Тарковский, Андрей Арсеньевич

Материал из «Знание.Вики»
Андрей Тарковский
Портрет
Имя при рождении Андрей Арсеньевич Тарковский
Дата рождения 4 апреля 1932(1932-04-04)
Дата смерти 29 декабря 1986(1986-12-29) (54 года)
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Карьера 19561986
Награды BAFTA (1988)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Андре́й Арсе́ньевич Тарко́вский (4 апреля 1932 года, Завражье — 29 декабря 1986 года, Париж) — советский режиссёр и сценарист[1].

Биография

Андрей Тарковский родился в селе Завражье (территория современной Костромской области), в семье известного поэта и переводчика Арсения Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой[2]. Его дед, Александр Тарковский, был дворянином, работавшим в банковской сфере в Российской Империи. После того, как его родители развелись в 1936 году, Тарковский вырос с матерью и бабушкой. Во время Великой Отечественной войны семья жила в небольшом городке Юрьевце, в 1944 году они вернулись обратно в Москву. Его художественный талант стал заметен рано, и это поощряла его мать. В 1950-х годах он сначала изучал музыку, живопись, скульптуру, востоковедение и геологию, а затем в 1954 году поступил в киношколу ВГИКа в Москве, где его учителем был режиссёр Михаил Ромм[1].

Тарковский окончил ВГИК в 1961 году. Его дипломной работой стал фильм «Каток и скрипка» (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке)[3]. Первый полноценный художественный фильм «Иваново детство» вышел в 1962 году и в одночасье прославил Тарковского. Произведение основано на повести «Иван» советского прозаика Владимира Богомолова и описывает военные переживания двенадцатилетнего мальчика. Фильм получил Золотого льва на Венецианском кинофестивале 1962 года и получил премию «Золотые ворота» за лучшую режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско[1].

В 1964 году начались съемки фильма «Андрей Рублёв», фильм был закончен в 1966 году, однако после резкой критики со стороны цензуры, фильм получил разрешение на показ в сильно укороченной и подвергнутой цензуре версии на Каннском кинофестивале 1969 года, а в СССР он не выпускался до 1973 года.

В 1972 году на экраны вышел фильм «Солярис» — экранизация одноимённого фантастического романа Станислава Лема. В 1975 году был снят фильм «Зеркало», который носит ярко выраженные автобиографические черты. Между 1974 и 1979 годами прошли съёмки картины «Сталкер», ставшей вольной адаптацией научно-фантастического романа «Пикник на обочине» братьев Стругацких. «Сталкер» — последний фильм Тарковского, снятый в Советском Союзе. В 1970 году он женился на ассистенте режиссёра Ларисе Егоркиной, которая работала с Тарковским на съемках фильма «Андрей Рублев» в 1964 году[2].

В 1980 году Тарковский отправился в Италию для работы над сценарием фильма «Ностальгия»; контракт с итальянцами на съёмки был подписан в марте 1982 года. В 1983 году фильм был снят. В этом же году он был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри[4].

В 1983 году Тарковский попросил руководство Госкино СССР, продлить его командировку в Италию на три года, однако получил отказ, и принял решение остаться в Италии без согласования. Впоследствии жил в Париже, Лондоне и Берлине. В 1985 году в Швеции снял свой последний фильм «Жертвоприношение», который получил приз жюри на Каннском кинофестивале. Фильм под­ни­ма­ет во­про­сы ду­хов­ной от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред бу­ду­щим, не­су­щим гло­баль­ные вы­зо­вы и ста­вя­щим че­ло­ве­че­ст­во на грань ми­ро­вой ка­та­ст­ро­фы[1].

Задача режиссёра - воссоздать жизнь, её движение, её противоречия, её динамику и конфликты. Его долг - раскрыть каждую каплю истины, которую он видел, даже если не все считают эту истину приемлемой. Конечно, художник может заблудиться, но даже его ошибки интересны, если они искренни. Потому что они представляют собой реальность его внутренней жизни, странствий и борьбы, в которые его бросил внешний мирА.А. Тарковский

13 декабря 1985 года врачи диагностировали у режиссёра рак лёгких. Умер в Париже 29 декабря 1986 года на 55-м году жизни, похоронен там же. После его смерти, его вторая супруга, Лариса Тарковская посвятила себя сохранению наследия Тарковского, активно участвовала в основании Международного института Андрея Тарковского в Париже и публикации его произведений[4].

Стиль

Во время учёбы в киношколе ВГИКа Тарковский увлекался работами Бунюэля, Бергмана, Феллини и неореализмом итальянского и французского послевоенного кино. Помимо автобиографических элементов (стихи его отца звучат в некоторых его фильмах), это прежде всего постоянно повторяющиеся особые художественные мотивы, которые формируют особый стиль Тарковского[5].

Для фильмов Тарковского характерен очень спокойный, часто почти статичный визуальный язык. Основное внимание уделяется не конкретному сюжету, а созданию настроения с помощью образов. В книге «Запечатанное время» Тарковский пишет, что его фильмы должны «общаться со зрителем не через чётко пересказываемое содержание», а скорее «оживлять основные психологические состояния», которые являются универсальными и поэтому могут быть поняты получателем, если он или она эмоционально открыты[6].

Творчество Андрея Тарковского во многом замешано на образах дома и дороги и воды. Герои его фильмов остаются без дома, ищут свой утерянный дом-рай, осознают смысл своей жизни в дороге, пытаются восстановить память о родном доме вдали от него. Эти сквозные образы можно увидеть во всех фильмах режиссёра от от «Иванова детства» до «Ностальгии»[7].

Любимые образы Тарковского кочуют из фильма в фильм. В «Катке и скрипке» мальчик оставляет девочке яблоко на сиденье стула, россыпь яблок появляется в «Ивановом детстве», в «Андрее Рублёве». Шаль матери из «Зеркала» переходит к жене Криса в «Солярис» и мелькает в «Жертвоприношении». Лошади жуют те самые яблоки в «Ивановом детстве», вороной конь мелькает в «Солярисе», и в финале «Андрея Рублёва» кони льнут друг к другу[7].

Саундтреки ко многим его фильмам были написаны Эдуардом Артемьевым и записаны на первом советском синтезаторе. Классические, в основном сакральные произведения, особенно Иоганна Себастьяна Баха, занимают центральное место[5].

Наследие

Среди российских последователей Тарковского можно выделить Андрея Звягинцева, Александра Сокурова, а среди зарубежных — Стивена Содерберга, Ларса фон Триера, Гаса Ван Сента, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и других[8][9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 ТАРКОВСКИЙ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 6 марта 2023.
  2. 2,0 2,1 Андрей Тарковский :: биография. www.tarkovsky.su. Дата обращения: 6 марта 2023.
  3. Р. И. А. Новости. Биография Андрея Тарковского. РИА Новости (20170404T0051). Дата обращения: 6 марта 2023.
  4. 4,0 4,1 Тарковский Андрей Арсеньевич — биография режиссера, личная жизнь, фото, фильмы. Культура.РФ. Дата обращения: 6 марта 2023.
  5. 5,0 5,1 Андрей Тарковский. Сталкер мирового кино. — Litres, 2022-05-15. — 284 с. — ISBN 978-5-04-030746-3.
  6. Людмила Бояджиева. Андрей Тарковский: жизнь на кресте. — Альпина нон-фикшн, 2012. — 314 с. — ISBN 978-5-91671-128-8.
  7. 7,0 7,1 Марита Захарова. Постигая Тарковского (рус.) ?. FEELLINI (2 июня 2019). Дата обращения: 6 марта 2023.
  8. Гляжусь в тебя, как в «Зеркало». Следы Тарковского в мировом кино — от Звягинцева до фон Триера. The Blueprint. Дата обращения: 6 марта 2023.
  9. Андрей Тарковский: Триер, Содерберг, Иньярриту — сопоставление с Тарковским.. Культура.РФ. Дата обращения: 6 марта 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!