Музыковедение

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Музыковедение
англ. Musicology
Frontispiece, volume two, "Musurgia Universalis" by Athanasius Kircher, 1650.png
Предмет изучения музыка
Основные направления искусствознание
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Музыковедениенаука о музыке, изучающая закономерности, явления и процессы развития музыкального искусства в их объективной обусловленности, в многообразных связях с различными сторонами общественной жизни; одна из областей искусствознания.

История музыковедения

Мировое музыковедение

Крупнейший греческий теоретик музыки Аристоксен

Первоначальные элементы научного подхода к музыке были заложены в высокоразвитых культурах древнего мира, в том числе в Китае, Индии, Греции. Ещё до нашей эры китайским Музыковедением была разработана пяти звуковая музыкальная система (пентатоника), в III веке — семи звуковая система; кроме того, путём квинтовых акустических соотношений был установлен двенадцати ступенный хроматический звукоряд («лю» или «люй»). В Древней Греции была создана стройная система ладов, исследовались акустические закономерности интервалов, разрабатывалось учение об этосе, связывающее различные лады, ритмы с теми или иными эмоциями и моральными качествами. Это учение противопоставлялось абстрактно-космологическим взглядам на музыку, господствовавшим в Египте и других восточных странах. Крупнейший греческий теоретик музыки ученик АристотеляАристоксен в IV веке до нашей эры, выдвинул принцип изучения музыкальных явлений на основе слухового восприятия, в противовес числовой мистике Пифагора и его последователей. Свод основных достижений античного Музыковедения был дан в трактате римского философа и учёного Боэция «О музыке», оказавшем значительное влияние на развитие средневековой теории музыки. Однако у средневековых теоретиков музыкальные воззрения часто приобретали схоластический характер. Изыскания музыкальных учёных позднего средневековья были направлены главным образом на выработку практических правил многоголосного письма, усовершенствование нотной записи[1][2].

Большой вклад в развитие Музыковедения внесли учёные Средней Азии Аль-Фараби в X веке, Ибн Сина X-XI века, арабские, персидские, византийские теоретики. В эпоху Возрождения сводятся в стройную систему правила полифонии, вырабатываются основы мажоро-минорной ладовой системы и закладываются основы учения о гармонии, опирающегося на данные слухового опыта и законы акустики. В XVII веке учение о гармонии было развито в трудах французского теоретика Марена Мерсенна, содержащих также богатые и ценные сведения по истории музыки. С конца XVI века утверждение гомофонно-гармонического склада в европейской музыке порождает сначала учение о Генерал-басе, а затем систему виднейшего представителя классической школы теоретиков Жана Рамо «Трактат о гармонии». В развитии музыкально-эстетической мысли XVII и XVIII веков большую и для своего времени положительную роль играла так называемая теория аффектов, сводившаяся к попыткам установить прямую связь между определёнными композиционными приёмами, средствами выражения и соответствующими им эмоциями, чувствами, аффектами. Наиболее законченное выражение эта теория получила в работах немецкого музыкального учёного Иоганна Маттезона. Присущие теории аффектов черты рационалистической абстрактности были подвергнуты критике в работах французских энциклопедистов Дени Дидро, Жана Д'Аламбера, активно участвовавших в борьбе музыкально-эстетических направлений XVIII века. Отстаивая реалистические принципы в музыке, они понимали её как выразительный «язык чувств» и особенно важное значение придавали мелодии[1][2].

Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес к историческому изучению музыки получил дальнейшее развитие в крупных музыкально-исторических работах XVIII века итальянского композитора Джованни Мартини и английских — Джона Хокинса и Чарльза Бёрни. Развитие передовой музыкально-эстетической мысли в XIX веке было связано с выдающимися достижениями в области музыкального творчества, с расцветом национальных композиторских школ во многих европейских странах. Прогрессивные деятели зарубежного Музыковедения и музыкальные критики боролись против формализма, за высокую идейность, содержательность музыкального творчества. Ряд важных теоретических проблем был поставлен в музыкально-эстетических и критических работах ведущих композиторов Гектора Берлиоза, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа. В западноевропейском теоретическом Музыковедении на протяжении большей части XIX века главенствовала так называемая традиционная школа. Эта школа систематизировала музыкально-композиционные приёмы и средства по отдельным отраслям Музыковедения. Положительными сторонами «традиционной» школы являлись тесная связь с практикой композиции, стремление обосновать правила музыкального сочинения данными слухового восприятия и примерами творчества великих мастеров-классиков. Вместе с тем работы большинства её представителей страдали эмпиризмом и слабостью теоретических обобщений. В последней четверти XIX века утвердилась функциональная теория, сторонники которой стремились рассматривать музыкально-композиционные приёмы и средства в их взаимной связи и использовать для объяснения музыкальных явлений данные естествознания. Однако и функциональная школа, внёсшая много нового в развитие теоретического Музыковедения, не вышла за пределы формального метода анализа[1][2].

В историческом Музыковедении западноевропейских стран XIX и XX веков большое место занимают публикации памятников музыкальной литературы от средневековья и до XVIII века включительно, монографические исследования, посвящённые жизни и творчеству выдающихся музыкантов или развитию отдельных музыкальных форм и жанров. Таковы многочисленные работы Отто Яна, Германа Кречмара, Германа Аберта и других. Ценный и обширный материал содержат сводные труды, созданные коллективами учёных разных стран: «Оксфордская история музыки», «Музыкальная энциклопедия и словарь консерватории» под редакцией Александра Лавиньяка, «Руководство по музыкознанию» под редакцией Эрнста Бюккена, «Руководство по истории музыки» под редакцией Гвидо Адлера. Однако, эти работы часто страдают описательностью, развитие музыки рассматривается в них в отрыве от общего исторического процесса, вне социальной и культурно-исторической обусловленности. Гвидо Адлер впервые стал рассматривать историю музыки как последовательную смену различных стилистических формаций, но понимание стиля у него и последующих западных исследователей остаётся формально-идеалистическим. Большое развитие в XIX и начале XX века получает музыкальная фольклористика. Растущему интересу к народной песне способствовало образование молодых национальных музыкальных школ в Европе. Выдающееся значение имеют труды польского музыканта-этнографа Оскара Кольберга, хорватского Франьо Кухача и болгарского Добри Христова. Новый этап в изучении народного музыкального творчества связан с деятельностью венгерского композитора и учёного Бела Бартока и его соотечественника Золтана Кодая. Взгляды и методы исследовательской работы Бартока оказали плодотворное влияние и на музыкальную фольклористику ряда других стран[1][2].

В начале XX века на Запад возникло особое направление в музыкальной этнографии — так называемое сравнительное музыковедение, вовлекшее в круг своих исследований народную музыку различных стран мира. Это направление получило развитие в трудах Вальтера Виоры и Поля Коллера. К середине XX века большинство исследователей отказалось от термина «сравнительное музыковедение». Вместо него выдвигается понятие этномузыковедение как самостоятельной научной отрасли. В XX веке возник ряд новых музыкально-теоретических систем, в основе которых лежит стремление учесть и объяснить процессы, происходящие в области современного музыкального творчества. Распространение получили труды швейцарского музыковеда Эрнста Курта), исходящего из представления о музыке как о процессе сменяющих друг друга концентрации и разрядки некоей психической энергии. Некоторые стороны его энергетической концепции оказали влияние и на развитие современного теоретического музыковедения. Как обобщение творческого опыта новейшей музыки представляют интерес труды композиторов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита, посвящённые главным образом вопросам гармонии. Ряд новых теоретических систем второй половины XX века связан с попытками применения к анализу музыки современных математических методов. Однако, в большинстве случаев эти опыты носят формальный характер и полностью игнорируют содержание музыки. Тенденции асоциального, элитарного порядка, получившие отражение в музыковедческих трудах Теодоро Адорно, оказали большое влияние на музыкально-эстетическую мысль зарубежных стран[1][2].

Российское музыковедение

Один из основоположников российского музыковедения Николай Львов

В России самостоятельная музыкально-теоретическая мысль возникла в XVII веке. Теоретические работы XV—XVI веков носили чисто эмпирический характер и служили руководством для изучения средневековой системы музыкального письма. Опыт многовекового развития одноголосного певческого искусства Древней Руси был обобщён в труде «Азбука знаменного пения», написанном Александром Мезенцем в 1668 году. Трактат украинского теоретика и композитора Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика» 1677 года посвящён обоснованию многоголосного стиля , пришедшего на смену этой старой традиции. В XVIII веке в связи с утверждением новых светских форм профессионального музицирования возник иной круг музыкально-эстетических проблем. Вопросам музыки уделялось большое внимание в русской литературе и журналистике. В центре большинства высказываний находился вопрос о возможности создания национальной русской оперы на народной основе. Борьба за народность в русской художественной культуре определила особый интерес к народной песне, выразившийся в опубликовании песенных сборников, в высказываниях многих выдающихся литературных и общественных деятелей, в появлении специального исследования Николая Львова «О русском народном пении» 1790 года. Глубокое понимание сущности народной песни как отражения жизни и духовного склада трудового народа отличало Александра Радищева[1][2].

В XIX веке во главе борьбы за реализм и народность музыки стояла русская музыкальная критика, представленная именами Владимира Одоевского, Александра Серова, [[Стасов, Владимир Васильевич|Владимира Стасова] и других. Большое значение для развития прогрессивной музыкально-эстетической мысли имели высказывания выдающихся композиторов-реалистов — Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Милия Балакирева, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского. Передовое русское Музыковедение активно способствовало утверждению прогрессивных творческих принципов национальной классической музыкальной школы. Прогрессивные деятели русского Музыковедения высоко оценивали достижения зарубежного искусства, они создали ценные труды о западной музыкальной классике . Крупнейшей заслугой Александра Серова было утверждение исторического принципа рассмотрения музыкальных произведений в неразрывной связи их формы и содержания. Серов и Стасов заложили основы реалистической теории оперной драматургии, внесли крупный вклад в изучение вопросов программного симфонизма и других актуальных теоретических проблем, выдвигавшихся творческой практикой композиторов. Русскому Музыковедению принадлежат также значительные заслуги в разработке отдельных музыкально-теоретических дисциплин. В непосредственной связи с потребностями профессионального музыкального образования создали свои учебники гармонии Римский-Корсаков и Чайковский. Большое значение имеют работы Римского-Корсакова «Основы оркестровки» и Сергея Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма». Виднейшие представители русского Музыковедения вели решительную борьбу против эстетики музыкального формализма, получившей наиболее законченное выражение в книге австрийского историка музыки и критика Эдуарда Ганслика «О музыкально-прекрасном». Во второй половине XIX и начале XX веков формирование и рост национальных музыкальных школ вызывают усиленный интерес к народному творчеству и у других народов многонационального российского государства. Основополагающее значение для изучения украинской народной музыки имели работы Николая Лысенко, для армянской — Комитаса, для латышской — Андрея Юрьяна. Выдающийся вклад в развитие разных отраслей исторического и теоретического музыкознания внёс один из крупнейших русских музыкальных учёных Борис Асафьев[1][2].

Основные отрасли музыковедения

В Музыковедении существует тринадцать основных отраслей:

  • Теория музыки — занимается теоретическими аспектами музыки. Важнейшие научные и учебные дисциплины: гармония, полифония, анализ музыкальных форм, сольфеджио, инструментоведение, оркестровка, композиция. К теории музыки также относят ритмику.
  • История музыки — изучает музыку, в первую очередь европейскую, по эпохам, странам и школам. Музыка, как часть культуры, находится под влиянием всех остальных её аспектов, включая социально-экономическую организацию и опыт, климат, и доступ к технологиям. Эмоции и идеи, выражаемые в музыке, ситуации, в которых музыка исполняется и воспринимается, а также отношение к исполнителям и композиторам варьируются в зависимости от региона и эпохи.
  • Музыкальная этнография — дисциплина, посвящённая изучению народной музыки. Находится на стыке музыковедения, этнографии и фольклористики.
  • Музыкальная критикаанализ и оценка произведений музыкального искусства. В широком смысле элементы музыкальной критики могут содержаться в любом развёрнутом профессиональном высказывании, и вплоть до XVIII века музыкальная критика представляла собой интегральную часть специализированных трактатов о музыке и более общих гуманитарно-философских трудов. С появлением периодической печати постепенно возникла музыкальная критика в более узком смысле слова, позиционирующая себя как экспертная оценка музыкальных произведений, адресованная более или менее широкому кругу их слушателей.
  • Музыкальная акустика — раздел акустики, изучающий физические свойства музыкальных звуков. Основной предмет музыкальной акустики — высота, динамика, тембр музыкальных (т. е. применяемых в музыке, эммелических) звуков, главным образом с точки зрения их восприятия слухом и воспроизведения (так называемого «интонирования») музыкантами-исполнителями. Особая и обширная область музыкально-акустических исследований — музыкальные строи и темперации (в историческом и теоретическом аспектах).
  • Социология музыки — дисциплина, изучающая различные аспекты социального бытования музыки, а также занимающаяся коммуникативной систематизацией и социокультурной структуризацией всего многообразия её художественных форм и общественных проявлений; один из разделов социологии искусства.
  • Музыкальная психология — дисциплина, которая занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений, а также исследует закономерности психологического восприятия музыки и её воздействия на различные структурные компоненты человеческой психики
  • Философия музыки — раздел эстетики, в широких дисциплинарных рамках которого исследуются различные философские, мировоззренческие и наиболее фундаментальные культурологические аспекты музыкального искусства в его самых разнообразных проявлениях
  • Музыкально-теоретические системы — междисциплинарная музыковедческая дисциплина, сложившаяся в системе российского высшего музыкального образования, изучающая историю науки о музыке. Музыкально-теоретические системы исследуют историю музыкальной науки в ее важнейших явлениях, то есть теоретические концепции различных философов и ученых, и охватывают значительный период истории человечества — от древности до нашего времени.
  • Эстетика музыкальная — является межотраслевой научной дисциплиной, занимающейся изучением различных эстетических аспектов музыки именно как весьма специфичного вида искусства, что предполагает очень специализированный анализ диалектического соотношения общих законов чувственно-образного восприятия действительности с теми или иными конкретными особенностями и закономерностями музыкального языка как оператора «звуко-смыслов»[3]
  • Музыкальная текстология — наука, изучающая автографы, прижизненные издания и другие для восстановления аутентичных текстов музыкальных произведений с целью их последующего исследования и публикации
  • Музыкальная фольклористика — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже XVIII–XIX веков в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России).
  • Либреттология — наука о вербальном компоненте музыкального произведения, анализирующая оперные либретто как важный элемент музыкально-сценического произведения. Находится на стыке музыковедения и литературоведения, начало становления относится к 1970-1980 годам[1][2][4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Музыковедение / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 17: Моршин-Никиш. — 1974. — 615 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Музыковедение / Музыкальная энциклопедия // Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 3: Корто-октоль. — 1976. — 1102 с.
  3. Асафьев Б., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, Л., 1965.
  4. Музыкальная форма как процесс / Акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов) ; [Ред., вступ. статья, с. 3-18, и коммент. Е. М. Орловой]. — 2-е изд. — Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. — 376 с

Литература

  • Музыковедение / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 21: Монголы - Наноматериалы. — 2013. — 766 с. — ISBN 5-85270-320-6
  • Музыковедение / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 17: Моршин-Никиш. — 1974. — 615 с.
  • Музыковедение / Музыкальная энциклопедия // Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 3: Корто-октоль. — 1976. — 1102 с.
  • Музыкальная форма как процесс / Акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов) ; [Ред., вступ. статья, с. 3-18, и коммент. Е. М. Орловой]. — 2-е изд. — Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. — 376 с.