связывают с официальным заседанием Рабочей группа конструктивистов в ИНХУКе, инициативная группа в составе в составе А. Гана, А. Родченко и В. Степановой провела первое собрание в феврале 1921 года. В постановляющей части протокола говорится о необходимости выбирать членами группы «только товарищей, разделяющих основные положения конструктивизма». Протокол этого собрания является первым из числа известных документов, где употребляются термины «конструктивизм» и «конструктивист».

Как еди­ная плат­фор­ма ви­зу­аль­ных ис­кусств впер­вые конструктивизм зая­вил о се­бе в журнале «Ки­но-фот»[10].

В Европу термин «конструктивизм» из Советской России пришел около 1922 г. после публикации Лисицким в журнале «Вещь» фотографий экспонатов зала выставки инициативной группы конструктивистов Обмоху в Москве.

Теория конструктивизма

В 1920 году научный сотрудник Московского Пролеткульта Б. Арватов выдвигает концепцию «производственного искусства»:

«Художник-пролетарий превратит свою деятельность в жизненно-необходимую функцию, а искусство становится одним из видов квалифицированного труда…»

Ольга Чичагова, художница и иллюстратор детских книг, адепт конструктивизма, писала в 1923 г.:

«Конструктивизм — это идеология, возникшая в пролетарской России во время революции, и как всякая идеология, конструктивизм только тогда может быть жизнеспособным и не построенным на песке, когда создает себе потребителя; а потому — задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека».

Идеологические тезисы на практике основоположники конструктивизма видели в использовании своего творчества для:

  • создания агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение городов к пролетарским праздникам и т. п.);
  • организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, дизайн предметов утилитарного обихода) по художественно-функциональным принципам, разработанным ими;
  • внедрения принципов художественно-технологического проектирования и конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство — в производство);
  • распространения принципов конструктивизма на все искусства (в частности, активное внедрение в театральное искусство);
  • организации на своих принципах художественно педагогической деятельности, в подготовке кадров для «производственного» искусства.

Международная выставка

Афиша «Exposition Internationale Arts Decoratifs Et Industriels Modernes», 1925 г.

После установления 28 октября 1924 года дипломатических отношений между СССР и Францией, Советскому Союзу последовало приглашение принять участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств[11]. Для нового государства первое выступление на международной арене являлось первым актом культурного обмена и важным политическим мероприятием.

В сжатые сроки Выставочный комитет Советского отдела объявил и провел закрытый конкурс на проект павильона СССР. Программа конкурса требовала от конкурсантов, чтобы советский павильон «был спроектирован в духе чисто современной архитектуры, а идеологически отражал идею СССР как рабоче-крестьянского трудового государства и как братского союза отдельных народностей». По итогам конкурса лучшим был признан проект Константина Мельникова[12].

Экспозиция на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности 1925 года стала наглядной демонстрацией принципов нового направления в формообразовании, новой эстетики, дебютом конструктивизма. Как развитая система художественных приемов во многих областях творчества — архитектуре, дизайне мебели и интерьера, текстильном дизайне, дизайне одежды были продемонстрированы архитектурные проекты, рекламные плакаты, фотомонтажи и текстильные рисунки.

Основные положения конструктивизма в литературе

Илья Сельвинский, председатель Литературного центра конструктивистов, прозаик и драматург, теоретик стиха с группой товарищей, входящих в ЛЦК сформулировал основные положения конструктивизма в Декларация Литературного центра конструктивистов:

  1. Характер современной производственной техники, убыстренной, экономической и емкой ― влияет и на способы идеологических представлений, подчиняя все культурные процессы этим внутренним формально-организационным требованиям. Выражением этого повышенного внимания к технико-организационным вопросам и является конструктивизм.
  2. У нас, в СССР, конструктивизм приобретает широкий общественно-культурный смысл, вследствие необходимости в сравнительно короткий срок покрыть расстояние, отделяющее пролетариат, как культурно-отсталый класс, от современной высокой техники и всей развитой системы культурных надстроек, которые, в обстановке обостряющейся во всем мире классовой борьбы, используются буржуазией, тоже как технические орудия борьбы.
  3. Организационным оформлением этой задачи и является конструктивизм.
  4. Таким образом, конструктивизм есть упорядоченные в систему мысли и общественные умонастроения, которые подчеркнуто отражают организационный натиск рабочего класса, вынужденного в крестьянской стране, после завоевания власти, строить хозяйство и закладывать фундамент новой социалистической культуры.

Конструктивизм в архитектуре

«Конструктивисты, учитывая исторический опыт, убеждены, что в архитектуре кроются огромные возможности организующего и эмоционального воздействия на людские массы. Все мы знаем, что немой язык архитектурных масс, их масштабы и организация в пространстве могут быть — силой своего воздействия — подчас красноречивей и убедительней самого пламенного слова»[13]

из статьи Романа Хигера «Конструктивизм в архитектуре»

Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания. Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали[14].

Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.

Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа[15].

Этапы формирования

Страница журнала «Современная архитектура», № 3, 1926 г.

Реформировалась система высших учебных заведений: студенты «старорежимных» Императорской Академии художеств в Петрограде и Московского училища живописи, ваяния и зодчества потребовали «свободы искусства». В 1920 году мастерские объединились в Высшие художественно-технические мастерские ВХУТЕМАС, которые стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров.

В 1920—1923 годах на факультете постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания: академические мастерские, объединённые левые мастерские — ОБМАС и мастерская «экспериментальной архитектуры». За 10 лет существования института его окончили около 1500 художников, скульпторов и архитекторов. Разрабатывались новые методики преподавания, среди педагогов были представители авангарда, конструктивизма и рационализма.

В 1923 году на базе Музея художественной культуры образовывается Институт художественной культуры (ИНХУК) — научно-исследовательская организация и творческое объединение в Петрограде — Ленинграде, занимавшееся вопросами теории и истории художественной культуры.

Параллельно в 1923 году появилась первая творческая организация архитекторов-рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). Куда вошли архитекторы: Николай Ладовский, Владимир Кринский, Виктор Балихин, Эль Лисицкий, Константин Мельников; художник Александр Родченко[16].

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922—1923-х, начали проводиться первые архитектурные конкурсы, которые стали своеобразным художественным «полигоном», активно способствуя утверждению новых идей: рационализма и конструктивизма, репродуцированию их образцов, выдвижению лидеров творческих направлений. В них принимали участие такие архитекторы, как Николай Ладовский, Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов и другие.

Среди проектов, заявленных на конкурс Дворца труда в Москове, проект братьев Весниных, в котором архитектурный конструктивизм впервые выступил как самостоятельное творческое направление, решением жюри архитекторов-традиционалистов был поставлен на 3 место, рационалисты отказались от участия в конкурсе. Независимо от утверждения Жолтовского (архитектора старой школы) на заседании жюри, что «нельзя дать Весниным премию за Дворец труда, потому что архитектура пойдет по ложному пути», этот проект прозвучал как манифест архитекторов-новаторов.

Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Обложка журнала «Современная архитектура» (макет Леонидова), 1928 г.
Страница журнала «Современная архитектура», 1928 г.

Существует масса разночтений, как видели конкурсы в дальнейшем сами архитекторы, профсоюзы, отборочные комитеты, власть, но прецедент уже случился. В конкурсе на здание Библиотеки им. Ленина в Москве, несмотря на представителей жюри, ориентированных на ретроспективизм, все 10 проектов, поступивших по открытому конкурсу, были выполнены в духе новой архитектуры.

Братья Веснины совместно с Моисеем Гинзбургом в 1925 году организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли и другие конструктивисты-функционалисты.

А. Веснин, работавший в этот период фактически во всех областях искусства (театр, живопись, книжная графика, праздничное оформление, архитектура и т. п.), дает свое понимание, которое легло затем в основу творческого кредо раннего архитектурного конструктивизма. В записи «О задачах художника» были сформулированы теоретические принципы раннего конструктивизма:

«Я считаю, что художник не должен изображать или трактовать вещи, созданные природой или руками человека, а должен делать новые вещи». «Безразлично, будет ли данная вещь целесообразна и утилитарна (инженерное строительство, вещи обихода) или только целесообразна (лабораторная работа с задачей разрешения проблемы новой современной формы), каждая данная вещь, созданная современным художником, должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая на него психо-физиологически, вызывая в нём подъём к энергичной активности».

Эстетика конструктивизма

Афиша доклада Адольфа Лооса «Орнамент и преступление», 1913 г.

Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи. Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, в которых он исследовал идеи пуризма, рационализма и функционализма[17]:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
  • Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, в отличие от того же ампира.
  • Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
  • Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
  • Развитие художественной промышленности.
  • Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации. Многие проекты остаются на стадии проекта и не идут в реализацию по причине опережения полета творческой мысли реального положения того времени, не соответствия возможностям и ресурсам.

Особенности объемно-планировочных решений

Обложка журнала «Строительство Москвы» № 5, 1929 г.

В интерьерах поддерживались те же ориентиры, что и в объемно-пространственных концепциях самих зданий: свободная планировка с большими неограниченными пространствами, рациональный подход к функциональному зонированию. Формообразование диктовалось особенностями нового современного жизнеустройства быта человека: четкий распорядок дня, коллективное времяпровождение, оптимизация соотношения рабочего и свободного времени.

В жилых интерьерах выделяется система группирования пространства, в зависимости от количественного фактора, то есть личное пространство, минимально требующееся на одного человека, общественное пространство для совместного времяпровождения и отделения для бытового обслуживания. К концу 20-х годов Моисеем Гинзбургом с группой архитекторов-конструктивистов из Объединения современных архитекторов был разработан ряд типов жилых ячеек. Задачи, ставившиеся Секцией типизации Стройкома РСФСР были сформулированы так: дешевизна строительства не в ущерб комфорту жильцов, поэтому в распределении пространства стала важна не только площадь, но и кубатура жилого помещения. Здания завершались плоской крышей, на которой предполагалось устраивать места для проведения досуга всех жильцов дома, поэтому не предусматривались балконы. Большие окна на фасадах давали максимум света в общие помещения, так для хозяйственных помещений выделялись подземные или первые закрытые этажи, или отдельные корпуса.

В общественных интерьерах тектоника самого здания также влияла на внутреннее пространство: так с фасада угадывалось распределение функционального зонирования и лестничных пролетов, здания «просвечивали» за счет большой площади остекления в сочетании с конструкциями. Навигация внутри должна быть просчитана до мелочей, а также учтены задачи психофизиологического воздействия формы на человека.

Придумывались и применялись новые технологические решения: механизмы раздвижения оконных рам для проветривания, системы вентиляции, антресоли, двойные стены со спрятанной проводкой. Использовались новые материалы для отделки стен и полов: ксилолит, наливной пол, который одновременно создавал слой утепления. Конструировались системы встроенной мебели, дверцы-гармошки, эргономичные кухни.

Конструктивизм в живописи

Особенности

Живописное творчество художников после революции провозглашало простоту и новые формы как основу художественного образа, в нём, прежде всего, просматривалась конструкция и функциональное назначение, тем самым упростился статус живописи как искусства. Беспредметная живопись взяла на вооружение философию точных пропорций, изящных и устойчивых линий, переходящих в иллюстрацию, изображение проекций макета.

Особенностью живописи этого периода является строгий геометризм, точная прорисовка, ровные линии, лаконичность и монолитность всего произведения в целом. Роль живописи в раннем конструктивизме характеризуется попыткой выхода из плоскости в пространство, что сближает её с архитектурными чертежами.

Конструктивизм в скульптуре

Особенности

В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов.

Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной на выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов.

На этом этапе скульптура носила абстрактный характер. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было сформировать переход «от изображения — к конструкции».

Основные представители, работавшие в этом стиле братья Наум Габо и Натан Певзнер. Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы из плоскостей), его брат Певзнер же прославился созданием беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов.

Переосмыслением традиционной живописи и скульптуры занимались художники А. Родченко и В. Татлин, эксперименты которых привели к возникновению нового вида искусства — дизайна.

Конструктивизм в дизайне

Костюм и ткани

Конструктивисты обратились к широкому массовому производству — в первую очередь к ткацким фабрикам. Варвара Степанова и Любовь Попова создавали модели одежды для жителей «нового мира». Она отличалась максимальной простотой кроя и удобством, ведь кринолины и тесные жакеты должны были остаться далеко в прошлом — пролетарии не нуждались в пышных нарядах, непригодных для работы. Сами ткани представляли собой графические рисунки из всевозможных сочетаний геометрических фигур, где главными был ритм и экспрессивный локальный цвет.

Плакат

Работа с печатным плакатом — основной способ рекламы и политагитации того времени. Разрабатывая композиционные и цветовые схемы организации изображений, дизайнеры ориентировались на удобство в восприятии посыла. Текст ритмически выстраивался в соответствии со значимостью отдельных слов, расцвечивался и дополнялся простыми стилизованными фигурами самолётов, продуктов питания, в общем, того, что рекламировалось плакатом. Нередко наравне с рисунками в плакаты включались фотографии, коллажи[18].

Оформление книг

Сконструированная Эль Лисицким книга «Для Голоса» со стихами Владимира Маяковского стала примером нового иллюстрирования и верстки. Текст на страницах выстроен не классическими строчками, а сложными компоновками, помогающими читающему быстро и легко переходить от одного слова к другому, в процессе чтения про себя выделять окрашенные красным слова и то замедлять, то ускорять чтение в зависимости от формы и частоты расположения букв.

Фотоколлаж

Изобретенный способ запечатления действительности отвечал сверхтехнологичным принципам, без изменений и искажений, присущих живописи. В обиход фотографов активно входит монтаж — конструирование изображений при помощи коллажа и других эффектов наложения негативов, ракурсов, сообщающих кадрам дополнительную выразительность.

Мебель и обиход

Конструктивизм в театральном искусстве

Появление в театре связывается с лабораторными экспериментами художников и инженерными сооружениями с оголенными конструкциями. Конструктивизм здесь проявился в крупных эстетически осознанных формах. Новейшие конструкции и бытовые вещи приобретают новое качество попав на сцену — возврат в жизнь, то есть в строительство и производство, элементами новой художественной культуры, ибо в театре эти сугубо утилитарные элементы воспринимались эстетически как «образ» эпохи.

Театральные декорации

Конструктивистские театральные декорации (установки) появляются в московских театрах в 1922—1923 годах. Их изобретение связывается со стремлением отделить зрелище от здания, вывести его на улицу и растворить в массовом действе.

Принципиальное отличие таких установок от прежних декораций — отделение от сценической коробки, превращение в автономную сценическую площадку «сцена на сцене». Такой прием позволял вынести такую установку из театра и показывать спектакль на открытом воздухе, что практиковалось.

В декорациях начала 20-х годов художники создавали образы города будущего, нового быта, урбанизированной и механизированной эстетики.

Полюсы развития

В непосредственном развитии конструктивизма можно выделить два периода:

Два периода
Неутилитарный Прикладной
конструктивизм сводился к выявлению реальной структуры предметов и вещей и закреплению её в плоских или объёмных формах. Данное направление получило развитие у западных мастеров и проявлялось зачастую в изобразительном искусстве и скульптуре подчёркнуто практичный конструктивизм, направленный на создание максимально функциональных и нужных предметов и вещей. Он полностью подчинён процессу воплощения коммунистических идей и присущ в основном советским странам

Внутри самого направления единства не было, поскольку художники активно начали разрабатывать две линии: конструирование, близкое к абстрактному искусству, и принципиально утилитарный.

В прикладном конструктивизме на первый план были выдвинуты простота, подчеркнутая практичность предметов и одежды. Сторонники нового направления были убеждены, что только производственное искусство могло дать человеку комфорт; наполнить его существование содержанием, программой, организовывать быт, выразить новые отношения между людьми.

Конструктивизм, также как супрематизм использовал идеи кубизма и футуризма, воспевавшие механизированную культуру.

Малевич верил, что искусство — особый род деятельности, свободный от социальных или политических обязательств. Татлин, напротив, был убежден, что искусству можно и должно оказывать влияние на общество. Этот идеологический конфликт не только препятствовал созданию единого движения абстрактного искусства в России, но и, в конечном счете, стал причиной раскола внутри самого конструктивизма.

Последователи стиля конструктивизм

В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения — течения в художественной фотографии, получившее распространение в 1920-е годы. Связано с использованием ракурсной съемки, абстрактных изображений и нестандартных фотографических техник. Такая концепция обязывала художников переходить к практически полезной деятельности, следуя распространенной тенденции культуры первой четверти XX в.

От изображения к объекту, от картины к вещи и зданию переходило целеполагание у приверженцев эстетической утопии рубежа XIX и XX столетий, как и у современников российского раннего конструктивизма в германском «Баухаузе», который вылился в узнаваемый немецкий стиль оформления интерьеров и в голландской группе «Де Стиль».

К европейским мастерам, наследовавшим конструктивизм, относят известного творца Мохой-Надя, М. Билла, предшествовавшего расцвету кинетических тенденций в искусстве, который являлся одним из учредителей Ульмской Высшей школы дизайна, а также В. Вазарели, который открыл дорогу поп-арту.

Угасание конструктивизма

Политическая ситуация влияет на искусство: 23 апреля 1932 года Политическое бюро Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии издает Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций»[19], которым ликвидирует все свободные объединения художников, архитекторов, музыкантов и им подобные с одновременным созданием государственных организаций.

Из протокола: «ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей, объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём; провести аналогичное изменение по линии других видов искусства, поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения»[19].

С установлением единоличной власти новый лидер стремился любой ценой вывести отсталую страну на уровень современной высокоразвитой державы. Большевики же надеялись принципиально реконструировать отношения между новой социалистической личностью, искусством и промышленностью на онтологическом уровне. В конце 1920-х годов сталинская культура начала подавлять авангардные утопические проекты и связанные с ними разнообразные художественные практики, подчинив их абсолютному диктату социалистической науки.

Идея создания радикально нового утопического общества не реализовалась, страна переживала период индустриализации, этот стремительно протекающий процесс требовал активного конструирования образа реальности: конструктивизм сменяют пышные формы тотального барокко и сталинский неоклассицизм (ампир), переходный период с 1932 по 1937 год принято считать периодом постконструктивизма[20].

С началом резкой критики и гонений на новаторские и авангардные течения заканчивается эпоха конструктивизма, которая стремилась построить счастливое будущее, где сами «конструкции» были некими символами будущего процветания народа[21].

Примечания

  1. Кушнер Б. Прыжок в социализм // Искусство коммуны : газета. — 1919. — 26 январь.
  2. Пунин Н. Искусство и пролетариат. — Изобразительное искусство. — С. 11—12.
  3. Мазаев А. И. Концепция «Производственного искусства» 20-х годов: Историко-критический очерк. — М.: Наука, 1975. — 270 с.
  4. Зелинский К. Л. Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме. — ОГИ, 2016. — 528 с. — ISBN 978-5-94282-768-7.
  5. 5,0 5,1 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М., 2001. — 708 с. — ISBN 5-274-02045-3.
  6. Койнова Н. Становление и развитие идей русского конструктивизма в нач. XX в. (2010).
  7. Советский конструктивизм в архитектуре
  8. Анненков,«Дневник моих встреч»
  9. Алексей Ган. . 1922. Конструктивизм. — Тверь: Тверское издательство, 1922. — 70 с.
  10. Лаврентьев А. Н., Минералов Ю. И. Конструктивизм. Большая Российская Энциклопедия 2004–2017.
  11. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ИСКУССТВ В ПАРИЖЕ 1925 ГОДА. Виртуальный музей Ламановой.
  12. И.А. ГОЛОСОВ Павильон СССР на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже. Интернет-архив.
  13. Роман Хигер. Конструктивизм в архитектуре // Революция и культура : газета. — 1929. — 1 ноября (№ 19—20).
  14. Первый некоронованный стиль
  15. Конструктивизм в архитектуре и живописи — постконструктивизм и неоконструктивизм
  16. Александр Родченко. Видеть необыкновенно обыкновенные вещи
  17. Адольф Лоос. Орнамент и преступление. — М.: Strelka Press, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-906264-86-2.
  18. Конструктивизм: родом из СССР. Архитектура
  19. 19,0 19,1 Протокол № 97 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Исторические материалы (23.04.1932).
  20. Селиванова А. Н. Особенности «постконструктивизма» (1932—1937) на примере жилых ведомственных домов
  21. Елена Суслова. Выставка «Конструктивизм». Новая жизнь (газета) (20 февраля 2019).

Ссылки

Архи.ру

Онлайн-журнал

Литература

  • Гинзбург М. Я., Веснин В. А., Веснин А. А. Проблемы современной архитектуры. — Архитектура СССР, 1934.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — Москва, 2001. — С. 708. — ISBN 5-274-02045-3.

См. также