Солярис (фильм, 1972)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Солярис
Солярис
Жанр кинофантастика
драма
Режиссёр Андрей Тарковский
Автор
сценария
Андрей Тарковский
Фридрих Горенштейн
В главных
ролях
Донатас Банионис
Наталья Бондарчук
Оператор Вадим Юсов
Композитор Эдуард Артемьев
Художник-постановщик Михаил Ромадин
Кинокомпания «Мосфильм»
Творческое объединение писателей и киноработников
Длительность 160 мин.
Бюджет 1 миллион рублей
Страна  СССР
Язык русский
Год 1972

«Соля́рис» — научно-фантастическая драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом.

Обладатель специального Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа[1].

Сюжет

Психолог Крис Кельвин отправляется в межзвездное путешествие, чтобы принять ответственное решение, следует ли продолжать исследования на космической станции, находящейся на орбите океанической планеты Солярис, либо закрыть станцию ввиду бесперспективности продолжения исследований. Свой последний день на Земле Крис проводит со своим престарелым отцом и отставным пилотом Бертоном. Несколькими годами ранее Бертон был членом группы исследования Соляриса, но его отстранили от работы, когда он описал свои наблюдения, в частности, увидел на поверхности океана четырехметрового ребенка. Члены комиссии, ученые и военные, отвергли отчет Бертона, и поставили под сомнение его психическое здоровье, решающим оказалось также отсутствие у Бертона ученой степени. Но в настоящее время странные сообщения поступают уже от всех членов команды станции, уважаемых ученых, и присутствие на станции психолога с Земли становится безотлагательным.

По прибытии Криса на станцию «Солярис» ни один из трёх оставшихся на станции учёных не встречает его, а на станции царит странный беспорядок. Вскоре Крис узнает, что один из исследователей, его друг доктор Гибарян, покончил с собой. Два оставшихся члена команды — Снаут и Сарториус — ведут себя странно. Кельвин также мельком замечает на борту станции людей, которые никак на станции быть не могло. Крис также обнаруживает, что Гибарян перед смертью оставил ему бессвязное и загадочное прощальное видеообращение с предупрежздением о том, что на станции ему придется столкнуться со странными событиями.

Проснувшись после тревожного сна, Кельвин обнаруживает, что, его умершая 10 лет назад жена Хари находится в своей спальне, при этом не зная, как она туда попала. Напуганный её присутствием, и понимая, что то, что он видит, не может быть его женой, Кельвин обманом запускает копию своей жены в открытый космос на ракете. Снаут объясняет, что «посетители» или «гости» начали появляться после того, как ученые провели эксперимент, облучив поверхность океана жестким излучением в отчаянной попытке понять природу загадочной планеты.

В тот же вечер Хари вновь появляется в покоях Кельвина. Осознав, что от «гостей» невозможно избавиться, Крис принимает ее, и они засыпают вместе. Хари впадает в панику, когда Кельвин ненадолго оставляет её одну в комнате, и травмирует себя, пытаясь прорваться к нему сквозь закрытую стальную дверь. Но прежде чем Кельвин успевает оказать ей первую помощь, раны начинают заживать на его глазах. Сарториус и Снаут объясняют Кельвину, что Солярис создает «гостей» из хранящихся в памяти людей воспоминаний, возможно, с целью установления контакта. Сарториус теоретизирует, что «посетители», или «гости», состоят из нейтрино, а не атомов, и оттого практически неуничтожимы, но все же можно попытаться сделать это посредством устройства, известного как «аннигилятор». Позднее Снаут предлагает направить генерируемые мозгом Кельвина волны на Солярис в надежде, что разумный океан поймет переживания человека и прекратит посылать «гостей».

Хари тем временем все более очеловечивается, приобретает независимость и уже может существовать некоторое время вдали от Кельвина. Она узнает от Сарториуса, что покончил жизнь самоубийством десятью годами ранее. Сарториус, Снаут и Кельвин собираются вместе на вечеринку по случаю дня рождения, которая перерастает в философский спор, в ходе которого Сарториус напоминает Хари, что она не настоящая. Потрясенная Хари вновь пытается покончить с собой, выпивая жидкий кислород, но через несколько минут, испытывая несомненные страдания, вновь возвращается к жизни. На поверхности океана Соляриса тем временем вновь возникает закручивающаяся воронка, что является признаком активности разумного Океана.

Кельвин заболевает и засыпает. Во сне он вспоминает, как его мать смывала много лет назад грязь или струпья с его руки. Когда он просыпается, Хари уже нет; Снаут читает Крису её прощальную записку, в которой Хари объясняет, отчего она просит двух ученых уничтожить ее. Затем Снаут говорит Кельвину, что с тех пор, как они транслировали мозговые волны Кельвина на поверхность Соляриса, посетители перестали появляться, и на поверхности планеты начали формироваться острова. Кельвин решает, следует ли ему вернуться ли на Землю, поскольку его миссия исчерпана, либо же остаться на станции.

Кельвин вновь оказывается в доме своего отца, представленном в начале фильма. Он опускается на колени и обнимает отца, который еще жив. Камера медленно удаляется, и зритель видит, что все это происходит не на Земле, а на острове в океане Солярис.

Производство

Рабочий вариант сценария был готов в январе—марте 1970 года. На роль Хари Тарковский пробовал также Аллу Демидову, но в её исполнении Хари выглядела слишком агрессивной. Среди претенденток на роль были Анастасия Вертинская, Маргарита Тарехова, Ирма Рауш и шведская актриса Биби Андерссон. В результате режиссёр остановил выбор на Наталье Бондарчук.

Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам «города будущего», снимался в Японии. Сюто — сеть скоростных платных автодорог в Большом Токио, была построена к Олимпиаде 1964 года и из-за плотной застройки большая её часть пролегала как под городом, так и над ним. Это привлекло внимание Тарковского, так как многоуровневые автострады являлись традиционной деталью у художников, иллюстрировавших фантастическую литературу XX века.

Натурные сцены «дома у реки», в котором жил Кельвин, снимались недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Место было выбрано не случайно: как рассказывают современники режиссёра, именно в Звенигороде мать Тарковского когда-то снимала дачу на лето для своих детей. Декорации к фильму готовили около года, для большей таинственности даже облицевали жестью мост рядом с домом героя. Съёмочная группа проживала в монастыре, а первый кадр был снят в поле.

В окончательную редакцию не вошла сцена в зеркальной комнате, режиссёр изъял её из окончательного варианта фильма. Этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с деятельностью цензуры. На самом деле цензуру и редактуру фильма эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра, скорее всего, были внутренними. Известно, что он не раз возражал против сцен в фильмах, которые казались ему «слишком красивыми».

В ролях

Донатас Банионис — Крис Кельвин

Наталья Бондарчук — Хари

Юри Ярвет — Снаут

Анатолий Солоницын — Сарториус

Николай Гринько — отец Криса Ник Кельвин

Владислав Дворжецкий — Анри Бертон

Сос Саркисян — Гибарян

Ольга Барнет — мать Криса в молодости

Александр Мишарин — председатель комиссии

Юлиан Семёнов — председатель научной конференции

Георгий Тейх — профессор Мессенджер

Баграт Оганесян — Тархье

Тамара Огородникова - тётка Криса Анна

Виталий Кердимун — сын Бертона

Татьяна Малых — племянница Криса

Виталий Стацинский — Крис в юности

Ольга Кизилова — «гостья» Гибаряна

Симон Бернштейн -«гость» Сарториуса

Съёмочная группа

Арнольд Идес, Лариса Тарковская, Мария Чугунова
  • Ассистенты оператора:
Юрий Невский, Владимир Шмыга

Музыка

Музыку к фильму написал композитор Эдуард Артемьев.

В саундтреке ленты звучат природные шумы Земли и звуки некоего условного мира, космического, создаваемые электронным многоголосным синтезатором. Фильм начинается со звуков фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639); это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)»[1].

«вообще-то мне музыка в фильме не нужна, мне нужны шумы природы. Я мечтаю снять фильм без музыки. Музыка мне нужна лишь в тех моментах, когда нет средств, чтобы языком кино это вытянуть» — Андрей Тарковский

Критика

По мнению современных исследователей, в фильме подвергается критике современный сциентизм, обездушивающий человека и превращающий его в биоробота[2].

Влияние на культуру

Считается, что фильм Тарковского оказал влияние на фильмы «Сквозь горизонт» (1997), «Начало» (2010) и «Интерстеллар» (2014). Отсылки к «Солярису» присутствуют в «Пекле» (2007) Дэнни Бойла и «Шепчущей звезде» (2015) Сиона Соно. Дэнни Бойл позже признавался: «…Тарковский. Для западных режиссёров это Бог кинематографии. Есть вещи, которые ты просто обязан знать — и в их числе, разумеется, Тарковский». В фильме Ларса фон Триера «Меланхолия» (2011) в качестве визуальной основы отображена картина Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» как отсылка к Солярису.

Призы и награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Афанасенко Яна Александровна. ОПЫТ ПРИБЛИЖЕНИЯ К СЕМИОТИЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ МЕТАФИЗИКИ ФИЛЬМА «СОЛЯРИС» А. ТАРКОВСКОГО // Общество: философия, история, культура. — № 6 (98).
  2. Ян Чжэн. Даосизм в фильме «Солярис» А. Тарковского // Парадигма.. — 2022. — № 36.