Смоляне

Смоляне
Смоляне
Славянские племена на Балканах около 700 годаСлавянские племена на Балканах около 700 года
Этноиерархия
Группа народов славяне
Подгруппа южные славяне,
восточные славяне
Общие данные
Язык праславянский язык
Письменность глаголица, кириллица
Религия славянское язычество,
христианство
Первые упоминания VI век
В составе Союза семи племён
древнерусской народности
Предки древние славяне
Потомки болгары, русские, белорусы
Родственны кривичи, северяне
Современное расселение
влились в болгарский и русский народы
Историческое расселение
Бассейн рек Марица, Места (Балканский полуостров, Родопы)
Государственность
в составе Союза семи племён, впоследствии мигрировали в Верховья Днепра, вошли в состав Смоленского княжества

Смоля́не (болг. смоляни) — раннеславянское племя, южные славяне, проживавшее в VIVIII веке на северо-востоке Балканского полуостров, в горном массиве Родопы. Первые сообщения в византийских источниках о перемещении славянского населения южнее Дуная относятся к первой половине VI века[1]. В 837 году племя смолян восстало против византийского верховенства, заключив союз с болгарским ханом Пресианом, но он обратил оружие против них[2].

Племя смолян в составе болгарского народа подверглось притеснениям сначала от Византии, затем от османов. Смоляне в горных районах оказывали сопротивление порабощению, но оставались под турецким владычеством даже после освобождения большей части Болгарии в 18771878 годах. Получив независимость в 1912 году, поселение Смолян было названо по наименования славянского племени смоляне. Статус города Смолян, находящийся у Смолянских озёр, получил в 1960 году[3]. Он является одним из самых южных областным центров Болгарии[4].

Миграция славян с Дуная, вызванная непрерывными войнами, привела к переселению части смолян, северян и других южных славян в среднее и верхнее течение Днепра, откуда праславяне пришли несколькими веками ранее. По мнению ряда исследователей, смоляне поселились в верховьях Днепра, основав город Смоленск. Предположительно, другая часть балканских смолян переселилась на северо-запад (смолинцы), либо они ещё до заселения Балкан представляли собой единое племя и мигрировали в разных направлениях[1].

Происхождение и этногенез

Расселение праславян в V—X веках

Балканское племя смолян советский языковед-славист, специалист по этимологии славянских языков Олег Трубачёв связывает с ветвью восточных славян кривичей. Город славян-кривичей Смоленск упоминается «Повести временных лет»[5]. Этот топоним Трубачёв считает родственным балканскому племени[6].

Ещё одно славянское племя в южной части Балканского полуострова носило тысячу лет назад имя, которое тоже, по-видимому, восходит к восточным славянам — смолены/смоляне, откуда Смолен, город в юго-западной Болгарии.Трубачёв О.Н.

Топоним Смоленъскъ и его второй вариант Смолъскъ[7] исследователи производят от древнерусского племенного названия «смоляне». Название племени, в свою очередь, связывают со смоляным промыслом, который был востребован, поскольку смолили речные суда[8] .

Связь балканского племени смолян с полабским племенем смолинцев, входившим в Ободритский союз также может быть установлена. Смолинцы упоминаютя в «Баварском географе» в форме Smeldingon[1].

Пример переноса балканославянских и восточнославянских этнонимов не единичен: kruvitsane, жившие на Пелопоннесе, и кривичи, севери в дунайской Болгарии и северяне, другувиты в Македонии и восточнославянские дреговичи[6].

Перенос этнонимов — это феномен, который известен не только у славян и связывается с переселением народов. Фёдор Браун отмечал сходную ситуацию у германских племён: «целый ряд народностей будто раздваивается»[9]. Археолог-славист Валентин Седов полагал, что[10]

Смоляне Балканского полуострова, смолинцы Полабья и смоляне Верхнего Поднепровья некогда составляли единое праславянское племя, впоследствии в результате великой славянской миграции начала средневековой поры расчленённое и разбросанное по разным регионам. Коренной регион праславянских смолян определить не удаётся, но несомненно, что части этого племени проделали большой путь от своего исходного центра. Известная надпись на корчаге, найденной в Гнёздове под Смоленском, согласно изысканиям О.Н. Трубачева, ... отражает импульс из Среднего Подунавья.Седов В.В.

История

Пресьянова надпись. Греческий текст, высеченный на камне в базилике о болгарском правителе Пресьяне I. 836—852 годы. Филиппы. Греция. Часть 1
Пресьянова надпись. Греческий текст, высеченный на камне в базилике о болгарском правителе Пресьяне I. 836—852 годы. Филиппы. Греция. Часть 2

Балканские смоляне не оставили летописных свидетельств о своей жизни в Родопах в VIVIII веке. Но славянские топонимы, возникшие более тысячи лет назад сохранили память об этом народе. В Смолянской области Болгарии расположены город Смолян на реке Черна (возможно, название связано с смоляным промыслом), Смолянские озёра, село Смилян (смиляти — измельчать, молоть), горный утёс Соколица. Более позднее название этой скалы — Невястата. Легенда гласит, что девушка-смолянка накануне свадьбы по принуждению бросилась с этой скалы, чтобы не принадлежать захватчику. Выход к Эгейскому морю смолянам давала река Места[11].

Смоляне были одним из семи славянских родов, входящих в союз. Каждый род имел своего князя, подчинявшегося аварскому кагану. Отношения с аварами, под покровительством которых славяне переселились на Балканы, были мирными. У северов, игравших ведущую роль в союзе, был «архонт» Славун, который упоминается в VIII веке под властью болгар. У северских князей в роду передавались родовые имена, поскольку царь Слав упоминается в «Апокрифической летописи» XI века[12].

В 836 году к власти в Болгарском царстве после смерти Маламира пришёл его племянник Пресьян I. С 822 года велось строительство города Преслава, ставшего впоследствии столицей Болгарии вместо Плиски. Возможно, имя Пресьян из греческих источников соответствует славянскому Преслав. В 837 году смоляне, жившие южнее Болгарского царства, заключили союз с Пресьяном и восстали против Византии. В результате болгаро-византийской войны Пресьян присоединил Македонию и Южную Албанию и вышел к Эгейскому и Адриатическому морям, но земли смолян остались у Византии. К этим событиям относится так называемая Пресьянова надпись, высеченная на камне во второй базилике города Филиппы, находившегося в землях смолян. Сохранилось две плиты с текстом[13]:

Богом поставленный владетель многих болгар Пресиян послал кавхана Исбула и дал ему войско с ичиргу-боилом и кана-боилом Колобором. И двинулся кавхан на смолян... Когда кто-то говорит правду — Бог видит. И когда кто-то лжёт — Бог видит. Болгары сделали много хорошего христианам, а христиане забыли об этом — но Бог видит!Пресианова надпись. Филиппы. IX век

Географическая карта муниципалитета Смолян. Болгария

Часть текста отсутствует. Очевидно, Пресьян, первоначально взявший смолян в союзники против Византии, затем обратил войско против них. Смоляне были разгромлены, но Константинополь не выполнил неких обещаний, данных Пресьяну в обмен на отказ от союза со смолянами. Надпись взывает к Божьей справедливости. Возможно, это плиты эпитафии по погибшим в битве в конце 830-х годов смолянам и болгарам.

После Пресьяна правил его сын Борис I. В войнах он терпел поражения, голод в Болгарии вынудил его пойти на уступки Византии. В заложниках у сербов был сын Бориса Владимир Расате, а сестра была заложницей в Константинополе. Борис принял христанство от Римского престола из-за вражды с Византией, но через четыре года в 870 году перешёл под омофор Константинополя, предоставившего Болгарской епархии автономию. В это время смоляне в византийских источниках не упоминаются[14].

Спустя 30 лет после сражения смолян с болгарами в верховьях Днепра отмечен большой город Смоленск. В недатированной части «Повести временных лет» говорится, что кривичи «сидят на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленскъ»[5]. Под 863 годом Устюжский летописный свод сообщает о прохождении по Днепру мимо Смоленска варягов Аскольда и Дира, которые не напали большой многолюдный город[15][16].

...вскоре они увидели поселение, но на берег сойти не решились, потому как град велик и мног людьми былУстюжский летописный свод. 863 год

Ольга, княгиня киевская, на приеме у Константина VII Багрянородного. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг.

Около 948-952 годов византийский император Константин VII Багрянородный в своем наставлении сыну упоминал Смоленск. В Царьград приезжали русские послы и княгиня Ольга, от которых он мог узнать названия городов, производящих лодки. Но император ошибочно утверждал, что славяне рубят лес для лодок в горах, вероятно припомнив племя смолян, которые жила в Родопах и занимались теми же промыслами[17]:

«[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы [лодки-однодеревки] являются одни из Немогарда, в котором сидит Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски [Смоленска], из Телиуцы [Телича], Чернигоги [Чернигова] и из Вусеграда [Вышгорода]»... Славинии рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову [Киев].

Археологические данные

Вид на крепость Кривус в Родопах. Болгария

Дунайские славяне, составлявшие Союз Семи родов во главе с северами, сформировали на заселённых ими в конце VI века землях Фракии славянскую попинскую археологическую культура. Она сходна с ипотештинской и представлена в северо-восточной Болгарии, где в VI — VII веках славяне проживали компактно, без иноплеменников. В Гарване и Попине выявлены неукрепленные славянские поселения с полуземлянками квадратной формы и могильниками с погребениями по обряду кремации. В селении Брановцы выявлена круглая площадка из глины, имеющая два выступа. Найдены кости животных, обломки посуды IXX веков, что идентифицировали как капище. Южнее славяне подселялись к местным жителям, но были поселения славянского типа в долине Марицы. Этот ареал не доходил до Эгейского моря[12].

На землях смолян в бассейне реки Марицы соприкасались попинская и западно-балканская культурные области. Македонские племена не входили в попинскую культуру. В области Смолян проводились археологические раскопки. Среднеродопский исторический музей в Смоляне, созданный в 1935 году, хранит более 150 тысяч экспонатов. Коллекция «Тайное христианство» помогает понять, с какими испытаниями сталкивались болгары, сохранявшие христианскую веру в годы турецкого владычества[18]. Крепость Кривус на берегу Арды, притока Марицы, датируемая X веком, служила тюрьмой, в которой османы держали женщин[19]. Название крепости, расположенной на отдельно стоящей вершине, может свидетельствовать о наличии там в дохритистианские времена святилища Крива, родоначальника кривичей (kruvitsane)[20].

По одной из гипотез, кривичи как племенной союз возникли в результате ассимиляции славянами, пришедшими с юга или запада, местных балтских и западнофинских племён. Об этом свидетельствуют данные археологии[10].

Расселение и границы

Смолян. Болгария. Вид на гору Соколица (Невястата)

Область расселения смолян на Балканах называлась «Великая» или «Великия»[21]. Она располагалась на северо-востоке Балкан, в Родопских горах, южнее Дуная. Смоляне жили на берегах реки Марицы с притоками и реки Места. Там расположен Смолян, Смолянские озёра и ряд топонимов, повторяющихся в окрестностях днепровского Смоленска (Смолян — Смоленск, Смилян — Смилово, гора Соколица — Соколья гора и другие). Топонимы с корнем «смол» также сохранились в ряде других областей Болгарии: Смолево, Смоляновцы, Смолча, Смолско, Смолник. При этом не встречается распространенный в ареале кривичей вариант «Смолиг-». По одной из версий, Смоленск основал предводитель смолян по имени Смолиг, что отразилось в названии ручья в историческом центре «Смолигов ручей» и легенде о Смолиговом колодезе с целебной водой[8].

Религия

Велестинский клад, 20 фигурок. Северная Греция, славяне. VII—IX века. Свинец и бронза

Славянское язычество не оставило на Балканах много следов. Характерно, что к югу от Дуная выявлены только два славянских капища — в Костоле в Сербии (недатированное) и в Брановцах в Болгарии (IX век). Костольское капище — каменная площадка под деревянным идолом, на которой совершалось жертвоприношение птиц. Южнославянские обряды позволяют сделать вывод о животных жертвах для ритуала гадания. У македонских славян он упоминается в рукописи «Чудеса святого Димитрия»[12].

Почитание южными славянами богов Перуна (Додола) и Велеса зафиксировано только в топонимике и фольклоре. С этими богами языческого пантеона народная память ассоциировала урочища, где без строительства капищ их и почитали. В болгарском тексте «Хроники» Иоанна Малалы имя Зевса заменено на «Поруна». Пантеон словенцев и сербохорватов, близкий к восточнославянскому, слабо изучен. Богов славян изображают фигурки, найденные в Велестино. Бородатый мужчина со щитом и топором — громовержец Перун. В богатом наряде и шапке — бог Солнца, прародитель славянских князей Даждьбог. Женская фигура с крыльями и когтями — богиня-мать Мокошь в гневе. В руках других женских фигурок младенцы и гусли — Рожаницы. В составе клада — 15 фигурок птиц и животных — волк, корова и хищник из семейства кошачьих «лютый зверь».

Панно «Искусство» на здании в районе города Смолян Устово с элементами славянских традиций

Хранителями традиций были князья и «старцы». Язычество южных славян сохранялось в народной среде в виде поверий и обычаев. Эпические песни мифологической тематики сохранились только у южных славян. В этом эпосе помощниками и противниками героев были хтонические божества (змеи, вилы, юды, а также ламии, пришедшие из греческого фольклора). В эпосе прослеживается сюжет о «небесной свадьбе». Девушку похищает Солнце, когда качели взлетают в небо. Древняя, общая у южных и восточных славян песня повествует о споре Солнца, Дождя и Месяца — кого больше любят, кто полезнее для людей[12].

Пережитки язычества сохранялись и в таких обрядах, как брак с похищением невесты, который был только элементом свадебного праздника, как и ритуальная строгость родственников невесты к жениху и сватам. К древним обычаям южных славян относят календарные обряды, хотя они подверглись балканскому языческому влиянию. Исконно-славянскими считаются обычаи летнего жертвоприношения животного Перуну, качание на качелях, по поверью, приносящее земле плодородие, вызывание дождя украшенными зеленью девственницами, которых обливали водой под пение заклинаний[12].

Материальная культура и быт

Погребальный обряд

Посуда смолян

Жившие к югу от Дуная славяне попинской археологической культуры хоронили умерших по обряду кремации, что характерно для славян в целом. Это не позволяет провести генетические исследования останков. Кости и инвентарь, в который входили поясной набор и другие украшения, складывали в керамический сосуд и закапывали на глубине 20—80 сантиметров, курганов над захоронениями не возводили. Предположительно, в самых южных областях расселения славяне под влиянием местных традиций мог применяться погребальный обряд трупоположения[12].

Жилища и быт

Первые славяне на Дунае и Балканах. Газетная иллюстрация

Смоляне, как те славяне, которые жили севернее Дуная, селились преимущественно в полуземлянках, площадь которых составляла около 12 квадратных метров. Округлая со стороны помещения печь-каменка, традиционная для славян, находилась в углу дома. Селище Попина, которое передало своё имя археологической культуре южных славян, имеет площадь 3700 квадратных метров. Оно включало в себя 63 дома. Переселение на большие расстояния славянских родов разного происхождения повлияло на разложение старого уклада общины, состоявшей из одной большой семьи. Попинская община была соседской и состояла из дворов-домохозяйств. Вблизи домов находились хозяйственные ямы, связанные с ними (канализация). В некоторых усадьбах выявлены большие ёмкости для воды, вкопанные в землю. Пережитком большесемейного уклада являлась задруга — объединение малых семей для общих хозяйственных дел (днепровские смоляне называли это словом «толока»). Малые семьи объединялись по родственному признаку, а большой род сохранял память о происхождении от древних славянских племен[12].

Археологические находки попинской культуры — это, в значительной части, керамика. Лепная посуда уступает место гончарной. В могильниках попинской культуры преобладают сосуды ипотештинского типа с волнистым орнаментом. Однако в селище найдена в основном лепная. Это показывает, что гончары-инородцы ушли вместе со славянами за Дунай, а там славяне переняли технологию гончарного круга, но использовали такие сосуды преимущественно в ритуальных целях[12].

Вид на город Смолян. Болгария

И в попинских низовьях Дуная, и в долине Марицы находили пальчатые фибулы — свидетельство участия антских племён в заселении территории Фракии. Присутствие на Балканах племени северы, имеющего антское происхождения, отмечено в письменных источниках. На берега Марицы антские фибулы могло привезти при переселении племя смоляне. В захоронениях и жилищах обнаружены предметы их быта — пряжки, гвозди, железные ножи, вёдра, ножницы, скобы и бронзовые украшения. Обнаружены наконечники стрел, но металлических изделий мало. Обработка металлов на новом месте развивалась, перенимая местные технологии. Основными занятиями смолян были скотоводство и земледелие, охота также помогала добыть пропитание. Костные остатки домашних животных свидетельствуют о разведении коров, свиней, коз и овец, а также лошадей. Охотились древние славяне на кабанов, туров, оленей и серн[12].

Этноопределяющие предметы

Славянские ювелирные украшения в музее города Несебр (Болгария)

Внешний вид смолян был схож с обликом других южных славян. Мужчины имели длинные, хотя не до плеч, волосы, а также густые усы и бороды. Одевались в славянские рубахи с вышитой вставкой и штаны, обувались в сапоги. Среди фигурок велестинского клада обнаружено изображение мужчины в застёгнутом на груди кафтане или тулупе. Наряд этого человека испещрён узорами, что позволило исследователям предположить, что это князь или другой представитель власти. На голове у него венец, подобный императорскому[12].

Женщины-смолянки покрывали волосы головными уборами. Одеждой им служили рубахи, покрытые вышитыми узорами юбки или штаны. Борис Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» пишет, что на возникновение фольклорных персонажей-воительниц повлияли болгарские и аланские племена, в которых женщины наряду с мужчинами участвовали в битвах. Византийский историк Лев Диакон при описании сражений с киевским князем Святославом Игоревичем 967971 годов на территории Болгарского царства упоминает о том, что ромеи находили среди павших славян «женщин в мужских одеждах»[22].

Перстень царя Калояна (Болгария, XII век)

В традиционный набор женских украшений, характерных для смолянок, входили браслеты, височные кольца, перстни, серьги, бусы, шейные гривны, то есть украшения, характерные для славян. Верхней одеждой женщинам, как и мужчинам, служил корзень (корзно) — плащ, часто на меховой подкладке, застёгивающийся фибулой на плече[12].

Отличительным изображением, которое смоляне, жившие в Родопах, могли привезти с собой в верховья Днепра, является так называемый «лютый зверь». Это крупный представитель семейства кошачьих, похожий на льва или леопарда, изображение которого встречается на украшениях и фресках в Смоленске достаточно рано. «Лютого зверя» называют геральдическим символом Смоленска до того как таким символом стала птица Гамаюн[23]. В 1-м тысячелетии львы обитали на Балканах, в Северном Причерноморье и, возможно, в среднем течении Днепра, но в верховьях Днепра эти животные не водились.

Литература

  • Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974,
  • Мифы народов мира. М., 1982,
  • Гиндин Л. А. Древнейшая ономастика восточных Балкан. София, 1981
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь, М., 1963.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. — М.: Академический Проект, 2021. — С. 149. — 455 с. — ISBN 978-5-8291-4118-9.
  2. Краткая история Болгарии (Под редакцией Г. Г. Литаврина). М., Наука, 1987. — С. 54. Краткая история Болгарии / Под редакцией Г. Г. Литаврина. — М.: Наука, 1987. — С. 54.
  3. Населённые места в Болгарии. Смолян. «Болгариан Пропертис» (2025). Дата обращения: 14 ноября 2025.
  4. Карта административно-территориального деления Болгарии. Каталог векторных карт (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 Нестор Летописец. Повесть временных лет (По Лаврентьевскому списку 1377 г. ; Пер. Д.С. Лихачева).. Азбука веры (2025). Дата обращения: 15 ноября 2025.
  6. 6,0 6,1 Трубачёв О. Н. Ранние славянские этнонимы — свидетели миграции славян // Вопросы языкознания : журнал. — 1974. — № 6. — С. 62.
  7. Jacobsson G. A rare variant of the name of Smolensk in Old Russian (англ.) // «Scando-slavica». — 1964. — Vol. X. — P. 148.
  8. 8,0 8,1 Смоленский край в литературе и фольклоре / под редакцией профессора Ильина В. В.. — Смоленск: Траст—Имаком, 1995. — С. 4. — 336 с.
  9. Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. — СПб.: Императорская Академия наук, 1899. — С. 271.
  10. 10,0 10,1 В.В. Седов. Расселение славян на Балканском полуострове и Пелопоннесе. sinsam.kirsoft.com.ru. Дата обращения: 3 ноября 2025. Архивировано 19 января 2014 года.
  11. Город Смолян. Туристический портал Болгарии (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  12. 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 Алексеев С. Рождение южного славянства. История древней Евразии (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  13. Родник златоструйный: Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков / Перевод И. Калиганова и Д. Полывянного. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 178.
  14. Краткая история Болгарии (Под редакцией Г. Г. Литаврина). М., Наука, 1987. — С. 54.
  15. Устюжский летописный свод.(Архангелогородский летописец) / Под ред. и с предисл. К.Н. Сербиной. — М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. — 128 с.
  16. Сухорукова, Елена. Смоленск. История и культура края. — Смоленск: ООО «Кантилена», 2012. — С. 3. — ISBN 978-5-91890-012-3.
  17. Константин Багрянородный. Об управлении империей (текст, перевод, комментарий) / Под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. — М.: Наука, 1991.
  18. Смолян. Болгариятурс.ру (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  19. Крепость Кривус. Болгарские крепости (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  20. Фасмер М. Кривичи. Этимологический словарь Фасмера. Gufo.me (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  21. Велков, Велизар и др. История на България. — София:: Изд-во Болгарской академии наук, 1981. — С. 255.
  22. Бобина А. Древнерусские амазонки: как воительницы описывались в былинах и преданиях. Форбс (forbes.ru) (19 августа 2025). Дата обращения: 15 ноября 2025.
  23. Артёменко А. Древний перстень с печатью князя стал находкой смоленской археологической экспедиции. ГТРК Смоленск (12 ноября 2020). Дата обращения: 15 ноября 2025.