Музей-усадьба С. В. Рахманинова

Материал из «Знание.Вики»
Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка»
Здание музея-усадьбы, апрель 2018 годЗдание музея-усадьбы, апрель 2018 год
Дата основания 18 июня 1982
Адрес Флаг России Россия: Тамбовская область, Уваровский район, Ивановка
Директор Голубев Юрий Николаевич
Сайт Официальный сайт музея

Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка» — родовое имение Сатиных, перешло в распоряжении Сергея Рахманинова после его женитьбы на Наталье Сатиной. Усадьба расположена в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области, в ней композитор проживал с июня 1890 по апрель 1917 года, а в 1982 году на территории усадьбы был открыт музей.

История

Поместье Ивановка и прилегающая к нему деревня принадлежала ближайшим родственникам Сергея Рахманинова — Сатиным, которые относились к старинному аристократическому роду. Дети статского советника Александра Сатина и Варвары Сатиной: Наталья, София, Александр, Владимир — были двоюродными сёстрами и братьями Рахманинова, поэтому Сергей Васильевич проводил летние месяцы в Ивановке ещё в юношеском возрасте.

В ивановском поместье помимо усадьбы, большого двухэтажного здания, был флигель, парк и три сада. В усадебном доме, в котором жили сами Сатины, находилась обширная библиотека с русскими, немецкими и французскими книгами, собиравшимися с XVIII века. Около дома был фонтан и клумбы с цветами. Во дворе площадка для игры в теннис и крокет.

Второй дом — флигель — был разделён на одноэтажную и двухэтажную половины. В левой, двухэтажной части, изначально размещалась судебная камера — на первом этаже и на втором этаже школа. В правой, одноэтажной, находилась кухня, комната для повара и прачечная. С 1890-х годов двухэтажная часть флигеля была обустроена для размещения гостей.

Сады назывались: верхний, нижний и старый. В старом саду на насыпнном холме стояла круглая деревянная беседка со столом и полукруглой скамейкой; вокруг беседки были посажены лиственницы. От большого дома, параллельно въезду, шла длинная аллея с вязами, которую называли «красной» из-за примешанного к земле толченного кирпича. В дождливое время такая почва меньше прилипала к обуви. Эту аллею от въезда отделял неглубокий ров. Со стороны аллеи по краю рва сажали акацию, а со стороны въезда — розы и сирень. Из «красной» аллеи можно было перейти в тополёвую аллею, которая через плотину вела к парку. Парк был устроен по английскому типу: деревья сажались группами — ели, осины, березы, ясени, тополи, сосны, вётлы, липы, клены. Эти группы были разбросаны по парку на большом расстоянии друг от друга. Лиственные деревья окружали цветущими кустарниками: жасмином, жимолостью, бересклетом и сиренью.

Из парка по кленовой аллеи, можно было выйти в нижний сад. За ручьём и двумя прудами, разделёнными плотиной, находился огород и ягодник. От усадебного дома через кленовую аллею вела дорога к роднику, из которого брали питьевую воду.

Ивановка принадлежала к типу усадеб средней руки. Она была расположена среди степи с небольшими перелесками, но в самой усадьбе был большой парк, а неподалеку, в степи, пруд, примерно трёхверстового диаметра.

В центре парка стоял деревянный двухэтажный дом, в котором жили хозяева - Сатины, а с ними - Зилоти и Рахманинов. Наша семья помещалась в отдельном флигеле. Комнаты в большом доме были очень уютные и приветливые. Внизу - большая столовая, гостиная, кабинет, в котором стоял рояль Зилоти, и другие жилые комнаты. В верхнем этаже находилась биллиардная с хозяйским роялем и тоже жилые комнаты. На рояле, стоявшем в биллиардной, упражнялись Сережа и мы, то есть Наташа, Соня, Вера и я. Перед домом был большой двор с конюшней. Справа от двора - фруктовый сад под названием Верхний сад. Около сада находилась беседка, обвитая диким виноградом. Рядом с домом и за домом - старый парк с аллеями, а в конце его начинался молодой парк с лужайками.

— Воспоминания Л. Скалон

Первый раз С. В. Рахманинов приехал в Ивановку весной 1890 года вместе с Сатиными, которые приняли его в свою семью. Сергей Васильевич поселился во флигеле, в гостевых комнатах. До этого, с 1885 года поступив на учёбу в Москву, Сергей Васильевич жил на полном пансионе у своего учителя Н. С. Зверева, но в конце 1889 между ними произошла размолвка[1]. Поводом к ссоре стала несдержанность Николая Зверева, который позволил себе замахнуться чем-то на своего ученика. Рахманинов этого не простил[1].

Помимо Рахманинова в имении у Сатиных жили семьи Зилоти и Скалон. Тогда и случилось знакомство, позже переросшее в дружбу Рахманинова с А. И. Зилоти, и также с двоюродными сёстрами Натальей и Софьей Сатиными и троюродными сёстрами Натальей, Людмилой и Верой Скалон. По вечерам они обычно отправлялись на прогулку или, собравшись в гостиной большого дома, слушали игру Рахманинова. Разговоры часто заходили о музыке, театре и литературе.

В Ивановке Рахманинов много много упражнялся в игре на фортепиано. При содействии Зилоти ему было поручено создать четырёхручное переложение балета Чайковского «Спящая красавица», и Сергей Васильевич много трудился, чтобы завершить работу, которая, однако Илье Петровичу не понравилась: «Большая была ошибка, что мы поручили эту работу мальчику, хотя и очень талантливому» — написал он Зилоти[1]. Помимо работы на балетом Рахманинов находясь в Ивановке написал романс для виолончели и фортепиано, посвятив её Вере Скалон, а также фортепианную Прелюдию фа мажор, «Вальс» на тему Натальи Скалон — часть задуманной им сюиты для шести рук, предназначенной для трёх сестер Скалон.

7 мая 1892 года Сергей Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано с Большой золотой медалью и вместе с Александром Зилоти они, в конце мая, уехали в Ивановку. В тишине усадьбы Рахманинов собирался закончить Первый фортепианный концерт, задумка которого пришла к нему ещё весной в Москве. К 18 июня Сергей Васильевич закончил инструментовку первой части. Черновики первой и второй части концерта, написанные в Москве, не удовлетворяли композитора, и в Ивановке он переписал вторую часть заново. С 3 по 6 июля были завершены и инструментованы вторая и третья части. Этому произведению Рахманинов придавал большое значение и старался хранить его в тайне, но всё же проделанной работой он был доволен, и в письме к своему другу Михаилу Слонову рассказывает: «Можно себе представить, какая была работа! Писал с пяти часов утра до восьми вечера»[2].

В сентябре 1894 года в Ивановке Сергей Рахманинов создал «Цыганское каприччио», задуманное ещё летом в Костромской губернии, и начал проверку корректуры поэмы «Утёс», написанной ранее в 1893 году в Харьковской губернии.

Летом 1895 года Рахманинов по обыкновению едет в Ивановку, где собирался работать над Симфонией ре минор. Ещё в Москве Сергей Васильевич сделал первые наброски, и в имении Сатиных рассчитывал закончить симфонию. В этой симфонии он намеревался затронуть тему неумолимости рока и предначертанности судьбы человека. К концу лета, 30 августа, партитура симфонии была завершена. А к 25 сентября композитор сделал четырёхручное переложение её для фортепиано.

15 марта 1897 года Первый фортепианный концерт был исполнен в Петербурге под управлением дирижёра А. К. Глазунова, но прозвучал он крайне неудачно. Его неодобрительно встретили и публика, и критики. Да и сам Рахманинов, стоя на лестнице закрывал уши, чтобы не слышать этих звуков. О прекрасно понимал, что его первая большая работа не оправдала ожиданий — концерт был провален, и композитор воспринял это болезненно. Рахманинов потерял веру в свои силы и долгое время писал только романсы и небольшие фортепианные пьесы. Только осенью 1900 года начал следующую свою большую работу — Второй фортепианный концерт. Это творение Сергея Васильевича Рахманинова было написано в Москве, но корректурой и корректировка партитуры концерта для печати была выполнена в Ивановке. Тогда же в Ивановке впервые прозвучали Второй концерт и недавно законченная Вторая сюита для двух фортепиано.

В начале апреле Сергей Васильевич приехал в Ивановку и за двадцать дней он написал одиннадцать романсов (соч. 21) и десять Прелюдий для фортепиано. Произведения были написаны спешно и к их доработке Сергей Васильевич вернётся позже. 29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов обвенчался с Натальей Сатиной. Чтобы получить разрешение жениться на своей двоюродной сестре, Рахманинов отправил прошение на имя императора Николая II, который дал такой ответ: «Что Бог соединил, то человек не разлучает». В качестве приданого Рахманинов получил родовое имение и стал там полноправным хозяином. Сергей Васильевич Рахманинов и Наталья Александровна Сатина поселились во флигеле. Обстановка в комнатах была простой, мебель для молодой семьи делал местный столяр[3].

Для занятий и игры на фортепиано Рахманинов выбрал небольшую комнату на первом этаже с окном, выходившим в нижний сад, в глухое место, где никто не бывал. В кабинете при входе, налево от окна стояли письменный стол и стул. Вдоль комнаты, клавиатурой к окну, стояло фортепиано. Собственного инструмента у Рахманинова никогда не было. Его брали напрокат и привозили каждую весну из Москвы или Воронежа, а осенью отправляли обратно в магазин. В правом углу около окна висела полка для нот и книг, под ней стояла кушетка. Другим любимым местом для творчества была «красная» аллея. Во время прогулок по ней Рахманинов создавал образы будущих произведений. Людмила Скалон вспоминала: «Он гулял по аллее, опустив голову, барабаня пальцами по груди и, что-то поддевая. Потом возвращался в кабинет и записывал сложившееся „в голове“».

Плодотворно шли занятия в Ивановке в весенне-летние периоды 1904 и 1905 годов. В 1904 году с 25 мая по 30 июля Рахманинов работал над оперой «Франческа да Римини». В мае-июне 1905 года была закончена в партитуре опера «Скупой рыцарь», а в июне — июле сделана инструментовка оперы «Франческа да Римини».

В 1906 году Рахманинов пробыл в Ивановке с конца июля до середины сентября за это время он написал пятнадцать романсов (соч. 26), многие из них сразу же стали популярными: «Я опять одинок» (слова Т. Шевченко в переводе И. Бунина), «У моего окна» (слова Г. Галиной), «Ночь печальна» (слова И. Бунина), «Проходит всё» (слова Д. Ратгауза).

Летом 1907 года Рахманинов начал работу над оперой «Монна Ванна», и корректуру первой фортепианной Сонаты, начатой в Дрездене. Во второй половине июля и в августе инструментовал Симфонию № 2, а через год, тоже в Ивановке, дорабатывал её партитуру и голоса.

В 1909 году Сергей Васильевич жил в Ивановке с мая до середины сентября. Сначала он готовил к печати симфоническую поэму «Остров мёртвых». Как говорил сам композитор, ему пришлось сделать очень много поправок. Чтобы добиться желаемого результата ему пришло переписать вновь почти половину произведения. Изменения коснулись главным образом оркестровки. Затем Рахманинов принялся за работу над Третьим фортепианным концертом, который впоследствии станет одним из центральных произведений композитора. Среди других работ Третий фортепианный концерт будет выделяться масштабностью, сложностью развития и драматизмом содержания. Работа над этим концертом была закончена в то же лето.

В 1910 году Рахманинов проводит в Ивановке четыре месяца, за это время он подготовил к печати Третий концерт, сочинил тринадцать Прелюдий (соч. 32), «Литургию Иоанна Златоуста» для четырёхголосного смешанного хора. При работе над литургией Рахманинов переписывался с композитором Александром Кастальским, который родился в семье священника и поэтому хорошо знал древнецерковный обиход и также обладал мастерством хорового письма. Впервые литургия исполнялась в Петербурге хором Мариинского театра в феврале 1914 года, дирижировал сам Рахманинов.

В 1911 году Сергей Васильевич прожил в имении с апреля по август. Помимо работы на девятью этюдами (соч. 33) Рахманинов много занимается усадьбой и сам ведёт хозяйство. В том числе, закупает новую технику. Почти все заработанные концертами деньги он вкладывал в поместье: закупал живой инвентарь, спецтехнику, машины. Благодаря ему в хозяйстве появились и сноповязалки, и косилки, и сеялки. Большая их часть была американского происхождения, фирмы Мак-Кормик[4].

Письмо Рахманинова М. Ю. Крейцеру, 1 апреля 1911 год.

Милый мой Макс, внемли! Мне надо от тебя: 1) Фокса-крысолова, отменных качеств. Пожалуй, лучше мужчину. Если это не так дорого, то двух, то есть мужчину и женщину. Елена Юльевна спрашивает меня о цене?! Но я понятия не имею, что это может стоить! 2) Двух поросят из твоего имения. Самых знаменитых! В прошлом году ты их продавал и хотел даже нам прислать, но тогда у них чума случилась. Ну, а сейчас они здоровы? Если здоровы, то пришли, пожалуйста. Цену не помню, кажется, по 15 рублей. По получении поросят немедленно вышлю деньги. Посылай их в Ивановку (Ржакса, Тамбово-Камышинской железной дороги), куда я еду через три дня. 3) Извини за беспокойство. 4) Прими мой душевный привет и поклон от Наташи. Собрался бы между прочим к нам в Ивановку. Были бы очень рады и давно пора тебе. Твой С. Рахманинов

В 1912 году Рахманинов провёл в Ивановке почти полгода: с мая до середины сентября. В июне он написал романсы «Какое счастье» на слова А. Фета, «Ветер перелётный» на слова К. Бальмонта и другие.

Из письма Рахманинова Н. С. Морозову[5]:

«Вообще недурно бы было завести себе секретаря, если бы только количество денежных средств соответствовало бы количеству получаемой деловой корреспонденции. Только до этого мне ещё хочется себе автомобиль купить. До того хочется, что и сказать не могу! Только автомобиля, да секретаря мне и не хватает. А то всего достаточно.

В этом же году происходит и другое событие, ставшее не менее значимым для композитора. В подарок от жены и детей он получает в подарок автомобиль. Сергей Васильевич заказал его в московском торговом доме «Братья Крыловы и К°» — четырёхместный германский автомобиль марки «Лорелей» красного цвета и шестицилиндровым мотором мощностью 28 л. с. В начале мая «Лорелей» прибыл из Москвы в поместье Рахманинова. Сам он был рад этому приобретению, в письме к Мариэтте Шагинян он пишет: «…Вот уже два месяца целыми днями работаю. Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче…»[6].

Автомобиль марки Лорелей.

В 1913 году, вернувшись из поездки за границу Рахманинов поселяется на лето в поместье, где создаёт вокально-симфоническую поэму «Колокола» для оркестра, хора и солистов. 27 июля поэма была закончена. Композитор любил это сочинение и потому в особенности радовался успеху при его первом исполнении 30 ноября 1913 года в Петербурге в зале Дворянского собрания хором, солистами и оркестром Мариинского театра. Дирижировал оркестром сам Сергей Рахманинов.

Одновременно с работой над поэмой «Колокола» композитор писал в Ивановке вторую Сонату для фортепиано. К 12 августа была закончена первая часть. В следующее лето в Ивановке Сергей Васильевич опять был занят поэмой, проверяя её переложение для пения с фортепиано, сделанное по его просьбе А. Б. Гольденвейзером. Последняя значительная работа, сделанная в Ивановке — четыре романса (соч. 38): «Ночью в саду у меня» — слова А. Исаакяна в переводе А. Блока; «К ней» — слова А. Белого; «Маргаритки» — слова И. Северянина; «Крысолов» — слова В. Брюсова. Над этими романсами Рахманинов начал работать в июне 1916 года в Ессентуках. Осенью в Ивановке он окончательно завершил их.

Последний раз Сергей Рахманинов посетил Ивановку в апреле 1917 года. После событий произошедших в истории России он эмигрировал вместе с семьей сначала в Данию, а затем в США на постоянное место жительства. В Россию он больше не возвращался. Этот отъезд разделил его жизнь на две половины не только географически, но и творчески: за 27 лет, которые он провёл в России композитор создал 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мёртвых», «Литургию св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое — почти все эти произведения были написаны в Ивановке. В эмиграции же он написал 6 произведений и 4 из них были начаты ещё в России[7].

Сам Рахманинов не раз подчёркивал свою привязанность к имению жены. Прогулки по тенистым аллеям и непосредственное общение с природой вдохновляло композитора. Звуки природы находили отражение в его музыке. Подобной музыкальной картиной явилась Прелюдия ре мажор 1902 года, в нотах которой звенит весенняя капель[3].

На своё имение Ивановку я истратил почти всё, что за свою жизнь заработал. Сейчас в Ивановке лежит около 120 тысяч. На них я ставлю крест и считаю, что здесь последует для меня крах. Кроме того, условия жизни там таковы, что я, после проведённых там трёх недель, решил более не возвращаться. У меня осталось ещё около 30 тысяч денег. Это, конечно, «кой-что», в особенности если можно будет работать и зарабатывать… Но тут у меня опасение ещё одного краха: всё окружающее на меня так действует, что я работать не могу и боюсь, закисну совершенно. Все окружающие мне советуют временно из России уехать. Но куда и как? И можно ли… Возможно ли мне рассчитывать получить паспорт с семьёй на отъезд хотя бы в Норвегию, Данию, Швецию… Всё равно куда! Куда-нибудь!С. В. Рахманинов

Однако, покинув родину он продолжал интересовать её судьбой и по возможности, старался помогать в тяжёлое для страны время. Рахманинов начал поддерживать московских музыкантов через американскую организацию АРА, присылая продуктовые посылки во время начавшегося в стране голода 1921 года. Когда в марте 1923 году помощь от Соединённых штатов прекратилась, Рахманинов продолжил высылать помощь исправно каждое первое число месяца. Посылки он направлял на адреса нуждающихся из профессорского персонала консерватории. Среди них была и пианистка Елена Гнесина[8].

После вступление СССР во Вторую мировую войну Рахманинов совершил пять турне с концертами по США (включая штаты Пуэрто-Рико, Гавайи и Аляску) и Канаде. Доходы от гастролей он перечислял в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в России построили военный самолёт[9].

Незадолго до своего 70-летия Рахманинов получил телеграмму от десяти советских композиторов, заканчивалась она таким текстом: «Деятели искусства СССР, я и мои коллеги предлагаем Вам вернуться на Родину и возглавить работу по создаваемому Союзу советских композиторов. Все вопросы будут решаться оперативно и с обязательным учётом Ваших пожеланий. С уважением и наилучшими пожеланиями — И. Сталин». Тогда же И. Сталин приказал отремонтировать усадьбу Рахманиновых в Ивановке, что и было сделано в считаные недели[10].

Рахманинов по вопросам визы в Советский Союз обращался к наркому иностранных дел В. М. Молотову в ходе его визита в США в начале июня 1942 года. А в 1943 году Рахманинов дважды встречался с послом СССР в США А. А. Громыко для оформления визы. В этом же году композитор выступает с новыми благотворительными концертами, собирая денежные средства для помощи советской армии в Великой отечественной войне. Концерты проходят в северных штатах, на заключительном концерте этого тура в столице штата Айдахо Бойсе Сергей Васильевич собирался объявить о своем возвращении в СССР. Однако из-за приступа болезни ему пришлось прервать концертную деятельность. Последний концерт он дал в Ноксвилле 17 февраля, а 28 марта 1943 года от прогрессирующей формы рака Сергей Васильевич Рахманинов скончался[11]. Его семья получила телеграмму: «Кончина С. В. Рахманинова — это невосполнимая утрата для русского и мирового искусства. Искренне вам сочувствую. И. Сталин».

Усадьба в Ивановке статус музея получила в 1968 году после комплексного восстановления, а 18 июня 1982 года был торжественно открыт Дом-музей С. В. Рахманинова в Ивановке. И с того же времени здесь ежегодно проводятся международные музыкальные фестивали имени композитора и в его честь[12].

Музей

Воссоздание Ивановки началось с постановления бюро Тамбовского областного комитета КПСС и облисполкома № 550 от 29 июля 1968 года. «Об увековечении памяти С. В. Рахманинова».

Этому постановлению предшествовало возрождение интереса к жизни и творчеству писателя среди общественности Тамбовской области. немалую роль в этом процессе сыграл Дмитрий Калашников. Он публиковал очерки о жизни композитора на страницах газеты «Тамбовская правда», выпустил буклет «Рахманиновские места Тамбовского края». Д. Калашников был автором книги «Школьникам о С. В. Рахманинове». В 2017 году вышла ещё одна книга писателя, приуроченная к 130-летию со дня рождения композитора: «В Ивановку я всегда стремился…» о Сергее Рахманинове на тамбовской земле. В своих публикациях Д. В. Калашников поднял вопрос воссоздания Ивановки[3].

26 мая 1968 года в здании ивановского сельского клуба коллектив Тамбовского областного музея, под руководством Л. Н. Ростиславской, воссоздаёт комнату-музей С. В. Рахманинова[13]. Руководителем общественного музея стала преподаватель местной музыкальной школы Л. А. Тимашевич. В Ивановке стали проводиться ежегодные Дни музыки, приуроченные памяти С. В. Рахманинова. В 1971 году в Воронеже вышел сборник Н. Н. Емельянова «С. В. Рахманинов в Ивановке» в котором были собраны документы, письма и редкие фотографии.

В самой же Ивановке не осталось никаких строений со времен Сергея Васильевича, только три дерева — два дуба и клён. В 1972 году колхоз при финансовой поддержке Музфонда СССР и Общества охраны памятников истории и культуры заложили первый фундамент под флигель по проекту архитектора Владимира Белоусова[3].

В 1973 году, к столетию со дня рождения С. В. Рахманинова, Тамбовский областной музей, при поддержке Музея музыки им. М. И. Глинки, обновил экспозицию в областном музее, а через пять лет, в августе 1978 года в Ивановке был создан Дом-музей С. В. Рахманинова, организационно он являлся филиала Тамбовского областного музея.

18 июня 1982 года Дом-музей С. В. Рахманинова в Ивановке был торжественно открыт. В день открытия посетителям был впервые представлен и скульптурный портрет С. В. Рахманинова — совместный проект скульптора Константина Малофеева и архитектора Александра Куликова. С момента открытия в Ивановке ежегодно походят Международные музыкальные фестивали[3].

В 1987 году Дом-музей С. В. Рахманинова был преобразован в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова.

В 1993 году на территории усадьбы был воссоздан гараж.

В 1994 году — кладовая.

В 1995 году при поддержке и помощи Ю. П. Рахманинова и АО «Трансинжстрой» был воссоздан усадебный дом Ивановки, открытие которого состоялось 25 сентября.

В 2003 году — воссозданы беседки в усадьбе.

В 2008 году — воссозданы качели и обстановка кабинета Ю. П. Рахманинова.

В 2011 году — воссоздан садовый домик.

В 2012 году — воссоздана дворовая изба.

С 1985 года в мае проводится Сиреневый Фестиваль.

С 1986 года проводится музыкальный фестиваль «Музыкальное лето в Ивановке».

С 1989 года проводится фестиваль «Джаз в Ивановке».

С 1990 года проводится фестиваль «Звёздное лето в Ивановке».

С 1991 года проводятся творческие: фортепианные, вокальные, скрипичные, театральные ассамблеи; проводится фестиваль «Сиреневая ночь в Ивановке».

С 1993 года — начало работы первой научной конференции «С. В. Рахманинов и мировая музыкальная культура». Открыта сцена Зелёного театра.

С 1998 года заложена традиция проведения фольклорных праздников: «Картошкины именины», «День варенья», «Праздник блина», «Широкая масленица», «Троицын день», «Святое крещение», «Новогодние и Рождественские праздники».

В 2003 году первый концерт Н. Л. Луганского.

С 2003 года издается альманах «Ивановка», выпущен диск «Играет С. В. Рахманинов».

С 2006 года — первый конкурс исполнителей русской народной песни им. С. В. Рахманинова.

С 2008 года — первый конкурс пианистов памяти Ю. П. Рахманинова.

С 2010 года — первый фестиваль вокального искусства имени И. К. Архиповой. Первый конкурс фортепианных ансамблей имени С. В. Рахманинова. Вступление музея в ассоциацию музыкальных музеев России.

С 2011 года — фольклорные праздники «День рождения капусты», «Самоварные забавы и потехи».

В 2012 году — открытие экспозиций Александра Сатина и Марины Шаталиной. Воссоздан розарий.

В 2019 году приказом Управления культуры и архивного дела Тамбовской области № 174 от 11 октября 2019 года Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» преобразован в Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка»[14].

Экспозиция музея

В музее можно увидеть воссозданную обстановку следующих объектов[15]:

  • Кабинет Александра Александровича Сатина.
  • Библиотека усадебного дома.
  • Биллиардная усадебного дома.
  • Гостиная усадебного дома.
  • Комната Варвары Аркадьевны Сатиной.
  • Комната Софьи Александровны Сатиной.
  • Столовая усадебного дома.
  • Классная комната.
  • Концертный зал.
  • Флигель.
  • Комната Саши Сатина.
  • Кабинет-музей Юрия Павловича Рахманинова.
  • Парк Музея-усадьбы.
  • Музыкальный салон.
  • Садовый домик.

О Ивановке из писем и воспоминаний

«…Живу здесь (в Ивановке) тихо, помаленьку, спокойно, мирно, уютно. Погода прелестная — и это с самого моего приезда. Много катаюсь, много гуляю…»

Из письма С. В. Рахманинова к М. А. Слонову. им. Ивановка. 18 июня 1891 года.

«…Об своем времяпрепровождении дня могу сказать очень мало. Встаю в восемь часов. Гуляю до девяти. От девяти до двенадцати занимаюсь. В 12 завтракаю. Потом полчаса гуляю. От часу до трех занимаюсь. В три купаюсь. После купания опять сажусь работать до пяти. В пять обедаю. В шесть уезжаю один кататься. Езжу часа полтора и все время „мечтаю“. Остальное время до половины одиннадцатого гуляю опять или сижу в парке. Около одиннадцати отправляюсь спать…»

Из письма С. В. Рахманинова М. А. Слонову. Ивановка. 17 июля 1895 года.

«…И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично…»

Из письма С. В. Рахманинова Н. С. Морозову. Ивановка. 23 июля 1906 года.

"…"Ивановка" — старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим, родным — так как живу здесь 23 года. Именно здесь, давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось…"

Из письма С. В. Рахманинова к М. С. Шагинян. Ивановка. 8 мая 1912 года.

«…Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса…»

Из письма С. В. Рахманинова к М. С. Шагинян. Ивановка. 29 июля 1913 года.

«…В Ивановку я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наооборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует. Я сказал, что туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь…

Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря, — там не было. Имение это было степное, а степь — это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса, от горизонта до горизонта. Часто хвалят морской воздух, но если бы вы знали, насколько лучше степной воздух с его ароматами земли и всего растущего…

Был в Ивановке большой парк, насаженный руками, в мое время уже пятидесятилетний. Были большие фруктовые сады…

Последние годы моего пребывания там, когда имение перешло в мои руки, я очень увлекался ведением хозяйства…»

Из воспоминаний С. В. Рахманинова

"…К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей, и поэтому этот осинник являлся убежищем для зайцев, лисиц, и даже забегавших иногда откуда-то волков, в особенности же для птиц, вивших там свои гнёзда и наполнявших воздух щебетом и пением.

Из воспоминаний С. А. Сатиной

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Келдыш Ю. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973.
  2. Письма Рахманинова. Сенар. Дата обращения: 21 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Портал Тамбовской области. Дата обращения: 21 июля 2023.
  4. Рахманинов С. В. Сергей Рахманинов: Воспоминания. Записанные Оскаром фон Риземаном. — М.: АСТ, 2023.
  5. Письма Рахманинова. Н. С. Морозову. Сенар. Дата обращения: 26 июля 2023.
  6. С. В.Кирилец. Автомобильное наследие Сергея Рахманинова. Дата обращения: 21 июля 2023.
  7. Харпалева Наталья. Сергей Рахманинов: уехавший, но не предавший // Фома : Журнал. — 2023. — Апрель.
  8. Кузнецова Екатерина Михайловна. Благотворительная деятельность Рахманинова в эмиграции: штрихи к портрету композитора // Научный весник : Сборник. — 2014. — Т. 5, № 2.
  9. Сергей Рахманинов. Культура. Дата обращения: 21 июля 2023.
  10. Чичкин А. А. Неизвестные союзники Сталина. 1940–1945 гг. — М.: Вече, 2017.
  11. Денис Халфин. Сергей Рахманинов: золото в сердце. Православие (7 февраля 2020). Дата обращения: 22 июля 2023.
  12. Мероприятия. Музей-усадьба С.В. Рахманинова "Ивановка". Дата обращения: 22 июля 2023.
  13. Ростиславская Людмила Николаевна. Тамбовская Энциклопедия (6 апрель 2021). Дата обращения: 22 июля 2023.
  14. История музея. Музей-заповедник С. В. Рахманинова "Ивановка". Дата обращения: 23 июля 2023.
  15. Экспозиция. Музей-заповедник С. В. Рахманинова "Ивановка". Дата обращения: 23 июля 2023.

Литература

  • Бажанов Н. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 1962.
  • Брянцева В.Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.
  • Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1966.
  • Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1973
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
  • Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.
  • Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания. М Гос. муз. изд-во, 1949.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!