Симфония № 3 (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Третья симфония
Симфония № 3
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1936 год
Части три:Lento — Allegro Moderato — Allegro, Adagio Ma Non Troppo — Allegro Vivace, Allegro — Allegro Vivace — Allegro (Tempo Primo) — Allegretto — Allegro Vivace
Первое исполнение
Дата 6 ноября 1936 год
Место США: Филадельфия
Основные исполнители Филадельфийский оркестр: Леопольд Стоковский

Третья симфония (Symphony No. 3 (a-moll), Op. 44) — третья симфония в трёх частях Сергея Васильевича Рахманинова написанная в 1936 году. Впервые исполнена 6 ноября 1936 года в Филадельфии (США) в Филадельфийском оркестре под управлением Леопольда Стоковского.

История создания

Третья симфония была написана Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1936 году, которую с 1935 года он писал на своей вилле Сенар в местечке Хертенштейн, коммуна Веггис, в кантоне Люцерн в Швейцарии на берегу Фирвальдштетского озера с видом на гору Пилатус. Работа у композитора шла тяжело из за постоянного графика гастролей, 26 сентября 1935 года в одном из писем композитор писал: «Работы своей так и не кончил. Наготове только две трети. Надо бросать и садиться за рояль, которым занимался не особенно прилежно последнее время... А так как концерты продолжаются до 2 апреля, то, по-видимому, за окончание работы возьмусь не раньше будущего лета». 30 июня Рахманинов написал в письме Софье Сатине: «Вчера утром я закончил свою работу, о которой вам сообщили первой. Это симфония. Её первое исполнение обещано Стоковски — вероятно, в ноябре. Всеми своими мыслями я благодарю Бога за то, что я смог это сделать!»[1]. 18 июля 1936 года он сообщает в одном из своих писем что: «...закончил писанием симфонию. Первое её исполнение, как и обыкновенно, отдаю своему любимейшему оркестру в Филадельфии». Впервые была исполнена 6 ноября 1936 года в Филадельфии (США) в Филадельфийском оркестре под управлением Леопольда Стоковского. После концерта американский музыкальный критик Олин Даунс для газеты «The New York Times» написал:

Внешние характеристики стиля Рахманинова очевидны в произведении, услышанном по этому случаю. Однако нельзя сказать, что на этих страницах г-н Рахманинов говорит что-то новое, даже несмотря на то, что его идиома более его собственная, чем когда-либо прежде, и свободна от того долга, который когда-то был у Чайковского. При первом прослушивании произведения также нелегко избежать впечатления некоторой размытости. Существует тенденция к чрезмерной проработке деталей и к ненужным продолжениям, так что последняя часть, в частности, кажется слишком длинной. Разве пара ножниц не улучшила бы пропорции этого произведения?[1]

По словам музыкального критика Уильяма Джеймса Хендерсона для газеты «The Sun»:

Это творение гениального ума, трудящегося в области, хорошо известной и любимой им, но не стремящегося сейчас взрастить плоды героических масштабов.... Первая часть ортодоксальна в своем первоначальном изложении двух контрастирующих главных тем. Они противопоставлены обычным образом, по темпераменту и тональности. Но в разделе "Разработка" уделяется лишь вежливое уважение традиции. Развитие тем непосредственно следует за их изложением, и это метод Рахманинова. Кантабильная тема первой части особенно привлекательна своим лирическим и жалобным характером, а ведущая тема обладает мужественностью и возможностями, которыми нельзя пренебрегать позже. На самом деле, после этого недостаточного первого прослушивания мы подозреваем, что в этой симфонии больше органического единства благодаря родству тем, чем это сразу заметно[1]

Несмотря на неоднозначный приём критиков, Рахманинов был убеждён, что Третья симфония является одной из его лучших работ, в одном из писем он писал «Скажу ещё несколько слов про новую симфонию, играли её в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго. Играли её замечательно... Приём и у публики, и у критики — кислый... Лично я твердо убеждён, что вещь эта хорошая. Но... иногда и авторы ошибаются! Как бы то ни было, а своего мнения держусь до сих пор...»[2][3][4].

Состав оркестра

Структура симфонии

Симфония состоит из трёх частей:

Lento — Allegro Moderato — Allegro открывается суровой архаичной мелодичной интонацией (попевкой), основанной всего на трёх звуках. Эта сосредоточенная, будто из глубины веков пришедшая мелодия, своеобразный эпиграф симфонии. Тихое звучание духовых инструментов прерывается резкими аккордами всего оркестра. За вихревым порывом следует задушевная протяжная песня, обволакиваемая множеством подголосков. Это главная партия, она связующая, стремительна и тревожна. В дальнейшем ускоряется темп, подводя к побочной партии с мелодией струнного инструмента, благородной и широкой, напоминающей свадебные русские напевы. Начинаясь скромным камерным звучанием, она разрастается и приобретает черты быстрого марша. Резко меняется характер музыки в разработке. Мрачнеет общий колорит, остинатный триольный ритм словно сковывает душу, зловеще звучат деревянные духовые в низком регистре. Динамическое нарастание с прерывистым дыханием оркестра, стонущими интонациями скрипок, приводит к появлению зловещего вступительного мотива в повелительном звучании тромбонов и тубы. Это трагическая кульминация части. После неё реприза воспринимается по другому более меланхолично и грустно. Adagio Ma Non Troppo — Allegro Vivace начинается с темой судьбы, но теперь у солирующих духовых инструментов на фоне красочных аккордов инструментов струнных. В дальнейшем солирует скрипка, исполняя выразительную мелодию. Насыщенная изысканными хроматизмами, она переходит к фаготу, английскому рожку, флейте, бас-кларнету и виолончели, постепенно разрастается в звучании всего оркестра экспрессивной свободно льющейся напевной мелодии (кантиленой). В середине части появляется скерцозный эпизод. Мелькают полуреальные и причудливые образы, напоминающие симфонические миниатюры из репертуара композитора Анатолия Лядова. Острые интонации и зловещие шорохи сменяются колокольными звучаниями. Постепенно всё успокаивается, наступает момент раздумья и вновь звучит роковой мотив судьбы. Начальный раздел части повторён в сокращении, и заключает медленный музыкальный темп (адажио). Allegro — Allegro Vivace — Allegro (Tempo Primo) — Allegretto — Allegro Vivace полон энергии и выдержан в быстром движении. Первая тема это стремительный танец, вторая тема является пленяющей и лиричной. После следует разработанная композиционная техника (фуга). Дальше фуга непосредственно переходит в вальсовый эпизод. После выразительного речитатива солирующего фагота вновь проходит мотив судьбы, заканчивающийся зловещим вскриком тутти оркестра. Появляется угловатая и жёсткая мелодия, напоминающая о среднем эпизоде второй части. Далее появляется средневековый католический заупокойный напев типа Dies irae. Постепенно он выступает на первый план. Его натиск все яростнее. Вздымаются и опадают волны музыкального развития, достигая кульминаций, отступая и вновь вздымаясь. Возобновление, повторение наступает в своем стремительном танце, когда, кажется, исчерпаны силы. Но её облик двойствен. И танцевальное порывистое движение главной партии, и нежная побочная, и даже пышная кода не могут заставить забыть о приговоре судьбы[2][3][4][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бертенссон, Сергей и Джей Лейда при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов — жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1956
  2. 2,0 2,1 С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  3. 3,0 3,1 Л. Михеева. Рахманинов. Симфония No. 3. Belcanto.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  5. 5,0 5,1 Третья симфония (ля-минор) : Для большого оркестра: Соч. 44 / Ред. Г. Киркор. - Москва : Музгиз, 1954. — 178 с

Литература

  • Третья симфония (ля-минор) : Для большого оркестра: Соч. 44 / Ред. Г. Киркор. - Москва : Музгиз, 1954. — 178 с
  • Симфония № 3: ля минор : соч. 44 / исполн. Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д. Китаенко ; [коммент. на конв.] по кн. О. Соколовой "Симфонический произведения С. В. Рахманинова". — Москва : Мелодия, 1987
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3