Ван Сент, Гас

Материал из «Знание.Вики»
Гас Ван Сент
англ. Gus Van Sant
Ван Сент в 2018 году
Ван Сент в 2018 году
Имя при рождении Гас Грин Ван Сент-младший
Профессия кинорежиссёр, сценарист, художник, фотограф
Карьера 1985 — настоящее время
Направление независимое американское кино, New Queer Cinema
Награды «Золотая пальмовая ветвь» (2003)
Приз за лучшую режиссуру (2003)

Гас Грин Ван Сент-младший (англ. Gus Green Van Sant Jr.; род. 24 июля 1952, Луисвилль, штат Кентукки, США) — американский режиссёр, писатель, художник, фотограф и музыкант. Стал известен благодаря своим фильмам, исследующим темы маргинальных сообществ, гомосексуальности, насилия и социальных проблем. Один из классиков независимого американского кинематографа.

Биография

Ван Сент родился 24 июля 1952 года в Луисвилле, штат Кентукки в семье среднего класса, его отец Гас Грин Ван Сент-старший был успешным бизнесменом в сфере производства одежды, а мать Бетти (урожденная Сей) занималась общественной деятельностью. В детстве он проявлял интерес к искусству и кинематографу, увлекался фотографией.

После окончания школы он поступил в Род-Айлендскую школу дизайна, где изучал живопись и кинематографию. Там же она начал снимать полуавтобиографические короткометражные фильмы с небольшим бюджетом от 30 до 50 долларов. Позже продолжил обучение в Калифорнийском институте искусств, где и познакомился с будущим режиссёром Дэвидом Линчем.

Карьера

1982—1989: Начало карьеры

Режиссёрская карьера Гаса Ван Сента началась в 1985 году, когда он снял квир-драму «Дурная ночь». Чёрно-белая картина, стоившая всего 25 тысяч долларов, повествовала о взаимоотношениях молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации — Уолта, Джонни и Пеппера. Бытовые жизнеописания персонажей и отсутствие цельной драматургической структуры не только заложили основы дальнейшего творчества американского постановщика, но и открыли ему дорогу в большой независимый кинематограф. Рассмотрим подробнее первые три картины Ван Сента, в которых он признался в любви к бит-литературе.

В 1976 году Ван Сент переехал из Европы в Лос-Анджелес, где начал работать ассистентом режиссёра Кена Шапиро, снимавшем низкобюджетные фильмы. Совместно они разработали несколько идей, но ни одна из которых не была реализована, однако этот опыт позволил Ван Сенту познакомиться с миром кино изнутри. В начале 1980-х годов он снял несколько короткометражных фильмов, которые привлекли внимание критиков и зрителей. Первым фильмом стал «Алиса в Голливуде», снятый в 1981 году, о молодой девушке, актрисе, которая едет в Голливуд и сталкивается с развенчанием своих идеалов, но фильм так и не был выпущен.

В 1985 году выходит художественный фильм, дебютная работа режиссёра — «Дурная ночь» (оригинальное название на испанском Mala Noche, так же может быть переведено как «Скверная ночь»), в котором понимается тема гомосексуализма: бизнесмен из Портленда, встречает мальчика, нелегального иммигранта из Мексики, и влюбляется в него. На тот момент Ван Сент проживал в Портленде, но часто проводил время, наблюдая за обитателями захолустных районов Голливудского бульвара. Его интересовало существование маргинального населения этой части Лос-Анджелеса, особенно в контексте их соседства с успешным, процветающим миром Голливуда.

Дебютный фильм был снят по автобиографической повести писателя из Портленда Уолта Кертиса. В нём проявились отличительные черты, которые впоследствии будут типичными для работ режиссёра: нереализованный романтизмом, чувство абсурда, отказ относиться к гомосексуализму как к чему-то заслуживающему осуждения. Сам Ван Сент на тот момент долгое время был открытым геем и такой вид отношений часто появлялся в его фильмах.

Снятый в чёрно-белом формате малобюджетный фильм принёс создателю признание на кинофестивалях, а газета Los Angeles Times назвала его лучшим независимым фильмом года. Успех фильма привлёк интерес Голливуда. Голливудская киностудия Universal высказывалась за сотрудничество с режиссёром, однако к проектам Ван Сент — это будущие фильмы «Аптечный ковбой» и «Мой личный штат Айдахо» — студия интерес не проявила.

1990—1995: успех инди и артхауса

Вернувшись в Портленд, штат Орегон, Ван Сент приступил к реализации идей, отвергнутых Universal. В 1989 году он снял фильм «Аптечный ковбой» о четырёх подсевших на наркотики и ими же зарабатывающих, хиппи, грабящих аптеки. Фильм имел большой успех у критиков и возродил карьеру Мэтта Диллона. Благодаря успеху «Аптечного ковбоя» Ван Сент получил лицензию на создание следующего фильма, не менее нашумевшего, «Мой личный штат Айдахо». До этого съёмки фильма несколько раз откладывались, потому что студии считали сценарий «слишком рискованным». В нём так же была освещена жизнь тех, кто живёт на периферии общества.

В 1991 году, после того как киностудия New Line Cinema согласовала съёмки, Ван Сент передал сценарий фильма Риверу Фениксу и Киану Ривзу, которых он хотел видеть в главных ролях. После нескольких месяцев борьбы с агентами и менеджерами по поводу содержания сценария Ван Сенту удалось привлечь к съёмкам Феникса и Ривза, которые сыграли роли Майка Уотерса и Скотта Фейвора соответственно.

Основой для сюжета стали взаимоотношениях двух молодых людях, мошенниках, путешествующих по Америке и Европе, а именно: дружба, неразделенная любовь, отчуждение и концепция семьи. Фильм принёс Ван Сенту премию «Независимый дух» за сценарий, которая стала второй наградой, первую ту же награду он получил за свой сценарий «Аптечный ковбой». Фильм был отмечен наградой Ривер Феникс за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале среди прочих.

Следующий фильм Ван Сента, снятый по роману Тома Роббинса «Даже девушки-ковбои иногда грустят» в 1993 году (название «Даже ковбоям бывает грустно»), провалился как с коммерческой, так и с критической точки зрения. Несмотря на необычайно большой бюджет, для Ван Сента в рекордные 8,5 миллионов долларов и эклектичному актёрскому составу, включая Уму Турман, Джона Хёрта, Киану Ривза и младшей сестры Ривера Феникса — Рэйн Джоан Д’Арк, по предложению самого Феникса. Однако критики и зрители дали невысокие оценки работе.

Вышедший в 1995 году фильм «За что умереть» позволил режиссёру восстановить престиж. Снятый по роману Джойс Мейнард «Чёрная комедия» с Николь Кидман в главной роли, этот фильм стал первой работой Ван Сента совместно с крупной студией (Columbia) и его успех проложил путь для дальнейших режиссёрских проектов. В фильме также снимались Мэтт Диллон в роли незадачливого мужа главной героини и Хоакин Феникс, третий брат Ривера Феникса, который за полтора года до этого умер от передозировки наркотиков, в роли её любовника.

1997—2003: прорыв мейнстрима

В 1997 году Ван Сент получил признание мейнстрима и критиков благодаря «Умнице Уиллу Хантингу», сценарий к которому написали Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. Фильм о трудном математическом гении, работающем в «синих воротничках», имел огромный критический и коммерческий успех. Он был номинирован на девять премий «Оскар», включая «Ван Сента» за лучшую режиссуру. Фильм получил две премии, в том числе «Лучший сценарий» за Деймона и Аффлека и «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана за Робина Уильямса, который в своей благодарственной речи назвал Ван Сента «таким тонким, что ты действуешь почти подсознательно». Ван Сент, Деймон и Аффлек спародировали самих себя и успех фильма в фильме Кевина Смита « Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар».

Ван Сент получил возможность переделать классику Альфреда Хичкока «Психо». В отличие от переосмысления фильма 1960 года, Ван Сент решил воссоздать фильм кадр за кадром, в цвете, с участием молодых голливудских звезд. Его решение было встречено в равной степени с любопытством, скептицизмом и насмешками как со стороны инсайдеров отрасли, так и со стороны аутсайдеров, и конечный результат был встречен аналогично. В нем снялись Энн Хеч, Винс Вон и Джулианна Мур, он встретил негативный прием критиков и плохо прошел в прокате.

В 2000 году Ван Сент снял фильм «В поисках Форрестера» о старшекласснике (Роб Браун) из Бронкса, который вряд ли станет другом сварливого автора-затворника (Шон Коннери). Реакция критиков была в целом положительной и имела кассовый успех. Помимо режиссуры, он посвятил значительную энергию выпуску двух альбомов и публикации романа «Розовый», который представлял собой тонко завуалированное исследование его горя по поводу смерти Ривер Феникс.

2003-настоящее время: Возвращение в артхаусное кино

Для постановки «Джерри» Ван Сент отправился в пустыни Аргентины, Юты и Долины смерти. Сценарий фильма была разработан слабо и в значительной степени это была импровизация, в которой герои художественного фильма — звёзды Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек (оба играют персонажей по имени Джерри) бродят по пустыне, обсуждая среди прочего «Колесо фортуны» и видеоигры. Премьера фильма состоялась в 2002 году на национальном кинофестивале независимого кино «Сандэнс».

«Джерри» потребовалось больше года, чтобы фильм попал в кинотеатры, за это время Ван Сент приступил к съёмкам своего следующего фильма «Слон». К съёмкам фильма были привлечены HBO и продюсер Дайан Китон, в основу легли события, произошедшие в средней школе Колумбайн в 1999 году. Ван Сент решил снимать в своём родном городе Портленде, наняв десятки неподготовленных актёров-подростков. В минималистичном стиле фильма прослеживается влияние одноименной короткометражки Алана Кларка 1989 года[1]. Сочетая длинные импровизационные дубли с плавной операторской работой Харриса Савидеса, фильм вызвал бурную реакцию зрителей на Каннском кинофестивале 2003 года. Жюри фестиваля присудило фильму главный приз — Золотую пальмовую ветвь, а Ван Сент первые удостоился награды за лучшую режиссуру[2].

В 2005 году Ван Сент выпустил «Последние дни», заключительный компонент того, что он называет своей «Трилогией смерти» (первые две — «Джерри» и «Слон»). Это вымышленный рассказ о произошедших с фронтменом Nirvana Куртом Кобейном событиях, случившихся за несколько дней до его смерти. В следующем году Ван Сент начал работу над «Парком параноидов» по книге Блейка Нельсона о подростке-скейтбордисте, который случайно стал причиной чьей-то смерти. Фильм вышел в прокат в Европе в феврале 2008 года. В это же время Ван Сент также выступает режиссером фрагмента «Марэ» из многосерийного фильма «Париж, я люблю тебя».

В 2008 году вышел биографический фильм о первом открытом гее-политике из Сан-Франциско Харви Милке, который был убит в 1978 году «Молоко». Фильм получил восемь номинаций на 81 премию Оскар, включая лучшую картину. В итоге он принёс две статуэтки: Шону Пенну, исполнившего главную роль Милка, за лучшую мужскую роль и Дастину Лэнсу Блэку за лучший оригинальный сценарий. Ван Сент был номинирован на лучшую режиссуру.

Следующим фильмом стал «Беспокойный» 2011 года, который был показан на Каннском кинофестивале в разделе «Без определенного отношения». В фильме снялись Генри Хоппер и Миа Васиковска.

Фильм Ван Сента «Земля обетованная» вышел на экраны 28 декабря 2012 года. Кинозвезды Фрэнсис Макдорманд, Мэтт Деймон и Джон Красински — последние двое написали сценарий в соавторстве по рассказу Дэйва Эггерса. Снятый в апреле 2012 года, продюсерская компания Focus Features выбрала дату выхода, чтобы фильм мог претендовать на получение награды. После Земли обетованной Ван Сент снял фильм под названием «Море деревьев», в котором снялись Мэтью Макконахи и Кен Ватанабэ. Фильм рассказывает историю человека, который отправляется в печально известный лес самоубийц Аокигахара в Японии, чтобы покончить с собой, только для того, чтобы встретить другого мужчину, тоже желающего покончить с собой, с которым он затем отправляется в «духовное путешествие». Фильм был выбран для борьбы за Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2015 года, но был встречен резким приемом критиков в Каннах, над ним освистали и посмеялись.

В декабре 2016 года было объявлено, что Ван Сент будет режиссёром «Не волнуйся, пешком он далеко не уйдет», биографического фильма о карикатуристе Джоне Каллахане, в главных ролях Хоакин Феникс, Руни Мара, Джона Хилл, Джек Блэк и Марк Уэббер. Основные съемки начались в марте 2017 года.

Личная жизнь

В личной жизни Ван Сент предпочитает оставаться закрытым человеком. Известно, что он поддерживает дружеские отношения со многими актёрами и режиссёрами, среди которых Шон Пенн, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. Ван Сент также активно занимается благотворительностью и участвует в различных общественных проектах.

Фильмография

Feature films

Год Название Режиссер Сценарист Продюссер Актёр
1985 Дурная ночь / Mala Noche Да Да Да
1989  Аптечный ковбой / Drugstore Cowboy Да Да Нет Нет
1991  Мой личный штат Айдахо / My Own Private Idaho Да Да Нет Нет
1993  Даже девушки-ковбои иногда грустят / Even Cowgirls Get the Blues Да Да Да Да
1995 За что стоит умереть / To Die for Да Нет Нет Нет
1997  Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting Да Нет Нет Нет
1998  Психо / Psycho Да Нет Да Нет
2000 Найти Форрестера / Finding Forrester Да Нет Нет Нет
2002 Джерри / Gerry Да Да Нет Да
2003  Слон / Elephant Да Да Нет Да
2005  Последние дни / Last Days Да Да Да Да
2006  Париж, я люблю тебя / Paris, je t’aime — эпизод «Маре» («Le Marais») Да Да Нет Да
2008  Молоко / Milk Да Нет Нет Нет
2011  Не сдавайся / Restless Да Нет Да Нет
2012 Страна обетованная / Promised Land Да Нет Нет Нет
2012 Мой личный Ривер / My Own Private River Да Нет Нет Нет
2015  Море деревьев / Sea of Trees Да Нет Нет Нет
2017  Когда мы восстанем / When We Rise Да Нет Нет Нет
2018 Не волнуйся, он далеко не уйдёт / Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot Да Да Нет Да

Актёрская карьера

Видеоклипы

Примечания

  1. Dennis Lim. Scanners Film. Village Voice LLC (August 31st, 2004). Дата обращения: 15 октября 2024.
  2. https://kino.mail.ru/awards/cannes/2003/. Kino.mail. Дата обращения: 15 октября 2024.


Шаблон:Фильмы Гаса Ван Сента