Юности честное зерцало
Юности честное зерцало | |
---|---|
Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов | |
Издание | |
Язык оригинала | русский |
Дата первой публикации | 1717 год |
«Ю́ности честно́е зерца́ло» («Ю́ности честно́е зерца́ло или показа́ние к жите́йскому обхожде́нию, со́бранное от ра́зных а́второв») — сборник правил этикета для молодых дворян[1]. Памятник литературы петровского времени. Первое издание вышло в 1717 году, далее книга неоднократно переиздавалась. В сборнике были представлены новые идеалы цивилизованного светского поведения и воспитания, сословного достоинства[2].
История создания и издания
Предпосылки. Петровская эпоха и переиздания
Петровская эпоха известна как период радикальных реформ, в том числе в сфере образования и науки[3]. Затевая в России масштабные перемены, Пётр Первый обратил внимание на вопрос воспитания молодёжи и повелел подготовить манускрипт с наставлениями для молодых людей[2]. Принято считать, что текст является компиляцией западноевропейских этикетных сборников, адаптированных к российским реалиям[1][4]. Тесные контакты России с зарубежными государствами в области обучения и воспитания отмечаются ещё во времена Бориса Годунова, когда была предпринята первая попытка обучения дворянских детей за рубежом. Со времён Петра I практика получения знаний за рубежом для молодых людей получила распространение. Также есть версия, что страны Европы неоднократно жаловались правительству России на несоответствующее поведение российской элиты во время пребывания на учёбе[3].
Первое издание «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» вышло в свет 15 февраля 1717 года. Книга стала настоящим бестселлером — в год выхода тираж допечатывали два раза, ещё один раз — через два года, и многократно впоследствии. А в 1719 году, книга вышла уже четвёртым изданием[2], а затем неоднократно переиздавалось как для учебных заведений, так и для домашнего использования[3] вплоть до конца XIX века[2]. Впоследствии многие авторы подобных сборников поучений брали за основу «Юности честное зерцало»[3].
До 1717 года молодые люди читали то же, что и взрослые — Псалтирь, Евангелие и т. п. Обучающая литература была адресована одновременно детям и взрослым и не учитывала особенностей детского восприятия. До 1760 года книга «Юности честное зерцало» оставалась единственной, предназначенной исключительно детям[5].
Автор
Авторы документа доподлинно неизвестны. По одной из версий, Пётр I поручил работу епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому)[3]. Это был не только церковный деятель, но также учёный и педагог, а в начале XVIII века он даже недолго был ректором немецкой школы в Москве[1]. Вероятно, соавтором его стал Яков Брюс — знаменитый политик, инженер и учёный — один из известных сподвижников Петра Великого. Брюс по своим взглядам был западником, и его взгляды полностью соответствовали духу петровских реформ. Он, используя основы христианских ценностей уже раннее прописанные в «Домострое», смог их разнообразить некоторыми тенденциями западнической культуры[3]. Ещё одним автором считается Иоганн Паус — немецкий учёный, живший в России[1] и хорошо знавший русский язык. Он занимался переводами и стихосложением, поэтому Пётр I часто поручал Иоганну Паузе написание различных литературных трудов[5].
Безусловно, многие правила были зафиксированы с личных слов Петра Великого, что не отменяет общих характер компиляции христианских традиций Руси и достижений Запада. В числе прочих документов, вероятно, были использованы также положения из сочинения Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских»[3].
Специфика
Набранное гражданским шрифтом с арабским обозначением цифр, издание «Юности честное зерцало» оказалось своего рода манифестом осуществляемых реформ в обрасти образования и культуры[6]. Книга следует жанровой традиции зерцал — характерной для Средневековья разновидности дидактической словесности, восходящее ещё к Диогену и Сократу — представление о зеркале, способном сказать человеку, каков он есть и каким должен быть[7][6].
Издание 1717 года формально считается литературой Нового времени (так как относится к эпохе Петра I), но текст сборника имеет немало общего с древнерусской литературой. Нередко сборник вообще рассматривают за пределами литературы как таковой — он считается одним из справочных изданий петровской эпохи[8]. Действительно, «Юности честное зерцало» часто характеризуют как первый в России учебник хорошего тона, этикета. Однако отличие этой книги в том, что она нацелена не только на то, чтобы привить хорошие манеры. Вступая в своеобразный диалог с «Домостроем» (программным сочинением XVI века, фиксирующим особую модель мироустройства), «Юности честное зерцало» создаёт другую модель русской жизни, проявляет принципиально иное отношение к месту человека в мире[9][6].
Содержание
Сборник представляет собой набор этикетных правил и базовых норм, которыми должны руководствоваться в жизни молодые дворяне мужского (по тексту, отроки) и женского (по тексту, девицы) пола[1].
Прописанные автором правила можно разделить на несколько групп[3]:
- Правила поведения отроков со своими родителями. Они прописываются в самом начале документа, автор уделяет им особое значение.
В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга.
- Правила во время танцев и празднеств. Связаны с появлением новых светских традиций.
Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов.
- Правила о поведении при дворе.
Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен, и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдливо бывает, оный с порожними руками от двора отходит.
- Правила поведения в храме.
В церкве имеет оной очи свои и сердце весма к Богу обратить и устремить, а не на женской пол, ибо дом Божий, дом молитвы, а не вертеп блудничен, но увы коль часто случается, что тем другия соблазняются и подают злой пример.
- Советы девушкам.
Для девушек правила прописывали в духе «Домостроя» набожность, благочестие, скромность и целомудренность. С одной стороны, это может свидетельствовать о социальном неравенстве, а с другой же стороны о сохранении «церковного взгляда» на добродетель девушек[3]
В итоге получилось так, что «Юности честное зерцало», призванное изменить привычную модель русского мира, решило эту задачу только по отношению к дворянскому юноше. Что касается девушки, то представление о том, какой ей быть, осталось традиционным. Дворянскому юноше предписывался путь к придворному миру, карьере, мирской чести, а дворянской девушке отводится традиционная роль добродетельного, целомудренного существа[6].
Структура и язык
Книга состоит из двух частей:
- первая содержит азбуку, таблицу слогов, цифры и религиозные наставления. Это своего рода пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому начертанию чисел. Приводятся слоги и далее — «Нравоучения от священного писания по алфавиту избранные», а также раздел «Число церковное и арифметическое. Ино показание великого сочисления и Объявление числа школьного».
- Вторая, собственно «Юности честное зерцало», содержит правила поведения дворян. Собранные здесь правила благоразумного поведения и этикета должны были помогать отрокам ориентироваться в любой жизненной ситуации[2].
«Юности честное зерцало» не имеет чёткой структуры. Правила варьируются в разных частях документа и нередко повторяются[3]. Об одном и том же говорится в разных местах. Издание не отличается строгим планом, стилевым единством. Страницы, адресованные юношам, написаны сжато, страницы для девушек — пространны и многословны[2].
Язык и стиль изложения авторов сборника в целом выразительный, образный, местами даже простонародный[2]. На лицо отход от церковных традиций и использование жаргонизмов. Возможно, данный стиль был ближе и доступнее для населения и более отчётливо доносил до их сознание основные мысли[3].
Литература
Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Санкт-Петербург, 1717. (Распознанный текст)
Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Санкт-Петербург, 1717. (Сканированный вариант оригинальной книги с азбукой)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Глебкин В. В. От христианина к дворянину. Системы базовых ценностей "Домостроя" и "Юности честного зерцала" // Россия XXI. — 2013. — № 4. — С. 96—113. — ISSN 0869-8503 ISSN: 0869-8503.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Воронина О. Б. "Юности честное зерцало" или показания к житейскому обхождению - первая книга светского этикета эпохи Петра I // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2022. — № 1 (38). — С. 34—40. — ISSN 2687-1289 ISSN: 2687-1289.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Шутова М.А. «Юности честное зерцало» как основной источник воспитания подрастающего поколения петровской Руси // Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2021. — № 70—2. — С. 33—35. — ISSN 3453-9875 ISSN: 3453-9875.
- ↑ Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 2. — СПб.: Изд. тов-ва «Общественная польза», 1862. — С. 381—383.
- ↑ 5,0 5,1 Саратовцева Н. В., Демичева А. А. «Юности честное зерцало»: советы молодым от Петра I // PARADIGMATA POZNANI. — 2022. — № 4. — С. 56—59.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Капустин Н. В. Об истоках гендерной асимметрии в России нового времени: "Юности честное зерцало" // Женщина в российском обществе. — 2019. — № 1. — С. 111—120.
- ↑ Мельшиор-Бонне С. История зеркала. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 212. — 456 с.
- ↑ Менделеева Д. С. Отсылки к другим источникам в поучении девицам сборника "Юности честное зерцало" (к постановке проблемы) // Синергия наук. — 2018. — № 30. — С. 1969—1975.
- ↑ Прохоров Г. С. Предисловие // Домострой; Юности честное зерцало. — СПб.: Азбука классика, 2008. — С. 5—28.