Андрей Рублёв (фильм)

Материал из «Знание.Вики»
Андрей Рублёв
Страсти по Андрею
Жанр исторический фильм
драма
Режиссёр Андрей Тарковский
Продюсер Огородникова, Тамара Георгиевна|Тамара Огородникова
Автор
сценария
Андрей Тарковский
Андрей Кончаловский
В главных
ролях
Анатолий Солоницын
Иван Лапиков
Николай Гринько
Николай Бурляев
Оператор Вадим Юсов
Композитор Вячеслав Овчинников
Художник-постановщик Евгений Черняев
Ипполит Новодерёжкин
Сергей Воронков
Кинокомпания «Мосфильм»
Творческое объединение писателей и киноработников
Длительность 186 мин.
Бюджет 900000 рублей
Страна  СССР
Язык русский
Год 1966

«Андре́й Рублёв» (первоначальное название — «Стра́сти по Андре́ю»[1]) — сокровищница мировой киноклассики, история легендарного русского иконописца Андрея Рублёва[2], историческая философская кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». В Советском Союзе фильм подвергся жёсткой критике и цензуре за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и «антипатриотичность», а также за жестокое обращение с животными. Впоследствии был признан одной из главных работ режиссёра. Входит во многие списки и рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино[3].

Сюжет

«Андрей Рублёв» — значительное явление в отечественном кинематографе шестидесятых. Это оригинальный фильм с ярким стилем и очень сильной операторской работой Вадима Юсова[4]. Фильм описывает жизнь Андрея Рублёва — известного русского иконописца, протекающую в конце XIV — начале XV веков. Времени, когда становилась новая русская государственность под рукой Москвы и завершался переход Руси языческой к христианской[5]. Его творения явили миру чудо гармонии, красоты, света, надежды — и все это в тот период, когда страну раздирают княжеские междоусобицы, а набеги татар, голод и мор преследуют народ. Фильм разделен на восемь новелл, которые сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики[6].

История создания

Страшный суд Андрей Рублев Успенский собор Владимир

Идея создания фильма о жизни великого русского иконописца Андрея Рублёва принадлежала актёру Василию Ливанову, который мечтал сыграть в этом фильме главную роль. Он же придумал и первое название картины — «Страсти по Андрею». Первоначальный замысел, которым Ливанов поделился со своими друзьями Андреем Тарковским и Андреем Кончаловским, сильно изменился.

Заявку на фильм Тарковский подал в 1961 году, то есть до «Иванова детства», принесшего ему главную награду Венецианского кинофестиваля[7]. Договор был заключен в 1962 году. 18 декабря 1963 года был принят литературный сценарий, а 24 апреля 1964 года он был запущен в режиссёрскую разработку. Акт приемки фильма Комитетом по кинематографии СССР был выдан, хотя и с оговорками, 25 августа 1966 года. Подобный «акт» и являлся точкой в деле производства, то есть создания фильма, в советское время. Эту дату и принято считать датой выпуска фильма. Только в 1987 году в широкий прокат вышла её восстановленная версия[8].

Но фактически на экраны страны фильм вышел через пять лет — в декабре 1971 года. Эта дата тоже обозначена в справочной литературе. А до «ограниченного проката», как тогда определялись нормы показа фильмов в кинотеатрах, картина или демонстрировалась на так называемых «закрытых просмотрах», или «подпольно» — то есть в обход существующего порядка, нарушение которого предусматривало уголовное наказание[9].

Андрей Тарковский, режиссёр фильма «Андрей Рублёв»

На главную роль предварительно был утвержден Станислав Любшин, однако потом Тарковский сделал выбор в пользу Анатолия Солоницына. Но на пробах Андрей Тарковский все время был недоволен его излишней театральностью. Долго актёру не давали никакого ответа, пока в конце концов Тарковский не принял волевое решение: главное, что душевный склад Солоницына соответствует создаваемому образу иконописца, а театральность можно скорректировать во время съемок. И надо сказать, что выбор оказался верным. Солоницын с таким воодушевлением живописал своего героя, что никакого намека на театральность не осталось, а только лишь фантастическая правдоподобность, которая порой давалась каторжным трудом. Например, когда по сценарию Андрей Рублёв давал обет молчания, актёр действительно молчал четыре месяца, чтобы на съемках в сцене, где он прерывает обет, его голос звучал слабо и хрипло.

В фильме появился актёр и режиссёр Ролан Быков. Свою роль скомороха он самостоятельно продумывал до мелочей: сам готовил танцы, создавал костюм, сочинял присказки и частушки, хотя последнее было вызвано скорее тем, что реальные частушки того времени, как оказалось, содержали огромное количество ненормативной лексики.

Не так просто складывалась работа в этом фильме и актёра Николая Бурляева. Изначально ему была предложена роль ученика Андрея Рублёва — Фомы, но молодой актёр захотел играть колокольного подмастерья Бориску. Для этой роли Бурляева пришлось «омолаживать» почти на 15 лет, так как увеличивать возраст подмастерья режиссёр отказался наотрез.

Вообще, Андрей Тарковский проявлял на съемках фантастическое упрямство. Пренебрегая длиной пленки и скудостью финансирования, он стремился снимать все подряд, и только после этого из отснятого материала собирать то, что ему действительно нужно. Только вмешательство Андрея Кончаловского, предложившего разделить фильм на восемь новелл, спасло съемки от полной остановки.

Натурные съемки картины были очень непростыми и охватывали множество старинных русских городов: Суздаль, Псков, Изборск, Владимир, а также в Москве, во дворе Андроникова монастыря[10]. При этом во время съемок реквизиторы и инженеры едва не спалили Успенский собор во Владимире, забыв засыпать дымовые шашки, необходимые для создания искусственного пожара, песком. А из-за плохой организации съемочного процесса сцены, которые предполагались летними, снимались поздней осенью, когда трава покрывалась инеем, а пруды и озера по большей части стояли под толстым слоем льда. И если по сценарию герой должен был упасть в пруд, то лед ломали, актёру давали 100 граммов водки и только после этого начинали снимать.

Картина была принята жестко. Её осудили все — причем не только чиновники, но и, к примеру, писатель-диссидент Александр Солженицын. Картина, несмотря на её полузапрещённый статус, стала событием в кинематографическом мире, поразив современников строгостью исторических фактур и остротой изобразительного решения, новым уровнем работы с актёрами и философской глубиной. Лента была представлена на Каннском кинофестивале в 1969 году, вопреки воле советских чиновников[11].

«Андрей Рублев» получил международное признание и вознёс Андрея Тарковского на небывалую высоту, невзирая на многочисленные критические придирки по поводу исторических неточностей.

Потрясшая киномир пленка едва не легла «на полку»[12].

В июне 1969 года на заседании Секретариата ЦК КПСС состоялся настоящий суд над «Андреем Рублевым» и его создателем. Обвинителями выступали высшие чиновники Кинокомитета, защитниками — авторитетные деятели культуры писатели Б. Полевой и С. Михалков. Именно ходатайства последних, по сути, спасли картину[12].

Официальный выпуск в СССР состоялся лишь через 2 года и пришёлся на католическое Рождество[11] 1971 года сильно сокращенным. И лишь в разгар перестройки на экранах появилась полная версия картины, завоевав заслуженную любовь зрителей и международное признание всех ценителей настоящего, высокого кинематографа[13].

В ролях

Съёмочная группа

Фильм восстановлен киноконцерном «Мосфильм» в 2004 году. Материалы для восстановления были предоставлены Госфильмофондом России[15].

  • Генеральный продюсер — Карен Шахназаров
  • Исполнительный продюсер — Александр Литвинов
  • Руководитель работ по восстановлению фильма — Анатолий Петрицкий
  • Над восстановлением фильма работали — Павел Дореули, С. Дубков, С. Михайленко, В. Орёл, Л. Языкова

«Страсти по Андрею» (восстановление, 2021—2022 года)

Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Страсти по Андрею» (режиссёрская версия фильма «Андрей Рублёв»). Отметим, что знаменитую ленту Андрея Тарковского в отреставрированном виде (HD1080р) можно увидеть на официальном Youtube-канале киностудии. Цифровую реставрацию прошла именно первоначальная режиссёрская версия фильма, имевшая название «Страсти по Андрею». Хронометраж ленты — 206 минут (в существующей доступной версии — 175 мин.). Фильм содержит ранее вырезанные при монтаже сцены и дубли.

Работы специалистами ПК «Телекино» продолжались с июля 2021-го по февраль 2022 года. Исходники для работ по реставрации, «Мосфильма» получил из Госфильмофонда РФ. Специалисты работали так называемым «промежуточным позитивом» плёнки «ORWO» (далее пром-позитив — прим.), исходный негатив картины утрачен[1].

Более чем полувековой период даже правильного хранения не мог не сказаться на состоянии плёнки - это сильное «световое дыхание», сколы, грязь, так называемое плёночное «зерно». Но главная проблема исходников - царапины на динамичных сценах и панорамах, на крупных планах. Сложнее всего реставраторам «бороться» с царапинами через весь кадр. Мне кажется, что это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали – прежде всего, по состоянию исходных материалов. Но мы справились со всеми сложностямиглавный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский

Отдельные восстановительные процессы осуществлялись с фонограммой фильма. Пром-позитив пленки также содержал звуковую дорожку. Однако ввиду её плохого состояния, в отреставрированную версию вошла фонограмма, сохранившаяся в копии формата Digital Betacam («Мосфильмофонд»).

Награды

  • Когда в 2008 году журнал «Сеанс» предложил кинодеятелям России выбрать десять лучших национальных фильмов, сорок три из ста опрошенных экспертов включили в свои списки «Андрея Рублёва».
  • Из 846 опрошенных в 2012 году журналом Sight & Sound кинокритиков 41 включил «Андрея Рублёва» в первую десятку лучших фильмов в истории кино (итоговое 27-е место), из 358 режиссёров 25 упомянули его в числе лучших фильмов (13-е место в итоговом списке).
  • Входит также в число 250 лучших фильмов по версии сайта Letterboxd.
  • Фильм получил 36-ое из 500 мест в списке величайших фильмов кинематографа журнала Empire.
  • 15-е место в списке лучших фильмов по версии главных режиссёров современности
  • 92-е место в 105 лучших фильмов мирового кино по версии журнала Empire.
  • Приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне-69 (демонстрировался вне конкурса).
  • Премия французской критики «Приз Леона Муссинака» / «Prix Léon Moussinac»[fr] (1970) — лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году.
  • «Хрустальная звезда» / «Étoile de Cristal»[fr] — премия Французской киноакадемии актрисе Ирме Рауш (Тарковской) — номинация «Лучшая зарубежная актриса», 1970.
  • Почётный диплом МКФ в Белграде-73.
  • Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло-73.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Страсти по «Андрею Рублеву»: история создания великого фильма. Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
  2. Андрей Рублёв. Дом Кино. Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
  3. Какие русские фильмы удостоились мирового признания?. Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
  4. «Андрей Рублёв», 1966. Дикое русское средневековье Андрея Тарковского. Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  5. АНДРЕЙ РУБЛЁВ (1966-1969). Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
  6. Андрей Рублёв. Концерн "Мосфильм". Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  7. Андрей Рублёв. Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  8. Андрей Рублев - история создания (цикл публикаций по материалам архива Киноконцерна «Мосфильм») Часть 1.. Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  9. «АНДРЕЙ РУБЛЕВ»: ЖИЗНЬ И СУДЬБА КИНОШЕДЕВРА. Дата обращения: 2023 - 08 02.
  10. "Андрей Рублёв" : по ком звонит колокол.. Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  11. 11,0 11,1 Андрей Рублёв. Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  12. 12,0 12,1 "Страсти по Андрею" Документы ЦК КПСС о фильме "Андрей Рублев" и его режиссере. Дата обращения: 2023 - 08 - 02.
  13. История создания фильма. Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
  14. ФИЛЬМ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО «АНДРЕЙ РУБЛЁВ» (1966).. Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
  15. «Страсти по Андрею»: фильм в первоначальном режиссерском замысле. Дата обращения: 2023 - 08 - 01.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!