Сологуб, Фёдор Кузьмич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Фёдор Сологуб
Ф. К. Сологуб (1909)
Ф. К. Сологуб (1909)
Имя при рождении Фёдор Кузьмич Тетерников
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя (до 1917)
 РСФСР (1918—1922)
 СССР (1922—1927)
Род деятельности поэт, писатель, драматург, публицист
Годы творчества 1877—1927
Направление символизм
Автограф Автограф

Фёдор Кузьми́ч Сологу́б (настоящая фамилия — Тетерников; 17 февраля (1 марта1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель, драматург, публицист, переводчик.

Видный представитель декадентского направления в русской литературе и русского символизма.

Биография

Ранние годы

Родился Федор Тетерников (Сологуб это творческий псевдоним) 17 февраля (1 марта по новому стилю) 1863 года в Санкт-Петербурге. Его отец — Кузьма Тетерников, бывший крестьянин Полтавской губернии. В Петербурге работал портным. В 1865 году в семье родилась дочь Ольга. Их материальное положение и так было трудным, а с рождением второго ребенка усугубилось еще больше. Настоящая бедность пришла в 1867 году, когда Кузьма умер от чахотки, оставив жену с 4-летним сыном и 2-летней дочерью. Мать делала попытки продолжить самостоятельную жизнь, одно время держала прачечную, но дело не пошло. Женщина напросилась в качестве прислуги к старым петербургским барам — семье Агаповых, где она служила раньше.

В этом доме и прошли детские годы будущего писателя. Аристократическое семейство благоволило мальчику, поддерживало его стремление к знаниям. Агаповы разрешали Федору пользоваться библиотекой, читать редкие книги. Больше всего Феде нравились книги «Король Лир» Шекспира, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, и «Дон Кихот» Сервантеса. Иногда господа делились своей контрамаркой в театр, Федор мог слушать любимую музыку, читать увлекательную литературу.

Детские годы Сологуба невозможно назвать беззаботными. Мальчика угнетала двойственность его жизни, где с одной стороны он знакомился с миром искусства, музыкой, наукой, а с другой — видел нищету, тяжелый материнский труд, чад кухни и испарения прачечной. А еще побои, бесконечные и беспочвенные, ни за что, просто от того, что мать устала и пыталась выместить на детях свою боль и отчаяние. Но женщина продолжала прислуживать господам, чтобы прокормить детей. А Федор пытался быть прилежным учеником и помогать матери во всем, однако это не избавляло его от порки розгами. Но все равно, ближе чем мать и сестра, у писателя никого не было. Может быть поэтому, когда они умерли (мать в 1894 году, сестра в 1907-м), он очень тяжело переносил эту утрату.

Спустя несколько лет, уже состоявшийся писатель Сологуб отразит этот отрезок своей биографии в рассказе «Утешение». Он очень не любил вспоминать именно этот период жизни, но преодолел себя и излил на бумаге всю горечь и безысходность своей жизни в доме Агаповых[1].

Петербург

В пятнадцать лет Федор поступил в Учительский институт в Санкт-Петербурге. Это был особенный институт, во главе с высокообразованным и прогрессивным директором К.Сент-Илером, собравшим в вузе самых передовых педагогов того времени. Благодаря атмосфере свободы, в студентах развивались лучшие качества . Федор поступил благодаря все тем же Агаповым и учителю Владимирского училища, который принимал самое активное участие в судьбе парня. В вузе Сологуб не только учился, но и жил, благо это было учебное заведение с интернатной основой. На протяжении четырех лет Федор ни разу не участвовал в студенческих гулянках, он вообще не пил, не курил, учился максимально прилежно. У него была цель, быстрее стать на ноги и обеспечивать семью, чтобы мама могла оставить свою унизительную службу у Агаповых.

В годы учебы Федор занимался переводами Гейне, Шекспира, Гёте, польской и венгерской поэзии, трудился даже над исландской сагой «Эдда». Тогда же осуществил первую попытку написать прозу. В 1879 году писатель начал работу над романом-эпопеей «Ночные росы», но свой замысел так в жизнь и не воплотил. Зато это произведение стало для него своеобразной литературной практикой.

На последнем курсе учебы Федор начал писать поэму «Одиночество», посвященную Н.Некрасову. Поэт продолжал работу над этим произведением вплоть до 1883 года.

Диплом об окончании вуза Сологуб получил в 1882 году, защитив на отлично дипломный проект «Животный эпос в сказках русского народа». Спустя месяц с матерью и сестрой он отправился работать Крестцы, а потом перешел в школу Великих Лук и Вытегры. В провинции Федор Сологуб прожил десять лет[1].

Известность

Первая проба пера Федора Сологуба состоялась в двенадцать лет. Его стихи содержали описание жизненных невзгод юноши, когда он мог рассчитывать исключительно на свои силы.

Однако Федор был уверен, что судьба уготовила для него путь литератора, а именно — известного поэта. Юноша следовал своим путем, невзирая на трудности и веруя в то, что когда-нибудь он проснется знаменитым. Но на его пути каждый раз возникали испытания, наверняка, судьба решила испытать молодого поэта на прочность.

Несмотря на все трудности и особенности проживания в провинциальном городке, Федор продолжал писать. Однако шансов стать популярным было очень мало, а вот препятствий на пути к славе — хоть отбавляй. Первые стихи литератор отдавал в провинциальные журналы, которые не пользовались спросом у местных жителей захолустного городка.

Новый виток в биографии поэта начался в 1891 году, когда он ненадолго приехал в Санкт-Петербург. По приезду состоялась встреча Федора и Николая Минского, представителя нового литературного направления — мистический символизм. Это знакомство сыграло большую роль в судьбе Сологуба. Они общались недолго, но Федор оставил Минскому несколько своих ранних стихов.

В том же году по инициативе Минского и Зинаиды Гиппиус появился журнал «Северный вестник», объединивший под своим началом многих литературных деятелей. Сотрудники журнала не только публиковались сами, они искали новых авторов, произведения которых соответствовали бы концепции издания.

Стихи молодого дарования — Федора Сологуба подходили идеально. Его произведения начали печатать на страницах этого журнала, и это было началом его успеха, признания поэтического гения.

Федор решил переводиться в столицу, и долго обивал пороги начальства. Протекция Латышева помогла поэту осуществить свою мечту, он переехал на постоянное место жительства в Петербург, хотя и продолжал числиться учителем Вытегорской семинарии до самого ее закрытия в 1893 году. В Петербурге Сологуба определили на должность учителя в Рождественское городское училище на Песках.

Федор начал активно сотрудничать с журналом «Северный вестник». Минскому очень не нравилась фамилия Федора — Тетерников, и он посоветовал поэту взять псевдоним. Волынский, редактор журнала, предложил как вариант «Соллогуб», по ассоциации с беллетристом середины 19-го века Владимиром Соллогубом, представителем известного аристократического рода. Из фамилии убрали вторую «л», получилось Сологуб. Под этим псевдонимом опубликованы все последующие произведения литератора.

В 1902 году Федор дописал свой знаменитый роман «Мелкий бес», который привел в шок общественность. Дело в том, что главный герой повествования — учитель-садист. Эта тема не понравилась редакторам популярных изданий, и Сологубу отказали в выпуске книги.

Спустя три года в одном из журналов появились первые главы этого романа, но издание вскоре закрыли, и читатель так и не смог познакомиться с произведением в полном объеме.

В 1907 году роман наконец-то напечатали в полном издании, и с тех пор он пользуется неизменным успехом у читателей. Через год Сологуб ушел из училища, женился. В 1913 году взяв жену, поэт отправился в российскую глубинку в поисках вдохновения.

Через пять лет Федора Кузьмича избрали на должность председателя Союза деятелей художественной литературы.

Федор Сологуб оставил после себя огромное литературное наследие, многогранное и неоднозначное. Критики считают, что он писал в духе символизма, но очень много его произведений выходят далеко за рамки этого определения.

Вначале он получил известность, как поэт, а спустя годы принялся за прозу. Сологубу пришлось многое пережить, особенно его удручала стена непонимания и неодобрения со стороны критиков и читателей.

Годы революции

Февральская революция, обрушившая монархию и создавшая предпосылки для демократического преобразования Российской империи, Фёдором Сологубом была встречена с воодушевлением и большими надеждами. Его, как и остальных деятелей культуры, волновало, что будет с искусством в новой ситуации, кто его будет курировать и от чьего имени. Так 12 марта 1917 года образовался Союз Деятелей Искусства, живейшее участие в работе которого принял Фёдор Сологуб. Однако вскоре Союз Деятелей Искусства сосредоточился на борьбе за влиняние в кабинете создававшегося министерства искусств, против наличия которого особенно выступал Сологуб.

С лета 1917 года газетные статьи Сологуба принимают откровенно антибольшевисткий характер. Если раньше Сологуб и входил в отношения с большевиками, то из позиции «общего врага» (царизм), кроме того, нельзя забывать, что Анастасия Чеботаревская была деятельно связана с революционной средой (её брат был казнён, другой был сослан, а её сестра была родственницей Луначарского). Этим и объясняются контакты Сологубов с левыми (особенно заграницей, где в 1911—1914 гг. Сологуб встречался с Троцким, Луначарским и др.), концерты в пользу ссыльных большевиков.

Вернувшись в конце августа с дачи в Петроград, Сологуб продолжил работу в Союзе Деятелей Искусства, в котором возглавлял литературную курию, — принимая участие в подготовке созыва Собора деятелей искусства. В то же время Сологуб в своей публицистике передавал своё предчувствие беды, пытаясь возбудить гражданские чувства соотечественников, особенно власть придержащих (чуть позже Сологуб признает, что ошибся в Керенском и в генерале Корнилове: первый, по его словам, оказался «болтуном, проговорившим Россию», последний же был «прямым честным человеком»).

Ставшие редкими статьи и выступления Сологуба после Октябрьского переворота были посвящены свободе слова, а также целости и неприкосновенности Учредительного собрания в виду угрозы его разгона. Сологуб с безоговорочной враждебностью отнёсся к большевистскому перевороту и последующему разбою. Всю зиму и весну 1918 года Сологуб пользовался любой возможностью опубликовать «просветительные» статьи, направленные против отмены авторского права, ликвидации Академии Художеств и уничтожения памятников.

«Пайки, дрова, стояние в селёдочных коридорах… Видимо, всё это давалось ему труднее, чем кому-либо другому. Это было ведь время, когда мы, литераторы, учёные, все превратились в лекторов, и денежную единицу заменял паёк. Сологуб лекций не читал, жил на продажу вещей», — вспоминал о жизни в ту эпоху Л. М. Клейнборт. Так или иначе пайки, которые эти организации выдавали признанным «законом» литераторам, были недостаточны, и в условиях абсолютной невозможности издаваться Сологуб сам стал делать книжки своих стихов и распространять их через Книжную Лавку Писателей. Обычно от руки писались 5-7 экземпляров книги и продавались по семь тысяч рублей.

Эта невозможность существования, в конце концов, побудила Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, обратиться в декабре 1919 года в советское правительство за разрешением выехать. Но за сим ничего не последовало. Через полгода Сологуб написал новое прошение, на этот раз адресованное лично Ленину. Тогда помимо Сологуба вопрос с отъездом заграницу решался с Блоком, тяжёлая болезнь которого не поддавалась никакому лечению в России. Рассмотрения по делам Сологуба и Блока затягивались. В середине июля 1921 года Сологуб, наконец, получил положительное письмо Троцкого, но отъезд опять сорвался. В конце концов, разрешение-таки было получено, и отъезд в Ревель был запланирован на 25 сентября 1921 года. Однако томительное ожидание, прерываемое несбывавшимися обещаниями, надломило психику жены Сологуба, расположенной к сумасшествию. Именно в это время у неё случился приступ болезни. Вечером 23 сентября 1921 года, воспользовавшись недосмотром прислуги и отсутствием Сологуба, ушедшего для неё за бромом, Чеботаревская отправилась к сестре на Петроградскую сторону. Но не дойдя буквально нескольких метров до её дома, бросилась с Тучкова моста в реку Ждановку. Смерть жены для Фёдора Сологуба обернулась непосильным горем, которое писатель не изжил до конца своих дней. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы. После смерти жены Сологуб уже не захотел уезжать из России[2].

Последние годы

Перед самой Октябрьской революцией Сологуб инициирует создание собственного журнала. Он читает лекции, надолго уезжая во Францию и Германию. Поэт не готов к тому, что творилось в стране, новая власть не пришлась ему по душе. Сологуб даже думал об эмиграции, но из этой затеи ничего не вышло.

В 1927-м писатель приступает к написанию нового романа в стихах «Григорий Казарин», но у него начинаются проблемы со здоровьем. Он болел и раньше, но в мае того года недуг подобрался к нему вплотную. С начала лета Федор перестал вставать с постели, осенью болезнь обострилась еще больше. Сердце Сологуба остановилось 5 декабря 1927 года. Причиной смерти стал миокард, осложненный воспалением легких и атеросклерозом. Местом упокоения литератора стало Смоленское кладбище, рядом с супругой — А.Чеботаревской[1].

Библиография

За пятьдесят лет творческой жизни — с 1878 по 1927 год — Ф. К. Сологуб выпустил 18 оригинальных поэтических сборников, три книги стихов в собрании сочинений в 12 томах издательства «Шиповник» (СПб., 1909—1911), пять — в собрании сочинений, выпущенных издательством «Сирин» (СПб., 1913—1914). Около 150 стихотворений, опубликованных в периодических изданиях, сборниках и литературно-художественных альманахах, поэт не включил в авторские книги стихов[3].

Романы (по датам публикации)

Рассказы (отдельные издания)

  • 1896 — Рассказы и стихи. — Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1896. — 188, III с.
  • 1896 — Тени
  • 1904 — Жало Смерти
  • 1905 — Книга сказок. — Москва: Гриф, 1905. — [88] с.
  • 1906 — Политические сказочки. — Санкт-Петербург: Шиповник, 1906. — 50, [1] с.
  • 1907 — Истлевающие личины: Книга рассказов Федора Сологуба. — Москва: Гриф, 1907. — 108, [1] с.
  • 1908 — Книга разлук: Рассказы. — Санкт-Петербург: Шиповник, 1908. — 195 с.
  • 1909 — Книга очарований: [Новеллы и легенды]. — [Санкт-Петербург: Шиповник, 1909. — 195, [4] с.
  • 1916 — Ярый год: Рассказы. — Москва: Московское кн-во, 1916. — 213, [2] с.
  • 1917 — Алая лента: [Красногубая гостья] [Рассказы]. — Петроград: Петрогр. кн-во, 1917. — 54 с. — (Маленькая библиотека)
  • 1918 — Слепая бабочка. — [Москва]: Московское книгоиздательство, 1918. — 126 с.
  • 1918 — Помнишь, не забудешь и другие разсказы. — Москва: Творчество, 1918. — 61, [3] с. — (Художественная библиотека «Творчество», № 4).
  • 1921 — Сочтённые дни [и другие рассказы]. — Ревель: Изд-во «Библиофил», 1921. — 94, с.

Стихотворения (отдельные издания)

  • 1896 — Стихи: Кн. первая. — Санкт-Петербург: [скл. изд. у авт.], 1896. — 78 с.
  • 1896 — Стихи. Книга вторая
  • 1904 — Собрание стихов. Книги III и IV: 1897—1903 гг. — Москва: Скорпион, 1904. — [4], 188 с.
  • 1906 — Родине: Стихи. Кн. пятая. — Санкт-Петербург: тип. Г. Шахт и К°, 1906. — 32, [2] с.
  • 1907 — Змий: Стихи. Кн. 6. — Санкт-Петербург: Г. Шахт и К°, 1907. — 30 с.
  • 1907 — Истлевающие личины: Книга рассказов Фёдора Сологуба. — Москва: Гриф, 1907. — 108, [1] с.
  • 1908 — Поль Верлен. Стихи, избранные и переведённые Фёдором Сологубом: Седьмая книга стихов;
  • 1908 — Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая.— Москва: журн. «Золотое руно», 1908. — 208 с.
  • 1914 — Очарование земли. Стихи 1913 года. — СПб.: Изд. «Сирин», 1914. — [6], 276 с.
  • 1915 — Война. — Петроград: журн. «Отечество», 1915. — 42, [3] с.
  • 1917 — Алый мак: Книга стихов. — [Москва]: Моск. кн-во, 1917. — 230, III с.
  • 1921 — Небо голубое. — Ревель: Библиофил, [1921]. — 87 с.
  • 1921 — Одна любовь. Стихи. — Петроград:. 25-я Государственная типография, 1921. — 58 с.
  • 1921 — Соборный благовест: [Стихи]. — Петербург: [Эпоха], 1921. — 40, [2] с.
  • 1921 — Фимиамы. — Петербург: Тип. Гершунина, 1921. — 105, [5] с.
  • 1922 — Костёр дорожный; Свирель;
  • 1922 — Пламенный круг: Стихи. — Берлин; Петербург; З. И. Гржебин, 1922. — 203 с.
  • 1922 — Чародейная чаша. —- Петербург: Эпоха, 1922. — 46, [1] с.
  • 1923 — Великий благовест. — М. — П.: Гос. издательство, 1923. — 70 с.

Повести

  • 1923 — Барышня Лиза. — Москва; Берлин: Геликон, 1923. — 136, [1] с.

Пьесы

  • 1906 — Литургия мне: Мистерия Фёдора Сологуба. — М.: тип. О-ва распростр. полезн. кн., 1907. — 36, [1] с.
  • 1906 — Дар мудрых пчёл
  • 1907 — Победа Смерти: Трагедия в 3 д. с прологом. — Санкт-Петербург: «Факелы» Д. К. Тихомирова, 1908. — 60, [8] с.
  • 1907 — «Любви»; «Ванька Ключник и Паж Жеан»
  • 1908 — «Ночные пляски»
  • 1909 — Ванька ключник и паж Жеан: Драма в 12 двойных сценах Федора Сологуба / Муз. В. А. Сенилова. — Санкт-Петербург: журн. «Театр и искусство», ценз. 1909. — 31 с.
  • 1909 — «Мелкий бес»: Драма в 5 д. (6 карт.) . — Санкт-Петербург: лит. Екатерингоф. печ. дело, ценз. 1909. — 98 с.
  • 1910 — «Заложники жизни»
  • 1912 — «Мечта-победительница»;
  • 1912 — «Война и мир»: Картины из романа Л. Н. Толстого, избр. и приспособл. для сцены Федором Сологубом. — Санкт-Петербург: Журн. «Театр и искусство», [1912]. — 80 с.
  • 1914 — Любовь над безднами: Драма в 4 д. — Санкт-Петербург: журн. «Театр и искусство», [1914]. — 42 с.
  • 1914 — Проводы: Драм. этюд в 1 д. — Петроград: журн. «Театр и искусство», ценз. 1914. — 9 с.
  • 1915 — Камень, брошенный в воду (Семья Воронцовых): Драм. сцены в 4 д. / Федор Сологуб и Анс. Чеботаревская. — Петроград: журн. «Театр и искусство», [1915?]. — 41 с.
  • 1916 — «Узор из роз»
  • 1917 — «Любовь и верность»
  • Дар мудрых пчел. Трагедия. 1918

Собрания сочинений

  • 1909—1911 — Собрание сочинений в 12 томах. — Санкт-Петербург : Шиповник.
  • 1913—1914 — Собрание сочинений в 20 томах
  • 2000—2003 — Собрание сочинений в 6 томах
  • 2001—2003 — Собрание стихотворений в 8 томах

Отдельные тома

Экранизации

  • 1916 — «Слаще яда»
  • 1992 — «Свет и тени» (короткометражный), режиссёр: Любовь Осипова (Россия)
  • 1995 — «Мелкий бес», режиссёр: Николай Досталь (Россия)
  • 2007 — «Кирпич и плакса», короткометражный документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь», режиссёр: Е. Румянцева

В музыке

  • Романс С. В. Рахманинова на стихи Ф. Сологуба «Сон» (из сборника «Шесть стихотворений»), соч. 38 № 5 (1916 г.) /«В мире нет ничего вожделеннее сна…»/. Посвящён (как и весь сборник романсов op. 38) певице Нине Павловне Кошиц.
  • В 1978 году композитор Георгий Свиридов создал хоровой цикл «Гимн России» на слова Фёдора Сологуба[4].
  • Композитор Татьяна Смирнова (1940—2018) написала вокальный цикл в семи частях на стихи Фёдора Сологуба «Кто же ты, чаровница моя?», соч. 74, 1990 г.

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Федор Сологуб Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/fedor-sologub. biographe.ru. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  2. Жизнь и творчество Федора Сологуба. vuzlit.com. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  3. Мисникевич Т. В. Текстологические проблемы издания стихотворного наследия Фёдора Сологуба: автореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.01.01 / Мисникевич Татьяна Владимировна; [Место защиты: Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН]. — Санкт-Петербург, 2007. — С. 13. — 30 с.
  4. Владимирцева Н. Н. Георгий Свиридов и Фёдор Сологуб: Песнь России. Kazan Federal University Digital Repository. Дата обращения: 25 февраля 2023. Архивировано 25 февраля 2023 года.

Литература

Ссылки

Шаблон:Сологуб Фёдор Кузьмич