Вариации на тему Корелли
Вариации на тему Корелли | |
---|---|
Вариации на тему Корелли | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1931 год |
Первое исполнение | |
Дата | 12 октября 1931 года |
Место | Монреаль |
Вариации на тему Корелли (англ. Variations on a Theme of Corelli) (ре минор), Op. 42 — фортепианное соло (вариации) русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова на тему фолии Арканджело Корелли, написанное им в 1931 году в своём имении Сенар в Швейцарии. Впервые исполнена 12 октября 1931 года в Монреале самим автором и посвящена австрийскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру. Эта композиция стала последним творением Рахманинова предназначенным для фортепиано соло и вторым фортепианным вариационным циклом.
История создания
Летом 1931 года в своём имении Сенар в Швейцарии Сергеем Васильевичем Рахманиновым была написана фортепианное соло Вариаций на тему Корелли (англ. Variations on a Theme of Corelli) (ре минор), Op. 42). Тема фолии (порт. folia, исп. folía, итал. follia, фр. la folie), на которую были сочинены вариации Рахманинова, на самом деле не была написана Арканджело Корелли, но была использована им в 1700 году в качестве основы для двадцати трёх скрипичных вариаций на фолию в его двенадцатой сонате d-moll (Опус № 5). Фолия была широко использована в качестве основы для вариаций в музыке эпохи барокко. Ту же самую тему использовали в 1742 году Иоганн Себастьян Бах для «Крестьянской канаты» и в 1863 году Ференц Лист при написании своей «Испанской рапсодии»[1]. Однако по свидетельству известного музыковеда Иосифа Яссера, Рахманинов утверждал, что на момент написание им вариаций, ему не было известно о подробностях существования этой темы до Корелли. Впервые исполнена 12 октября 1931 года в Монреале самим Рахманиновым и посвящена австрийскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру. Эта композиция стала последним творением Рахманинова предназначенным для фортепиано соло и вторым фортепианным вариационным циклом[2][3][4][5]. 21 декабря 1931 года в письме к композитору и пианисту Николаю Метнеру он написал:
Я играл Вариации около пятнадцати раз, но из этих пятнадцати исполнений только одно было хорошим. Остальные были неаккуратными. Я не могу играть свои собственные композиции! И это так скучно! Я ни разу не проигрывал их все подряд. Я руководствовался покашливанием аудитории. Всякий раз, когда кашель усиливался, я пропускал следующую вариацию. Всякий раз, когда не было кашля, я проигрывал их в надлежащем порядке. На одном концерте, не помню где — в каком то маленьком городке, кашель был таким сильным, что я сыграл только десять вариаций из двадцати. Мой лучший рекорд был установлен в Нью-Йорке, где я сыграл восемнадцать вариаций. Однако я надеюсь, что вы сыграете их все и не будете «кашлять»[6]
Структура вариации
За темой следуют двадцать вариаций: между вариациями Agitato (13) и Andante (14) есть интермеццо) и завершающая кода. Почти все вариации написаны в d-moll за исключением Andante (14) и L’istesso tempo (15), которые звучат в Des-dur). Продолжительность звучания звучания составляет около девятнадцати минут.
Тема. Andante
- Вар. 1. Poco piu mosso (немного и более подвижно)
- Вар. 2. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
- Вар. 3. Tempo di Minuetto (темп Минуэта)
- Вар. 4. Andante (спокойно и не спеша)
- Вар. 5. Allegro (ma non tanto) (быстро)
- Вар. 6. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
- Вар. 7. Vivace (оживлённо)
- Вар. 8. Adagio misterioso (спокойно и таинственно)
- Вар. 9. Un poco piu mosso (совсем немного движущий)
- Вар. 10. Allegro scherzando (быстро и игриво)
- Вар. 11. Allegro vivace (быстро и оживлённо)
- Вар. 12. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
- Вар. 13. Agitato (взволновано)
- Вар. 14. Andante (come prima) (не спеша как в начале)
- Вар. 15. L’istesso tempo (в прежнем темпе)
- Вар. 16. Allegro vivace (быстро и оживлённо)
- Вар. 17. Meno mosso (менее оживлённо)
- Вар. 18. Allegro con brio (быстро и с размахом)
- Вар. 19. Piu mosso. Agitato (ещё больше и взволновано)
- Вар. 20. Piu mosso (ещё больше)
- Кода. Andante
Двадцать вариаций сгруппировываются в три раздела, которые образуют подобие сонатного цикла с лирической светлой серединой (Andante (14) и L’istesso tempo (15)) и драматическим бурным финалом (с 16 по 20 вариации), в котором мотив гнева (Dies irae) отчётливо слышен в имитациях колокольного звона[2][3][4][5].
Исполнение
- 1970 год — Нью-Йоркский филармонический оркестр, исполнители: Кин, Констанс (фортепиано)
- 1974—1976 год — Ленинградская консерватория, исполнители: Игорь Комаров (фортепиано)
- 1984 год — I Всесоюзный конкурс пианистов имени Рахманинова, исполнители: Ирина Осипова (фортепиано)
- 1986 год — Голливуд-боул, исполнители: Шура Черкасский (фортепиано)
- 1987 год — Лондонский симфонический оркестр, исполнители: Стотт, Кэтрин (фортепиано)
- 1988 год — Детройтский симфонический оркестр, исполнители: Неэме Ярви (дирижер)
- 1988 год — Симфонический оркестр NBC, исполнители: Уайлд, Эрл (фортепиано)
- 1993 год — Карнеги-холл, исполнители: Оксана Яблонская (фортепиано)
- 1993 год — Лондонский симфонический оркестр, исполнители: Ховард Шелли (фортепиано)
- 1995 год — Академический симфонический оркестр Московской филармонии, исполнители: Владимир Тропп (фортепиано)
- 1998 год — Сенар в Швейцарии, исполнители: Михаил Плетнёв (виолончель)
- 2005 год — Мосфильм, исполнители: Екатерина Мечетина (фортепиано)
- 2007 год — Английский камерный оркестр, исполнители: Огдон, Джон (фортепиано)
- 2009 год — Английский камерный оркестр, исполнители: Александр Романовский (фортепиано)
- 2011 год — Нью-Йоркский филармонический оркестр, исполнители: Понти, Майкл (фортепиано)
- 2014 год — Концертный зал РАМ имени Гнесиных, исполнители: Сергей Сенков (фортепиано)
- 2015 год — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, исполнители: Даниил Трифонов (фортепиано)
- 2016 год — Английский зал Санкт-Петербургского Дома музыки, исполнители: Мирослав Култышев (фортепиано)
- 2018 год — Карнеги-холл, исполнители: Денис Мацуев (фортепиано)[7]
Примечания
- ↑ Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 5: Симон — Хейлер. — 1981. — 1055 с
- ↑ 2,0 2,1 Е. Ковалевский. Рахманинов. Вариации на тему Корелли . Belcanto.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 4,0 4,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ 5,0 5,1 Рахманинов. Вариации на тему Корелли . Belcanto.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ В. Н. Брянцева Фортепианные пьесы Рахманинова. — Москва : Музыка, 1966. — 206 с
- ↑ Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), op.42 . CLASSIC-ONLINE.RU. Дата обращения: 22 июля 2023.
Литература
- Вариации на тему Корелли: для фортепиано : соч. 42 / Рахманинов. — Москва : П. Юргенсон, 2012. — 31 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев — Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890—1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |