«Ива́ново де́тство» — военная драма и первый полнометражный фильм режиссёра Андрея Тарковского, снятый в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» о мальчике, который, потеряв на войне родителей, стал разведчиком в тылу врага[⇨][1]. По словам режиссёра, он хотел передать всю противоестественность войны и выбрал тему детства, так как она «больше всего контрастирует с войной»[2].
Фильм «Иваново детство», как целостное экранное произведение, отнюдь не устарел. Он составил базовую основу уникального художественного мира Тарковского, положил начало пронизывающим этот мир размышлениям о личности и истории[3].
Серия гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера, 1496—1498 года
События фильма «Иваново детство» разворачиваются во время Великой Отечественной войны, незадолго до форсирования советскими войсками Днепра в 1943 году[4].
Однажды ночью в землянку временно исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Гальцева (Евгений Жариков) часовой доставил задержанного им мальчишку (Николай Бурляев). Паренёк лет двенадцати, замёрзший и промокший, был обнаружен у реки, на другом берегу которой располагались немцы. На все расспросы ночной гость, державшийся очень независимо и без тени робости, ответил лишь, что его фамилия Бондарев, и потребовал у комбата связаться со штабом и доложить его местонахождении[3].
Так Гальцев познакомился с юным разведчиком Иваном, чьи мать и сестра были расстреляны вместе с другими жителями их деревни на глазах мальчика, который с тех пор жил только одним — желанием отомстить и уничтожить как можно больше нацистов. В тот роковой день детство Вани умерло вместе с родными и лишь иногда возвращалось к нему в его снах. Вскоре после звонка за мальчиком приехал разведчик Холин (Валентин Зубков).
Подполковник Грязнов велит мальчику подготовить отчёт о патрулях немцев, а затем даёт указание отправить его в Суворовское училище. Иван отказывается ехать в тыл и хочет помочь военным. Мальчик сбегает. По дороге он натыкается на сгоревшую деревню[5].
В руинах одной из изб Иван встречает старика, чью жену расстреляли немцы. Грязнов находит Ивана и увозит его с собой, перед отъездом мальчик оставляет старику немного еды. Тем временем Холин знакомится с молодой медсестрой Машей, они симпатизируют друг другу, но, понимая, что во время войны не могут быть вместе, пытаются подавить свои чувства[5].
Знамя над Рейхстагом, май 1945 года
В подвале разрушенного храма Гальцев даёт Ивану трофейный сборник гравюр Альбрехта Дюрера, однако тот, оказавшись свидетелем сожжения книг нацистами, не верит, что у немцев могут быть художники и писатели. Оставшись один, Иван вспоминает зверства, совершённые немецкими захватчиками, и, найдя немецкий мундир, со слезами на глазах представляет, как берёт в плен офицера. Ночью Холин и Гальцев переправляют Ивана через болото. Выйдя на берег, они расстаются — Иван уходит в лес на разведку, а Холин и Гальцев возвращаются, по пути подобрав тела двух повешенных разведчиков. Вернувшись в штаб, Холин узнаёт, что Гальцев перевёл Машу в тыловой госпиталь[6].
Май 1945 года. Советские солдаты празднуют победу. На экране идут кадры поверженной рейхсканцелярии, идентификации тел семьи Геббельса, подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, совершившего самоубийство нациста и берлинских домов с белыми флагами. Из внутреннего монолога капитана Гальцева выясняется, что Холин погиб на войне. Разбирая немецкие документы, Гальцев узнаёт, что Иван был схвачен и казнён. В комнате казни капитан, глядя на гильотину, слышит воображаемую речь палачей Ивана.
В финале зрителю предстаёт последнее воспоминание Ивана: песчаный берег, на котором он вместе с другими детьми играет в прятки. На берегу стоит сухое дерево — мрачное предзнаменование предстоящей войны.
девочка на грузовике, подруга Ивана девочка на грузовике, подруга Ивана
История создания
Рассказ «Иван», написанный Владимиром Богомоловым в 1957 году, опубликованный в 1958 году в журнале «Знамя», принёс автору признание и успех. Трагическая и правдивая, в отличие от других произведений, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне[7]. Произведение стало уже хрестоматийным и было переведено более чем на двадцать языков, когда опытный драматург Михаил Папава по-своему переложил для кино его сюжет. Первая половина сценария рассказывала о маленьком разведчике; во второй части лейтенант Гальцев уже после войны случайно встречал его в поезде[5].
Фильм «Иван» начинал снимать молодой режиссёр Эдуард Абалов. Материал оказался неудачным. Как говорил Михаил Ромм: «Может быть, самая его большая неудача состояла в той обыденности происходящего, когда взрослые посылают ребёнка в разведку на гибель. Эта простота производила гнетущее впечатление бесчеловечности»[8].
«Запомните это имя: Андрей Тарковский», — очень убежденно и торжественно возвестил Михаил Ильич Ромм, представляя в Доме кино только что законченную на «Мосфильме» первую полнометражную картину молодого режиссера, выпускника своей вгиковской мастерской. Картина называлась «Иваново детство».
Картина была приостановлена приказом генерального директора киностудии «Мосфильм»10 декабря1960 года. Начали искать режиссёра, которому можно было бы поручить с остатком денег и в очень короткий срок сделать её заново или закончить то, что начато. Михаил Ромм порекомендовал Андрея Тарковского. На студии его знали по дипломной короткометражке «Каток и скрипка»[4].
Советские солдаты готовят плоты для форсирования Днепра. Битва за Днепр, 1943 год. Надпись на плакате «Даёшь Киев!»
Во всей истории первой картины Андрея Тарковского поражает темп событий: фильм снят за пять месяцев, запущен 1 августа 1961 года, снят с экономией в 24 тысячи рублей, 11 августа 1962 года подписан акт о приёмке, июнь — выпуск в свет (тираж более 1500 копий), август — Венецианский кинофестиваль[10].
Только единственный эпизод — свидание Холина и Маши, их «вальс жизни», в белоснежной берёзовой роще (позже она же появится в фильме «Андрей Рублёв»), — снимали в Подмосковье. Все же основные съёмки проходили в пригороде украинского города Канева, на Днепре — непосредственно в тех местах, где развиваются события фильма — в 1943 году, накануне форсирования Днепра. Хотя сначала планировалось большинство сцен снимать в павильонных декорациях[11].
Драматургические открытия
Страшная картина о войне начинается с кадров пронзительной нежности. Тонкая, просвеченная солнцем паутина, кусты, отряхивающие росу, и мальчик, светлолицый, ясноглазый. Смотрит открыто, радостно, слушает кукушку, восторженно улыбаясь, следит за полётом бабочки. Все ближе его счастливое лицо… И вдруг — он летит! Над лесом, над лугом, над деревенским колодцем, у которого стоит его молодая, красивая мать и машет ему рукой. Из этого счастливого полёта — внезапное пике в чёрную воду колодца, пронзительное «ма-а-ам!». И, словно удар, — пробуждение в войну, в одиночество, почти в смерть[3].
Владимир Богомолов, будучи участником войны, снабдил рассказ достоверными деталями: так, эпизод, в котором Иван просит старшего лейтенанта Гальцева попрыгать и выясняет, что у того в кармане гремят спички (что, конечно же, недопустимо для фронтового разведчика), привносит в картину безусловную достоверность. Подобное скрупулёзное отношение к деталям неизбежно повышает интерес зрителей к происходящему на экране[12].
Фильм «Иваново детство» построен в классической трехактной форме, и соотношение отдельных элементов драматургической конструкции выверены очень строго. В третьем акте, длящемся примерно 20 минут, нет главного героя, но тема его получает неожиданное развитие. Тарковский ставит кадры хроники, в которых показывает мёртвых детей Геббельса и злодеяния других немцев, собственноручно умертвивших своих сыновей и дочерей перед вступлением Красной армии в Берлин. Режиссёр вновь противопоставляет мир, где за чужих детей волнуются и отправляют в тыл, с миром, в котором родители убивают собственных детей[12].
Мнения и критика
Андрей Тарковский
Полемика вокруг творчества Тарковского продолжается до сих пор. Диапазон мнений широк: от полного и восторженного приятия до столь же абсолютного отторжения[3].
«Иваново детство» был одним из самых коммерчески успешных фильмов Тарковского, в СССР было продано около 16,7 миллионов билетов. Картина Тарковского наравне с другими драмами времён "хрущёвской оттепели", такими как: «Летят журавли», «Судьба человека» и «Баллада о солдате», изменили подход к военному жанру, выставив на передний план разрушенные судьбы людей, жертвы и тяготы войны.
Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстаёт как зеркало, как сон.
«Иван — не герой и не чудовище, но самая маленькая жертва войны. Он живёт не в настоящем, а в прошлом, которое может видеть в снах. Грёзы не являются, как считают некоторые критики, просто изысками режиссёра. Он окружает героя разбитой нежностью, рассказывая о себе и своём поколении»
— Жан-Поль Сартр
Альберто Моравиа, критикуя фильм, отметил, что он в новой форме использует старую схему драматургии сталинского кино, подобную использованной в фильме «Сын полка» по повести Валентина Катаева[18].
«Тарковский оставляет неизменной типичную советскую драматургическую тему, хотя и выворачивает её в своей работе. Если раньше, как это было в картине „Сын полка“, мальчик ходил в чистых сапожках и кубанской шапке, а в финале оставался живым, то сейчас он ползает оборванный по болотам и умирает. То есть в этой схеме не найден новый смысл: она просто начинает работать иначе».
— Альберто Моравиа
Почтовый блок «Русская культура XX века», выпущенный почтой России 4 апреля 2007 года и посвящённый Арсению Тарковскому и Андрею Тарковскому.
28 июня 1963 года в издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Автор восхищается тем, как режиссёру удалось передать всю боль и ужас, который испытывает Иван, через образы в сновидениях. Краузер называет Тарковского «адептом новой импрессионистической школы», но в то же время опасается, что из-за хрупкой структуры картина не сможет покорить всех зрителей так, как она пленила его. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что эти опасения Краузера были напрасны[19].
Вокруг Тарковского после венецианского триумфа в мире начал складываться настоящий культ, который вскоре окреп ещё сильнее: режиссёр уже готовился к съёмкам «Андрея Рублёва». Безусловно, прекрасно, что гению Тарковского сразу позволили расправить крылья. Но куда важнее другое: заложенный в «Иваново детство» страстный антивоенный призыв с годами не теряет актуальности. «Неужели это не самая последняя война на земле?..» — с горечью произносит Гальцев (Е. Жариков). Пугающе пророческий вопрос[20].
«Его мало интересовало, как воспринимается сцена зрителем, он мерил всё тем, как она действует на него самого. И часто повторял бунинскую фразу: «Я не золотой рубль, чтобы всем нравиться»
1962 — Приз «Золотые ворота» международного кинофестиваля в Сан-Франциско: «Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма» (Андрей Тарковский).
Главный приз «Золотая голова Паленке» Международном кинофестивале в Акапулько (1963 год).
Держа в руках «Золотого льва», обычно сдержанный Тарковский буквально искрился от переполнявших его эмоций. Позже, зимой, Андрей Арсеньевич отправился в США, в Сан-Франциско, ещё за одним Гран-при. И, как рассказывала Валентина Малявина, по возвращении он приехал на дачу Михалковых — там собралась вся компания. И он упал навзничь в сугроб, раскинул руки и воскликнул: «Я счастлив!»[11]
Литература
Богомолов, В. О. Иван: повесть.— М.: Детская литература (Серия «Военное детство»), 1983—127 с.
«Мосфильм». — Вып. IV: Когда фильм окончен. Говорят режиссёры «Мосфильма». — М.: Искусство, 1964. — С. 141.
Туровская, М. 7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1991
Примечания
Комментарии
↑В Японии фильм вышел в 1963 году под названием «Моя деревня была полем битвы» (яп.『僕の村は戦場だった』).
Источники
↑Богомолов, В. О. Иван: повесть. — М.: Детская литература, 1983. — 127 с.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!