Братья Стругацкие

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Братья Стругацкие
Имя при рождении Аркадий Натанович Стругацкий,
Борис Натанович Стругацкий
Псевдонимы С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий
Род деятельности прозаики, сценаристы
Годы творчества 1958—1990
Жанр научная фантастика
Язык произведений русский
Дебют «Извне»
Премии RSFSR State Prize named after Gorky.png
Сайт: Официальный сайт

Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград19 ноября 2012, Санкт-Петербург) Стругацкие — русские советские писатели, сценаристы, одни из немногих советских авторов научной и социальной фантастики, оказавшихся востребованными после распада Советского Союза. Лауреаты Государственной премия РСФСР имени М. Горького 1986 года.

История

Начальный период

Аркадий Натанович (1925—1991) и Борис Натанович Стругацкие (1933—2012) — русские писатели, соавторы, сценаристы. Аркадий Натанович окончил в 1949 году Военный институт иностранных языков и работал редактором в «Детлите» и «Гослитиздате». Без брата Аркадий написал две повести и рассказ, публиковался под псевдонимом С. Ярославцев. Перевел много произведений американской фантастики и средневековой японской классической литературы. Борис Натанович в 1955 году окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета и работал в Пулковской обсерватории[1][2][3].

Аркадий и Борис Стругацкие интересовались философией, изучая труды классиков марксизма-ленинизма не только по служебным или учебным обязанностям. Оба ценили русскую классическую литературу, указывая, что учились писать у Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и А. Н. Толстого. Аркадий Стругацкий, свободно владевший японским и английским языками, долгие годы профессионально следил за литературными новинками; по-видимому, он рано прочитал Оруэлла. Ему были доступны в оригинале многие японские авторы, в том числе такие как Акутагава, Кикути Кан, Арисима Такэо. В то же время именно к японской поэзии А. Стругацкий был равнодушен, все эпиграфы и цитаты из японских авторов подбирал Борис Натанович. К литературе, в том числе фантастической, братьев пристрастил их отец Натан Залманович Стругацкий, рассказывая им сюжеты книг Жюля Верна, Фенимора Купера и Майна Рида. Оба брата с детства любили приключенческую литературу и фантастику, отдавая предпочтение зарубежным авторам, таким как Дюма, Уэллса, Жаколио и Киплинга[4][5].

Творческая деятельность

В 1954 году Аркадий Стругацкий написал документальную повесть «Пепел Бикини» о судьбе экипажа рыболовной шхуны «Фукурю-мару», которую сотрудник Совинформбюро Лев Петров опубликовал в журнале «Дальний Восток», через два года редактором повести стал бывший сотрудник ИНО ОГПУ являвшийся известным писателем приключенческого жанра Роман Ким. Печататься братья Стругацкие начали в 1957 году[6].

Первое написанное в соавторстве братьев стал научно-фантастический рассказ «Извне» 1958 года, опубликованный в журнале «Техника — молодёжи» и газете «Комсомолец Таджикистана». В следующем году выходит научно-фантастическое произведение «Страна багровых туч». Повесть написана в жанре научно-технической и героической фантастики; сюжет повествует об экспедиции советских людей конца XX века на планету Венера. Для решения этой задачи советские и китайские конструкторы создали принципиально новый космический корабль — фотонный планетолёт «Хиус». После высадки на негостеприимной планете шестёрке советских космонавтов и геологов (Ермаков, Спицын, Быков, Юрковский, Дауге, Крутиков) предстоит добраться до Урановой Голконды — гигантского месторождения тяжёлых элементов. Эта задача решена ценой гибели командира экспедиции Ермакова и первого пилота Спицына. Несколько героев повести (Быков, Юрковский, Дауге, Крутиков) стали сквозными персонажами, действующими в последующих произведениях Стругацких «Путь на Амальтею» и «Стажёры». В этом же году году повести была присуждена третья премия на конкурсе лучшей книги о науке и технике для детей школьного возраста Министерства просвещения РСФСР[6].

Известность Стругацким принесли научно-фантастические повести «Путь на Амальтею» 1960 года и «Полдень, XXII век» 1962 года посвящённые космической тематике и насыщенные смелыми идеями научно-технического характера. Некоторая традиционность тем и сюжетов компенсируется вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев, стремлением к индивидуализации характеров, достоверностью, «реалистичностью» деталей фантастического мира и юмором. В декабре 1960 года по рекомендации Кима, Ефремова и Андреева Стругацкие были приняты в Союз писателей СССР. Цикл лирических новелл под общим названием «Возвращение» 1962 года вслед за «Туманностью Андромеды» И. А. Ефремова, возродил в советской фантастике жанр утопии. К «Возвращению» тематически примыкает повесть «Далёкая Радуга» 1964 года, отличающаяся иной, драматической тональностью. Обращением к социально-философской фантастике отмечены повести «Стажёры» 1962 года, «Трудно быть богом» 1964 года, «Хищные вещи века» 1965 года, затрагивающие проблему ответственности человека перед лицом истории и предостерегает от опасности иного варианта развития цивилизации — в сторону бездуховного «благоденствия», торжества мещанских представлений. Обывательский идеал и его демагогическая фразеология осмеиваются в гротескно-сатирической повести «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста» 1965 года. Её своеобразным продолжением является «Сказка о Тройке» 1968 года, связанная общими героями с повестью «Понедельник начинается в субботу»[2][6].

В книгах братьев Стругацких «Улитка на склоне» 1966—1968 годов и «Второе нашествие марсиан» 1967 года социально-философские размышления о путях развития человечества, о роли личности в современном обществе и её ответственности перед историей воплощаются в форме фантастического гротеска и сатиры. Писатели отстаивают гуманистические идеал прогресса во имя человека, выступая против различных форм духовного порабощения и угнетения[3]. Большой успех снискала повесть «Пикник на обочине» 1972 года, развивающая сквозную для всего творчества Стругацких тему нравственного выбора человека, сталкивающегося с неведомым. В 1978 году эта повесть получает Награду Джона Кэмпбелла, второе место за книгу года[6]. В 1979 году Андреем Тарковским по сценарию книги снимается фильм «Сталкер». Наряду с фильмами «Андрей Рублёв», «Солярис» и «Зеркало», «Сталкер» периодически включается в списки лучших кинопроизведений всех времён[7]

Проблема непредсказуемости прогресса исследуется в романе «Град обречённый» 1972 года. Литературные критики выдвигали множество интерпретаций романа — от социально-политических до психологических и философско-религиозных. «Град обреченный» удостоен Беляевской премии за 1990 год в категории «Фантастическая книга»[8] и премии «Великое Кольцо» (1989) в категории «Крупная форма»[9]. В 1982 году выходит роман «Хромая судьба», представитель «реалистической фантастики» в их творчестве, хотя и включающий мистические элементы. Сразу после выхода журнального варианта «Хромой судьбы» повесть вызвала интерес критиков[6]. В объёмном отзыве С. Пискуновой и В. Пискунова из журнала «Октябрь» подчёркивалась связь фантастики с «мениппейной» мэйнстримной прозой и отмечалось, что творческая эволюция Стругацких шла от «чистой фантастики», в кривых зеркалах которой отражалась действительность, к «репортажному» воссозданию писательского мирка Москвы. Жанр повести определялся как «текст о текстах» и в этом отношении стандартен для гротескно-фантастического жанра, ориентированного на вторичность создаваемого художественного мира и основанного на цитировании и аллюзиях. «Хромая судьба» также вполне сопоставима с «Альтистом Даниловым», в первую очередь из-за согласованности «полёта» и «быта»[10]

В 1979 году выходит роман «Жук в муравейнике», предпоследняя книга из цикла про «Мир Полудня», вторая книга трилогии, рассказывающей о жизни и приключениях Максима Каммерера. В 1985 году выходит роман «Волны гасят ветер», заключительная повесть о Мире Полудня. Завершает трилогию о Максиме Каммерере (включающую повести «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике»). Впервые опубликована в журнале «Знание — сила». В 1988 году выходит фантастический роман «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя», последнее большое произведение соавторов. Впервые опубликован в журнале «Юность» № 6—7 за 1988 год, в 1989 году вошёл в состав второго тома «Избранных произведений» издательства «Московский рабочий». Первое отдельное книжное издание с иллюстрациями Яны Ашмариной и послесловием Сергея Переслегина вышло в коммерческом издательстве «Прометей», после 1989 года роман постоянно включался во все собрания сочинений Стругацких. Переведён на английский, болгарский, немецкий и польский языки. Роман вышел в перестроечную эпоху и был негативно оценён критиками, воспринявшими его как творческую неудачу: политический памфлет или парафраз булгаковского «Мастера и Маргариты». Исследователи XXI века подчёркивают непо́нятость романа современниками, его этапный характер для творчества Стругацких, так как «Отягощённые злом» целиком посвящены утопии и учительству как средствам спасения мира, отношениям власти и культуры[6][11]. Последнее произведение в соавторстве — пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» 1990 года. Единственное завершённое драматургическое произведение авторов, постоянно входящее в репертуар многих театров России. В 1991 году комедия была поставлена Львом Дуровым в Театре на Малой Бронной, на сцене которого шла до октября 2012 года[12].

Всего за время совместной творческой деятельности братьями написано около тридцати повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев и пьеса. Стругацкие всегда соблюдали принцип Герберта Уэллса: фантастика — это рассказ об обыкновенном человеке в необыкновенных обстоятельствах. Но их книги быстро вышли за жанровые рамки и превратились в настоящую литературу[1].

Библиография

В период 1958—1990 годов Стругацкими было опубликовано двадцать девять повестей, романов и пьес, а также они написали несколько десятков рассказов, выходивших в авторских сборниках «Путь на Амальтею» и «Шесть спичек» (1960) [13][14]

Полное собрание сочинений
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Полное собрание сочинений в тридцати трёх томах / Составители: Светлана Бондаренко, Виктор Курильский, Юрий Флейшман. — Группа «Людены», 2015. — Т. 1: 1941—1957. — 416 с.
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Полное собрание сочинений в тридцати трёх томах / Составители: Светлана Бондаренко, Виктор Курильский. — Группа «Людены», 2020. — Т. 29: 1990—1993. — 598 с.
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Полное собрание сочинений в тридцати трёх томах / Составители: Светлана Бондаренко, Виктор Курильский. — Группа «Людены», 2020. — Т. 31: 1997—2000. — 598 с.
Романы и повести
Рассказы и пьесы

Экранизации

Достижения

Награды
Признание

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Братья Стругацкие. Биографическая справка. РИА Новости. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Стругацкие Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Громова А. Г. Стругацкие // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7: «Советская Украина» — Флиакки. — С. 227—228. — 1008 с.
  4. Черняховская Ю. Братья Стругацкие: письма о будущем. — М. : Книжный мир, 2016. — 384 с. — Б. Межуев. Атлантида, которую мы потеряли (предисловие). — ISBN 978-5-8041-0878-7
  5. Володихин Д. М., Прашкевич Г. М. Братья Стругацкие. Мечты о несбывшемся. — М. : Молодая гвардия, 2012. — 350 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1331). — ISBN 978-5-235-03475-4
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Скаландис А. Братья Стругацкие. — М. : АСТ, 2008. — 702 с. — ISBN 978-5-17-052684-0
  7. The 100 Greatest Films of All Time | Sight & Sound (англ.). British Film Institute. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  8. Беляевская премия — 1990. Русская фантастика. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  9. Исангазин М. Всероссийский читательский приз за лучшее фантастическое произведение года 1982—1992 «Великое Кольцо». — Омск : Обл. типография, 1993. — С. 7. — 12 с.
  10. Пискунова С., Пискунов В. Уроки зазеркалья // Октябрь : Орган Союза писателей СССР. — 1988. — № 8 (август). — С. 188—198.
  11. Амусин М. Ф. Братья Стругацкие : очерк творчества. — Иерусалим : Бесэдер, 1996. — 187 с. — ISBN 965-7031-06-0.
  12. Стругацкий А., Стругацкий Б. Полное собрание сочинений в тридцати трёх томах / Составители: Светлана Бондаренко, Виктор Курильский. — Группа «Людены», 2020. — Т. 31: 1997—2000. — 598 с
  13. Арзамасцева И. Н. Стругацкие, Аркадий Натанович и Борис Натанович // Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — М. : Большая российская энциклопедия; Рандеву, 2000. — С. 669—671. — 808 с. — ISBN 5-85270-289-7.
  14. Казаков В., Керзин А., Флейшман Ю. Библиография. От составителей. Художественные произведения // Миры братьев Стругацких. Энциклопедия: Том 2 / Сост. В. Борисов. — М., СПб. : АСТ, Terra Fantastica, 1999. — С. 419—460. — 560 с. — (Миры братьев Стругацких). — ISBN 5-237-01562-X.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 Премии и награды братьев Стругацких. www.rusf.ru. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  16. На улице Победы в Петербурге открыли мемориальную доску Борису Стругацкому – Коммерсантъ Санкт-Петербург. Дата обращения: 25 ноября 2024.

Литература

Ссылки