Древляне

Древляне
Древляне
Древляне платят дань князю Олегу (883). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV векаДревляне платят дань князю Олегу (883). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Другие названия др.-рус. дре́вляне
Тип племенной союз
Этноиерархия
Группа народов славяне
Подгруппа восточные славяне
Общие данные
Язык древнерусский язык
Религия славянское язычество,
православие
В составе древнерусской народности
Предки древние славяне; согласно ряду учёных, конкретно дулебская группа племён[1][2][3]
Историческое расселение
Полесье на границе современных Украины и Белоруссии
Государственность
— племенной союз
— в IX веке включены в состав Руси

Древля́не — одно из племенных объединений восточных славян, во второй половине 1-го тысячелетия — начале 2-го тысячелетия занимавших лесную полосу днепровского правобережья и бассейн рек Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига. На западе они доходили до реки Случь, где граничили с волынянами, а на севере — с дреговичами. Имели города, наиболее крупные из них — Вручий (Овруч), Искоростень (Коростень), игравший роль столицы[4].

Около 883 года древляне по­ко­ре­ны ки­ев­ским князем Оле­гом, уча­ст­во­ва­ли в его по­хо­дах на Ви­зан­тию. Од­на­ко по­сле смер­ти Оле­га (912 год) вы­шли из под­чи­не­ния ки­ев­ских кня­зей[5].

География

Первые археологические сведения о древлянах были получены при курганных раскопках, проводимых в конце XIX — начале XX веков. Археологи доказали справедливость мнения о расселении древлян в лесистых местностях. Восточными соседями древлян были поляне, западными — волыняне, на севере древляне граничили с дреговичами[5].

Точные границы расселения древлян установить не удалось, но известно, что с VIVII веков этнокультурный ареал расселения древлян находится в бассейнах рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, охватывая территории Полесья на правом берегу Днепра[5]. Гравным центром племенного союза являлся град Искоростень, расположенный на реке Уж. Помимо столицы, в летописях и археологических источниках идентифицированы такие укреплённые поселения, как Овруч и Городск, а также ряд неустановленных городов, топонимика которых утрачена, но материальные свидетельства их существования сохранились в форме многочисленных городищ[4].

Так как племя проживало в лесных массивах, с конца 1-го тысячелетия в древнерусских летописях получило название «древляне». Примерно в VIII веке древляне вошли в состав племён, на основе которых сложилось древнерусское государство[5].

Взаимоотношения с соседями

Военные отношения

Древляне представляли собой наиболее оппозиционную силу среди восточнославянских племенных объединений по отношению к полянам и их союзникам, инициировавшим процесс формирования Древнерусского государства с центром в Киеве. Данное племя выступало против первых киевских князей. В ходе одного из конфликтов древлянами был ликвидирован князь Игорь Святославич. Ответной мерой со стороны киевской власти явилась месть княгини Ольги, вдовы Игоря, результатом которой стало убийство древлянского князя Мала[4][6].

Витрина с древлянскими оружием и доспехами в Коростенском краеведческом музее

В «Повести временных лет» содержится хрестоматийный эпизод, касающийся казни князя Игоря древлянами в 945 году, который получил широкое распространение в исторической литературе. Летописец, фиксировавший события спустя приблизительно полтора столетия после произошедшего, связывал жестокость древлян непомерной жадностью князя: Игорь предпринял два похода к древлянам за данью. Первоначальный сбор осуществлялся силами всей дружины, после чего, отпустив основную её часть с собранными средствами, князь с «малой дружиной» вернулся для вторичного побора. Для древлянской общности это являлось уже третьим по счёту походом со стороны Киева, учитывая предшествующие сборы, проводимые киевским воеводой Свенельдом. Согласно летописной реконструкции, получив сведения о подготовке повторного визита Игоря, древляне под предводительством князя Мала пришли к решению, что ликвидация киевского правителя является единственным методом прекращения грабительской практики, проведя аналогию с истреблением волка, систематически нападающего на стадо. Князь Игорь проигнорировал ультиматум древлян, что привело к его убийству и уничтожению его немногочисленной дружины. Тело князя было погребено с соответствующими почестями вблизи Искоростеня, однако детали казни в летописном источнике отсутствуют[5].

Для историков мотивация второго похода Игоря к древлянам, предпринятого с ограниченным военным контингентом и вопреки очевидным угрозам, остаётся дискуссионной. Ряд исследователей подвергает сомнению объективность летописного изложения. Существует гипотеза, что Игорь не мог распустить дружину, так как после сбора дани в первом походе дружина отправилась в полюдье — продолжительный (до полугода) объезд подконтрольных территорий для сбора налогов с отдельных домохозяйств. Таким образом, действия киевского князя укладывались в рамки сложившейся системы взаимоотношений с подчинённым племенем. Однако древляне, обладавшие собственной государственностью в форме княжеского правления, расценили продолжение сбора налогов, независимо от их формы, как нарушение суверенных прерогатив и инициировали восстание[5][6].

«Повесть временных лет» не акцентирует внимание на конкретике казни Игоря. Соответствующие данные сохранились в византийских хрониках. В частности, историк Лев Диакон сообщает, что князь Игорь, отправившись в поход «на германцев», был захвачен в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Подобная казнь, известная как «разрывание деревьями», являлась распространённой практикой в раннесредневековый период у ряда народов[5][6].

Взаимоотношения древлян и княгини Ольги

№ 63 Перша помста Ольги

Согласно летописным данным, древляне, стремясь упрочить свой политический статус, инициировали переговоры, предложив Ольге вступить в брак с их князем Малом. Однако киевская княгиня избрала путь мести за гибель супруга. Она отклонила предложение древлян и реализовала три последовательные карательные акции. Первая заключалась в закапывании заживо двенадцати знатных послов, вторая — в сожжении следующих послов в бане. Третья акция была осуществлена Ольгой в Искоростене во время тризны по Игорю, где по её приказу дружинниками было уничтожено 5000 представителей древлянской знати[5].

В 946 году, мобилизовав новое войско в Киеве, Ольга в сопровождении сына Святослава вернулась к древлянам. Осаждённым жителям Искоростеня была предложена символическая контрибуция: «по три голубя да по три воробья» с каждого двора. После получения птиц, к ним, по распоряжению княгини, был прикреплён зажжённый трут. Выпущенные на волю, они спровоцировали повсеместный пожар, полностью уничтоживший город. Искоростень выгорел полностью. Часть населения была истреблена войском Ольги, часть — взята в плен, а на уцелевших была «возложена тяжкая дань»[5].

Освещение событий, связанных с местью Ольги, вызвало критику в историографии. Так, Николай Михайлович Карамзин отмечал, что летописное повествование противоречит как «вероятностям рассудка», так и «важности истории», и, без сомнения, заимствовано из «народной сказки». Тем не менее, в последующей литературе данные описания нередко трактовались как достоверные[5].

Торгово-экономические отношения

Обнаруженные женские украшения свидетельствуют о развитых торговых контактах древлян с сопредельными племенами[5]. Эти украшения, часто из бронзы, серебра или золота, использовались в XI-XIII веках и крепились к головным уборам, а также служили как обереги. Их находили в процессе раскопок древних городищ и поселений древлян, в частности, в районе Киева, что подтверждено археологическими находками и является основным источником информации о быте и культуре древних славян, включая древлян. Были найдены[7]:

  • височные кольца (колты), которые могли быть литыми и крепились к головному убору
  • браслеты
  • серьги

Виды украшений демонстрируют как типологическое сходство с изделиями из погребений соседних племён, так и региональную специфику. Например, перстнеобразные височные кольца у древлянских женщин отличались более тонкой работой по сравнению с аналогами у полян[5].

Многообразие типов бус (стеклянные, золочёные, сердоликовые, бронзовые), а также перстней (витые, плетёные, литые) коррелирует с находками на соседних территориях. Наличие изделий из янтаря указывает на существование торговых связей, выходящих за пределы соседних славянских племён[5].

Жизненный уклад

Витрина с древлянскими украшениями в Коростенском краеведческом музее

Начиная с VIII века, хозяйственная деятельность древлян не ограничивалась исключительно лесными промыслами. Стандартизированный погребальный обряд свидетельствует о сформировавшихся религиозных воззрениях, связанных с загробным миром. Отсутствие оружия в захоронениях интерпретируется как индикатор относительно мирного характера племени[8]. Находки серпов свидетельствуют о развитом земледелии, фрагменты керамики — о гончарном производстве, а металлические изделия — о кузнечном ремесле[5].

Помимо земледелия, древляне занимались скотоводством, ткачеством и кожевенным делом. Сырьё для ремесленных производств добывалось на территории проживания. Пряслица из местного красного шифера, вероятно, являлись предметом экспорта. Предметы вооружения, обнаруженные при раскопках (копья, кинжалы, наконечники стрел, ножи), так же, как и предметы быта, изготавливались преимущественно из железа с декорированием бронзой и серебром[5][8].

Государственнось

О прогрессирующем социальном развитии древлянского общества свидетельствует процесс становления городов. Данные археологии и летописные источники позволяют идентифицировать такие городские центры, как Искоростень (центр древлянского общества), Овруч, Олевск, Малин (Мал)[5].

Согласно точке зрения Василия Осиповича Ключевского, древляне в Х веке сохраняли децентрализованную структуру, будучи разделёнными на автономные округа во главе с независимыми князьями, которые могли создавать временные союзы[8]. У древлян складывались институты государственности: управление осуществлялось князьями и «лучшими мужами» (племенной знатью), опиравшимися на военную дружину. Летопись сохранила имя одного из таких князей — Мал, вошедшего в историю исключительно в связи с участием в судьбе князя Игоря[5].

Летописное предание сообщает, что в более ранний период древляне «обижали» полян[6]. Однако уже князь Олег подчинил их Киеву и наложил дань[8]. В дальнейшем древлянская этнополитическая общность была интегрирована в формирующуюся древнерусскую народность[5].

Этническая принадлежность древлян

Византийские историки причисляли древлян к германцам. Владимирская летопись XV века относила их к «литве» (балтам). Автор «Повести временных лет» утверждал принадлежность древлян к «славянскому племени» — именно эта точка зрения стала доминирующей в отечественной историографии[5][6].

В эпоху раннего племенного обособления древляне, как и прочие славянские племена, обладали уникальными этнографическими характеристиками. Однако ранняя утрата политической автономии обусловила быструю ассимиляцию и нивелировку их этнографических и диалектных особенностей[5][6].

Древляне в памяти народа

Месть княгини Ольги

Местонахождение погребения князя Игоря и его дружины известно лишь по легендам и местным преданиям и не подтверждено археологически. Согласно некоторым данным, дети князя Мала, Добрыня и Малуша, были вывезены княгиней Ольгой. Добрыня, ставший впоследствии воеводой, считается прототипом былинного героя Добрыни Никитича, чей образ был мифологизирован в народном эпосе и запечатлён в памятниках культуры[5][9].

Малуша, выполнявшая при дворе Ольги функции ключницы или милостницы, стала матерью князя Владимира — будущего Крестителя Руси. Память о Малуше и юном сыне Владимире была увековечена в монументальной скульптуре в городе Коростень (Житомирская область), где также установлены памятники князю Малу и княгине Ольге. Ещё один памятник Малуше и Владимиру был воздвигнут в посёлке Любеч (Черниговская область)[5][10][11].

Литература

  1. Звiздецкий Б. А. Городища IX—XIII вв. на територiї лiтописних древлян. — Київ, 2008. — 176 с.
  2. Стефанович П. С. Древлянская дань киевским князьям // По любви, в правду, безо всякие хитрости. Друзья и коллеги к 80-летию В. А. Кучкина. Сборник статей. — М.: Индрик, 2014. — С. 19—74.

Примечания

  1. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — (Studia Historica). — ISBN 5-94457-065-2.
  2. Русанова И. П. Славянские древности VI—VII вв. — Москва: Наука, 1976.
  3. Славянская энциклопедия. Киевская Русь—Московия : В 2 т / Авт.-сост. Богуславский В. В.; Науч. ред. Куксина Е. И. — Москва: Олма—Пресс, 2001. — 26 см. — ISBN 5-224-02249-5.
  4. 4,0 4,1 4,2 Древляне. Хронос. Дата обращения: 24 октября 2025.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 5,21 Кто такие древляне. Каталог Меднолит. Дата обращения: 24 октября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Анисимов К. А., Жих М. И. Древляне. Этногенез, социальная и политическая история // Исторический формат : журнал. — 2025. — № 1 (41). — С. 55—109.
  7. Манаев Г. Какие украшения носили в Древней Руси?. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (27 декабря 2023). Дата обращения: 1 ноября 2025.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Антонович В. Б. Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян // Материалы для археологии России. — СПб., 1893.
  9. Перхавко В. Б. Былинные герои и их прототипы // Преподавание истории в школе : журнал. — 2010. — № 10. — С. 33—37.
  10. Бубнов С. Л. Памятники Владимира : иллюстрированный справочник. — 3-е изд., доп. — Владимир: Транзит-ИКС, 2008. — С. 68—69. — 143 с.
  11. Дектярева А. Во Владимире поставили памятник княгине Ольге // Комсомольская правда – Владимир. — 2004. – 19 октября. — С. 6.

Ссылки