Бергман, Ингмар

Материал из «Знание.Вики»
Ингмар Бергман
Ingmar Bergman
Ингмар Бергман в 1966 годуИнгмар Бергман в 1966 году
Имя при рождении Эрнст Ингмар Бергман
Дата рождения 14 июля 1918(1918-07-14)
Место рождения Уппсала, Швеция
Дата смерти 30 июля 2007(2007-07-30) (89 лет)
Место смерти Форё, Готланд, Швеция
Гражданство  Швеция
Род деятельности кинорежиссёр
сценарист
театральный режиссёр
Награды и премии
Автограф Ingmar Bergman Signature.png

Эрнст И́нгмар Бе́ргман (швед. Ernst Ingmar Bergman; 14 июля 1918, Уппсала, Швеция30 июля 2007, Форё, Готланд, Швеция) — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель.

Признан одним из величайших кинорежиссёров авторского кино[1] . Среди наиболее известных фильмов Бергмана — «Седьмая печать» (1957), «Земляничная поляна» (1957), «Персона» (1966), «Час волка» (1968), «Шёпоты и крики» (1972), «Фанни и Александр» (1982). Трёхкратный лауреат премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» и девятикратный номинант на эту премию[2]. Пятикратный обладатель премии «Золотой глобус», Приза за лучшую режиссуру Канского кинофестиваля 1958 года и Премии Большого жюри Венецианского кинофестиваля 1959 года и множества других наград.

Биография

Происхождение и воспитание

Родился 14 июля 1918 года в городе Уппсале Швеции в семье лютеранского пастора и медсестры и был вторым ребенком из троих детей. Вскоре семья переехала в Стокгольм, где его отец получил место в приходской церкви Хедвиги Элеоноры. Согласно воспоминаниям Бергмана, отец часто подвергал детей жестким наказаниям, а мать не препятствовала этим методам воспитания. По его словам впоследствии переживания детства в значительной степени повлияли на выбор тем его будущих фильмов[3][4][5][2].

Кинематографом Ингмар Бергман увлекся с девяти лет. Используя примитивный проекционный аппарат, он создавал мультфильмы, позже заинтересовался сценическим искусством, изготавливал декорации и системы освещения для домашнего кукольного театра. В 1937 году после гимназии Бергман поступил в Стокгольмский университетский колледж на факультет литературы и истории искусств. Параллельно с учёбой работал в театрах Стокгольма на разных должностях а так же, на киностудии Svensk Filmindustr редактировал чужие сценарии и писал собственные[3][4][5][2].

Творческая деятельность

Бергман (справа) во время съёмок фильма «Кризис» (1944 год)
Харриет Андерссон и Ингмар Бергман в 1953 году
Бергман (справа) и Свен Нюквист во время съёмок фильма «Сквозь тусклое стекло» (1960 год)

Творческий путь начал как театральный режиссер. В 1944 году Бергман работал в театре Хельсингборга, в 1946—1949 годах — в городском театре Гетеборга, в 1952—1958 годах — в театре Мальме. В 1944 году по его сценарию, основанному на событиях школьных лет, режиссер Альф Шёберг снял фильм «Травля», который имел успех у зрителей. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля и номинацию на Золотого льва Венецианского кинофестиваля. С начала 1960-х годов он ставил спектакли на сцене Королевском драматическом театре, в котором в 1963—1966 годах занимал пост директора. Он осуществил постановки Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Августа Стриндберга, Антона Чехова и современных драматургов[3][4][5][2].

Дебют Бергмана в качестве кинорежиссера состоялся в 1946 году когда он снял семейную драму «Кризис» по пьесе датского драматурга Лека Фишера «Мать-животное». Фильм провалился в прокате. Несмотря на провал картины в прокате, Бергману предложили поставить мелодраму «Дождь над нашей любовью» по пьесе норвежского драматурга Оскара Бротена. Сценарий он написал сам. Эта лента была хорошо встречена зрителями и критиками. В 1947 году по его сценарию режиссёром Густавом Муландером был снят фильм «Женщина без лица». В этом же году выходит его фильм «Корабль в Индию» поставленный по одноимённой пьесе финского драматурга Мартина Седерйельма. Фильм был представлен в конкурсной программе II Каннского кинофестиваля, но не добился успеха. В следующем году выходит фильм «Музыка в темноте» по одноимённому роману Дагмар Эдквист о потерявшем зрение пианисте. Фильм оказался коммерчески успешным и был номинирован на главный приз Венецианского кинофестиваля. Далее выходят фильмы «Портовый город» и «Тюрьма»[3][4][5][2].

В 1949 году Бергман снимает два напряжённых фильма о катастрофе семейных отношений — «Жажда» и «К радости». В 1951 году выходит драма «Летняя интерлюдия» которая была хорошо принят зрителями и кинокритиками. В следующем году выходит комедийная драма «Женщины ждут» по произведению Гуна Грута. Главную роль в фильме сыграли Анита Бьорк, Эва Дальбек и Май-Бритт Нильссон. Фильм получил номинацию на номинация на «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В 1953 году Бергман снял фильмы «Вечер шутов» и «Урок любви». В том же году он поставил в Мальмё «Замок» Кафки и «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло. В 1954 году он поставил оперетту Легара «Весёлая вдова». В 1955 году была снята комедия «Улыбки летней ночи» с Гуннар Бьёрнстранд , Улла Якобссон и Бьёрн Бьелфвенстам в главной роли. Фильм был удостоен премии Канского кинофестиваля и Премии «Бодиль» в номинации «Лучший европейский фильм». Так же он номинировался на такие премии как «Золотая пальмовая ветвь» и BAFTA[3][4][5][2].

В 1957 году вышел фильм «Седьмую печать» снятый в жанре философской притчи. В основу положена одноактная пьеса режиссёра «Роспись по дереву». Фильм пронизан религиозным символизмом и повествует о природе бытия и месте человека в мире, о поисках смысла жизни и Бога. Главные роли исполнили Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд (которые впоследствии станут постоянными актёрами в фильмах Бергмана) и Биби Андерссон. Картина получила специальный приз в Каннах. Фильм считается классикой мирового кинематографа, а также одним из величайших фильмов всех времён[6]. В том же году выходит фильм «Земляничная поляна». Главная роль пожилого профессора, вспоминающего ошибки своей жизни, стала последней для наставника Бергмана — Виктора Шёстрёма. Фильм получил главный приз на Берлинском кинофестивале и приз за лучший иностранный фильм от американского Национального совета кинокритиков. Фильм был номинирован на «Оскар» в категории Лучший оригинальный сценарий[3][4][5][2].

Следующий фильм 1958 года «На пороге жизни» по новеллам «Милый, достойный» и «Непоколебимый» Уллы Исакссон из сборника «Тётка Смерти» был отмечена на Каннском фестивале призами за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Следующий фильмом стала мистическая драма «Лицо» которая получила специальный приз на Венецианском кинофестивале. В 1960 году выходит фильм «Девичий источник» на основе народной баллады «Дочери Тёре из Вэнге». Фильм получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и специальные призы Каннского фестиваля и «Золотого глобуса». В том же году он снял фильм «Сквозь тусклое стекло». Главные и единственные роли в картине исполнили четыре актёра Харриет Андерссон, Гуннар Бьёрнстранд, Макс фон Сюдов и Ларс Пассгор. Фильм принёс Бергману специальный приз Берлинского фестиваля и второй «Оскар» за «Лучший иностранный фильм»[3][4][5][2].

В 1964 году выходит фильм «Обо всех этих женщинах» которая является пародией на фильм «Восемь с половиной» Федерико Феллини В 1965 году Ингмар Бергман написал сценарий камерной экзистенциальной драмы «Персона». Главные роли сыграли Биби Андерссон и норвежская актриса Лив Ульман. В 1967 году фильм получил сразу несколько наград от Национального общества кинокритиков США: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Фильм также занял пятое место в списке лучших, по версии Sight & Sound, в 1972 году[7]. Многие критики считают картину одним из величайших фильмов, созданных когда-либо. Фильм также повлиял на многих более поздних режиссёров, в том числе Роберта Олтмена и Дэвида Линча[3][4][5][2].

В 1968 году на экраны вышли «Час волка» и «Стыд». Оба фильма были отмечены призом за лучшую режиссуру Национального общества кинокритиков США. В том же году Бергман основал собственную кинокомпанию Cinematograph, первым фильмом которой стал «Ритуал», а вторым картина «Страсть». В 1972 году выходит фильм «Шёпоты и крики». Премьера прошла с большим успехом, фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырёх номинациях и в итоге получил несколько престижных наград. В этом же году постановка «Дикой утки» с Максом фон Сюдовом и Леной Нюман в Драматене признана критиками одной из тончайших театральных работ Бергмана. В 1976 году выходит драма «Лицом к лицу» о женщине-психиатре, постепенно раздавленной собственной душевной болезнью, которая была удостоена премии «Золотой глобус» в категории Лучший иностранный фильм[3][4][5][2].

В 1977 году снимает фильм «Змеиное яйцо» и «Осенняя соната», где в главной роли сыграла Ингрид Бергман. Фильм получил премию «Золотой глобус» в категории Лучший иностранный фильм. В 1978 году Шведский институт кино учреждает «приз Ингмара Бергмана» за достижения в области кинематографа. В 1980 году он снимает фильм «Из жизни марионеток», историей расследования убийства и его психологических причин. В 1982 году выходит фильм «Фанни и Александр» который стал самым масштабным проектом Бергмана — на съёмки ушло полгода и шесть миллионов долларов. Действие фильма происходит в начале XX века, в центре сюжета — судьба двух детей, брата и сестры. Картина собрала большое количество наград: четыре «Оскара», премии BAFTA, «Сезар», «Давид ди Донателло», «Золотой глобус» и другие[3][4][5][2].

Могила Ингрид фон Розен (Бергман) и Ингмара Бергмана на острове Форё

В 1980-е он снял два телефильма — «После репетиции» и «Благословенные». Среди известных театральных постановок в этот период — «Король Лир», «Йун Габриэль Боркман» и «Гамлет». В 2003 году выходит последняя работа режиссёра «Сарабанда». Фильм становится номинантом премии «Сезар» в категории Лучший фильм из Европейского союза. Всего на счету режиссера свыше 60 кинолент. В центре его внимания были общечеловеческие идейно-нравственные проблемы[3].

Скончался 30 июля 2007 года в возрасте 89 лет в Форё.

Семья

Ингмар Бергман был пять раз официально женат, был отцом девятерых детей. Его сыновья Даниэль и Ян и дочь Ева стали режиссерами, сын Матс и дочери Анна и Лена — актерами. Дочери Мария и Линн пошли по литературной стезе[4].

Фильмография

В активе Ингмара Бергмана 123 работы в 64 проектах[5]

Год Русское название Оригинальное название Роль
1946 ф Кризис Kris режиссёр, сценарист
1946 ф Дождь над нашей любовью Det regnar på vår kärlek режиссёр, сценарист
1947 ф Корабль в Индию Skepp till India land режиссёр, сценарист
1948 ф Музыка в темноте Musik i mörker режиссёр, сценарист
1948 ф Портовый город Hamnstad режиссёр, сценарист
1949 ф Тюрьма Fängelse режиссёр, сценарист
1949 ф Жажда Törst режиссёр
1950 ф К радости Till glädje режиссёр, сценарист
1950 ф Это не может случиться здесь Sånt händer inte här режиссёр
1951 ф Летняя интерлюдия Sommarlek режиссёр, сценарист
1952 ф Женщины ждут Kvinnors väntan режиссёр, сценарист
1953 ф Лето с Моникой Sommaren med Monika режиссёр, сценарист
1953 ф Вечер шутов Gycklarnas afton режиссёр, сценарист
1954 ф Урок любви En lektion i kärlek режиссёр, сценарист
1955 ф Женские грёзы Kvinnodröm режиссёр, сценарист
1955 ф Улыбки летней ночи Sommarnattens leende режиссёр, сценарист
1957 ф Седьмая печать Det sjunde inseglet режиссёр, сценарист
1957 ф Земляничная поляна Smultronstället режиссёр, сценарист
1958 ф На пороге жизни Nära livet режиссёр, сценарист
1958 ф Лицо Ansiktet режиссёр, сценарист
1960 ф Око дьявола Djävulens öga режиссёр, сценарист
1960 ф Девичий источник Jungfrukällan режиссёр, продюсер
1961 ф Сквозь тусклое стекло Såsom i en spegel режиссёр, сценарист
1962 ф Причастие Nattvardsgästerna режиссёр, сценарист
1963 ф Молчание Tystnaden режиссёр, сценарист
1964 ф Обо всех этих женщинах För att inte tala om alla dessa kvinnor режиссёр, сценарист
1966 ф Персона Persona режиссёр, продюсер, сценарист
1967 ф Стимуляция[en] Stimulantia режиссёр новеллы «Дэниэль»
1968 ф Час волка Vargtimmen режиссёр, сценарист
1968 ф Стыд Skammen режиссёр, сценарист
1969 ф Страсть En passion режиссёр, сценарист
1969 ф Ритуал Riten режиссёр, сценарист
1971 ф Прикосновение Beröringen режиссёр, сценарист
1972 ф Шёпоты и крики Viskningar och rop режиссёр, сценарист
1973 ф Сцены из супружеской жизни Scener ur ett äktenskap режиссёр, сценарист
1975 ф Волшебная флейта Trollflöjten режиссёр, сценарист
1976 ф Лицом к лицу Ansikte mot ansikte режиссёр, сценарист
1977 ф Змеиное яйцо Das Schlangenei режиссёр, сценарист
1978 ф Осенняя соната Höstsonaten режиссёр, сценарист
1980 ф Из жизни марионеток Aus dem Leben der Marionetten режиссёр, продюсер, сценарист
1982 ф Фанни и Александр Fanny och Alexander режиссёр, сценарист
1983 док Лицо Карин Karins ansikte режиссёр, сценарист
1984 тф После репетиции Efter repetitionen режиссёр, сценарист
1986 тф Благословенные De två saliga режиссёр
1997 тф В присутствии клоуна Larmar och gör sig till режиссёр, сценарист
2003 ф Сарабанда Saraband режиссёр, сценарист

Награды

Ингмар Бергман был номинирован на девять премий «Оскар» и в его активе находится 80 побед и 58 номинаций[2]

Примечания

  1. Анди Туохи. A-Z Great Film Directors. — Octopus, 2015. — ISBN 9781844038558.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Бергман, Ингмар. Internet Movie Database. Дата обращения: 25 октября 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Бергман, Ингмар. ТАСС. Дата обращения: 25 октября 2024.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Бергман, Ингмар. РИА Новости. Дата обращения: 25 октября 2024.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Бергман, Ингмар. kino-teatr.ru. Дата обращения: 25 октября 2024.
  6. Лучшие фильмы по версии главных режиссеров современности – списки лучших фильмов и сериалов. КиноПоиск. Дата обращения: 25 октября 2024.
  7. Sight & Sound Top 10 Greatest Films of All Time, 1972 critics' poll. IMDb. Дата обращения: 25 октября 2024.

Литература

Ссылки