Детективный фильм
Детекти́вный фильм, кинодетекти́в (англ. detective — сыщик, от лат. detego — раскрываю, обнаруживаю, разоблачаю) — произведение киноискусства, рассказывающее о расследовании уголовных и антигосударственных преступлений, а также о работе разведчиков[1]; жанр кино, в котором сыщик, пользуясь профессиональным опытом или особым даром наблюдательности, расследует, а тем самым аналитически реконструирует обстоятельства преступления, опознаёт преступника и во имя определённых идей осуществляет победу над злом[2][3]. Детективный фильм в отличие от детектива литературного характеризуется тем, что в первом выдвигается на передний план не размышления, а поступки персонажей. Ради динамичности сюжета в кинодетективе жертвуют загадкой, показывая параллельно действия сыщика и преступника[1].
Детектив и его эволюция
Как литературный жанр детектив формируется в первой половине XIX века. Его начальные шаги связаны с именами Оноре Бальзака, Чарльза Диккенса, Эдгара Аллана По, Артура Конан Дойла и Уильяма Уилки Коллинза. Детектив был связан с эпосом и драмой и возник на перекрёстке репортажа, повести, пьесы и романа. Однако с течением времени детектив всё больше и больше отдалялся от «высокой» литературы и в основной массе произведений превратился в «занимательное чтиво»[2]. Сложная интрига, таинственность, преступления, запутанные ходы следствия вызывают у читателя напряжённое внимание, а любопытство читателя и чувство сопричастности с описываемыми событиями делают детектив весьма занимательной формой литературы[3].
Вся история детектива и идёт вокруг борьбы за собственность. В этом плане видоизменения детективного материала очень интересны. Например, начало XIX века, совпадающее с развитием, ростом буржуазии, героем выдвигает кого ? Авантюриста, преступника — графа Монте-Кристо, Рокамболя, то есть тех героев, которые связаны с известным романтическим протестом и поэтому благородны. Затем, с середины или со второй половины XIX века кто становится героем? Сыщик, охраняющий имущество и вылавливающий бандитов, которые смеют посягать на собственность. Здесь изменён на протяжении XIX века центр тяжести, и это очень интересно. Так или иначе, детективная литература не только по содержанию собственническая, но и по своим литературным задачам она — средство максимального выколачивания денег, то есть жажды большого тиража. Отбор средств в детективе идёт под знаком франка и доллара. Наиболее эффективный роман будет иметь наибольший тираж, будет приносить наибольшую прибыль. Так что под этим денежным нажимом и происходит абсолютная очистка приёмов.Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн утверждал, что «детектив — наиболее обнажённая форма основного лозунга буржуазного общества о собственности». При всём при этом к основоположникам детектива как литературного жанра Сергей Эйзенштейн относил и Фёдора Михайловича Достоевского, у которого почти «каждая вещь» — «типичный уголовный роман с сыском»[4].
Развитие кинодетектива и его схематизм
Одним из первых кинодетективов была «История одного преступления» режиссёра Фернана Зекка, в которой как бы реконструировался факт уголовной хроники, состоявшей из сцен совершения преступления, поимки преступника и его казни[1]. Кинематограф впоследствии широко обращалось к этим и подобным сюжетам, используя специфическую форму многосерийных фильмов. Родоначальником этого направления стал французский режиссёр Викторен Жассе, поставивший в 1908 году детективный сериал о сыщике Нике Картере. Наибольшей популярностью пользовались фильмы Луи Фёйада «Фантомас», в котором герои воплощали собой или абсолютное добро, или абсолютное зло (Фантомас). При всём при этом эти фантастические фигуры действовали в условиях подлинных, натурно снятых городов[1].
Одной из первых экранизаций романов Артура Конан Дойля был фильм «Озадаченный Шерлок Холмс», который воплощал собой типаж идеального сыщика. В 1930-е годы в качестве сыщика в кинофильмах появляются американцы азиатского происхождения (Чарли Чен) либо иностранцы (мистер Мото, Эркюль Пуаро). Антагонистами сыщика в кинодетективах на данном этапе развития является не только преступник, но и незадачливый и несообразительный полицейский[5].
В 1940-е годы произошёл поворот к жизнеподобию кинодетектива, где вместо сыщика ведущую роль начинает играть полицейский[1]. Полицейские в этих фильмах лишены элементарных жизненных удобств, у них не хватает времени для еды и сна. Их образы — полная противоположность той беспомощной фигуре полицейского, которая выводится в кинодетективах о частных сыщиках[2]. К этой разновидности кинодетектива относятся «Дом на 92-й улице» (1945), «Бумеранг!» (1947), «Звонить: Нортсайд 777» (1948), «Обнажённый город» (1948). В целом, картины, относимые к «полицейскому документу», зачастую основывались на подлинных фактах, отличались документализмом стиля, в деталях показывали ход расследования, снимались на улицах и в реальных интерьерах. В дальнейшем кинодетектив с полицейским в главной роли отошёл от документальности, однако стремление подробно показывать ход расследования в нём сохранилось[1].
В 1960-е годы после выхода романов Яна Флеминга о Джеймсе Бонде главным героем кинодетектива становится шпион, а кинодетектив становится политическим. Морализаторский аспект, не чуждый трактовке фигуры частного сыщика и полицейского, в политическом детективе утрачивается едва ли не полностью. Главный герой политического кинодетектива, часто пренебрегающий моральными нормами и имеющий даже «лицензию» на убийство, в совершенстве владеет своим ремеслом — и только. Поэтому в этом поджанре кинодетектива грань между героем и преступником ещё условнее, чем в других разновидностях киножанра. Герой и преступник оказываются просто двумя противоборствующими силами, пытающимися любыми средствами достичь победы. Основной моральный постулат шпионских кинодетективов — оправдание любых средств, используемых для защиты существующего государственного-политического строя страны. Благом является всё то, что служит его сохранению, при этом властная структура всегда выступает носительницей абстрактных общечеловеческих ценностей[2].
Тяготение к фантастичности и вовлечение в битву добра и зла всей поверхностности земного шара, способствовавшее появлению детективов о супершпионах и прочих мифологизированных защитниках правопорядка, привело к нарастанию социально-критической тенденции в кинодетективах. В этих детективах зрителю становится очевидным, что герою (читай — честному человеку) внутри бюрократической машины уголовного сыска невозможно выполнять свою миссию защитника справедливости, так как всё пронизано коррупцией и пороком. Эта тенденция была реализована в таких фильмах, как «Последнее известное место жительства» (1970), «Серпико» (1973), «Сиятельные трупы» (1976). В советском кинодетективе с реалистических позиций освещалась работа милиции, деятельность органов контрразведки и подвиги разведчиков в тылу врага[1].
В общем, детектив вместе с вестерном, кинокомедией, мелодрамой и другими популярными киножанрами обладает таким качеством, как занимательность, и часто служит средством развлечения. Детектив чаще всего начинается с убийства, именно оно определяет ход всех дальнейших событий. Трагическая ситуация смерти погружена в контекст, в котором царят корысть, жажда власти и денег, конкуренция и секс, аморальность или эгоизм[3]. Существуют разновидности детективного жанра, на основании того, кто является главным героем фильма: частный сыщик, полицейский или шпион. Детективные сюжеты создают представление о преступности как о чём‑то неотделимом от самой природы человека, ведь герой кинодетектива одолевает преступника, чтобы тот в следующем эпизоде или серии «возродился» в новом облике[2].
Образ детектива
В детективе фабула часто совпадает с сюжетом. Герой детектива — сыщик — явно мифологичен, но окружён реалистическими персонажами[3]. Великий детектив, частный или государственный, на протяжении всего фильма неуязвим и невредим, он выступает в роли спасителя, разгоняющего все враждебные силы и восстанавливающего справедливость. Появление детектива на экране равносильно какому‑то чуду, которое избавляет людей от бед и приводит к поражению зла. Герой кинодетектива обладает, развитыми аналитическим способностями, сильным характером, несгибаемой волей и железной выдержкой, которые дополняются исключительной наблюдательностью, зрительной памятью и даже актёрскими способностями. Герой детектива выражает индивидуалистическую концепцию свободы личности, которая берёт жизненные обстоятельства в свои руки и управляет развитием событий[2].
Литература
- Галушко Р. Д. Три лица детектива // Драматургия буржуазного телевидения: Многосерийная телепродукция и проблемы «массовой культуры». — Москва: Искусство, 1977. — 159 с.
- Колодяжная В. С. Советский приключенческий фильм. — Москва: Искусство, 1965. — 210 с.
- Маркулан Я. К. Зарубежный кинодетектив. — Ленинград: Искусство, 1975. — 168 с.
- Clarens C. Crime movies : From Griffith to the Godfather a. beyond. — New York; London: Norton, 1980. — 351 с. — ISBN 0-393-01262-X.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Михалкович В. И. Детективный фильм // Кино: Энциклопедический словарь / Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 118—119. — 637 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Галушко Р. Д. Три лица детектива // Драматургия буржуазного телевидения: Многосерийная телепродукция и проблемы «массовой культуры». — М.: Искусство, 1977. — С. 25—47. — 159 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Маркулан Я. К. Зарубежный кинодетектив. — Ленинград: Искусство, 1975. — 168 с.
- ↑ Эйзенштейн С. М. Литература в кино // Вопросы литературы. — 1968. — № 1. — С. 91—112.
- ↑ Tuska J. The Detective in Hollywood. — New York: Doubleday, 1978. — 436 с. — ISBN 978-0-385-12093-7.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |