Прелюдия соль минор (Рахманинов)
Прелюдия соль минор | |
---|---|
Прелюдия соль минор | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1901 год |
Части | пятая в цикле из десяти прелюдий (англ. Preludes, Op. 23) |
Первое исполнение | |
Дата | 10 февраля 1903 года |
Место | Москва |
Прелюдия соль минор (англ. Prelude in G minor), (Соль минор), опус 23 — прелюдия русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова написанная в 1901 году в рамках цикла из десяти пьес. Впервые исполнена 10 февраля 1903 года в Москве и посвящена пианисту и дирижёру Александру Зилоти.
История создания
В 1901 году Сергеем Васильевичем Рахманиновым была написана прелюдия Соль минор (Alla marcia) созданная в рамках цикла из десяти прелюдий для фортепиано соло (англ. Preludes, Op. 23) созданных в период с 1901 по 1903 год. Эти произведения отличаются от лаконичных и в большинстве фрагментарных прелюдий композиторов Анатолия Лядова и Александра Скрябина наличием внутреннего развития, более крупными масштабами и «концертностью» фактуры. Впервые исполнена 10 февраля 1903 года в Москве и посвящена пианисту и дирижёру Александру Зилоти, который в 1904 году исполнил все десять композиций. Для своих произведений Рахманинов избрал термин прелюдия как более употребительный и распространенный в музыке начала XX века, однако как и фортепианные прелюдии Клода Дебюсси, им были свойственны относительно развернутые масштабы и яркая образность музыки, при совершенно другом характере этой образности. У некоторых исследователей возникала аналогия между фортепианной пьесой Рахманинова и написанным несколько позже романсом «Менуэт» Сергея Танеева в котором преломились сквозь призму образов прошлого непосредственные впечатления от событий Первой русской революции 1905—1907. В частности советский музыковед Григорий Коган указывал на легко уловимое сходство одной из ритмических фигур рахманиновской прелюдии с ритмоинтонацией французской революционной песни «Qa ira», которую исполнял Сергей Танеев как символ крушения и гибели старого, уходящего мира[1][2][3]. Десять прелюдий, наряду с прелюдией до-диез минор и тринадцатью прелюдиями (Preludes, Op. 32), считаются одними из лучших произведений Рахманинова для фортепиано соло. Русский художник Илья Репин послушав как прелюдии исполняет композитор Борис Асафьев отметил «нотки русского национализма и оригинальность ритма и мелодии». На концерте того же Асафьева исполняющего рахманинскую прелюдию соль минор, русский публицист Владимир Стасов похвалил «характерный «звук Рахманинова» и необычное, новаторское качество пьес, напоминающее звон колокола» а писатель Максим Горький отметил про рахманинскую композицию, что: «Как хорошо он слышит тишину»[4]. В период Великой Отечественной войны советский пианист Эмиль Гилельс исполнял это произведение в поддержку Красной армии на фронте[5].
Структура и композиция прелюдии
Prelude in g-moll | |
Прелюдия Соль минор | |
Помощь по воспроизведению |
Прелюдия состоит из сложной трёхчастной формы.
Построена на контрастном сопоставлении сурового, грозно и неуклонно нарастающего маршевого движения с мечтательной лирически-напевной серединой, представляется в этом отношении исключением. Единством эмоционального характера определяется выдержанность фактуры и непрерывность мелодического развития. Необычайная широта и длительность мелодического развёртывания, так замечательно проявившаяся в Adagio sostenuto из Второго фортепианного концерта с оркестром, свойственна и ряду прелюдий, форма которых возникает как бы на одном дыхании и с трудом поддаётся расчленению. Музыковед Григорий Коган воспринимал прелюдию соль минор как «фортепианный вариант» рахманинского романса «Судьба». В этой прелюдии присутствует воодушевленный порыв, мужественная энергия и одновременно тревога перед чем то неотвратимым, неумолимо и грозно надвигающимся. Жанр марша своеобразно преломлен в первой теме прелюдии, с её причудливыми, и даже несколько фантастическими ритмическими очертаниями. Чеканная маршевая поступь соединяется с чертами иронической скерцозности, словно мефистофельская улыбка просвечивает за крадущимися «шагами» темы, из которых потом вырастает суровый, величественный и грозный образ. При этом роль динамизирующего, непрерывно «подхлестывающего» фактора выполняет ритмический оборот, аналогичный тому, который с фатальным однообразием и неизменностью звучит в коде прелюдии до-диез минор. Этот оборот слышится несколько раз и в среднем эпизоде этой прелюдии, являясь связующим звеном между её тематически контрастными разделами[1][2][3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. Десять прелюдий . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 3,0 3,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ Энтони Ламагра Сборник первоисточников для "Прелюдий" Рахманинова, диссертация доктора философии, Колумбийский университет (Публикация № AAT 6702817), 232 с.
- ↑ Эмиль Гилельс : (за гранью мифа) / Г. Гордон. — Москва : Классика-XXI, 2007. — 349, [2] с. — ISBN 978-5-89817-194-0
Литература
- Прелюдия соль минор : Соч. 23, № 5. - Москва : Музыка, 1966. — 16 с.
- Две прелюдии (до-диез минор и соль минор) : Для ф.-п.: Соч. 3, № 2 и соч. 23, № 5. — Москва : Музыка, 1966. — 15 с.
- Пьесы-фантазии: для фортепиано : соч. 3 / Рахманинов ; [коммент. В. Самарин]. - Москва : П. Юргенсон, 2011. — 47 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |