Эйзенштейн, Сергей Михайлович

Материал из «Знание.Вики»
Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн
Портрет
Дата рождения 22 января 1898(1898-01-22)
Место рождения Рига
Дата смерти 11 февраля 1948(1948-02-11) (50 лет)
Место смерти Москва
Профессия кинорежиссёр

Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн (род. 22 января 1898 года, Рига, Лифляндская губерния, Российская Империя — 11 февраля 1948 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год), доктор искусствоведения (1939 год), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941 год, 1946 год)[1].

Биография

Сергей Эйзенштейн родился в 1898 году в Риге. Его отец был городским архитектором, мать происходила из купеческой семьи — Эйзенштейны жили в достатке, имели прислугу и часто принимали у себя в гостях крупных чиновников. Родители будущего режиссёра уделяли ребенку мало внимания. Сергей Эйзенштейн вспоминал свое детство как «время печали» и не гордился своим происхождением[2].

Однако жизнь в достатке открыла для будущего режиссёра много возможностей. Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры. Позже он отмечал, что «это оказалось всё нужным и полезным не только для себя, но и для других». В 1906 году, во время Первой русской революции, семья уехала в Париж. Там Сергей впервые увидел кинофильм[3].

В 1907 году девятилетним мальчиком Сергей Эйзенштейн поступил в рижское реальное училище. На Рождество и Пасху ездил гостить к бабушке в Санкт-Петербург. После развода родителей в 1912 году Эйзенштейн остался жить с отцом. По признанию Эйзенштейна, к матери он относился с «опасливой сыновьей привязанностью». Сергей рос послушным мальчиком и старался ориентироваться на отца: например, не начал курить, потому что отец не курил. Тот в свою очередь готовил сына к будущему архитектора. В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в Петроградский институт гражданских инженеров[2] .

Весной 1917 года Сергея Эйзенштейна призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков инженерных войск, в марте 1918 года он вступил в ряды Красной армии. На службе Эйзенштейн прошел путь от телефониста до помощника младшего прораба, был техником-строителем, сапёром. Он участвовал в самодеятельности — работал художником-декоратором, актёром и режиссёром[2]. В 1920 году на Минском фронте Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского. Незнакомый язык настолько увлёк его, что он решил стать переводчиком и поступить на отделение восточных языков Академии Генерального штаба[2].

Те, кто знал Эйзенштейна при жизни, не мог не знать и Перу Аташеву (Жена (с 1934 года) — журналистка и кинокритик Перл Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева; 18 ноября 1900 — 23 сентября 1965)). С Эйзенштейном они были близки много лет, но жили на разных квартирах. Во второй половине тридцатых годов Сергей Михайлович ушел от Перы к Елизавете Телешевой, она была у него ассистентом во ВГИКе, по работе с актёрами на «Бежином луге» и режиссёром во МХАТ[4]. После его смерти от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года[5] весь архив Сергея Михайловича оказался у Перы[4].

Профессиональная деятельность

Через некоторое время будущий режиссер оставил японский и устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта[2]. В 1921 году он поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские — их тогда возглавлял режиссёр Всеволод Мейерхольд. В Пролеткульте Эйзенштейн оформил спектакль Валентина Смышляева «Мексиканец» по произведению Джека Лондона. Друг режиссёра Максим Штраух вспоминал, что Эйзенштейн «быстро оттеснил» Смышляева и фактически стал режиссёром[6]. В то время молодой Эйзенштейн говорил, что готов создавать декорации и ставить спектакли лишь для того, чтобы получше узнать театр, а потом разрушить его. Он стал сторонником революционного искусства[2].

Позже Эйзенштейн работал ещё над несколькими постановками, среди которых свободная интерпретация пьесы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»[2]. Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». Тогда это была распространённая практика в отношении зарубежных кинокартин. В СССР перемонтированная лента Ланга вышла под названием «Позолоченная гниль»[6].

Затем он решил снять цикл из восьми фильмов «К диктатуре». Съемки режиссёр начал с картины «Стачка», которая вышла на экраны в 1925 году. Фильм был для тех лет оригинальным: Эйзенштейн использовал новые приёмы — кинометафоры, необычные ракурсы. Работа получила неоднозначные отзывы от прессы и зрителей — её и критиковали за сложность, и называли революцией в мире кино. Несмотря на критику, после «Стачки» Эйзенштейну поручили следующую картину цикла, посвящённую событиям 1905 года. Из-за сжатых сроков режиссёр выбрал ключевое, на его взгляд, событие года. Вышедший в 1925 году фильм «Броненосец «Потемкин» имел большой успех. Картину не раз признавали лучшим фильмом по итогам опросов зрителей, кинорежиссёров и критиков. Через два года Эйзенштейн снял еще один фильм цикла. «Октябрь» стал первым художественным фильмом, в котором появился образ Ленина. Его сыграл рабочий металлургического завода Василий Никандров. Эйзенштейн реализовал свою концепцию новой режиссуры: кино без главных героев и выраженного драматургического сюжета, созданное режиссёром за монтажным столом. И вновь картину и хвалили, и ругали. А Владимир Маяковский отметил «полную пустоту, полное отсутствие мысли» в образе Ленина[2].

Лекция во ВГИКе
Эйзенштейн, Тиссэ, Александров, Дисней


В 1928 году Эйзенштейн исполнил свою давнюю мечту — отправился за границу. Вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ режиссёр объездил всю Америку и Европу. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио.

В США Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures — планировалась экранизация «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Однако работа не была закончена — компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!». После того как было отснято 75 тысяч метров пленки, съёмки пришлось завершить — Иосиф Сталин направил Эйзенштейну официальную телеграмму с просьбой вернуться в СССР. Фильм так и остался неоконченным. После возвращения в СССР в 1932 году Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью — его назначили заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Свои занятия Сергей Михайлович иногда проводил у себя дома, на Потылихе[4]. Эйзенштейн составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году Эйзенштейн получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения. Однако не все работы режиссёра одобряло правительство — фильм «Бежин луг» получил много критических отзывов, лента была забракована и смыта. В годы войны Эйзенштейн работал над своей последней картиной «Иван Грозный». Первая часть фильма вышла в 1945 году — режиссёра удостоили Сталинской премии. Доснять вторую часть Эйзенштейн не успел. В черновом варианте эта серия вышла только в 1958 году[2].

Фильмография

Библиография

  • Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в московском Пролеткульте // Леф. — 1923. — № 3. — С. 70—75.
  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. — 1926. — № 35. — С. 10.
  • Эйзенштейн С., Пудовкин Вс., Александров Г.Будущее звукового фильма: Заявка // Жизнь искусства. — 1928. — № 32. То же: Советский экран. 1928.
  • Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. — 1926. — № 34.
  • Эйзенштейн С. М. Иван Грозный [: Киносценарий]. — М.: Госкиноиздат, 1944. — 192 с.
  • Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссёром. — Рига: Госкиноиздат, 1946. — 340 с.: фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. — М.: Искусство, 1956. — 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. — М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. — 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. — М.: Искусство, 1961. — 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. — М.: Искусство, 1964—1971.
    • Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. — М., 1964. — 696 с.
    • Т.2: Работы 1923—1940 гг.: цикл работ о монтаже, программа преподавания режиссуры во Всесоюзном государственном институте кинематографии, выступление на творческом совещании 1935 года; статьи и заметки разных лет; «Заявка Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова» (Будущее звуковой фильмы"), перевод доклада на английском языке, «Монтаж 1938» и др. исследования. М., 1964. — 566 с.
    • Т.3: Теоретические исследования 1945—1948 гг. — М., 1964. — 672 с.
    • Т.4: «Искусство мизансцены». — М.: 1966. — 790 с.
    • Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. — М., 1968. — 600 с.
    • Т.6: Киносценарии. — М., 1971. — 560 с.
  • Эйзенштейн С. Немчинов пост [: воспоминания о К.Малевиче] / Публ. И. Вакар // Новые рубежи: Одинцово. — 1988, 28 января. — № 12-13 (11051-11052).
  • Эйзенштейн С. Чёт — Нечет / Публ. Н.Клеймана // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1988. — Вып. 3. — С. 234—278.
  • То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин [: антология]. Челябинск: Аркаим, 2004. — С. 401—412. — (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3.
  • Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова [: трагикомедия о прифронтовом доме терпимости в эпоху первой мировой войны, 1925 // НЛО. — 1993. — № 4. — С. 5—19.
  • Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвёртое измерение в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Вкладыш [: учебное издание] / Предисловие Р. Юренева. — М.: ВГИК, 1998. — 193 с. — ISBN 5-87149-038-7.
  • Эйзенштейн С. Мемуары / Составление, предисловие, комментарии Н. И. Клеймана. — М.: Труд; Музей кино, 1997. Том 1. Wie sag' ich’s meinem Kinde? — 432 с. — («Живая классика») — ISBN 5-88244-009-2.
  • Эйзенштейн С. Мемуары. — М.: Труд; Музей кино, 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретания; Профили. — 544 с. — («Живая классика») — ISBN 5-88244-010-6.
  • Театральные тетради С. М. Эйзенштейна(«Заметки касательно театра» и другие записи)./ Публ., вст. ст., коммент. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной//Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 /Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: «УРСС», 2000. — С. 190—279.
  • Теории новой антропологии актёра и статья С. Эйзенштейна и С. Третьякова «Выразительное движение». Публ., вст. ст. и примеч. А. С. Миляха // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: «УРСС», 2000. — С. 280—305.
  • С. Эйзенштейн — оперный режиссёр. К истории постановки «Валькирии». Публ., вст. текст и коммент. С. И. Савенко // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: «УРСС», 2000. — С. 310—326.
  • Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. — 592 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.).
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 495 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.).
  • Театральные тетради С. М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи) / Публ., вступит. текст, примеч. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: УРСС, 2000. — С. 190—279.
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1.
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. — 687 с. — ISBN 5-901631-09-9.
  • С. М. Эйзенштейн. «Интернациональный театр» / Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: АРТ, 2004. — С. 200—208; 537—539.
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. — М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. — 624 с. — ISBN 5-901631-12-9.
  • Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е. Басина. — М.: Смысл, 2002. — 336 с. — ISBN 5-89357-114-2.
  • «Всё великое просто» С. М. Эйзенштейн о театре. 1919—1923. Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Забродина // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2009. — С. 437—505.
  • Увлечён был очень и лихо трудился" Эйзенштейн С. М. Из дневников 1939—1941 годов (О постановке «Валькирии» Вагнера в Большом театре) / Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Забродина // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2019. — С. 487—558.

Награды

Почётное звание:

  • 11 февраля 1935 года — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Государственные премии:

  • 15 марта 1941 года — Сталинская премия I степени — за фильм «Александр Невский» (1938)
  • 26 января 1946 года — Сталинская премия I степени — за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)

Ордена и медали:

  • 1925 — Золотая медаль на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже — за фильм «Стачка» (1924)
  • 1 февраля 1939 года — орден Ленина — за фильм «Александр Невский» (1938)
  • 13 октября 1940 года — юбилейный значок «20 лет советской кинематографии»
  • 23 ноября 1946 года — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Примечания

  1. Шпагин А.В. Эйзенштейн. Дата обращения: 1 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Сергей Эйзенштейн. Культура.РФ. Дата обращения: 1 июня 2023.
  3. Шкловский В. Б. Эйзенштейн. — М.: Искусство, 1976. — 328 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 Катанян В.В. Сергей Эйзенштейн и жена его Пера. Катанян Василий. Прикосновение к идолам (1997). Дата обращения: 4 июня 2023.
  5. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения / П. М. Аташева и другие. — М.: Искусство, 1964.
  6. 6,0 6,1 Садуль Ж. Всеобщая история кино: Европа после первой мировой войны = Historie Gėnėrale Du Cinėma / Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Искусство, 1982. — 528 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!