Бородин, Александр Порфирьевич
Александр Порфирьевич Бородин | |
---|---|
| |
Дата рождения | 31 октября (12 ноября) 1833 |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 15 (27) февраля 1887 |
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Профессии | композитор, химик, медик |
Годы активности | 1847 — 1887 |
Жанры | опера, симфония, камерная музыка |
Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик. Участник «Могучей кучки».
Биография
Детство и юность
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи грузинского князя из Имеретии Луки Гедианова (Гедеванишвили)[1] (1772—1843) и дочери рядового военного[2] Авдотьи Антоновой (1809—1873[3]). Отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.
Сашу записали сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина и его жены Татьяны. Документально будущий учёный и композитор являлся крепостным своего родителя.
В 1840-х годах Авдотья (Клейнеке) родила ещё двоих сыновей — Дмитрия Александрова (род. 1844, отец неизвестен) и Евгения Фёдорова (род. ок. 1847, отец — коллежский секретарь, преподаватель немецкого языка Фёдор Фёдоров). С обоими братьями Александр Бородин поддерживал близкие отношения всю жизнь[4].
Детство Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть её тётей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. Уже в раннем детстве он обнаружил блестящие способности к наукам и, подобно Глинке, к языкам: французский и немецкий он быстро усвоил под руководством француженки и немки. Впоследствии в Италии он быстро освоился и с итальянским языком. Наиболее любимыми его занятиями были химия и музыка; к последней он весьма рано обнаружил исключительные способности, научился играть на флейте, фортепиано и виолончели[5]. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение — польку «Элен». Он посвятил композицию своей первой возлюбленной. Ею стала Елена, взрослая подруга матери. Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано[6].
Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать. Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Первые его произведения издавать помогала она. В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным. В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».
Увлечение медициной и отъезд за границу
Одной музыкой круг интересов Александра не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему учёному нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты[4].
Это увлечение было настолько серьёзным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин[7]. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя[8].
В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины[9].
Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой учёный знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов — К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 году в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой — талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Екатерины Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них — фортепианном Квинтете до минор (1862) — уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина[10].
Осенью 1862 года он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 года некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.
Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»
Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому учёному, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии[11]. Законченная в 1867 году она была с успехом исполнена 4 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина — богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке[10].
Общественная деятельность
В России Бородин активно продвигал идеи получения женщинами высшего образования. Он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 года до их ликвидации в 1885 году[12]. С 1874 года — казначей Общества пособия слушательницам Медицинских и Педагогических курсов[13].
Занимая руководящие посты в медицинской академии, он защищал студентов от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II[14].
В 1870—1871 годах — один из редакторов журнала «Знание».
Музыкальное творчество
Во второй половине 60-х годов Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения — «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст.
В конце 60-х годов Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?.. Попробую», — ответил Стасову Бородин. Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни, восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам[10].
Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 году[15]. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 части нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) — фигуру Баяна, в финале — сцену богатырского пира. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была исполнена в концерте Русского музыкального общества в Петербурге 26 февраля 1877 года под управлением Э. Направника[16].
В конце 70-х — начале 80-х годов Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.
Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х годов был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария Кончака, Плач Ярославны). Особенно много удалось сделать в конце 70-х — первой половине 80-х годов. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.
В начале 80-х годов Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии», несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой[10].
Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.
Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).
Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.
Самым известным его произведением является опера «Князь Игорь». Бородин писал её 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке». Впервые её поставили после смерти композитора в 1890 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Произведение имело большой успех и до настоящего времени остается одним из шедевров отечественного оперного искусства[17].
Безвременная смерть
На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной[18].
У профессоров Академии имелась давняя традиция — устраивать домашние костюмированные вечера. Александр Порфирьевич, любивший с детства танцевать, с удовольствием принимал в них самое активное участие. На масленицу 1887 года он решил порадовать гостей, представ перед ними в синих шароварах и в шерстяной красной русской рубахе. Весь вечер он лихо отплясывал, а ближе к полуночи в ходе шутливой беседы с приятелями внезапно на полуслове замолк и упал на пол. Причиной смерти стал разрыв сердца. Это случилось 27 февраля. Через два дня Бородина похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре рядом с Модестом Мусоргским. Спустя всего четыре месяца скончалась Екатерина Сергеевна[19].
Фильмы о Бородине и его творчестве
Биография Бородин вдохновила многих режиссёров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них[20]:
- «На пороге» (1969)
- «Воскресный музыкант» (1972)
- «Александр Бородин» (3-й выпуск) из цикла «Русская пятёрка» («Могучая кучка», 2002)
- «Александр Бородин» (2003) из цикла телепередач «Гении и злодеи уходящей эпохи».
- «Химия музыки. А.П. Бородин» (2013) из авторского цикла «Лица истории»
Память
- Государственный квартет имени А. П. Бородина[21]
- Симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН им. А. П. Бородина, Москва[22]
- Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
- Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве[23].
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
- Детская музыкальная школа № 2 им. А. П. Бородина в г. Дзержинск, Нижегородской области
- Владимирский областной музыкальный колледж имени А. П. Бородина
- Самолёт Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
- Пароход «Композитор Бородин».
- Памятная монета Центрального банка Российской Федерации номиналом 1 рубль, выпущенная к 160-летию композитора в 1993 году[24].
- Ежегодно в химической лаборатории города Пиза проходят Дни А.П.Бородина, на которых известные музыканты исполняют его произведения. Известные химики проводят реакции по получению открытых им веществ.
- Единственный музей находится во Владимировской области, Камешковском районе, селе Давыдково[25][26]
А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина (1888)
Музыкальные сочинения
Оперы
- Князь Игорь (закончена и отредактирована Н. А Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1869—1887)
- Млада (IV действие, 1872)
Для оркестра
Примечание. В скобках указаны даты окончания работы (а не даты первой публикации)
- Симфония № 1 Es-dur (1865)
- Симфония № 2 «Богатырская» h-moll (1873)
- В Средней Азии. Симфоническая картина (1880)
Для камерного инструментального ансамбля
- Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll, 1854—1855)
- Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
- Фортепианное трио (D-dur, до 1862)
- Струнный квинтет (f-moll, до 1862)
- Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)
- Секстет (d-moll) для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей (1860—1861)
- Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (c-moll, 1862)
- Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)
- Струнный квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur, 1881)
- Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Для фортепиано
в две руки
- Патетическое адажио (As-dur, 1849)
- Маленькая сюита (1885)
- Скерцо (As-dur, 1885)
в три руки
- Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)
в четыре руки
- Полька «Helene» (d-moll, 1843)
- Скерцо (E-dur, 1861)
- Тарантелла (D-dur, 1862)
Романсы и песни для голоса и фортепиано
- Разлюбила красна девица (слова неизвестного автора, 1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
- Слушайте, подруженьки, песенку мою (слова неизвестного автора,1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
- Что ты рано, зоренька (запись русской народной песни,1850-е годы)
- Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне; 1854—1855), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
- Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)
- Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)
- У людей-то в дому (Н. А. Некрасов; 1881), в сопровождении оркестра или фортепиано
- Для берегов отчизны дальной (А. С. Пушкин; 1881)
- Спесь (слова А. К. Толстого; 1884—1885)
- Чудный сад (Septain; слова бельгийского поэта С. С.;1885), для голоса и фортепиано
- Морская царевна (А. Бородин; 1868)
- Спящая княжна (А. Бородин; 1867), для голоса с фортепииано. Оркестровка Н. А. Римского-Корсакова
- Фальшивая нота. Романс (А. Бородин; 1868)
- Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)
- Море. Баллада для тенора и фортепиано (А. Бородин; 1870). Оркестровка Н. А. Римского-Корскова
- Арабская мелодия (А. Бородин; 1881)
Для вокального ансамбля
- Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868—1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения
Неоконченные и утраченные сочинения
- Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачено)[27]
- Богатыри (1868)
- Струнное трио
Примечания
- ↑ Фролов Н. На родине «Князя Игоря» . Архивировано 17 января 2014 года.
- ↑ Булычева А. В. Бородин. — М., 2017. — С. 13.
- ↑ Фигуровский, Соловьёв, 1950, с. 157.
- ↑ 4,0 4,1 Александр Бородин
- ↑ Грушке Н. Бородин, Александр Порфирьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Александр Бородин
- ↑ Булычева А. В. Бородин. — М., 2017. — С. 25.
- ↑ Александр Порфирьевич Бородин
- ↑ Биография Александра Бородина
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Александр Порфирьевич Бородин
- ↑ Булычёва А. В. Бородин. М., 2017. С. 93, 419.
- ↑ Шохоль К. Высшее женское медицинское образование в России // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 37. — 1912. — № 2. — С. 172—174.
- ↑ Доброславин А. П. Воспоминания о А. П. Бородине // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — С. 157. — 288 с.
- ↑ Русский композитор и ученый Александр Бородин
- ↑ Булычёва А.В. Бородин, с. 420.
- ↑ Булычёва А. В. Бородин, с. 109.
- ↑ Русский композитор и ученый Александр Бородин
- ↑ Доброславина (урожд. Потёмкина) Мария Васильевна (1847—1932), жена профессора А. П. Доброславина
- ↑ Человек двух миров. Александр Порфирьевич Бородин
- ↑ Александр Порфирьевич Бородин
- ↑ Государственный квартет имени Бородина . ГКБУК «Пермская краевая филармония». Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
- ↑ д. м. н. Земскова З. С. Симфонический оркестр им. А. П. Бородина ЦДУ РАН: История. Современность. Концерты. . narod.ru. Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
- ↑ О школе: Историческая справка . ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина». Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
- ↑ 1 рубль 1993 года «Бородин А. П., 160 лет со дня рождения». Описание, стоимость, разновидности . Деньги России: от истоков до современности. Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
- ↑ Александр Бородин: выдающийся химик и великий композитор
- ↑ Единственный в мире . Администрация Камешковского района (1 декабря 2010). Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 26 февраля 2020 года.
- ↑ Александр Порфирьевич Бородин — Евгений Максимович Браудо — Google Книги . Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 17 февраля 2020 года.
Литература
- Стасов В. В. Александр Порфирьевич Бородин. — СПб., 1887.
- Александр Порфирьевич Бородин: его жизнь, переписка и музыкальные статьи / [В. В. Стасов]. — СПб.: Суворин, 1889. — XIII, 332 с.
- А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — 288 с.: ил., портр., нот.
- А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский]. — Л.: Ленинградская филармония, 1934. — 87, [1] с., портр.
- Булычёва А. В. Князь Игорь Бородина и Римского-Корсакова // Opera musicologica. — 2010. — № 4. — С. 70—99.
- Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания). — 2014. — № 10—11. — С. 1—35.
- Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015. — № 1. — С. 147—155.
- Булычёва А. В., Грибанова А. Второй струнный квартет А. П. Бородина по рукописным источникам: новые сведения и новые проблемы // Научный вестник Московской консерватории. — 2016. — № 3.
- Булычёва А. В. Бородин. — М.: Молодая гвардия, 2017. — (серия «Жизнь замечательных людей»)
- Дианин С. А. Бородин: жизнеописание, материалы и документы / ред.: И. Ф. Бэлза, В. А. Киселев. — М.: Музгиз, 1955. — 378 с.
- Добровенский Р. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. — Диптих / Рига: Лиесма, 1984. — 489 с., ил.
- Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). — М.: Музыка, 1987. — 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
- Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. — М.: Молодая гвардия, 1953. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
- 2-е изд.: М.: Молодая гвардия, 1957.
- 3-е изд.: М.: Правда, 1989.
- Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. — Вып. 1—4. — М.—Л., 1927—1950:
- Вып. 1 (1857—1871). — М.: Гос. издательство, Музыкальный сектор, 1927—1928. — 420 с.
- Вып. 2 (1872—1877). — М.: Музгиз, 1936. — 316 с.
- Вып. 3 (1878—1882). — М.—Л.: Музгиз, 1949.
- Вып. 4 (1883—1887). — М.—Л.: Музгиз, 1950. — 480 с.
- Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.: Музыка, 1965. — 822 с.: портр. — (Классики мировой музыкальной культуры).
- Фигуровский Н. А., Соловьёв Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — 212 с.
- Хубов Г. А. П. Бородин. — М., 1933.
- Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. / Hrsg.: E. Kuhn. — B.: Verlag Ernst Kuhn, 1992. — ISBN 3-928864-03-3
- Vijvers Willem G. Alexander Borodin; Composer, Scientist, Educator (= Александр Бородин; композитор, учёный, преподаватель). — Amst.: The American Book Center, 2013. — ISBN 978-90-812269-0-5.
- История русской музыки. В 10 т. Т. 6. — М.: Музыка, 1989. — 382 с.[уточнить]
Ссылки
- Любительский веб-сайт о Бородине
- Краткое содержание (синопсис) оперы «Князь Игорь» на сайте «100 опер» (недоступная ссылка). Архивировано 9 марта 2008 года.
- Александр Порфирьевич Бородин: ноты произведений на International Music Score Library Project
- Рецензия М. Рахмановой на книгу А. Булычёвой «Бородин» (2017)
- Кудряшова С. Б. О любви и музыке (очерк о Е. С. Бородиной)
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Российской империи
- Композиторы XIX века
- Учёные по алфавиту
- Химики по алфавиту
- Химики Российской империи
- Химики XIX века
- Медики по алфавиту
- Медики Российской империи
- Медики XIX века
- Знание.Вики:Статьи, требующие уточнения источников
- Знание.Вики:Статьи с шаблонами недостатков по алфавиту
- Композиторы Могучей кучки
- Родившиеся 12 ноября
- Родившиеся в 1833 году
- Умершие 27 февраля
- Умершие в 1887 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Выпускники Первой Санкт-Петербургской гимназии
- Оперные композиторы Российской империи
- Русское физико-химическое общество
- Внебрачное потомство аристократов Российской империи
- Преподаватели Петербургских высших женских медицинских курсов
- Лауреаты премии «Тони»
- Умершие от разрыва сердца
- Похороненные на Тихвинском кладбище
- Доктора медицины
- Оперные композиторы России
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN