Иваново детство

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иваново детство
Иваново детство
Кадр из фильма, напечатанный в японском журнале «Кинэма Дзюмпо»[к. 1]Кадр из фильма, напечатанный в японском журнале «Кинэма Дзюмпо»[к. 1]
Жанр Военная драма
Режиссёр Андрей Тарковский
Автор
сценария
Владимир Богомолов
Михаил Папава
В главных
ролях
Николай Бурляев
Валентин Зубков
Евгений Жариков
Николай Гринько
Валентина Малявина
Оператор Вадим Юсов
Композитор Вячеслав Овчинников
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»
Длительность 96 мин.
Страна  СССР
Год 1962

«Ива́ново де́тство» — военная драма и первый полнометражный фильм режиссёра Андрея Тарковского, снятый в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» о мальчике, который, потеряв на войне родителей, стал разведчиком в тылу врага[⇨][1]. По словам режиссёра, он хотел передать всю противоестественность войны и выбрал тему детства, так как она «больше всего контрастирует с войной»[2].

Фильм принёс Тарковскому всемирную славу и был удостоен «Золотого льва» 23-го Международного кинофестиваля в Венеции, а также ряда других призов[⇨].

Фильм «Иваново детство», как целостное экранное произведение, отнюдь не устарел. Он составил базовую основу уникального художественного мира Тарковского, положил начало пронизывающим этот мир размышлениям о личности и истории[3].

Сюжет

Внешние изображения
«Иваново детство»
Плакат к фильму
Серия гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера, 1496—1498 года

События фильма «Иваново детство» разворачиваются во время Великой Отечественной войны, незадолго до форсирования советскими войсками Днепра в 1943 году[4].

Однажды ночью в землянку временно исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Гальцева (Евгений Жариков) часовой доставил задержанного им мальчишку (Николай Бурляев). Паренёк лет двенадцати, замёрзший и промокший, был обнаружен у реки, на другом берегу которой располагались немцы. На все расспросы ночной гость, державшийся очень независимо и без тени робости, ответил лишь, что его фамилия Бондарев, и потребовал у комбата связаться со штабом и доложить его местонахождении[3].

Так Гальцев познакомился с юным разведчиком Иваном, чьи мать и сестра были расстреляны вместе с другими жителями их деревни на глазах мальчика, который с тех пор жил только одним — желанием отомстить и уничтожить как можно больше нацистов. В тот роковой день детство Вани умерло вместе с родными и лишь иногда возвращалось к нему в его снах. Вскоре после звонка за мальчиком приехал разведчик Холин (Валентин Зубков).

Подполковник Грязнов велит мальчику подготовить отчёт о патрулях немцев, а затем даёт указание отправить его в Суворовское училище. Иван отказывается ехать в тыл и хочет помочь военным. Мальчик сбегает. По дороге он натыкается на сгоревшую деревню[5].

В руинах одной из изб Иван встречает старика, чью жену расстреляли немцы. Грязнов находит Ивана и увозит его с собой, перед отъездом мальчик оставляет старику немного еды. Тем временем Холин знакомится с молодой медсестрой Машей, они симпатизируют друг другу, но, понимая, что во время войны не могут быть вместе, пытаются подавить свои чувства[5].

Знамя над Рейхстагом, май 1945 года

В подвале разрушенного храма Гальцев даёт Ивану трофейный сборник гравюр Альбрехта Дюрера, однако тот, оказавшись свидетелем сожжения книг нацистами, не верит, что у немцев могут быть художники и писатели. Оставшись один, Иван вспоминает зверства, совершённые немецкими захватчиками, и, найдя немецкий мундир, со слезами на глазах представляет, как берёт в плен офицера. Ночью Холин и Гальцев переправляют Ивана через болото. Выйдя на берег, они расстаются — Иван уходит в лес на разведку, а Холин и Гальцев возвращаются, по пути подобрав тела двух повешенных разведчиков. Вернувшись в штаб, Холин узнаёт, что Гальцев перевёл Машу в тыловой госпиталь[6].

Май 1945 года. Советские солдаты празднуют победу. На экране идут кадры поверженной рейхсканцелярии, идентификации тел семьи Геббельса, подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, совершившего самоубийство нациста и берлинских домов с белыми флагами. Из внутреннего монолога капитана Гальцева выясняется, что Холин погиб на войне. Разбирая немецкие документы, Гальцев узнаёт, что Иван был схвачен и казнён. В комнате казни капитан, глядя на гильотину, слышит воображаемую речь палачей Ивана.

В финале зрителю предстаёт последнее воспоминание Ивана: песчаный берег, на котором он вместе с другими детьми играет в прятки. На берегу стоит сухое дерево — мрачное предзнаменование предстоящей войны.

Открытый финал закрепился за Тарковским как неотъемлемый режиссёрский и драматургический приём, проходящий сквозной линией через все его фильмы[7].

В ролях

Актёр Роль
Николай Бурляев Иван Бондарев Иван Бондарев
Валентин Зубков капитан Холин капитан Холин
Евгений Жариков старший лейтенант Гальцев старший лейтенант Гальцев
Степан Крылов старшина Катасонов старшина Катасонов
Николай Гринько подполковник Грязнов подполковник Грязнов
Валентина Малявина Маша Маша
Владимир Маренков Малышев Малышев
Дмитрий Милютенко безумный старик безумный старик
Ирина Тарковская (Ирма Рауш) мать Ивана мать Ивана
Николай Сморчков старшина старшина
Андрей Михалков-Кончаловский солдат, знакомый Маши солдат, знакомый Маши
Иван Савкин солдат солдат
Вера Митурич девочка на грузовике, подруга Ивана девочка на грузовике, подруга Ивана

История создания

Рассказ «Иван», написанный Владимиром Богомоловым в 1957 году, опубликованный в 1958 году в журнале «Знамя», принёс автору признание и успех. Трагическая и правдивая, в отличие от других произведений, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне[7]. Произведение стало уже хрестоматийным и было переведено более чем на двадцать языков, когда опытный драматург Михаил Папава по-своему переложил для кино его сюжет. Первая половина сценария рассказывала о маленьком разведчике; во второй части лейтенант Гальцев уже после войны случайно встречал его в поезде[5].

Фильм «Иван» начинал снимать молодой режиссёр Эдуард Абалов. Материал оказался неудачным. Как говорил Михаил Ромм: «Может быть, самая его большая неудача состояла в той обыденности происходящего, когда взрослые посылают ребёнка в разведку на гибель. Эта простота производила гнетущее впечатление бесчеловечности»[8].

Высказывание М.И. Ромма [9]:

«Запомните это имя: Андрей Тарковский», — очень убежденно и торжественно возвестил Михаил Ильич Ромм, представляя в Доме кино только что законченную на «Мосфильме» первую полнометражную картину молодого режиссера, выпускника своей вгиковской мастерской. Картина называлась «Иваново детство».

Картина была приостановлена приказом генерального директора киностудии «Мосфильм» 10 декабря 1960 года. Начали искать режиссёра, которому можно было бы поручить с остатком денег и в очень короткий срок сделать её заново или закончить то, что начато. Михаил Ромм порекомендовал Андрея Тарковского. На студии его знали по дипломной короткометражке «Каток и скрипка»[4].

Советские солдаты готовят плоты для форсирования Днепра. Битва за Днепр, 1943 год. Надпись на плакате «Даёшь Киев!»

Во всей истории первой картины Андрея Тарковского поражает темп событий: фильм снят за пять месяцев, запущен 1 августа 1961 года, снят с экономией в 24 тысячи рублей, 11 августа 1962 года подписан акт о приёмке, июнь — выпуск в свет (тираж более 1500 копий), август — Венецианский кинофестиваль[10].

Только единственный эпизод — свидание Холина и Маши, их «вальс жизни», в белоснежной берёзовой роще (позже она же появится в фильме «Андрей Рублёв»), — снимали в Подмосковье. Все же основные съёмки проходили в пригороде украинского города Канева, на Днепре — непосредственно в тех местах, где развиваются события фильма — в 1943 году, накануне форсирования Днепра. Хотя сначала планировалось большинство сцен снимать в павильонных декорациях[11].

Драматургические открытия

  1. Страшная картина о войне начинается с кадров пронзительной нежности. Тонкая, просвеченная солнцем паутина, кусты, отряхивающие росу, и мальчик, светлолицый, ясноглазый. Смотрит открыто, радостно, слушает кукушку, восторженно улыбаясь, следит за полётом бабочки. Все ближе его счастливое лицо… И вдруг — он летит! Над лесом, над лугом, над деревенским колодцем, у которого стоит его молодая, красивая мать и машет ему рукой. Из этого счастливого полёта — внезапное пике в чёрную воду колодца, пронзительное «ма-а-ам!». И, словно удар, — пробуждение в войну, в одиночество, почти в смерть[3].
  2. Владимир Богомолов, будучи участником войны, снабдил рассказ достоверными деталями: так, эпизод, в котором Иван просит старшего лейтенанта Гальцева попрыгать и выясняет, что у того в кармане гремят спички (что, конечно же, недопустимо для фронтового разведчика), привносит в картину безусловную достоверность. Подобное скрупулёзное отношение к деталям неизбежно повышает интерес зрителей к происходящему на экране[12].
  3. Фильм «Иваново детство» построен в классической трехактной форме, и соотношение отдельных элементов драматургической конструкции выверены очень строго. В третьем акте, длящемся примерно 20 минут, нет главного героя, но тема его получает неожиданное развитие. Тарковский ставит кадры хроники, в которых показывает мёртвых детей Геббельса и злодеяния других немцев, собственноручно умертвивших своих сыновей и дочерей перед вступлением Красной армии в Берлин. Режиссёр вновь противопоставляет мир, где за чужих детей волнуются и отправляют в тыл, с миром, в котором родители убивают собственных детей[12].

Мнения и критика

Андрей Тарковский

Полемика вокруг творчества Тарковского продолжается до сих пор. Диапазон мнений широк: от полного и восторженного приятия до столь же абсолютного отторжения[3].

«Иваново детство» был одним из самых коммерчески успешных фильмов Тарковского, в СССР было продано около 16,7 миллионов билетов. Картина Тарковского наравне с другими драмами времён "хрущёвской оттепели", такими как: «Летят журавли», «Судьба человека» и «Баллада о солдате», изменили подход к военному жанру, выставив на передний план разрушенные судьбы людей, жертвы и тяготы войны.

Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстаёт как зеркало, как сон.

— И. Бергман[13].

Известные режиссёры, такие как Ингмар Бергман, Сергей Параджанов и Кшиштоф Кесьлевский, высоко оценили фильм и упомянули, что он повлиял на их творчество[14]. Сцены из «Иванова детства» цитируется и в других произведениях, среди которых «Мертвец», «Выживший» и сериал «Настоящий детектив»[15][16].

Жан-Поль Сартр присутствовал на премьере «Иванова детства» во время своей поездки в Москву. Он встречался с Тарковским и Кончаловским, а затем дал высокую оценку фильму в газете «Унита» 9 сентября 1963 года[17] и в газете «Летр франсез»[18].

«Иван — не герой и не чудовище, но самая маленькая жертва войны. Он живёт не в настоящем, а в прошлом, которое может видеть в снах. Грёзы не являются, как считают некоторые критики, просто изысками режиссёра. Он окружает героя разбитой нежностью, рассказывая о себе и своём поколении»

— Жан-Поль Сартр

Альберто Моравиа, критикуя фильм, отметил, что он в новой форме использует старую схему драматургии сталинского кино, подобную использованной в фильме «Сын полка» по повести Валентина Катаева[18].

«Тарковский оставляет неизменной типичную советскую драматургическую тему, хотя и выворачивает её в своей работе. Если раньше, как это было в картине „Сын полка“, мальчик ходил в чистых сапожках и кубанской шапке, а в финале оставался живым, то сейчас он ползает оборванный по болотам и умирает. То есть в этой схеме не найден новый смысл: она просто начинает работать иначе».

— Альберто Моравиа

Почтовый блок «Русская культура XX века», выпущенный почтой России 4 апреля 2007 года и посвящённый Арсению Тарковскому и Андрею Тарковскому.

28 июня 1963 года в издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Автор восхищается тем, как режиссёру удалось передать всю боль и ужас, который испытывает Иван, через образы в сновидениях. Краузер называет Тарковского «адептом новой импрессионистической школы», но в то же время опасается, что из-за хрупкой структуры картина не сможет покорить всех зрителей так, как она пленила его. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что эти опасения Краузера были напрасны[19].

Вокруг Тарковского после венецианского триумфа в мире начал складываться настоящий культ, который вскоре окреп ещё сильнее: режиссёр уже готовился к съёмкам «Андрея Рублёва». Безусловно, прекрасно, что гению Тарковского сразу позволили расправить крылья. Но куда важнее другое: заложенный в «Иваново детство» страстный антивоенный призыв с годами не теряет актуальности. «Неужели это не самая последняя война на земле?..» — с горечью произносит Гальцев (Е. Жариков). Пугающе пророческий вопрос[20].

Награды фильма

Из воспоминаний Андрея Кончаловского[21]:

«Его мало интересовало, как воспринимается сцена зрителем, он мерил всё тем, как она действует на него самого. И часто повторял бунинскую фразу: «Я не золотой рубль, чтобы всем нравиться»

  • 1962 — Приз «Золотые ворота» международного кинофестиваля в Сан-Франциско: «Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма» (Андрей Тарковский).
  • Главный приз «Золотая голова Паленке» Международном кинофестивале в Акапулько (1963 год).
  • Специальный диплом на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия, 1970 год).

Держа в руках «Золотого льва», обычно сдержанный Тарковский буквально искрился от переполнявших его эмоций. Позже, зимой, Андрей Арсеньевич отправился в США, в Сан-Франциско, ещё за одним Гран-при. И, как рассказывала Валентина Малявина, по возвращении он приехал на дачу Михалковых — там собралась вся компания. И он упал навзничь в сугроб, раскинул руки и воскликнул: «Я счастлив!»[11]

Литература

  • Богомолов, В. О. Иван: повесть.— М.: Детская литература (Серия «Военное детство»), 1983—127 с.
  • «Мосфильм». — Вып. IV: Когда фильм окончен. Говорят режиссёры «Мосфильма». — М.: Искусство, 1964. — С. 141.
  • Туровская, М. 7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1991

Примечания

Комментарии
  1. В Японии фильм вышел в 1963 году под названием «Моя деревня была полем битвы» (яп. 『僕の村は戦場だった』).
Источники
  1. Богомолов, В. О. Иван: повесть. — М.: Детская литература, 1983. — 127 с.
  2. Тарковский – Об «Ивановом детстве». www.mosfilm.ru (14 мая 2012). Дата обращения: 21 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Иваново детство. Художественный фильм. Русское кино. Дата обращения: 23 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 Иваново детство. Дата обращения: 21 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 История создания фильма "Иваново детство". Дата обращения: 21 июля 2023.
  6. 6,0 6,1 Иваново детство (1962 год). kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 История создания фильма. Дата обращения: 23 июля 2023.
  8. Иваново детство. Дата обращения: 22 июля 2023.
  9. М.И. Ромм: «Запомните это имя: Андрей Тарковский».
  10. Безоблачное начало. Дата обращения: 23 июля 2023.
  11. 11,0 11,1 Как фильм «Иваново детство» стал шедевром. Дата обращения: 23 июля 2023.
  12. 12,0 12,1 Драматургические открытия в фильме «Иваново детство». Дата обращения: 21 июля 2023.
  13. Бергман и Тарковский – Журнал «Сеанс» (18 июня 2006). Дата обращения: 2 октября 2023. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  14. Fergus Daly, Katherine Waugh. Ivan’s Childhood – Senses of Cinema (англ.). Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  15. Dina Iordanova. Ivan’s Childhood: Dream Come True (англ.). The Criterion Collection (Jan 22, 2013). Дата обращения: 23 июля 2023.
  16. 17 сцен фильма «Выживший», которые повторяют Тарковского. People talk (4 февраля 2016). Дата обращения: 23 июля 2023.
  17. Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: Искусство, 1992. — 360 с. — ISBN 9785210023971.
  18. 18,0 18,1 Отзывы о фильме «Иваново детство». Дата обращения: 21 июля 2023.
  19. Лучшие рецензии всех времён: Босли Краузер о картине «Иваново детство». Дата обращения: 21 июля 2023.
  20. А. Комаров. «Иваново детство» как пример великого антивоенного высказывания. Кинорепортёр (2022-04-4). Дата обращения: 23 июля 2023.
  21. Николай Болдырев. Игра или духовный опыт? Глава из книги «Страсти по Андрею». topos.ru (9 ноября 2006). Дата обращения: 25 сентября 2023.

Ссылки