Прелюдия соль минор (Рахманинов)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Прелюдия соль минор
Прелюдия соль минор
Рахманинов, 10 прелюдий соч. 23, А. Гутейль, 1904 г.Рахманинов, 10 прелюдий соч. 23, А. Гутейль, 1904 г.
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1901 год
Части пятая в цикле из десяти прелюдий (англ. Preludes, Op. 23)
Первое исполнение
Дата 10 февраля 1903 года
Место Москва

Прелюдия соль минор (англ. Prelude in G minor), (Соль минор), опус 23прелюдия русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова написанная в 1901 году в рамках цикла из десяти пьес. Впервые исполнена 10 февраля 1903 года в Москве и посвящена пианисту и дирижёру Александру Зилоти.

История создания

В 1901 году Сергеем Васильевичем Рахманиновым была написана прелюдия Соль минор (Alla marcia) созданная в рамках цикла из десяти прелюдий для фортепиано соло (англ. Preludes, Op. 23) созданных в период с 1901 по 1903 год. Эти произведения отличаются от лаконичных и в большинстве фрагментарных прелюдий композиторов Анатолия Лядова и Александра Скрябина наличием внутреннего развития, более крупными масштабами и «концертностью» фактуры. Впервые исполнена 10 февраля 1903 года в Москве и посвящена пианисту и дирижёру Александру Зилоти, который в 1904 году исполнил все десять композиций. Для своих произведений Рахманинов избрал термин прелюдия как более употребительный и распространенный в музыке начала XX века, однако как и фортепианные прелюдии Клода Дебюсси, им были свойственны относительно развернутые масштабы и яркая образность музыки, при совершенно другом характере этой образности. У некоторых исследователей возникала аналогия между фортепианной пьесой Рахманинова и написанным несколько позже романсом «Менуэт» Сергея Танеева в котором преломились сквозь призму образов прошлого непосредственные впечатления от событий Первой русской революции 1905—1907. В частности советский музыковед Григорий Коган указывал на легко уловимое сходство одной из ритмических фигур рахманиновской прелюдии с ритмоинтонацией французской революционной песни «Qa ira», которую исполнял Сергей Танеев как символ крушения и гибели старого, уходящего мира[1][2][3]. Десять прелюдий, наряду с прелюдией до-диез минор и тринадцатью прелюдиями (Preludes, Op. 32), считаются одними из лучших произведений Рахманинова для фортепиано соло. Русский художник Илья Репин послушав как прелюдии исполняет композитор Борис Асафьев отметил «нотки русского национализма и оригинальность ритма и мелодии». На концерте того же Асафьева исполняющего рахманинскую прелюдию соль минор, русский публицист Владимир Стасов похвалил «характерный «звук Рахманинова» и необычное, новаторское качество пьес, напоминающее звон колокола» а писатель Максим Горький отметил про рахманинскую композицию, что: «Как хорошо он слышит тишину»[4]. В период Великой Отечественной войны советский пианист Эмиль Гилельс исполнял это произведение в поддержку Красной армии на фронте[5].

Структура и композиция прелюдии

(аудио)
Prelude in g-moll
Прелюдия Соль минор
Помощь по воспроизведению
Партитура прелюдии соль минор

Прелюдия состоит из сложной трёхчастной формы.

Построена на контрастном сопоставлении сурового, грозно и неуклонно нарастающего маршевого движения с мечтательной лирически-напевной серединой, представляется в этом отношении исключением. Единством эмоционального характера определяется выдержанность фактуры и непрерывность мелодического развития. Необычайная широта и длительность мелодического развёртывания, так замечательно проявившаяся в Adagio sostenuto из Второго фортепианного концерта с оркестром, свойственна и ряду прелюдий, форма которых возникает как бы на одном дыхании и с трудом поддаётся расчленению. Музыковед Григорий Коган воспринимал прелюдию соль минор как «фортепианный вариант» рахманинского романса «Судьба». В этой прелюдии присутствует воодушевленный порыв, мужественная энергия и одновременно тревога перед чем то неотвратимым, неумолимо и грозно надвигающимся. Жанр марша своеобразно преломлен в первой теме прелюдии, с её причудливыми, и даже несколько фантастическими ритмическими очертаниями. Чеканная маршевая поступь соединяется с чертами иронической скерцозности, словно мефистофельская улыбка просвечивает за крадущимися «шагами» темы, из которых потом вырастает суровый, величественный и грозный образ. При этом роль динамизирующего, непрерывно «подхлестывающего» фактора выполняет ритмический оборот, аналогичный тому, который с фатальным однообразием и неизменностью звучит в коде прелюдии до-диез минор. Этот оборот слышится несколько раз и в среднем эпизоде этой прелюдии, являясь связующим звеном между её тематически контрастными разделами[1][2][3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. Десять прелюдий. Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  3. 3,0 3,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
  4. Энтони Ламагра Сборник первоисточников для "Прелюдий" Рахманинова, диссертация доктора философии, Колумбийский университет (Публикация № AAT 6702817), 232 с.
  5. Эмиль Гилельс : (за гранью мифа) / Г. Гордон. — Москва : Классика-XXI, 2007. — 349, [2] с. — ISBN 978-5-89817-194-0

Литература

  • Прелюдия соль минор : Соч. 23, № 5. - Москва : Музыка, 1966. — 16 с.
  • Две прелюдии (до-диез минор и соль минор) : Для ф.-п.: Соч. 3, № 2 и соч. 23, № 5. — Москва : Музыка, 1966. — 15 с.
  • Пьесы-фантазии: для фортепиано : соч. 3 / Рахманинов ; [коммент. В. Самарин]. - Москва : П. Юргенсон, 2011. — 47 с.
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!