Тридентский собор
Триде́нтский собо́р (итал. Concilio di Trento) — вселенский собор римско-католической церкви, открывшийся по инициативе римского папы Павла III, заседавший в 1545—1547, 1551—1552, 1562—1563 в Тренте, в 1547—1549 — в Болонье. Был созван в связи с успехами реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения. Считается отправной точкой контрреформации. Сыграл значительную роль в организации католической реформы и противостоянии реформации и протестантизму[1].
История
Тридентский вселенский собор был созван римским папой Павлом III в связи с успехами реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V, стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения. В ходе собора наметились два лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором Карлом V, который настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считая допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы Павла III настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догматических вопросов в строго ортодоксальном и традиционном духе, отвергал малейший компромисс в вопросах доктрины[2][3].
Тридентский вселенский собор закончился победой папской партии. Его постановления закрепили все традиционные догматы католического вероучения. Собор усилил организационно католическую церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов: расширив право надзора за духовенством, укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом собора было усиление гонений на протестантов, введение строгой церковной цензуры, расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католическая церковь обязала духовных лиц и профессоров католических университетов присягать обнародованному в 1564 году — «Тридентскому исповеданию веры», закреплявшему средневековые догматы католицизма[2].
Постановления Тридентского вселенского собора, формально обязательные для всех католиков, были официально приняты в Савойе, Португалии, Венеции, Польше с 1577 года, Испании приняла с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церковного суда. Во Франции они не были приняты официально, но французское духовенство в 1615 году объявило о своём подчинении им. Решения собора надолго определили деятельность католической церкви эпохи Контрреформации[2].
Основные этапы
Триентский вселенский собор проходил с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте в три этапа:
- Первый этап проходил 13 декабря 1545 — март 1547 год. В это период было принято постановление, называвшее в качестве источников Откровения канонической книги Ветхого и Нового Заветов и уравнивавшее в авторитете Священное Писание и Священное Предание. Тем самым отвергался тезис протестантов об исключительном авторитете Священного Писания в делах веры. Против протестантов было направлено также постановление о том, что использовавшийся католической церковью на протяжении многих веков латинский перевод Библии должен считаться аутентичным. Принято решение ввести при кафедральных церквах преподавание Священного Писания; епископам и священникам предписывалось в обязательном порядке выступать с проповедями по воскресеньям и праздникам. Долгие и жаркие дебаты вызвало учение о спасении. Итоговый декрет 13 января 1547 года сформулирован в резком противопоставлении протестантскому учению о единоспасающей вере. В феврале 1547 года был одобрен декрет с общим определением таинств и установлено их число — семь. В 1549 году папа Павел III приостановил заседания Тридентского собора[1][3].
- Второй этап проходил 1 мая 1551 — апрель 1552 год. В это время был принят декрет о Евхаристии, подтверждающий, вопреки учениям Мартина Лютера и Ульриха Цвингли, реальное и истинное присутствие Спасителя и пресуществление Его крови и тела в вино и хлеб в момент свершения таинства; в ноябре 1551 года были одобрены постановления о таинствах исповеди и соборования, а также по упорядочению церковной жизни. Выполняя обещание, данное императору на рейхстаге в Аугсбурге в 1548 году, протестанты Страсбурга, Вюртемберга, курфюршеств Саксонии и Бранденбурга направили своих посланцев в 1552 году на Тридентский вселенский собор, при этом требуя подвергнуть новому рассмотрению уже принятые постановления и отменить подчинение собора папе. Эти условия оказались неприемлемыми для католиков, и протестанты отказались участвовать в работе собора. Выступление германских князей во главе с курфюрстом Морицем Саксонским против Карла V привело к приостановке 28 апреля 1552 заседаний собора[1][3].
- Третий этап проходил 18 января 1562 — 4 декабря 1563 год. В это время работа собора возобновилась при папе Пие IV. Папство столкнулось с широкой оппозицией епископов и преобразовательными устремлениями могущественных светских владык и некоторых национальных церквей католической части Европы. Отсутствие единства и несовпадение интересов по конкретным вопросам дали возможность строгим ревнителям католической традиции сохранить в неприкосновенности основные устои Церкви. В сентябре декретом о мессе подтверждалась её центральная роль в мистерии спасения, поскольку в ней воспроизводилась искупительная, крестная жертва Иисуса Христа; были сохранены немые, без пения и заупокойные мессы. Одобренным в июле 1563 года постановлением церковная иерархия признавалась необходимой, власть епископов — законной, и особым каноном — законность епископов, утверждённых папой. Тогда же было принято постановление об учреждении в каждой епархии семинарии для подготовки священников. Расширялся надзор епископов за духовенством. Вводились меры против злоупотреблений, сеявших смуту в Церкви и подрывавших её авторитет; упорядочивалось управление церковным имуществом, строго воспрещались: торговля духовными должностями, всякого рода вымогательства, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. Были одобрены постановления о признании за Церковью права издавать индульгенции, о почитании святых мощей и священных образов, подтверждалось учение о чистилище. На последней сессии совета с 3 по 4 декабря 1563 года были зачитаны и одобрены принятые ранее решения, подписанные всеми присутствующими иерархами. 26 января 1564 года папа одобрил решения совета буллой «Benedictus Deus», опубликованной 30 июня 1564 года; так же за Святым Престолом было оставлено исключительное право их толкования[1][3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Тридентский собор // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Римские папы в последние четыре столетия : В 2 т. : Пер. с нем. / Соч. Леопольда Ранке. — 2-е изд., изм. и доп., по нем. изд. 1874 г., ст. авт. о Ватикан. соборе. — Санкт-Петербург : тип. Скарятина, 1874. — Т. 1-2
Литература
- Тридентский собор // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Римские папы в последние четыре столетия : В 2 т. : Пер. с нем. / Соч. Леопольда Ранке. — 2-е изд., изм. и доп., по нем. изд. 1874 г., ст. авт. о Ватикан. соборе. — Санкт-Петербург : тип. Скарятина, 1874. — Т. 1-2.
- Pallavicino S. Istoria del Concilio di Trento. Roma, 1656–1657. Vol. 1–2
- Richard P. Concile de Trente. P., 1930–1931. Vol. 1–2
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |