Гофман, Эрнст Теодор Амадей

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
нем. Ernst Hoffmann
Ernst Theodor Amadeus Hoffmann.jpg
Имя при рождении Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann
Дата рождения 24 января 1776(1776-01-24)
Место рождения Кёнигсберг, Пруссия
Дата смерти 25 июня 1822(1822-06-25) (46 лет)
Место смерти Берлин, Пруссия
Род деятельности писатель, композитор, художник
Годы творчества 1809 — июнь 1822
Направление романтизм
Жанр новелла

Эрнст Теодо́р Амаде́й Го́фман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann; 24 января 1776 года, Кёнигсберг, Пруссия — 25 июня 1822 года, Берлин, Пруссия) — немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист, автор новелл и романов, поражающих обилием готических образов[1].

Биография

Детство и юность

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге, ныне Калининград в России. Он стал третьим ребёнком в семье Кристофа Гофмана и Ловизы Доффер. Когда младшему сыну исполнилось два года, его родители развелись. Старший сын уехал с отцом в Инстербург, который сегодня именуется Черняховском в Калининградской области, а Эрнст остался с матерью в Кёнигсберге. Средний сын умер в младенчестве.

Позже Гофман заменил своё третье имя Вильгельм на Амадей в честь композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Гофман обладал выдающимися способностями в игре на пианино, писательстве и живописи. С 1781 по 1792 годы он учился в лютеранской школе Burgschule, где самостоятельно знакомился с произведениями Шиллера , Гёте, Свифта, Руссо.

Примерно в 1787 году Эрнст завёл дружбу с Теодором Готлибом фон Гиппелем, будущим политическим деятелем. Теодор познакомил его с философскими идеями Иммануила Канта. В 1792 году Гофман посетил несколько лекций философа. В 1795 году Гофман завершил обучение в Кёнигсбергском университете, где изучал юриспруденцию[2].

Личная жизнь

Примерно в 1801 году мужчина женился на Марианне Текле Михалине Рорер. В 1805 году в семье появилась дочь Цецилия, которая прожила всего два года.

В 1810 году Гофман влюбился в свою молодую ученицу Джулию Марк. Родители девушки поспешили выдать её замуж, из-за чего Эрнст едва не покончил с собой. Этот несчастный роман приобрёл литературное отражение в новелле «Дон Жуан», опубликованной в 1813 году[2].

Смерть

К 1819 году здоровье писателя стало ухудшаться. Жизненные обстоятельства сыграли с ним злую шутку: он начал увлекаться алкоголем, заразился сифилисом, что вызвало ослабление конечностей. Через три года наступил паралич, поразивший верхнюю часть тела. Несмотря на все эти мучения, писатель продолжал создавать произведения; поскольку он уже не мог писать, он диктовал их своей супруге и секретарю.

Карикатура на комиссара Кампца, изображённая в романе «Повелитель блох» (1822), вызвала много споров. После назначения Кампца председателем комиссии по политическому инакомыслию, с одобрения короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, он арестовал Гофмана. Король распорядился вынести автору выговор и подвергнуть «Повелителя блох» строгой цензуре. Эрнст Гофман умер 25 июня 1822 года. Похоронен писатель на Иерусалимском кладбище Берлина. На надгробии находится надпись[1]:

«Советник суда, превосходный в своём красноречии, поэт, музыкант, художник, преданный своим друзьям»

.

Творческая деятельность

Литература

Первые работы автора — новеллы и эссе — опубликованы в лейпцигском периодическом журнале «Allgemeine musikalische Zeitung» («Всеобщая музыкальная газета», 1809), позднее собранные в антологии «Фантазии в манере Калло» («Phantasiestücke in Callot’s Manier», тома 1—4, 1814—1815, с предисловием Жана Поля).

Гофман — немецкий романист, в своих произведениях создал многоуровневый художественный мир. Гофман в своих сказках, новеллах, повестях, романах создал двуплановый художественный мир, в котором за повседневной действительностью скрываются таинственные силы, управляющие человеком.

Образ великого музыканта впервые появился в новелле «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809). Его более поздние картины: капельмейстер Крейслер из новеллы «Музыкальные страдания…», обостряют тему творческого одиночества. Гофман использует гротеск и другие приёмы, чтобы создать фантастические ситуации, вырастающие из повседневной жизни, а романтическая ирония служит средством против жестоких догм. В его произведениях часто фигурируют зеркала и оптические устройства, раскрывающие скрытые истины или искажающие реальность, что усиливает мотив двойничества и глубинные аспекты человеческой натуры.

Новелла «Угловое окно» («Des Vetters Eckfenster», 1822) является последним творением Гофмана и сосредоточена на проблемах мастерства писателя и умения творчески передать богатство человеческой жизни. Влияние Гофмана ощущается в произведениях многих выдающихся авторов XIXXX веков: Бальзака, Бодлера, Диккенса, Кафки, По и Уайльда. В России его тексты начали активно переводить с начала 1820-х годов, влияние Гофмана испытали Гоголь, Достоевский, Сологуб и другие писатели[3].

Изобразительное искусство

Художественного образования Гофман не получил, навыками живописи и рисунка он овладел самостоятельно. Среди его работ можно выделить росписи во дворце Мнишек в Варшаве (1806 год), в квартире караульного в башне замка Альтенбург в Бамберге (конец 1800-х годов), в парадной комнате своей берлинской квартиры (по мотивам оперы «Ундина», 1815—1816 годы). Эрнст занимался портретной живописью («Семья Кунц», 1813 год). Кроме того, он иллюстрировал свои произведения («Песочный человек», 1815 год), включая виньетки для произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819 год). Создавал карикатуры: на Наполеона I (1814 год), которая пользовалась популярностью в виде раскрашенной гравюры, «Генерал-фельдмаршал фон Блюхер в зале берлинской Биржи» (1815 год), «Безумный капельмейстер Крайслер» (1822 год) и другие. Он выполнил множество акварельных эскизов театральных декораций и портретов актёров[4].

Музыка

На фортепиано Гофман обучался у своего дяди Отто Вильгельма Дёрфера (1741—1811 годы). С 1790 года по 1792 год изучал контрапункт и органное искусство у органиста Кёнигсбергского собора Кристиана Подбельски (1741-1792 годы). В Берлине он посещал занятия по композиции у Рейхардта. Гофман один из основателей Варшавского Музыкального общества (1805 год). Он исполнял произведения на концертах. В период с 1808 года по 1809 год занимал пост капельмейстера Бамбергского придворного театра, в 1810—1813 годах работал композитором и сценографом. В 1813—1814 годах Эрнст — капельмейстер оперы в Лейпциге и Дрездене. С 1809 года по 1815 год сотрудничал с Allgemeine musikalische Zeitung, публикуя в ней рецензии и свои новеллы, включая «Кавалер Глюк» (1809 год). Гофман является автором оперы «Ундина» («Undine», 1814 год), которая имела успех в 1816 году в Берлине. После пожара в театре партитура утеряна и найдена лишь в начале XX века[4].

Библиография

Известные произведения[1]:

  • Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot’s Manier);
  • Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke) (1817);
  • Пьеса-сказка «Принцесса Блондина» (нем. Prinzessin Blandina) (1814);
  • Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels) (1815);
  • Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig) (1816);
  • Эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors) (1818);
  • Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) (1819);
  • Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla) (1820);
  • Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder) (1819—1821);
  • Роман «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr) (1819—1821);
  • Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh) (1822).

Музыкальные произведения

Музыкальные произведения[5]:

  • романтическая опера в четырёх актах «Напиток бессмертия»;
  • музыка к драме «Юлий Сабин» Содена;
  • оперы «Аврора», «Дирна»;
  • одноактный балет «Арлекин»;
  • фортепианное трио E-dur;
  • струнный квартет, мотеты;
  • четырёхголосные хоры а cappella;
  • Miserere с сопровождением оркестра;
  • много произведений для голоса с оркестром;
  • вокальные ансамбли (дуэты, квартет для сопрано, двух теноров и баса и другие);
  • в Бамберге Гофман начал работу над своим лучшим произведением — оперой «Ундина».

Экранизация

По произведениям Гофмана созданы фильмы и мультфильмы[6]:

  • Коппелия: Живая кукла (фр. Coppelia: La Poupée animée), 1900 год;
  • И без покоя странствовать ты будешь… (нем. Und wandern sollst du ruhelos …), 1915 год;
  • Сказки Гофмана (нем. Hoffmanns Erzählungen), 1916 год;
  • Песня ведьмы (нем. Das Hexenlied), 1919 год;
  • Кукла (нем. Die Puppe), 1919 год;
  • Сказки Гофмана (нем. Hoffmanns Erzählungen), 1923 год;
  • Потерянная туфелька (нем. Der verlorene Schuh), 1923 год;
  • Фантазия (мультфильм, 1940) (англ. Fantasia);
  • Смертельные сны (нем. Die tödlichen Träume), 1950 год;
  • Сказки Гофмана (англ. The Tales of Hoffmann), 1951 год;
  • Фрейлен фон Скюдери (нем. Das Fräulein von Scuderi), 1955 год;
  • Зачарованный Щелкунчик (англ. The Enchanted Nutcracker), 1961 год;
  • Фантастический мир доктора Коппелиуса (исп. El fantástico mundo del doctor Coppelius), 1966 год;
  • Щелкунчик (польск. Dziadek do orzechów), 1967 год;
  • Энциклопедия смеха, 1969 год;
  • Кардильяк (нем. Cardillac), 1969 год;
  • Сказка о твердом орехе (мультфильм, 1971);
  • Эликсир дьявола (нем. Die Elixiere des Teufels), 1973 год;
  • Щелкунчик (мультфильм, 1973);
  • Эликсиры дьявола (нем. Die Elixiere des Teufels), 1976 год;
  • Орех Кракатук, 1977 год;
  • Фантазия Щелкунчика (мультфильм, 1979) (яп. くるみ割り人形, англ. Nutcracker Fantasy);
  • Щелкунчик (англ. Nutcracker), 1973 год;
  • Ошибка старого волшебника (Заколдованный Циннобер) (нем. Zauber um Zinnober), 1983 год;
  • Щелкунчик (англ. Nutcracker: The Motion Picture), 1986 год;
  • Заботливые мишки: Щелкунчик (мультфильм, 1988) (англ. Care Bears Nutcracker Suite);
  • Принц Щелкунчик (мультфильм, 1990) (англ. The Nutcracker Prince);
  • Песочный Человек (мультфильм, 1991) (англ. The Sandman);
  • Щелкунчик (мультфильм, 1991) (англ. The Nutcracker);
  • Щелкунчик (англ. The Nutcracker), 1993 год;
  • Балерина, 1993 год;
  • Щелкунчик (мультфильм, 1995) (англ. The Nutcracker);
  • Эликсир (мультфильм, 1995 год);
  • Щелкунчик — принц орехов (мультфильм, 1999) (англ. The Nuttiest Nutcracker);
  • Щелкунчик и Мышиный король (мультфильм, 1999);
  • Песочный Человек (англ. The Sandman), 2000 год;
  • Барби и Щелкунчик (мультфильм, 2001) (англ. Barbie in the Nutcracker);
  • Волшебное Рождество у Микки (мультфильм, 2001) (англ. Mickey's Magical Christmas: Snowed in at the House of Mouse);
  • Щелкунчик (мультфильм, 2004);
  • Том и Джерри: История о Щелкунчике (мультфильм, 2007) (англ. Tom and Jerry: A Nutcracker Tale);
  • Секрет Щелкунчика (англ. The Secret of the Nutcracker), 2007 год;
  • Наша Маша и волшебный орех (мультфильм, 2009);
  • Цахес (болг. Цахес), 2010 год;
  • Щелкунчик и Крысиный Король (англ. The Nutcracker in 3D), 2010 год;
  • Щелкунчик (англ. The Nutcracker), 2013 год;
  • Волшебное королевство Щелкунчика (мультфильм, 2015) (исп. El Cascanueces, англ. The Nutcracker Sweet);
  • Проклятие Клары: Рождественская История (мультфильм, 2015) (англ. The Curse of Clara: A Holiday Tale);
  • Щелкунчик и Мышиный король (нем. Nussknacker und Mausekönig), 2015 год;
  • Гофманиада (мультфильм, 2018);
  • Щелкунчик и четыре королевства (англ. The Nutcracker and the Four Realms), 2018 год;
  • Щелкунчик и волшебная флейта (мультфильм, 2022).

Литература

  • Лопатина Н. И., Фомина Д. В.,. Русский круг Гофмана / отв. редактор Ю. Г. Фридштейн. — М.,: Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, 2017. — 668 с. — ISBN 978-5-7380-0278-6.
  • Художественный мир Э. Т. А. Гофмана : Сборник статей / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры; Редкол.: И. Ф. Бэлза и др.. — М.,: Наука, 1982. — 295 с.
  • Тураев, С. В. Гофман. История всемирной литературы : в 9 т. / редкол.: И. А. Тертерян (отв. ред.) и др.. — М.,: Наука, 1989. — Т. 6. — 880 с. — ISBN 5-02-011345-X.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биограф.ру. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля. — М.,: Радуга, 1987. — 464 с.
  3. Ботникова А. Б. Гофман и русская литература : (Первая половина XIX в.) : К проблеме русско-немецких литературных связей. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 206 с.
  4. 4,0 4,1 Гофман Эрнст Теодор Амадей. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  5. Такой разный Гофман. Про Пианино. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  6. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Кинопоиск. Дата обращения: 4 декабря 2024.