Смоляне
| Смоляне | |
|---|---|
| Смоляне | |
| | |
| Этноиерархия | |
| Группа народов | славяне |
| Подгруппа |
южные славяне, восточные славяне |
| Общие данные | |
| Язык | праславянский язык |
| Письменность | глаголица, кириллица |
| Религия |
славянское язычество, христианство |
| Первые упоминания | VI век |
| В составе |
Союза семи племён древнерусской народности |
| Предки | древние славяне |
| Потомки | болгары, русские, белорусы |
| Родственны | кривичи, северяне |
| Современное расселение | |
| влились в болгарский и русский народы | |
| Историческое расселение | |
| Бассейн рек Марица, Места (Балканский полуостров, Родопы) | |
| Государственность | |
| в составе Союза семи племён, впоследствии мигрировали в Верховья Днепра, вошли в состав Смоленского княжества | |
Смоля́не (болг. смоляни) — раннеславянское племя, южные славяне, проживавшее в VI—VIII веке на северо-востоке Балканского полуостров, в горном массиве Родопы. Первые сообщения в византийских источниках о перемещении славянского населения южнее Дуная относятся к первой половине VI века[1]. В 837 году племя смолян восстало против византийского верховенства, заключив союз с болгарским ханом Пресианом, но он обратил оружие против них[2].
Племя смолян в составе болгарского народа подверглось притеснениям сначала от Византии, затем от османов. Смоляне в горных районах оказывали сопротивление порабощению, но оставались под турецким владычеством даже после освобождения большей части Болгарии в 1877—1878 годах. Получив независимость в 1912 году, поселение Смолян было названо по наименования славянского племени смоляне. Статус города Смолян, находящийся у Смолянских озёр, получил в 1960 году[3]. Он является одним из самых южных областным центров Болгарии[4].
Миграция славян с Дуная, вызванная непрерывными войнами, привела к переселению части смолян, северян и других южных славян в среднее и верхнее течение Днепра, откуда праславяне пришли несколькими веками ранее. По мнению ряда исследователей, смоляне поселились в верховьях Днепра, основав город Смоленск. Предположительно, другая часть балканских смолян переселилась на северо-запад (смолинцы), либо они ещё до заселения Балкан представляли собой единое племя и мигрировали в разных направлениях[1].
Происхождение и этногенез
Балканское племя смолян советский языковед-славист, специалист по этимологии славянских языков Олег Трубачёв связывает с ветвью восточных славян кривичей. Город славян-кривичей Смоленск упоминается «Повести временных лет»[5]. Этот топоним Трубачёв считает родственным балканскому племени[6].
Ещё одно славянское племя в южной части Балканского полуострова носило тысячу лет назад имя, которое тоже, по-видимому, восходит к восточным славянам — смолены/смоляне, откуда Смолен, город в юго-западной Болгарии.Трубачёв О.Н.
Топоним Смоленъскъ и его второй вариант Смолъскъ[7] исследователи производят от древнерусского племенного названия «смоляне». Название племени, в свою очередь, связывают со смоляным промыслом, который был востребован, поскольку смолили речные суда[8] .
Связь балканского племени смолян с полабским племенем смолинцев, входившим в Ободритский союз также может быть установлена. Смолинцы упоминаютя в «Баварском географе» в форме Smeldingon[1].
Пример переноса балканославянских и восточнославянских этнонимов не единичен: kruvitsane, жившие на Пелопоннесе, и кривичи, севери в дунайской Болгарии и северяне, другувиты в Македонии и восточнославянские дреговичи[6].
Перенос этнонимов — это феномен, который известен не только у славян и связывается с переселением народов. Фёдор Браун отмечал сходную ситуацию у германских племён: «целый ряд народностей будто раздваивается»[9]. Археолог-славист Валентин Седов полагал, что[10]
Смоляне Балканского полуострова, смолинцы Полабья и смоляне Верхнего Поднепровья некогда составляли единое праславянское племя, впоследствии в результате великой славянской миграции начала средневековой поры расчленённое и разбросанное по разным регионам. Коренной регион праславянских смолян определить не удаётся, но несомненно, что части этого племени проделали большой путь от своего исходного центра. Известная надпись на корчаге, найденной в Гнёздове под Смоленском, согласно изысканиям О.Н. Трубачева, ... отражает импульс из Среднего Подунавья.Седов В.В.
История
Балканские смоляне не оставили летописных свидетельств о своей жизни в Родопах в VI—VIII веке. Но славянские топонимы, возникшие более тысячи лет назад сохранили память об этом народе. В Смолянской области Болгарии расположены город Смолян на реке Черна (возможно, название связано с смоляным промыслом), Смолянские озёра, село Смилян (смиляти — измельчать, молоть), горный утёс Соколица. Более позднее название этой скалы — Невястата. Легенда гласит, что девушка-смолянка накануне свадьбы по принуждению бросилась с этой скалы, чтобы не принадлежать захватчику. Выход к Эгейскому морю смолянам давала река Места[11].
Смоляне были одним из семи славянских родов, входящих в союз. Каждый род имел своего князя, подчинявшегося аварскому кагану. Отношения с аварами, под покровительством которых славяне переселились на Балканы, были мирными. У северов, игравших ведущую роль в союзе, был «архонт» Славун, который упоминается в VIII веке под властью болгар. У северских князей в роду передавались родовые имена, поскольку царь Слав упоминается в «Апокрифической летописи» XI века[12].
В 836 году к власти в Болгарском царстве после смерти Маламира пришёл его племянник Пресьян I. С 822 года велось строительство города Преслава, ставшего впоследствии столицей Болгарии вместо Плиски. Возможно, имя Пресьян из греческих источников соответствует славянскому Преслав. В 837 году смоляне, жившие южнее Болгарского царства, заключили союз с Пресьяном и восстали против Византии. В результате болгаро-византийской войны Пресьян присоединил Македонию и Южную Албанию и вышел к Эгейскому и Адриатическому морям, но земли смолян остались у Византии. К этим событиям относится так называемая Пресьянова надпись, высеченная на камне во второй базилике города Филиппы, находившегося в землях смолян. Сохранилось две плиты с текстом[13]:
Богом поставленный владетель многих болгар Пресиян послал кавхана Исбула и дал ему войско с ичиргу-боилом и кана-боилом Колобором. И двинулся кавхан на смолян... Когда кто-то говорит правду — Бог видит. И когда кто-то лжёт — Бог видит. Болгары сделали много хорошего христианам, а христиане забыли об этом — но Бог видит!Пресианова надпись. Филиппы. IX век
Часть текста отсутствует. Очевидно, Пресьян, первоначально взявший смолян в союзники против Византии, затем обратил войско против них. Смоляне были разгромлены, но Константинополь не выполнил неких обещаний, данных Пресьяну в обмен на отказ от союза со смолянами. Надпись взывает к Божьей справедливости. Возможно, это плиты эпитафии по погибшим в битве в конце 830-х годов смолянам и болгарам.
После Пресьяна правил его сын Борис I. В войнах он терпел поражения, голод в Болгарии вынудил его пойти на уступки Византии. В заложниках у сербов был сын Бориса Владимир Расате, а сестра была заложницей в Константинополе. Борис принял христанство от Римского престола из-за вражды с Византией, но через четыре года в 870 году перешёл под омофор Константинополя, предоставившего Болгарской епархии автономию. В это время смоляне в византийских источниках не упоминаются[14].
Спустя 30 лет после сражения смолян с болгарами в верховьях Днепра отмечен большой город Смоленск. В недатированной части «Повести временных лет» говорится, что кривичи «сидят на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленскъ»[5]. Под 863 годом Устюжский летописный свод сообщает о прохождении по Днепру мимо Смоленска варягов Аскольда и Дира, которые не напали большой многолюдный город[15][16].
...вскоре они увидели поселение, но на берег сойти не решились, потому как град велик и мног людьми былУстюжский летописный свод. 863 год
Около 948-952 годов византийский император Константин VII Багрянородный в своем наставлении сыну упоминал Смоленск. В Царьград приезжали русские послы и княгиня Ольга, от которых он мог узнать названия городов, производящих лодки. Но император ошибочно утверждал, что славяне рубят лес для лодок в горах, вероятно припомнив племя смолян, которые жила в Родопах и занимались теми же промыслами[17]:
«[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы [лодки-однодеревки] являются одни из Немогарда, в котором сидит Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски [Смоленска], из Телиуцы [Телича], Чернигоги [Чернигова] и из Вусеграда [Вышгорода]»... Славинии рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову [Киев].
Археологические данные
Дунайские славяне, составлявшие Союз Семи родов во главе с северами, сформировали на заселённых ими в конце VI века землях Фракии славянскую попинскую археологическую культура. Она сходна с ипотештинской и представлена в северо-восточной Болгарии, где в VI — VII веках славяне проживали компактно, без иноплеменников. В Гарване и Попине выявлены неукрепленные славянские поселения с полуземлянками квадратной формы и могильниками с погребениями по обряду кремации. В селении Брановцы выявлена круглая площадка из глины, имеющая два выступа. Найдены кости животных, обломки посуды IX—X веков, что идентифицировали как капище. Южнее славяне подселялись к местным жителям, но были поселения славянского типа в долине Марицы. Этот ареал не доходил до Эгейского моря[12].
На землях смолян в бассейне реки Марицы соприкасались попинская и западно-балканская культурные области. Македонские племена не входили в попинскую культуру. В области Смолян проводились археологические раскопки. Среднеродопский исторический музей в Смоляне, созданный в 1935 году, хранит более 150 тысяч экспонатов. Коллекция «Тайное христианство» помогает понять, с какими испытаниями сталкивались болгары, сохранявшие христианскую веру в годы турецкого владычества[18]. Крепость Кривус на берегу Арды, притока Марицы, датируемая X веком, служила тюрьмой, в которой османы держали женщин[19]. Название крепости, расположенной на отдельно стоящей вершине, может свидетельствовать о наличии там в дохритистианские времена святилища Крива, родоначальника кривичей (kruvitsane)[20].
По одной из гипотез, кривичи как племенной союз возникли в результате ассимиляции славянами, пришедшими с юга или запада, местных балтских и западнофинских племён. Об этом свидетельствуют данные археологии[10].
Расселение и границы
Область расселения смолян на Балканах называлась «Великая» или «Великия»[21]. Она располагалась на северо-востоке Балкан, в Родопских горах, южнее Дуная. Смоляне жили на берегах реки Марицы с притоками и реки Места. Там расположен Смолян, Смолянские озёра и ряд топонимов, повторяющихся в окрестностях днепровского Смоленска (Смолян — Смоленск, Смилян — Смилово, гора Соколица — Соколья гора и другие). Топонимы с корнем «смол» также сохранились в ряде других областей Болгарии: Смолево, Смоляновцы, Смолча, Смолско, Смолник. При этом не встречается распространенный в ареале кривичей вариант «Смолиг-». По одной из версий, Смоленск основал предводитель смолян по имени Смолиг, что отразилось в названии ручья в историческом центре «Смолигов ручей» и легенде о Смолиговом колодезе с целебной водой[8].
Религия
Славянское язычество не оставило на Балканах много следов. Характерно, что к югу от Дуная выявлены только два славянских капища — в Костоле в Сербии (недатированное) и в Брановцах в Болгарии (IX век). Костольское капище — каменная площадка под деревянным идолом, на которой совершалось жертвоприношение птиц. Южнославянские обряды позволяют сделать вывод о животных жертвах для ритуала гадания. У македонских славян он упоминается в рукописи «Чудеса святого Димитрия»[12].
Почитание южными славянами богов Перуна (Додола) и Велеса зафиксировано только в топонимике и фольклоре. С этими богами языческого пантеона народная память ассоциировала урочища, где без строительства капищ их и почитали. В болгарском тексте «Хроники» Иоанна Малалы имя Зевса заменено на «Поруна». Пантеон словенцев и сербохорватов, близкий к восточнославянскому, слабо изучен. Богов славян изображают фигурки, найденные в Велестино. Бородатый мужчина со щитом и топором — громовержец Перун. В богатом наряде и шапке — бог Солнца, прародитель славянских князей Даждьбог. Женская фигура с крыльями и когтями — богиня-мать Мокошь в гневе. В руках других женских фигурок младенцы и гусли — Рожаницы. В составе клада — 15 фигурок птиц и животных — волк, корова и хищник из семейства кошачьих «лютый зверь».
Хранителями традиций были князья и «старцы». Язычество южных славян сохранялось в народной среде в виде поверий и обычаев. Эпические песни мифологической тематики сохранились только у южных славян. В этом эпосе помощниками и противниками героев были хтонические божества (змеи, вилы, юды, а также ламии, пришедшие из греческого фольклора). В эпосе прослеживается сюжет о «небесной свадьбе». Девушку похищает Солнце, когда качели взлетают в небо. Древняя, общая у южных и восточных славян песня повествует о споре Солнца, Дождя и Месяца — кого больше любят, кто полезнее для людей[12].
Пережитки язычества сохранялись и в таких обрядах, как брак с похищением невесты, который был только элементом свадебного праздника, как и ритуальная строгость родственников невесты к жениху и сватам. К древним обычаям южных славян относят календарные обряды, хотя они подверглись балканскому языческому влиянию. Исконно-славянскими считаются обычаи летнего жертвоприношения животного Перуну, качание на качелях, по поверью, приносящее земле плодородие, вызывание дождя украшенными зеленью девственницами, которых обливали водой под пение заклинаний[12].
Материальная культура и быт
Погребальный обряд
Жившие к югу от Дуная славяне попинской археологической культуры хоронили умерших по обряду кремации, что характерно для славян в целом. Это не позволяет провести генетические исследования останков. Кости и инвентарь, в который входили поясной набор и другие украшения, складывали в керамический сосуд и закапывали на глубине 20—80 сантиметров, курганов над захоронениями не возводили. Предположительно, в самых южных областях расселения славяне под влиянием местных традиций мог применяться погребальный обряд трупоположения[12].
Жилища и быт
Смоляне, как те славяне, которые жили севернее Дуная, селились преимущественно в полуземлянках, площадь которых составляла около 12 квадратных метров. Округлая со стороны помещения печь-каменка, традиционная для славян, находилась в углу дома. Селище Попина, которое передало своё имя археологической культуре южных славян, имеет площадь 3700 квадратных метров. Оно включало в себя 63 дома. Переселение на большие расстояния славянских родов разного происхождения повлияло на разложение старого уклада общины, состоявшей из одной большой семьи. Попинская община была соседской и состояла из дворов-домохозяйств. Вблизи домов находились хозяйственные ямы, связанные с ними (канализация). В некоторых усадьбах выявлены большие ёмкости для воды, вкопанные в землю. Пережитком большесемейного уклада являлась задруга — объединение малых семей для общих хозяйственных дел (днепровские смоляне называли это словом «толока»). Малые семьи объединялись по родственному признаку, а большой род сохранял память о происхождении от древних славянских племен[12].
Археологические находки попинской культуры — это, в значительной части, керамика. Лепная посуда уступает место гончарной. В могильниках попинской культуры преобладают сосуды ипотештинского типа с волнистым орнаментом. Однако в селище найдена в основном лепная. Это показывает, что гончары-инородцы ушли вместе со славянами за Дунай, а там славяне переняли технологию гончарного круга, но использовали такие сосуды преимущественно в ритуальных целях[12].
И в попинских низовьях Дуная, и в долине Марицы находили пальчатые фибулы — свидетельство участия антских племён в заселении территории Фракии. Присутствие на Балканах племени северы, имеющего антское происхождения, отмечено в письменных источниках. На берега Марицы антские фибулы могло привезти при переселении племя смоляне. В захоронениях и жилищах обнаружены предметы их быта — пряжки, гвозди, железные ножи, вёдра, ножницы, скобы и бронзовые украшения. Обнаружены наконечники стрел, но металлических изделий мало. Обработка металлов на новом месте развивалась, перенимая местные технологии. Основными занятиями смолян были скотоводство и земледелие, охота также помогала добыть пропитание. Костные остатки домашних животных свидетельствуют о разведении коров, свиней, коз и овец, а также лошадей. Охотились древние славяне на кабанов, туров, оленей и серн[12].
Этноопределяющие предметы
Внешний вид смолян был схож с обликом других южных славян. Мужчины имели длинные, хотя не до плеч, волосы, а также густые усы и бороды. Одевались в славянские рубахи с вышитой вставкой и штаны, обувались в сапоги. Среди фигурок велестинского клада обнаружено изображение мужчины в застёгнутом на груди кафтане или тулупе. Наряд этого человека испещрён узорами, что позволило исследователям предположить, что это князь или другой представитель власти. На голове у него венец, подобный императорскому[12].
Женщины-смолянки покрывали волосы головными уборами. Одеждой им служили рубахи, покрытые вышитыми узорами юбки или штаны. Борис Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» пишет, что на возникновение фольклорных персонажей-воительниц повлияли болгарские и аланские племена, в которых женщины наряду с мужчинами участвовали в битвах. Византийский историк Лев Диакон при описании сражений с киевским князем Святославом Игоревичем 967—971 годов на территории Болгарского царства упоминает о том, что ромеи находили среди павших славян «женщин в мужских одеждах»[22].
В традиционный набор женских украшений, характерных для смолянок, входили браслеты, височные кольца, перстни, серьги, бусы, шейные гривны, то есть украшения, характерные для славян. Верхней одеждой женщинам, как и мужчинам, служил корзень (корзно) — плащ, часто на меховой подкладке, застёгивающийся фибулой на плече[12].
Отличительным изображением, которое смоляне, жившие в Родопах, могли привезти с собой в верховья Днепра, является так называемый «лютый зверь». Это крупный представитель семейства кошачьих, похожий на льва или леопарда, изображение которого встречается на украшениях и фресках в Смоленске достаточно рано. «Лютого зверя» называют геральдическим символом Смоленска до того как таким символом стала птица Гамаюн[23]. В 1-м тысячелетии львы обитали на Балканах, в Северном Причерноморье и, возможно, в среднем течении Днепра, но в верховьях Днепра эти животные не водились.
Литература
- Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974,
- Мифы народов мира. М., 1982,
- Гиндин Л. А. Древнейшая ономастика восточных Балкан. София, 1981
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь, М., 1963.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. — М.: Академический Проект, 2021. — С. 149. — 455 с. — ISBN 978-5-8291-4118-9.
- ↑ Краткая история Болгарии (Под редакцией Г. Г. Литаврина). М., Наука, 1987. — С. 54. Краткая история Болгарии / Под редакцией Г. Г. Литаврина. — М.: Наука, 1987. — С. 54.
- ↑ Населённые места в Болгарии. Смолян. «Болгариан Пропертис» (2025). Дата обращения: 14 ноября 2025.
- ↑ Карта административно-территориального деления Болгарии. Каталог векторных карт (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Нестор Летописец. Повесть временных лет (По Лаврентьевскому списку 1377 г. ; Пер. Д.С. Лихачева).. Азбука веры (2025). Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Трубачёв О. Н. Ранние славянские этнонимы — свидетели миграции славян // Вопросы языкознания : журнал. — 1974. — № 6. — С. 62.
- ↑ Jacobsson G. A rare variant of the name of Smolensk in Old Russian (англ.) // «Scando-slavica». — 1964. — Vol. X. — P. 148.
- ↑ 8,0 8,1 Смоленский край в литературе и фольклоре / под редакцией профессора Ильина В. В.. — Смоленск: Траст—Имаком, 1995. — С. 4. — 336 с.
- ↑ Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. — СПб.: Императорская Академия наук, 1899. — С. 271.
- ↑ 10,0 10,1 В.В. Седов. Расселение славян на Балканском полуострове и Пелопоннесе. sinsam.kirsoft.com.ru. Дата обращения: 3 ноября 2025. Архивировано 19 января 2014 года.
- ↑ Город Смолян. Туристический портал Болгарии (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 Алексеев С. Рождение южного славянства. История древней Евразии (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Родник златоструйный: Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков / Перевод И. Калиганова и Д. Полывянного. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 178.
- ↑ Краткая история Болгарии (Под редакцией Г. Г. Литаврина). М., Наука, 1987. — С. 54.
- ↑ Устюжский летописный свод.(Архангелогородский летописец) / Под ред. и с предисл. К.Н. Сербиной. — М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. — 128 с.
- ↑ Сухорукова, Елена. Смоленск. История и культура края. — Смоленск: ООО «Кантилена», 2012. — С. 3. — ISBN 978-5-91890-012-3.
- ↑ Константин Багрянородный. Об управлении империей (текст, перевод, комментарий) / Под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. — М.: Наука, 1991.
- ↑ Смолян. Болгариятурс.ру (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Крепость Кривус. Болгарские крепости (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Фасмер М. Кривичи. Этимологический словарь Фасмера. Gufo.me (2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Велков, Велизар и др. История на България. — София:: Изд-во Болгарской академии наук, 1981. — С. 255.
- ↑ Бобина А. Древнерусские амазонки: как воительницы описывались в былинах и преданиях. Форбс (forbes.ru) (19 августа 2025). Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Артёменко А. Древний перстень с печатью князя стал находкой смоленской археологической экспедиции. ГТРК Смоленск (12 ноября 2020). Дата обращения: 15 ноября 2025.