Лем, Станислав
Станислав Герман Лем | |
---|---|
Stanisław Herman Lem | |
Имя при рождении | Станислав Герман Лем |
Дата рождения | 12 сентября 1921 |
Место рождения | Львов, Польша |
Дата смерти | 27 марта 2006 (84 года) |
Место смерти | Краков, Польша |
Гражданство | Польша, Германия, Австрия |
Род деятельности | Писатель |
Отец | Самуэль Лем |
Мать | Сабина Лем (в девичестве — Воллер) |
Супруг(а) | Барбара Лесняк |
Дети | Томаш Лем |
Награды и премии |
Премия Артура Кларка Нейштадская литературная премия |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
Стани́слав Ге́рман Лем (польск. Stanisław Herman Lem; 12 сентября 1921, Львов, Польша — 27 марта 2006, Краков, Польша) — польский философ, писатель, критик, эссеист.
Его книги были переведены на 41 язык и проданы в количестве более 30 млн экземпляров[1]. Автор фундаментального философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Станислав Лем писал о трудностях общения человечества с внеземными цивилизациями, часто описанные им трудности были непреодолимыми, о технологическом будущем планеты. Более поздние его работы посвящены также идеалистическому и утопическому обществу и проблемам существования человека в мире, в котором нечего делать из-за технологического развития. Его сообщества внеземных миров включают рои механических самоорганизующихся «насекомых» («Непобедимый»), разумный Океан («Солярис») и другие. Проблемы технологической утопии рассматриваются в романах «Возвращение со звёзд», «Мир на Земле», «Осмотр на месте» и немного в цикле «Кибериада».
Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов, всевозможными аллюзиями. Лем является автором многочисленных неологизмов, которых насчитывают более 1500.
Биография
Детство и годы до оккупации
Родился 12 сентября во Львове (тогда — Лемберг, территория Польши) в еврейской семье[2]. Отец Станислава, Cамуэль Лем, был врачом-отоларингологом. Отец был женат на Сабине Воллер. Первоначально фамилия записывалась как «Lehm» («глина» в переводе с идиша), но Самуэль принял полонизированное написаное своей фамилии в 1904 году, тогда как среди его многочисленных родственников вплоть до начала Второй мировой войны встречалось и прежнее написание. У деда писателя с отцовской стороны, Герша-Германа Лема, было семь братьев и сестёр, благодаря которым семейство Лемов было крайне обширным[3].
В 1899 году Самуэль окончил 4-ю гимназию. Родители Станислава поженились 30 мая 1919 года. Семья Станислава была состоятельной и, помимо врачебной практики отца, имела и другие источники дохода. Станислав был единственным ребёнком в семье.
Своими воспоминаниями из детства Станислав Лем поделился в книге «Высокий замок» (1966 год). Хоть и критики считают произведение лишь основанным на реальных событиях, сам Лем неоднократно подчёркивал, что в нём содержится не один лишь вымысел. Отец имел большое влияние на мальчика, но он в силу своей занятости не мог заниматься воспитанием постоянно. Мать же, предположительно, влияния особо не оказала. Детство Лема проходило в просторной шестикомнатной квартире в доме № 4 по Брайеровской улице (современная улица Богдана Лепкого); в окружении Станислава имелась прислуга, француженка-гувернантка, а также дорогие механические игрушки. Львовский период, несмотря на свою событийную скудность, считается у литераторов важнейшим периодом. Свои первые произведения Станислав начал писать с 4 лет. В своей статье «Книга детства» (1992 год) Станислав упоминал, что его никто не ограничивал в доступе к библиотеке — первыми ему запомнились стихи Янины Поразиньской.
В течение длительного времени у юного Станислава сохранялся интерес к проектированию и конструированию механизмов, другим его увлечением была любовь к печатям и штампам у документов. Обучение проходило в гимназии имени Кароля Шайнохи с углубленным изучением немецкого языка. По свидетельствам самого писателя, много позже он узнал от отставного школьного чиновника свои результаты теста IQ в 1936—1937 году; он составлял 180 баллов — Станислав считался одним из самых умных детей Южной Польши. В 1939 году Лем получил аттестат с высшими баллам по предметам:
- законы Моисеевы;
- языки (польский, латинский, немецкий);
- история и общественные науки;
- биология;
- физика;
- математика;
- основы философии;
- физическая культура и военная подготовка.
Станислав Лем в годы Второй мировой войны
1 сентября вторгаются на территорию Польши — начинается Вторая мировая война. Вскоре правительство Польши эвакуируется в Залещики.
Кузен Станислава, писатель Марьян Хемар, бежал из Польши также в Залещики, оттуда он эмигрировал в Румынию, из Румынии — в Сирию. Сам Лем-старший очень сильно болел и не смог перемещаться, из-за чего он остался во Львове — отец надеялся, что прошлая карьера офицера в австрийской армии позволит ему избежать последствий нацисткой оккупации. С первого дня вторжения нацистов город активно подвергался бомбардировкам, сам Станислав подделал документы на немецкие и избежал заключения в гетто — Лема устроили автомехаником на службе немцев, где он воровал взрывчатые вещества для борцов Сопротивления.
12 сентября на восточных окраинах Львова происходят бои между войсками Вермахта и РККА. 18 сентября советские войска подходят ко Львову, к 22 сентября город освобождается от немецкой оккупации и львовская администрация переходит под контроль СССР. К ноябрю вся Западная Украина становится частью Советского Союза.
Семья Лема сохраняет за собой право на квартиру, к ним лишь подселяют сотрудника НКВД по фамилии Смирнов. Впоследствии Смирнов переходит на новое место, и более в дом Лема никого не заселяли. Сам Лем, в силу своего буржуазного происхождения, ограничивается в ряде прав — и при помощи связей своего отца он поступает на медфак Львовского университета. Лемологи (и особенно Л. Келлер) считают, что Станислав поступает на медицинский с целью получения возможности пройти службу в Красной армии (как сказали сейчас) на правах альтернативной гражданской службы — вместо непосредственно службы в РККА; профессия медика считалась престижной и довольно нужной, особенно в госпиталях при РККА. Семья Лемов на тот момент, исходя из дневников и свидетельств очевидцев, сохраняла свой высокий материальный статус: но дневники самого Станислава в период до Великой Отечественной войны довольно скудны на информацию, и в основном они содержат малозначительные описания быта города, вроде привоза и покупки сладостей, цирковых выступлений и так далее.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В пятом часу утра Львов подвергается бомбардировкам, к 11 часам утра войска вермахта при содействии диверсантов и боевиков из ОУН-УПА начали вытеснение советских войск. Улицы охватили ожесточенные бои, но 28 июня советский контингент был вынужден покинуть Львов, 30 июня город был занят немецкими войсками. С 30 июня по 2 июля боевики из ОУН и солдаты вермахта учиняют Львовский погром, который задевает семью Станислава — родители и родственники погибают в ходе боевых столкновений, большая часть пострадала и погибла в ходе погрома, а также в концлагере Белжец. Подробностей о том, как именно выжил Станислав, не очень много — но он косвенно упоминает эти события в своих романах. Жена Станислава и он сам крайне неохотно рассказывали подробности происходящего с ними. Известно лишь, что Лем участвовал в уборке тел погибших и раненых в ходе погрома, после чего (другие полагают, что непосредственно при участии) его перевозят вновь в гетто. Летом 1945 года Станислав покидает западную Украину, переезжает в Краков и продолжает изучать медицину в Ягеллонском университете.
Начало пути писателя и получение известности
Свой путь писателя Лем начал в 1946 году — выходит его дебютное произведение «Человек с Марса». Оно было написано ещё в годы нацистской оккупации, и издано после войны в журнале «Новый мир приключений» (польск. Nowy Świat Przygód). Годами позже «Человека с Марса» начинают переводить с польского и переиздавать. Поворотным моментом в карьере писателя стало знакомство с Ежи Паньским, главой издательства «Читатель». По воспоминаниям Лема, он встретился с Паньским в Закопане — Станислав тогда проходил лечение от аллергии. Разговорившись на тему отсутствия в Польше своей фантастики, выдержанной в духе социализма, Паньский предлагает Лему начать писать произведения. Так Станислав Лем продолжает свою писательскую карьеру.
Между 1948 и 1950 годами Станислав работал научным ассистентом в Ягеллонском университете, в этот период он публикует ряд коротких рассказов. В 1951 году выходит книга «Астронавты» — вместе с публикацией романа к Лему приходит известность, книга неоднократно переводится и переиздаётся. Однако, «Астронавты» являются не самой первой книгой в принципе — роман должен был пройти одобрение от советских цензоров, поэтому его правомернее называть первым изданным романом. В 1953 году Станислав знакомиться на Барбаре Лесняк, студентке медицинского факультета — впоследствии она становится его женой. В 1954 года Лем публикует антологию «Сезам и другие рассказы». В 1956 году Лем публикует рассказ «Магелланово облако». Однако, творчество Лема вызывает критические отклики на родине писателя — руководству не понравилось изображение будущего как общегуманистического, а не сугубо коммунистического мира. Однако, позднее критика угасает — тому способствовала также возрастающая народная любовь к творчеству писателя.
В 1948 Станислав Лем заканчивает свою автобиографию «Больница преображения», впоследствии в 1955 году он выходит как часть книжной трилогии «Время не потеряно».
5 марта 1953 года умирает Иосиф Виссарионович Сталин. В 1956 году Польша вступает в период хрущёвской оттепели, и в этот период Станислав пишет 17 книг: преимущественно это были научная фантастика и эссе о науке и культуре. В 1957 году он публикует научно-популярную книгу «Диалоги» и антологию «Звёздные дневники». Данная антология подарила миру персонажа Ийона Тихого.
В 1959 году выходят следующие книги автора:
- «Эдем»;
- «Расследование»;
- антология «Вторжение с Альдебарана».
В 1961 году публикуются романы «Мемуары, найденные в ванне», «Солярис» и «Возвращение со звёзд». «Солярис» считается наилучшим произведением Станислава, и он мгновенно (особенно на просторах СССР и СНГ) получает статус культовой классики в жанре научной фантастики. В 1965 году публикуются его романы «Кибериада» и «Высокий замок». «Высокий замок» становится автобиографическим произведением Станислава. Три года спустя выходят философские трактаты «Философия случая» и «Научная фантастика и футурология». В 1971 году выходит «Футурологический конгресс», ознаменовавший возвращение Ийона Тихого. Немного позднее, но в том же году Станислав Лем выпускает экспериментальную книгу «Идеальный вакуум» — она представляет собой сборник критических эссе о несуществующих книгах. В 1973 году выходит аналогичная книга — «Воображаемая величина». С 1980 года выходят романы «Голем XIV», «Осмотр» на месте и другие.
Последние годы писателя
14 марта 1968 года у Станислава рождается сын Томаш. Сам же Лем к середине 80-х годов (наряду со своим сыном) начинает симпатизировать диссидентскому движению в ПНР, литературный вектор же направлен в свою очередь на философские и футурологические эссе; в этот же период он примыкает к Польскому независимому соглашению. В 1981 году, 1 декабря, на территории Польши вводится военное положение. Оно заканчивается 22 июля 1983 года, но по окончанию режима Станислав принимает решение иммигрировать в Германию, оттуда он перебирается в Австрию, и в 1988 году Станислав Лем возвращается обратно в Польшу.
27 марта 2006 года Станислав Герман Лем умирает (причина — продолжительные болезни сердца). Тело было похоронено в Кракове, на Сальваторском кладбище.
Творчество писателя
Влияние жизни на творчество писателя
Литература
По словам самого Станислава, в детстве его очень увлекали описания космических путешествий. Среди первых прочитанных им книг в жанре научной фантастики — «Из пушки на Луну» и другие произведения Жюля Верна, «Путешествие на полюс на воздушном шаре» Владислава Уминьского и «Лунная трилогия» Ежи Жулавского. Также юный Сташек много читал приключенческой литературы — романы Карла Мая, Дюма-отца и Джека Лондона, рассказы о Шерлоке Холмсе и отце Брауне[4].
В библиотеке отца Лему была доступна вся классика национальной польской литературы — Болеслав Прус, Генрик Сенкевич, Александр Фредро, Юлиуш Словацкий, Стефан Грабинский и другие. Творчество «польского Лавкрафта» Грабинского так поразило юного Лема, что полвека спустя он включил его сборник «Демон движения[pl]» в свою серию рекомендованных книг. Из творчества польских фантастов Лем был также знаком с «Торпедой времени» Антония Слонимского. В своих ранних произведениях, не имея возможности опереться на сильную отечественную традицию, Лем опирался на опыт советской фантастики и в качестве ориентира использовал «Изгнание владыки» Григория Адамова. Скрываясь во время оккупации Лем полюбил стихи немецкого поэта Райнера Марии Рильке и даже пытался их переводить. Влияние Рильке прослеживается не только в собственных стихах Лема, но и медитативном и по большей части лишённом диалогов стиле «Магелланова облака».
Наука
Лем всегда интересовался наукой, и ряд книг книг классиков естествознания и современных писателю авторов оказали значительное влияние на мировоззрение будущего писателя. Среди них труды Чарльза Дарвина, у которого Лем позаимствовал образ человека как «тряского существа» («Сказки роботов»), тело которого есть «выброс белка, студенистая масса» («Больница Преображения»). Важность темы эволюции неоднократно отмечалась исследователями Лема. Сходные с дарвиновскими идеи Лем почерпнул из «Кибернетики» Норберта Винера, по которой он изучал английский язык. В 1950-е, уже будучи известным писателем, Лем продолжал поддерживать отношения с Хойновским, получая через него западную научную периодику, «Nature» и «Scientific American». Поскольку со стороны Хойновского взаимности не было, чаще приходилось довольствоваться советской «Техникой — молодёжи». Из англоязычных авторов, прочитанных Лемом в годы участия в лектории Хойновского, особенное потрясение вызвало прочтение романа «Хиросима» американского журналиста Джона Херси, что нашло отражение в ранних антивоенных рассказах. Позднее Лем регулярно возвращался к книге Херси, перечитывая в периоды депрессии.
Многие имена важных для себя авторов Лем называет на страницах «Фантастики и футурологии». Среди них английский философ и фантаст Уильям Олаф Стэплдон, чей роман «Последние и первые люди» (1930), по мнению писателя, имел шансы задать направление всему жанру научной фантастики, если бы не порочное влияние коммерциализации.
Проза
Художественные произведения Лема изобилуют автобиографическими вставками, подающимися как правило намёками. Довольно активно Лем отражал в своём творчестве период Холокоста и нацисткой оккупации, тем не менее шифруя события и подавая их полунамёками. В одном из своих писем он указывал, что «некоторые вещи нет права прощать».
Заполучив возможность в начале 1980-х годов открыто выразить свои взгляды на нацизм и Холокост, Лем избрал форму в псевдо-рецензии, написав эссе «Провокация» и «Принцип разрушения как творческий принцип. Мир как всеуничтожение» (вошло в сборник «Библиотека XXI века»). В интервью американскому литератору Раймонду Федерману, также потерявшему близких в фашистском концлагере, Лем подчеркнул, что «Провокацией» он отвергает зарождающуюся тенденцию «преодоления прошлого», потому что только замученные жертвы имеют моральное право простить своих убийц.
Библиография Станислава Лема
Примечания
- ↑ FAQ официального сайта творчества Станислава Лема (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2023.
- ↑ Wojciech Orliński (2017). Lem. Życie nie z tej ziemi. Wydawnictwo Czarne/Agora SA. p. 37. ISBN 978-83-8049-552-4. — 2017.
- ↑ Agnieszka Gajewska (2016). Zagłada i gwiazdy. Przeszłość w prozie Stanisława Lema. Adam Mickiewicz University in Poznań. ISBN 978-83-232-3047-2.
- ↑ Лем С. Мой взгляд на литературу / пер. Язневич В. И., Борисов В. И., Душенко К. В., Левшин И. В.. — Москва: АСТ Москва, 2009. — 857 с. — ISBN 978-5-17-036359-9.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |