Бородин, Александр Порфирьевич

Материал из «Знание.Вики»
Александр Порфирьевич Бородин
Портрет
Дата рождения 31 октября (12 ноября) 1833
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 15 (27) февраля 1887
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Профессии композитор, химик, медик
Годы активности 18471887
Жанры опера, симфония, камерная музыка

Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября (12 ноября1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик. Участник «Могучей кучки».

Биография

Детство и юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября1833 года от внебрачной связи грузинского князя из Имеретии Луки Гедианова (Гедеванишвили)[1] (1772—1843) и дочери рядового военного[2] Авдотьи Антоновой (1809—1873[3]). Отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.

Сашу записали сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина и его жены Татьяны. Документально будущий учёный и композитор являлся крепостным своего родителя.

В 1840-х годах Авдотья (Клейнеке) родила ещё двоих сыновей — Дмитрия Александрова (род. 1844, отец неизвестен) и Евгения Фёдорова (род. ок. 1847, отец — коллежский секретарь, преподаватель немецкого языка Фёдор Фёдоров). С обоими братьями Александр Бородин поддерживал близкие отношения всю жизнь[4].

Детство Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть её тётей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. Уже в раннем детстве он обнаружил блестящие способности к наукам и, подобно Глинке, к языкам: французский и немецкий он быстро усвоил под руководством француженки и немки. Впоследствии в Италии он быстро освоился и с итальянским языком. Наиболее любимыми его занятиями были химия и музыка; к последней он весьма рано обнаружил исключительные способности, научился играть на флейте, фортепиано и виолончели[5]. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение — польку «Элен». Он посвятил композицию своей первой возлюбленной. Ею стала Елена, взрослая подруга матери. Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано[6].

Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать. Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Первые его произведения издавать помогала она. В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным. В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».

Увлечение медициной и отъезд за границу

Одной музыкой круг интересов Александра не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему учёному нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты[4].

Это увлечение было настолько серьёзным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин[7]. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя[8].

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины[9].

Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой учёный знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов — К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 году в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой — талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Екатерины Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них — фортепианном Квинтете до минор (1862) — уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина[10].

Осенью 1862 года он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 года некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.

Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»

Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому учёному, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии[11]. Законченная в 1867 году она была с успехом исполнена 4 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина — богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке[10].

Общественная деятельность

В России Бородин активно продвигал идеи получения женщинами высшего образования. Он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 года до их ликвидации в 1885 году[12]. С 1874 года — казначей Общества пособия слушательницам Медицинских и Педагогических курсов[13].

Занимая руководящие посты в медицинской академии, он защищал студентов от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II[14].

В 1870—1871 годах — один из редакторов журнала «Знание».

Музыкальное творчество

Во второй половине 60-х годов Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения — «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст.

В конце 60-х годов Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?.. Попробую», — ответил Стасову Бородин. Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни, восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам[10].

Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 году[15]. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 части нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) — фигуру Баяна, в финале — сцену богатырского пира. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была исполнена в концерте Русского музыкального общества в Петербурге 26 февраля 1877 года под управлением Э. Направника[16].

В конце 70-х — начале 80-х годов Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х годов был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария Кончака, Плач Ярославны). Особенно много удалось сделать в конце 70-х — первой половине 80-х годов. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.

В начале 80-х годов Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии», несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой[10].

Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.

Самым известным его произведением является опера «Князь Игорь». Бородин писал её 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке». Впервые её поставили после смерти композитора в 1890 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Произведение имело большой успех и до настоящего времени остается одним из шедевров отечественного оперного искусства[17].

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной[18].

У профессоров Академии имелась давняя традиция — устраивать домашние костюмированные вечера. Александр Порфирьевич, любивший с детства танцевать, с удовольствием принимал в них самое активное участие. На масленицу 1887 года он решил порадовать гостей, представ перед ними в синих шароварах и в шерстяной красной русской рубахе. Весь вечер он лихо отплясывал, а ближе к полуночи в ходе шутливой беседы с приятелями внезапно на полуслове замолк и упал на пол. Причиной смерти стал разрыв сердца. Это случилось 27 февраля. Через два дня Бородина похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре рядом с Модестом Мусоргским. Спустя всего четыре месяца скончалась Екатерина Сергеевна[19].

Фильмы о Бородине и его творчестве

Биография Бородин вдохновила многих режиссёров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них[20]:

  • «На пороге» (1969)
  • «Воскресный музыкант» (1972)
  • «Александр Бородин» (3-й выпуск) из цикла «Русская пятёрка» («Могучая кучка», 2002)
  • «Александр Бородин» (2003) из цикла телепередач «Гении и злодеи уходящей эпохи».
  • «Химия музыки. А.П. Бородин» (2013) из авторского цикла «Лица истории»

Память

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина[21]
  • Симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН им. А. П. Бородина, Москва[22]
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве[23].
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Детская музыкальная школа № 2 им. А. П. Бородина в г. Дзержинск, Нижегородской области
  • Владимирский областной музыкальный колледж имени А. П. Бородина
  • Самолёт Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
  • Пароход «Композитор Бородин».
  • Памятная монета Центрального банка Российской Федерации номиналом 1 рубль, выпущенная к 160-летию композитора в 1993 году[24].
  • Ежегодно в химической лаборатории города Пиза проходят Дни А.П.Бородина, на которых известные музыканты исполняют его произведения. Известные химики проводят реакции по получению открытых им веществ.
  • Единственный музей находится во Владимировской области, Камешковском районе, селе Давыдково[25][26]

Музыкальные сочинения

Оперы

Для оркестра

Примечание. В скобках указаны даты окончания работы (а не даты первой публикации)

  • Симфония № 1 Es-dur (1865)
  • Симфония № 2 «Богатырская» h-moll (1873)
  • В Средней Азии. Симфоническая картина (1880)

Для камерного инструментального ансамбля

Для фортепиано

в две руки

в три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)

в четыре руки

Романсы и песни для голоса и фортепиано

Для вокального ансамбля

  • Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868—1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения

Неоконченные и утраченные сочинения

  • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачено)[27]
  • Богатыри (1868)
  • Струнное трио

Примечания

  1. Фролов Н. На родине «Князя Игоря». Архивировано 17 января 2014 года.
  2. Булычева А. В. Бородин. — М., 2017. — С. 13.
  3. Фигуровский, Соловьёв, 1950, с. 157.
  4. 4,0 4,1 Александр Бородин
  5. Грушке Н. Бородин, Александр Порфирьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Александр Бородин
  7. Булычева А. В. Бородин. — М., 2017. — С. 25.
  8. Александр Порфирьевич Бородин
  9. Биография Александра Бородина
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Александр Порфирьевич Бородин
  11. Булычёва А. В. Бородин. М., 2017. С. 93, 419.
  12. Шохоль К. Высшее женское медицинское образование в России // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 37. — 1912. — № 2. — С. 172—174.
  13. Доброславин А. П. Воспоминания о А. П. Бородине // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — С. 157. — 288 с.
  14. Русский композитор и ученый Александр Бородин
  15. Булычёва А.В. Бородин, с. 420.
  16. Булычёва А. В. Бородин, с. 109.
  17. Русский композитор и ученый Александр Бородин
  18. Доброславина (урожд. Потёмкина) Мария Васильевна (1847—1932), жена профессора А. П. Доброславина
  19. Человек двух миров. Александр Порфирьевич Бородин
  20. Александр Порфирьевич Бородин
  21. Государственный квартет имени Бородина. ГКБУК «Пермская краевая филармония». Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
  22. д. м. н. Земскова З. С. Симфонический оркестр им. А. П. Бородина ЦДУ РАН: История. Современность. Концерты.. narod.ru. Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
  23. О школе: Историческая справка. ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина». Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
  24. 1 рубль 1993 года «Бородин А. П., 160 лет со дня рождения». Описание, стоимость, разновидности. Деньги России: от истоков до современности. Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
  25. Александр Бородин: выдающийся химик и великий композитор
  26. Единственный в мире. Администрация Камешковского района (1 декабря 2010). Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  27. Александр Порфирьевич Бородин — Евгений Максимович Браудо — Google Книги. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 17 февраля 2020 года.

Литература

  • Стасов В. В. Александр Порфирьевич Бородин. — СПб., 1887.
  • Александр Порфирьевич Бородин: его жизнь, переписка и музыкальные статьи / [В. В. Стасов]. — СПб.: Суворин, 1889. — XIII, 332 с.
  • А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — 288 с.: ил., портр., нот.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский]. — Л.: Ленинградская филармония, 1934. — 87, [1] с., портр.
  • Булычёва А. В. Князь Игорь Бородина и Римского-Корсакова // Opera musicologica. — 2010. — № 4. — С. 70—99.
  • Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания). — 2014. — № 10—11. — С. 1—35.
  • Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015. — № 1. — С. 147—155.
  • Булычёва А. В., Грибанова А. Второй струнный квартет А. П. Бородина по рукописным источникам: новые сведения и новые проблемы // Научный вестник Московской консерватории. — 2016. — № 3.
  • Булычёва А. В. Бородин. — М.: Молодая гвардия, 2017. — (серия «Жизнь замечательных людей»)
  • Дианин С. А. Бородин: жизнеописание, материалы и документы / ред.: И. Ф. Бэлза, В. А. Киселев. — М.: Музгиз, 1955. — 378 с.
  • Добровенский Р. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. — Диптих / Рига: Лиесма, 1984. — 489 с., ил.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). — М.: Музыка, 1987. — 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. — М.: Молодая гвардия, 1953. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
    • 2-е изд.: М.: Молодая гвардия, 1957.
    • 3-е изд.: М.: Правда, 1989.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. — Вып. 1—4. — М.Л., 1927—1950:
    • Вып. 1 (1857—1871). — М.: Гос. издательство, Музыкальный сектор, 1927—1928. — 420 с.
    • Вып. 2 (1872—1877). — М.: Музгиз, 1936. — 316 с.
    • Вып. 3 (1878—1882). — М.Л.: Музгиз, 1949.
    • Вып. 4 (1883—1887). — М.Л.: Музгиз, 1950. — 480 с.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.: Музыка, 1965. — 822 с.: портр. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Фигуровский Н. А., Соловьёв Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — 212 с.
  • Хубов Г. А. П. Бородин. — М., 1933.
  • Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. / Hrsg.: E. Kuhn. — B.: Verlag Ernst Kuhn, 1992. — ISBN 3-928864-03-3
  • Vijvers Willem G. Alexander Borodin; Composer, Scientist, Educator (= Александр Бородин; композитор, учёный, преподаватель). — Amst.: The American Book Center, 2013. — ISBN 978-90-812269-0-5.
  • История русской музыки. В 10 т. Т. 6. — М.: Музыка, 1989. — 382 с.[уточнить]

Ссылки