Вариации на тему Корелли

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Вариации на тему Корелли
Вариации на тему Корелли
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1931 год
Первое исполнение
Дата 12 октября 1931 года
Место Монреаль

Вариации на тему Корелли (англ. Variations on a Theme of Corelli) (ре минор), Op. 42 — фортепианное соло (вариации) русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова на тему фолии Арканджело Корелли, написанное им в 1931 году в своём имении Сенар в Швейцарии. Впервые исполнена 12 октября 1931 года в Монреале самим автором и посвящена австрийскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру. Эта композиция стала последним творением Рахманинова предназначенным для фортепиано соло и вторым фортепианным вариационным циклом.

История создания

Летом 1931 года в своём имении Сенар в Швейцарии Сергеем Васильевичем Рахманиновым была написана фортепианное соло Вариаций на тему Корелли (англ. Variations on a Theme of Corelli) (ре минор), Op. 42). Тема фолии (порт. folia, исп. folía, итал. follia, фр. la folie), на которую были сочинены вариации Рахманинова, на самом деле не была написана Арканджело Корелли, но была использована им в 1700 году в качестве основы для двадцати трёх скрипичных вариаций на фолию в его двенадцатой сонате d-moll (Опус № 5). Фолия была широко использована в качестве основы для вариаций в музыке эпохи барокко. Ту же самую тему использовали в 1742 году Иоганн Себастьян Бах для «Крестьянской канаты» и в 1863 году Ференц Лист при написании своей «Испанской рапсодии»[1]. Однако по свидетельству известного музыковеда Иосифа Яссера, Рахманинов утверждал, что на момент написание им вариаций, ему не было известно о подробностях существования этой темы до Корелли. Впервые исполнена 12 октября 1931 года в Монреале самим Рахманиновым и посвящена австрийскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру. Эта композиция стала последним творением Рахманинова предназначенным для фортепиано соло и вторым фортепианным вариационным циклом[2][3][4][5]. 21 декабря 1931 года в письме к композитору и пианисту Николаю Метнеру он написал:

Я играл Вариации около пятнадцати раз, но из этих пятнадцати исполнений только одно было хорошим. Остальные были неаккуратными. Я не могу играть свои собственные композиции! И это так скучно! Я ни разу не проигрывал их все подряд. Я руководствовался покашливанием аудитории. Всякий раз, когда кашель усиливался, я пропускал следующую вариацию. Всякий раз, когда не было кашля, я проигрывал их в надлежащем порядке. На одном концерте, не помню где — в каком то маленьком городке, кашель был таким сильным, что я сыграл только десять вариаций из двадцати. Мой лучший рекорд был установлен в Нью-Йорке, где я сыграл восемнадцать вариаций. Однако я надеюсь, что вы сыграете их все и не будете «кашлять»[6]

Структура вариации

Первые такты «Вариаций на тему Корелли» С. Рахманинова, соч.42 (1931).

За темой следуют двадцать вариаций: между вариациями Agitato (13) и Andante (14) есть интермеццо) и завершающая кода. Почти все вариации написаны в d-moll за исключением Andante (14) и L’istesso tempo (15), которые звучат в Des-dur). Продолжительность звучания звучания составляет около девятнадцати минут.

Тема. Andante

  • Вар. 1. Poco piu mosso (немного и более подвижно)
  • Вар. 2. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
  • Вар. 3. Tempo di Minuetto (темп Минуэта)
  • Вар. 4. Andante (спокойно и не спеша)
  • Вар. 5. Allegro (ma non tanto) (быстро)
  • Вар. 6. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
  • Вар. 7. Vivace (оживлённо)
  • Вар. 8. Adagio misterioso (спокойно и таинственно)
  • Вар. 9. Un poco piu mosso (совсем немного движущий)
  • Вар. 10. Allegro scherzando (быстро и игриво)
  • Вар. 11. Allegro vivace (быстро и оживлённо)
  • Вар. 12. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
  • Вар. 13. Agitato (взволновано)
  • Вар. 14. Andante (come prima) (не спеша как в начале)
  • Вар. 15. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
  • Вар. 16. Allegro vivace (быстро и оживлённо)
  • Вар. 17. Meno mosso (менее оживлённо)
  • Вар. 18. Allegro con brio (быстро и с размахом)
  • Вар. 19. Piu mosso. Agitato (ещё больше и взволновано)
  • Вар. 20. Piu mosso (ещё больше)
  • Кода. Andante

Двадцать вариаций сгруппировываются в три раздела, которые образуют подобие сонатного цикла с лирической светлой серединой (Andante (14) и L’istesso tempo (15)) и драматическим бурным финалом (с 16 по 20 вариации), в котором мотив гнева (Dies irae) отчётливо слышен в имитациях колокольного звона[2][3][4][5].

Исполнение

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 5: Симон — Хейлер. — 1981. — 1055 с
  2. 2,0 2,1 Е. Ковалевский. Рахманинов. Вариации на тему Корелли. Belcanto.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  4. 4,0 4,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
  5. 5,0 5,1 Рахманинов. Вариации на тему Корелли. Belcanto.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
  6. В. Н. Брянцева Фортепианные пьесы Рахманинова. — Москва : Музыка, 1966. — 206 с
  7. Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), op.42. CLASSIC-ONLINE.RU. Дата обращения: 22 июля 2023.

Литература

  • Вариации на тему Корелли: для фортепиано : соч. 42 / Рахманинов. — Москва : П. Юргенсон, 2012. — 31 с.
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев — Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890—1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3