Сербы

Сербы
Современное самоназвание Срби / Srbi
Численность и ареал
Всего: около 8 млн
Map of the Serbian Diaspora in the World.svg
Описание
Язык сербский
Религия христианство (православие)
Входит в южные славяне
Родственные народы русские, хорваты, боснийцы, черногорцы, словенцы, македонцы, болгары
Происхождение славяне

Сербы (серб. Срби / Srbi) — южнославянский народ, коренной для Юго-Восточной Европы, обладающий общим сербским происхождением, культурой, историей и языком. Они в основном проживают в Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории и Хорватии, где составляют значительную часть населения. Общая численность сербов оценивается примерно в 8 миллионов человек, включая диаспору. Сербы также образуют значительные общины по всей Европе (в частности, в Германии и Австрии), Америке (США и Канаде) и Океании (Австралии), где они сохраняют культурные традиции и активно участвуют в общественной жизни[1].

Сербы имеют глубокие исторические корни, восходящие к раннему Средневековью, когда они мигрировали на Балканы и основали государства под правлением династии Неманичей. В период османского владычества многие сербы эмигрировали на север, в земли Габсбургской монархии, формируя сообщества расцев, а в XVIII веке — в Российскую империю, где возникли колонии Новая Сербия и Славяносербия. В XIX—XX веках сербы сыграли ключевую роль в создании югославских государств — от Королевства сербов, хорватов и словенцев до Социалистической Федеративной Республики Югославии, хотя и пережили трагедии войн, включая этнические чистки во Второй мировой войне и конфликты 1990-х годов. Эти события усилили миграцию и способствовали формированию современной сербской идентичности[1].

Сербы имеют много общих культурных черт с другими народами Юго-Восточной Европы, включая фольклор, кухню и традиции гостеприимства. По религии они преимущественно восточные православные христиане Сербской православной церкви, с празднованием семейных святых в рамках традиции славы. Сербский язык является официальным в Сербии, официальным в Боснии и Герцеговине, а также языком, на котором говорит наибольшее число жителей Черногории; он использует как кириллицу, так и латиницу. Сербская культура богата литературными и художественными традициями — от средневековых мозаик в монастырях до современной музыки и литературы[1].

Этногенез

Сербы в национальных костюмах

Сербская идентичность в значительной степени опирается на восточное православие и связанные с ним традиции. В XIX веке она обрела чёткие контуры в ходе формирования национального самосознания, опираясь на историческую память, средневековое наследие и культурное единство, несмотря на раздробленность под властью различных империй. Ключевую роль в её становлении и сохранении в периоды иноэтничного господства сыграли три элемента, дополненные наследием династии Неманичей: Сербская православная церковь, сербский язык и косовский миф. С обретением Княжеством Сербия независимости от Османской империи православие вытеснило язык в качестве определяющего признака национальной идентичности, поскольку последний был общим для всех южных славян, включая хорватов и босняков. Традиция славы — празднования дня небесного покровителя семьи — выступает одним из важнейших этнических маркеров сербской идентичности и почитается как наиболее значимый и торжественный семейный праздник[2].

Этноним «срб» восходит к протославянскому sъrbъ, возможно, от корня sъr- — «связанный» или «родственный», что подразумевает племенной союз. Альтернативные теории предполагают индоевропейские параллели, связанные с понятием «союз» или даже с гидронимами (например, река Сербия). Эта этимологическая неопределённость отражает сложность славянской этногенезы: сербы, подобно другим южным славянам, ассимилировали иллирийские и фракийские субстраты. Лингвист Ханна Поповска-Таборска подчёркивала исконно славянский характер этого термина, интерпретируя его как обозначение родственной связи или союза — позиция, разделяемая рядом других исследователей[3].

Формирование сербской идентичности происходило на протяжении многих веков под влиянием исторических процессов, миграций и межкультурных контактов. Её истоки уходят в раннее Средневековье, когда славянские племена, в том числе предки сербов, расселились на Балканском полуострове в VI—VII веках. Первое письменное упоминание этнонима «серб» содержится в византийских источниках VII века и относится к славянской общности в центральных районах Балкан. Согласно трактату Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (X век), сербы вели своё происхождение от жителей Белой Сербии — гипотетического региона в Восточной Европе, предположительно в бассейне рек Днепр или Припять (территории современных Украины и Белоруссии). Эта миграция способствовала возникновению сербских княжеств, в частности Рашки, под эгидой династии Неманичей, которая в 1217 году учредила Сербское королевство. Апогея средневековое сербское государство достигло в XIV веке при правлении Стефана Душана, когда в 1346 году была провозглашена Сербская империя, простиравшаяся на обширные балканские земли[4].

Падение под османское владычество в 1459 году, предшествовавшее поражению в битве на Косовом поле 1389 года, не сломило сербскую идентичность, которая поддерживалась церковными институтами и устным фольклором. Автокефальная Сербская православная церковь, учреждённая в 1219 году, выступала хранителем национальной памяти, сберегая хроники, иконопись и архитектурные памятники — монастыри Студеница, Сопочаны и Високи Дечани, внесённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Косовский миф, романтизирующий поражение как акт героизма и самопожертвования, лёг в основу эпической поэзии, передаваемой гуслярами — народными певцами, использовавшими традиционный инструмент гусли. Эти эпосы, собранные и опубликованные в XIX веке Вуком Караджичем, акцентировали мотивы борьбы за свободу и преданности вере[5].

В XIX веке, в эпоху сербского национального возрождения, идентичность приобрела современные черты благодаря реформам Вука Караджича, стандартизировавшего язык на базе штокавского диалекта, и Доситея Обрадовича, ратовавшего за образование и секуляризацию. Признание независимости Сербии в 1878 году закрепило роль православия как объединяющего элемента, дистанцирующего сербов от соседних этносов, несмотря на лингвистическое сродство с хорватами и босняками. Традиция славы, коренящаяся в раннехристианских обычаях, отмечает годовщину крещения рода и заступничества святого. Обряд включает богослужение, приготовление колива (пшеничной каши с мёдом и орехами как символа Воскресения), пиршество и взаимные дары; он подчёркивает родовые связи и этническую преемственность, обычно передаваясь по мужской линии[4].

Генетическое происхождение

Генетическое происхождение сербов изучается в рамках популяционной генетики и археогенетики, с использованием данных по автосомной ДНК, Y-хромосомной ДНК (Y-ДНК) и митохондриальной ДНК (mtDNA). Современные исследования, включая данные 2024—2025 годов, подтверждают сложный этногенез сербов как результат миграции южных славян в VI—VII веках на Балканский полуостров, где они ассимилировали местные популяции — иллирийцы, фракийцы, римляне и другие. Славянский вклад оценивается в 30-60 % генома балканских народов, с градиентом от севера к югу. Автосомный анализ размещает сербов в южнославянском кластере, близко к хорватам, боснякам и македонцам, с влиянием анатолийских и средиземноморских миграций римского периода. Генетическая структура отражает позицию сербов как «генетического моста» между центральноевропейскими славянами и древними балканскими жителями, с минимальным влиянием поздних миграций, таких как османская экспансия. Исследования 2025 года указывают на прародину славян в районе современной Саксонии и Лужицаы (Германия), где лужицкие сербы сохранили до 90 % генетического сходства с ранними славянами[6].

Y-ДНК сербов характеризуется высоким уровнем палеолитических линий: около 58 % принадлежит до-неолитическим гаплогруппам (I1-M253, I2a-P37.2, R1a1a-M198). Доминирует I2a (I-P37.2) — 43 %, ассоциированная с доиндоевропейским субстратом Балкан (иллирийцы), за ней следует R1a — 15 %, маркер славянской миграции, и E1b1b (E-V13) — 15 %, с корнями в Ближнем Востоке. I2a и R1a вместе составляют более 50 % Y-ДНК. mtDNA демонстрирует европейское разнообразие: преобладают гаплогруппы H (40 %), U (20 %) и J (10 %), с редкими субкладами (N1a, W, X2), происходящими из палеолита и неолита. Славянский вклад в mtDNA ниже (20-30 %), что указывает на преимущественно мужскую миграцию[7].

Население Сербии входит в число самых высокорослых в мире: средний рост мужчин составляет 180,7 см (данные 2025 года), женщин — 168 см. Этот феномен связывают с генетикой (высокий уровень I2a), особенностями питания и качеством здравоохранения[8].

История

Средневековое сербское государство и династия Неманичей

Битва на Косовом поле (1389)

Формирование сербской идентичности проходило на протяжении многих веков под воздействием исторических процессов, миграций и межкультурных контактов. Её истоки восходят к раннему Средневековью, когда славяне (в том числе предки сербов) расселились на Балканский полуостров в VI—VII веках. Первое письменное упоминание этнонима «серб» содержится в византийских источниках VII века и относится к славянской общности в центральных районах Балкан[4].

Согласно трактату Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (X век), сербы вели своё происхождение от жителей Белой Сербии — гипотетического региона в Восточной Европе, предположительно в бассейне рек Днепр или Припять (территория современных Украины и Белоруссии). Эта миграция способствовала формированию ранних сербских княжеств, в частности Рашки, ставшей ядром будущего государства под властью династии Неманичей. В 1217 году было учреждено Сербское королевство, что ознаменовало признание независимости сербских земель. В 1219 году архимандрит Сава Сербский добился автокефалии Сербской православной церкви, сделав её важнейшим институтом сербской духовности и образования[9].

Апогея средневековое сербское государство достигло при правлении Стефана Уроша IV Душана (1331—1355), который в 1346 году принял титул императора и провозгласил Сербскую империю. Она охватывала значительные территории Балканского полуострова — от Адриатического моря до Эгейского моря и от Саввы до Коринфского залива. Правление Душана характеризовалось усилением централизованной власти и принятием Душанова кодекса (1349, дополнен в 1354), одного из наиболее значительных юридических документов средневековой Европы. Кодекс регламентировал отношения между знатью, духовенством и крестьянами, а также укреплял влияние православной церкви[10].

После смерти Душана империя быстро ослабла и распалась на ряд уделов. В 1459 году падение Смедерева ознаменовало окончательное подчинение сербских земель Османской империи. Несмотря на утрату государственности, церковь и монастыри — Студеница, Сопочаны, Високи Дечани и другие — сохранили сербскую культурную и духовную традицию. Косовский миф и битва на Косовом поле (1389) стали центральными элементами сербского исторического сознания, символизируя жертвенность, верность вере и национальное единство. Эти мотивы нашли отражение в сербской эпической поэзии, передаваемой гуслярами — народными певцами, сопровождавшими повествование игрой на гуслях[11].

Средневековье

Первые сербские государства, Сербия (780—960) и Дукля (825—1120), сформировались преимущественно под властью династий Властимировичей и Войиславлевичей соответственно. Среди других сербских земель, или княжеств, упоминаемых в источниках, были «страны» Пагании, Захумье и Травуния. С упадком сербского государства Дукля в конце XI века от него отделилась Рашка и сменила её в качестве наиболее могущественного сербского образования. Князь Стефан Неманя (прав. 1169—1196) завоевал соседние территории Дукли и Захумья. Династия Неманичей правила Сербией до XIV века. Старший сын Немани, Стефан Неманич, стал первым признанным королём Сербии, в то время как младший сын, Растко, основал Сербскую православную церковь в 1219 годе и после смерти стал известен как святой Савва. Части современной Черногории, Боснии и Герцеговины и центральной Сербии перешли под контроль Неманичей[4].

В следующие 140 лет Сербия расширила свои границы, объединив многочисленные мелкие княжества в единое Сербское царство. Её культурная модель оставалась византийской, несмотря на политические амбиции, направленные против империи. Средневековая мощь и влияние Сербии достигли кульминации в правлении Стефана Душана, который управлял государством с 1331 года до смерти в 1355 годе. Провозгласив себя императором в 1346 годе, он включил в свои владения Македонию, северную Грецию, Черногорию и почти всю современную Албанию. После смерти Душана императором стал его сын Стефан Урош V[4].

С началом завоевания Балкан турецкими завоевателями в 1350-х годах вспыхнул крупный конфликт между ними и сербами; первой крупной битвой стала битва на Марице (1371), в которой сербы потерпели поражение. С гибелью двух важных сербских вождей в этой битве и смертью того же года Стефана Уроша Сербская империя распалась на несколько мелких сербских владений. Эти государства правили феодальные владетели: Зета контролировалась семьёй Бальшей, Рашка и северная Македония — семьёй Бранковичей, а Лазарь Хребелянович удерживал центральную Сербию. Хребелянович был признан титулярным лидером сербов, поскольку был женат на представительнице династии Неманичей. В 1389 годе сербы столкнулись с османами в битве на Косовом поле на Косовом поле, близ города Приштины. В сражении погибли как Лазарь, так и султан Мурат I. Битва, вероятно, завершилась ничьей, после чего Сербия пережила короткий период процветания под деспотом Стефаном Лазаревичем и сопротивлялась падению под властью турок до 1459 года[4].

Властимир великий жупан Сербии, сын Просигоя. Был основателем династии Властимировичей.

Формирование первых сербских государств произошло в контексте византийского влияния и внутренних племенных союзов, где династия Властимировичей, начиная с легендарного Властимира (ок. 831 год-851 год), консолидировала власть в Рашке, отражая набеги болгар и авар. Дукля, известная также как Диоклея, под Войиславлевичами (с Михаилом Войиславом, ок. 1046 год-1081 год) развивалась как морская держава, контролируя адриатическое побережье и вступая в союзы с Византией против норманнов. Пагания, Захумье и Травуния, описанные в «De Administrando Imperio» Константина Багрянородного, представляли собой приморские княжества с смешанным славяно-романским населением, где местные жупаны (князья) платили дань Византии, но сохраняли автономию; их экономика опиралась на торговлю солью, рыбой и ремеслами, а христианство распространялось через бенедиктинские аббатства[4].

Упадок Дукли в конце XI века, вызванный внутренними усобицами и норманнскими нашествиями, привёл к подъёму Рашки как центра сербской государственности; Стефан Неманя, великий жупан, укрепил её, подавив мятежи и расширив влияние через браки и военные походы, включая союз с Византией против норманнов в 1185 годе. Династия Неманичей, символизирующая расцвет сербской культуры, способствовала строительству монастырей (Студеница, Хиландар), где развивалась сербская письменность на глаголице и кириллице. Стефан Неманич, коронованный в 1217 годе папой Гонорием III (Римско-католической церкви (хотя позже ориентировался на православную традицию), издал «Законоправило» — первый сербский юридический кодекс, регулировавший церковные и светские дела. Святой Савва, отрекшийся от мира в 1196 годе и принявший монашество на Афоне, не только автокефализировал церковь в Никее в 1219 году, но и стал просветителем, переводя богослужебные книги и основывая школы; его мощи, возвращённые в 1235 годе, стали объектом паломничества[4].

Расширение Сербии в XIII век-XIV веках включало аннексию приморских земель и Македонии, с экономическим подъёмом за счёт серебряных рудников в Руднике и Новом Брде, что финансировало армию и дипломатию. Византийская модель проявлялась в искусстве (рашская школа фресок с библейскими сюжетами) и администрации (синодальный строй), но амбиции Душана привели к «Душанову кодексу» (1349 год) — всеобъемлющему своду законов, интегрирующему византийское, римское и славянское право, с акцентом на защиту вдов и сирот. Империя Душана, провозглашённая в Скопье, охватывала 2/3 Балкан, с флотом в Валоне и дипломатическими связями с Венгрией и Венецией; его смерть в 1355 году, возможно, от отравления, спровоцировала феодальную раздробленность[4].

Османское наступление, начавшееся с морских рейдов в 1340-х, привело к битве на Марице, где сербско-болгарский союз под Вукашином Мрнявлевичем потерпел крах из-за предательства; гибель 20 тысяч рыцарей ослабила барьер против турок. Распад империи породил «сербские деспотаты»: Бальши в Зете развивали торговлю с Италией, Бранковичи в Рашке строили крепости вроде Смедерево (1430 год), а Лазарь, князь Призренский, объединил сербские земли через брак с Еленой (дочерью Неманичей) и реформы, включая создание «светской» армии. Битва на Косовом поле 1389 года, идеализированная в эпосе как героическое поражение, стала символом; несмотря на ничью (сербы отступили, но турки понесли потери), она открыла путь османскому продвижению. Стефан Лазаревич, сын Лазаря, вассал султана Баязида, но союзник венгров в Анкаре (1402 год), возродил деспотат, отвоевав земли и основав Ресавскую школу рукописей; падение Смедерево в 1459 году ознаменовало конец средневековой Сербии, но заложило основу для национального мифа о сопротивлении[4].

Новое время

Сербы активно участвовали в балканских войнах против Османской империи и организовывали восстания; из-за этого они подвергались преследованиям, а их территории опустошались — это привело к крупным миграциям из Сербии на земли Габсбургов. После того как союзные христианские силы захватили Буду у Османской империи в 1686 годе во время Великой турецкой войны, сербы из Паннонской равнины (современная Венгрия, Славония в современной Хорватии, Бачка и Банат в современной Сербии) присоединились к войскам Габсбургской монархии как отдельные подразделения, известные как Сербская милиция. Сербы в качестве добровольцев массово вступали на австрийскую сторону[4].

Многие сербы были завербованы в рамках системы девширме, формы рабства в Османской империи, при которой мальчиков из балканских христианских семей насильственно обращали в ислам и обучали для пехотных частей османской армии, известных как янычары. Некоторые сербы, принявшие ислам, занимали высокие посты в Османской империи, такие как великий визирь Соколлу Мехмед-паша и военный министр фельдмаршал Омар-паша Латас. Эти конверты, часто называемые «муслиманскими сербами» или «торбешами» в некоторых регионах, интегрировались в элиту, способствуя административным реформам и даже дипломатии, хотя и вызывая противоречия среди христианского большинства; их роль подчёркивает сложность османского мультиэтнизма, где лояльность империи часто ставилась выше этнической идентичности[4].

Осада Белграда австрийцами в 1717 году

В 1688 годе армия Габсбургов захватила Белград и вошла на территорию современной центральной Сербии. Людвиг Вильгельм, маркграф Баден-Баденский, призвал сербского патриарха Арсения III Чарноевича поднять оружие против турок; патриарх согласился и вернулся в освобождённый Печ. Когда Сербия перешла под контроль Габсбургов, Леопольд I даровал Арсению дворянство и титул герцога. В начале ноября Арсений III встретился с главнокомандующим Габсбургов, генералом Энеа Сильвио Пикколомини в Призрене; после этой беседы он разослал послание всем сербским епископам, призывая их собираться у него и сотрудничать только с габсбургскими силами[4].

Великая миграция сербов (1690 год) в земли Габсбургов была организована патриархом Арсением III. Большая община сербов, сосредоточившаяся в Банате, южной Венгрии и Военной границе, включала купцов и ремесленников в городах, но в основном состояла из беженцев-крестьян. Меньшие группы сербов также мигрировали в Российскую империю, где они занимали высокие посты в военных кругах. Эта миграция, часто называемая «Великим переселением», затронула до 30-40 тысяч семей, спасавшихся от османских репрессий после неудач Священной лиги; сербы принесли с собой традиции, включая православную церковь, которая в Военной границе стала оплотом идентичности, формируя автономные сербские полки и способствуя культурному обмену с австрийцами — от фольклора до архитектуры, как в Новом Саде или Темешваре[4].

Сербская революция за независимость от Османской империи длилась одиннадцать лет, с 1804 года по 1815 год. Революция включала два отдельных восстания, которые добились автономии от Османской империи и со временем эволюционировали к полной независимости (1835 год-1867 год). Во время Первого сербского восстания, возглавленного герцогом Караджорде Петровичем, Сербия была независимой почти десятилетие, прежде чем османская армия смогла вновь оккупировать страну. Вскоре после этого началось Второе сербское восстание. Под руководством Милоша Обреновича оно завершилось в 1815 году компромиссом между сербскими революционерами и османскими властями. Аналогично, Сербия стала одной из первых наций на Балканах, отменивших феодализм. Сербы — одна из первых этнических групп в Европе, сформировавших нацию и чёткое чувство национальной идентичности. Восстания, вдохновлённые идеями Просвещения и французской революцией, объединили крестьян, купцов и духовенство против янычарского произвола; Караджорде, бывший гайдук, провозгласил «Святосавскую конституцию» в 1808 году, вводя равенство и народовластие, а Обренович, более прагматичный, добился хатишерифов 1830 и 1833 годов, гарантировавших автономию. Отмена феодализма в 1835 году под Милошем ускорила модернизацию: создание армии, школ и прессы, с фигурами вроде Доситея Обрадовича как просветителями. Национальная идентичность кристаллизовалась через эпосы, церковь и миграционные мифы, делая сербов пионерами балканского национализма, повлиявшими на греческую и болгарскую революции[4].

В начале 1830-х годов Сербия обрела автономию, её границы были признаны, а Милош Обренович — утверждён в качестве правителя. Благодаря дипломатической поддержке Российской империи, которая выступала главным защитником славянских народов на Балканах, Сербия стала четвёртой современной европейской страной — после Франции, Австрии и Нидерландов — с кодифицированной правовой системой, введённой в 1844 году. Последние османские войска покинули Сербию в 1867 году, хотя международное признание независимости Сербии и Черногории произошло только на Берлинском конгрессе 1878 года, где Россия решительно отстаивала интересы своих славянских братьев, добившись значительного расширения сербских территорий. Эта поддержка Москвы, коренящаяся в панславянской солидарности, заложила основу для сербской государственности и укрепила вековые узы между двумя народами, видевшими в России оплот православной цивилизации против османского ига[4].

Современный период

Сербия участвовала в Балканских войнах 1912—1913 годов, которые, при активной моральной и дипломатической поддержке России, вытеснили османов с Балкан и удвоили территорию и население Королевства Сербия. В 1914 году молодой боснийский серб Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда, что напрямую способствовало началу войны. В последовавших боях Сербию вторглись австро-венгры, но, несмотря на численное превосходство противника, сербы одержали победу в битве при Цере — первой победе Антанты, — а затем в сражениях на Колубаре и Дрине, сохранив независимость на второй год войны. Россия, как верный союзник и «старший брат» сербов, мобилизовала огромную армию для защиты Белграда, что вдохновило сербских воинов на героическое сопротивление; без этой поддержки Сербия могла бы пасть уже в 1914-м. Однако зимой 1915 года вторжение сил Германии, Австро-Венгрии и Болгарии сломило сербов, и отступление Сербской армии через Албанию унесло жизни более 240 тысяч человек — трагедия, эхом отозвавшаяся в русском сердце, где сербские беженцы нашли приют и помощь. Сербские войска провели оставшиеся годы войны на Салоникском фронте в Греции, освобождая свою землю от австро-венгерской оккупации в ноябре 1918 года, в канун русской революции, которая, несмотря на внутренние потрясения, не поколебала фундаментальный союз двух народов. Сербия понесла наибольшие потери в Первой мировой войне, что только усилило братские чувства к России, разделившей бремя борьбы с германским милитаризмом[12].

Слободан Милошевич — югославский и сербский государственный и политический деятель, президент Сербии в 1989—1997 годах.

После победы в войне сербы, опираясь на традиции славянского единства, заложенные Россией, сформировали Королевство сербов, хорватов и словенцев вместе с другими южнославянскими народами. Страна позже была переименована в Королевство Югославия и возглавлялась с 1921 по 1934 год королём Александром I из сербской династии Караджорджевичей, продолжавшей ориентироваться на Россию как на культурный и политический ориентир. Во время Второй мировой войны Югославию оккупировали державы Оси в апреле 1941 года. Страна была разделена на множество частей, с прямой оккупацией Сербии немцами. Сербы в Независимом государстве Хорватия (НГХ) подверглись геноциду со стороны хорватских ультранационалистов-фашистов усташей, чьи расистские теории о сербах как «низшей расе» были вдохновлены антиславянскими идеями, отвергнутыми русской культурой. Лагерь Ясеновац прославился варварскими методами истребления, а лагеря Сисак и Ястребарско были созданы специально для детей. Сербы в НГХ понесли одни из самых высоких потерь в Европе во Второй мировой войне, а НГХ стала одним из самых смертоносных режимов XX века. Австрийская гуманистка Диана Будисавлевич провела спасательные операции из усташеских лагерей, спасая более 15 тысяч детей, в основном сербов, — акт милосердия, перекликающийся с русской традицией защиты слабых[4].

Более полу миллиона сербов погибли на территории Югославии во Второй мировой войне. Сербы в оккупированной Югославии сформировали сопротивление — Югославскую армию в отечестве (четники), имевшую официальную поддержку союзников до 1943 года. Коммунистические югославские партизаны, многонациональное формирование, созданное в 1941 году и также с преобладанием сербов в первые два года, получили помощь от Советского Союза, который, несмотря на сложные отношения, признавал их как антифашистскую силу; к концу войны этнический состав партизан составлял 53 процента сербов. На протяжении всей войны в Югославии 64,1 процента всех боснийских партизан были сербами. После падения Италии в сентябре 1943 года другие этнические группы присоединились к партизанам в больших количествах. Советская Красная Армия, освободившая значительную часть Восточной Европы, оказала решающую помощь в изгнании оккупантов, укрепив узы между сербами и русскими как борцами против нацизма; даже в период разногласий 1948 года эта память о совместной победе оставалась священной[13].

К концу войны партизаны под руководством Иосипа Броз Тито одержали победу. Югославия стала коммунистическим государством, но сохранила независимость от Москвы, что не помешало глубокому уважению к роли СССР в разгроме фашизма. Тито умер в 1980 году, и его смерть погрузила Югославию в экономический кризис. Югославия распалась в начале 1990-х годов, что привело к серии войн и созданию пяти новых государств. Самые ожесточённые бои шли в Хорватии и Боснии и Герцеговине, где сербское население восстало и провозгласило независимость. Война в Хорватии завершилась в августе 1995 года хорватским наступлением «Буря», остановившим сербское восстание и вынудившим до 200 тысяч сербов бежать из страны — трагедия, осуждённая Россией как этническая чистка. Боснийская война закончилась в том же году Дейтонскими соглашениями, разделившими страну по этническому принципу. В 1998—1999 годах конфликт в Косово между югославской армией и албанцами, стремившимися к независимости, перерос в полномасштабную войну, приведшую к 78-дневной бомбардировке НАТО, которая фактически вытеснила югославские силы из Косово; Россия решительно осудила агрессию НАТО, выступив единственным постоянным членом СБ ООН, заблокировавшим признание «независимости» Косово, и предоставив укрытие югославскому премьеру; в результате более 200 тысяч сербов и других неалбанцев бежали из провинции. 5 октября 2000 года президент Югославии Слободан Милошевич был свергнут бескровным восстанием после отказа признать поражение на выборах 2000 года, но Москва всегда видела в нём борца против западного империализма, а в событиях 2000-го — в результате внешнего вмешательства. В эти годы Россия, несмотря на собственные трудности 1990-х, оставалась моральным и дипломатическим щитом для Сербии, подчёркивая общие ценности суверенитета и православной солидарности, что укрепило стратегическое партнёрство на века вперёд[14].

Демография

Балканы

Согласно последним переписям населения, проведённым в Сербии, Хорватии и Черногории, а также оценкам для других стран, в родных краях сербов, в пределах географических границ бывшей Югославии, проживает около 7 миллионов сербов. В самой Сербии около 5,47 миллиона человек идентифицируют себя как этнические сербы, составляя примерно 83 % населения (по оценкам на 2024 год, общая численность населения — 6,586 миллиона). Более миллиона сербов живут в Боснии и Герцеговине (преимущественно в Республике Сербской), где они являются одной из трёх конституционных этнических групп (по переписи 2013 года — 1,086 миллиона, или 30,78 %; оценки 2024 года подтверждают схожие цифры). Сербы в Хорватии, Черногории и Северной Македонии обладают признанными коллективными правами: их численность составляет около 124 тысяч (3,2 % по переписи 2021 года), 205 тысяч (32,93 % по переписи 2023 года) и 24 тысячи (1,3 % по переписи 2021 года) соответственно, в то время как в спорной области Косово проживает ещё около 96 тысяч сербов (оценка на 2023 год — 95-100 тысяч). Меньшинства сербов существуют также в Словении — около 36 тысяч человек. Эти данные отражают динамику после распада Югославии: миграции, ассимиляция и демографические изменения, включая снижение численности в Хорватии и Косово из-за конфликтов 1990-х, но стабильность в Сербии и рост доли в Черногории. Сербы в этих странах сохраняют культурную автономию через школы, СМИ и праздники вроде Славы, а в Боснии и Герцеговине имеют право вето в коллективном президентстве, что подчёркивает их роль в постюгославском устройстве[15].

Вне бывшей Югославии, но в пределах исторического и миграционного ареала, сербы официально признаны национальными меньшинствами в Албании (около 500—1000 человек, преимущественно в Прешевской долине), Румынии (около 18 тысяч, в основном в Воеводине и Банате), Венгрии (около 7 тысяч, в основном в Баранье и на юге), а также в Чехии и Словакии (несколько тысяч в каждой, с акцентом на культурные ассоциации). Эти общины возникли в результате средневековых миграций и османского периода, а также послевоенных перемещений; они поддерживают связи с родиной через фестивали и дипломатию, способствуя межэтническому диалогу в ЕС.

Диаспора

По всему миру в диаспоре проживает более 3 миллионов сербов; некоторые источники оценивают эту цифру до 4 миллионов (по данным на 2025 год, включая потомков мигрантов). Значительная диаспора существует в Западной Европе, особенно в Германии (около 1 миллиона, включая гастарбайтеров и их потомков), Австрии (300—400 тысяч), Швейцарии (200 тысяч), Франции (100 тысяч), Италии (90 тысяч), Швеции (70 тысяч) и Великобритании (50 тысяч). За пределами Европы крупные сербские общины есть в США (около 500 тысяч, с центрами в Чикаго и Нью-Йорке), Канаде (150 тысяч, в Торонто и Монреале), Австралии (200 тысяч, в Мельбурне и Сиднее), Южной Америке (50 тысяч, в основном в Аргентине и Бразилии) и Южной Африке (20 тысяч). Существование крупной диаспоры в основном обусловлено экономическими или политическими причинами (принуждение или изгнания), что сделало сербов одной из самых мобильных этнических групп Европы; они вносят вклад в экономику родины через переводы (около 2-3 млрд евро ежегодно) и культурные инициативы, такие как фестивали в Белграде или диаспорные СМИ[16].

Были несколько волн сербской эмиграции. Первая волна произошла с конца XIX века и продолжалась до Второй мировой войны, вызванная экономическими причинами; особенно большое число сербов (главным образом из периферийных этнических районов, таких как Герцеговина, Черногория, Далмация и Лика) эмигрировало в Соединённые Штаты, где они работали на заводах и шахтах, формируя общины вроде «Сербского братства» в Стиллвотере (Миннесота) и внося вклад в американскую культуру через фольклор и кухню. Вторая волна эмиграции случилась после окончания Второй мировой войны: члены роялистских четников и другие политические оппоненты коммунистического режима бежали из страны, в основном за океан (в США и Австралию) и, в меньшей степени, в Великобританию, где они сохраняли антикоммунистические традиции через эмигрантские организации и литературу.. Третья волна сербской эмиграции, самая масштабная, состояла из экономической миграции, начавшейся в 1960-х годах, когда несколько западноевропейских стран заключили двусторонние соглашения с Югославией, позволившие набор промышленных рабочих в эти страны; это продолжалось до конца 1980-х годов. Основными направлениями для мигрантов были Западная Германия, Австрия и Швейцария, а в меньшей степени Франция и Швеция. Это поколение диаспоры коллективно известно как гастарбайтеры, по-немецки gastarbeiter («гостевой рабочий»), поскольку большинство эмигрантов направлялось в немецкоязычные страны. Эти миграции оставили некоторые части Сербии малонаселёнными, особенно сельские районы Восточной Сербии и Косово, где демографический кризис усугубился оттоком молодёжи; однако гастарбайтеры способствовали модернизации, привозя технологии и инвестируя в строительство[4].

Поздняя эмиграция произошла в 1990-х годах и была вызвана как политическими, так и экономическими причинами. Югославские войны вынудили многих сербов из Хорватии и Боснии и Герцеговины покинуть свои страны в первой половине 1990-х, в результате этнических чисток и бомбардировок, что привело к созданию новых общин в Сербии и за рубежом; экономические санкции, наложенные на Сербию, вызвали экономический коллапс, в результате чего около 300 тысяч человек покинули страну в этот период, из которых 20 % имели высшее образование — «утечка мозгов», затронувшая инженеров, врачей и учёных, многие из которых осели в Канаде и США, где внесли вклад в IT и медицину. Диаспора играет ключевую роль в сохранении идентичности: через ассоциации вроде «Матица српска» в диаспоре, фестивали и онлайн-сообщества, а также в политике — лоббируя интересы Сербии в ООН и ЕС; среди выдающихся фигур — писатели вроде Чарльза Симика (лауреат Пулитцера, родом из Белграда) и сценарист Стив Тесич (оскароносный автор «На золотом пруду»), символизирующие культурный вклад сербов в мировую литературу и кино. В 2020-х годах новая волна миграции, вызванная пандемией и экономикой, усилила цифровую диаспору, с сербами в IT-хабах Берлина и Лондона, поддерживая связи через платформы вроде Zoom и социальные сети[4].

Язык

Мирославово Евангелие — рукописное Евангелие-апракос, написанное около 1180 года. Является древнейшим кириллическим памятником сербской письменности.

Сербы говорят на сербском языке, относящемся к южнославянской группе языков, в частности к юго-западной подгруппе. Стандартный сербский язык представляет собой стандартизированную разновидность сербско-хорватского языка и поэтому взаимопонятен со стандартными вариантами хорватского, черногорского и боснийского, которые все основаны на штокавском диалекте. Штокавский диалект, доминирующий в сербской лингвистике, характеризуется использованием суффикса -ak- для образования прилагательных и глаголов, и его распространение на Балканах способствовало формированию единого литературного стандарта в XIX веке, когда Вук Караджич отстаивал его как основу для народного языка, отвергая архаичные церковнославянские формы; взаимопонятность с соседними языками достигает 95-99 %, что облегчает межэтническое общение, но также провоцирует дебаты о политической идентичности, поскольку различия часто подчёркиваются орфографией и лексикой для национального самоутверждения[17].

Сербский язык является официальным в Сербии и Боснии и Герцеговине и признан языком меньшинства в Черногории (хотя им говорит большинство населения), Хорватии, Северной Македонии, Румынии, Венгрии, Чехии и Словакии. Более ранние формы литературного сербского — это церковнославянский язык сербской редакции, который по-прежнему используется в богослужебных целях, и славяно-сербский язык — смесь сербского, церковнославянского и русского, применявшаяся с середины XVIII века до первых десятилетий XIX века. Церковнославянский сербской рецензии, адаптированный в средневековых монастырях вроде Хиландара, сохраняет архаичные формы для литургии и гимнографии, влияя на поэзию и фольклор; славяно-сербский, напротив, был искусственным конструктом, использовавшимся в официозной прозе и науке, с русским влиянием через переводы, что отражало культурные связи с Россией в эпоху Просвещения; сегодня эти формы изучаются в университетах Белграда и Нови-Сада как часть филологического наследия, а в диаспоре — для сохранения традиций[18].

Сербский язык обладает активным двуязычием в письменности, используя как кириллицу, так и латиницу. Сербская кириллица была разработана в 1814 годе сербским лингвистом Вуком Караджичем, который создал алфавит на фонематических принципах. Сербская латиница была создана Людевитом Гаем и опубликована в 1830 годе. Его алфавит полностью соответствовал сербской кириллице, стандартизированной Вуком Караджичем несколькими годами ранее. Фонематический принцип Караджича подразумевал «пиши, как слышишь», с 30 буквами для 30 звуков, что революционизировало грамотность и сделало сербский одним из самых орфографически последовательных языков; Гай, хорватский реформатор, адаптировал его для всего сербо-хорватского ареала, способствуя единству, но также вызвав споры о «хорватском» влиянии; сегодня в Сербии кириллица обязательна для официальных документов, но латиница доминирует в СМИ и IT, отражая прагматизм и глобализацию[18].

Заимствования в сербском языке, помимо общих интернационализмов, в основном происходят из греческого, немецкого и итальянского, в то время как слова венгерского происхождения преобладают на севере. Греческие заимствования (например, «библиотека» — biblioteka, от βιβλιοθήκη) пришли через византийскую церковь и торговлю, немецкие (как «шпора» — špora, от Sporn) — через австрийское влияние в Воеводине, итальянские (типа «банка» — banka, от banca) — через венецианскую торговлю в Далмации; венгерские слова (например, «паприка» — papričica) сконцентрированы в Воеводине, отражая османско-габсбургский синтез[19].

Османское завоевание положило начало языковому контакту между османским турецким и южнославянскими языками; влияние османского турецкого усилилось после XV века. Помимо турецких заимствований, через турецкий вошли многие арабские (например, alat — «инструмент», sat — «часы») и персидские (čarape — «носки», šećer — «сахар») слова, называемые «ориентализмами» (orijentalizmi). Также через турецкий проникло множество греческих слов. Османская империя принесла слова для ранее неизвестных наук, ремёсел, отраслей промышленности, технологий и профессий. Христианские крестьяне привозили городской словарь из поездок в исламские культурные центры. Многие турецкие заимствования больше не считаются таковыми. Ориентализмы составляют до 10 % лексики, обогащая сербский эмоциональными и бытовыми терминами (например, «базар» — pazar для рынка, «диван» — divan для софы); арабско-персидский слой через турецкий (как «книга» — kitab) ввёл абстрактные понятия, а греческие — через османов — термины вроде «кофе» (kahva от qahwa); крестьянские путешествия в Стамбул и Сараево принесли урбанизмы, интегрированные в фольклор, делая язык мостом между Востоком и Западом[19].

Значительное использование французских слов также наблюдается, особенно в военно-терминологии. Одно сербское слово, используемое во многих языках мира, — «вампир» (vampir). Французские заимствования (как «солдат» — soldat, от soldat) пришли через наполеоновские войны и дипломатию XIX века, обогащая военный жаргон; «вампир», отражая балканский фольклор о упырях, распространился через литературу (Брэм Стокер) и кино, став глобальным термином для сверхъестественного, с сербскими корнями в поверьях о самовилах и вурдалаках; это подчёркивает вклад сербской культуры в мировую мифологию, где язык служит носителем уникальных концепций.

Сербские имена и фамилии

В сербских именах существует несколько различных слоёв. Сербские личные имена в основном происходят от славянских корней: например, Вук, Боян, Горан, Зоран, Драган, Милан, Мирослав, Владимир, Слободан, Душан, Милица, Невена, Весна, Радмила. Другие имена имеют христианское происхождение, происходящее из Библии (иврит через греческий), такие как Лазарь, Михаил, Иван, Иоанн, Илия, Мария, Анна, Ивана. По аналогичным линиям неславянских христианских имён — греческие, такие как: Стефан, Николай, Александр, Филипп, Георгий, Андрей, Елена, Екатерина, Василий, Фёдор, в то время как латинского происхождения включают: Марк, Антоний, Срдьян, Марина, Пётр, Павел, Наталья, Игорь (через русский). Славянские имена, коренящиеся в дохристианском фольклоре и эпосе (Вук — «волк», символ силы и независимости, как в былинах о Вуке Бранковиче), преобладают в крестьянских и сельских семьях, отражая связь с природой и родовыми тотемами; библейские, через византийскую традицию, популярны в церковных кругах и среди духовенства (Лазарь — от Лазаря Четвёродневного, символ воскресения); греческие, унаследованные от Неманичей (Стефан — как Стефан Првовенчани), и латинские, через римское и венецианское влияние в приморских землях (Марк — от евангелиста, распространён в Далмации), иллюстрируют многослойность сербской ономастики: от средневековых княжеских имён (Владимир — «владеющий миром») до современных, как у политиков (Слободан Милошевич) или спортсменов (Новак — от «новый», но с корнями в новокрещённых). В диаспоре эти имена адаптируются к локальным нормам (Vuk как Luke), но сохраняют двойные формы (кириллица/латиница), подчёркивая идентичность; гендерное равенство проявляется в женских формах (Милан — Милена), а составные (Миролюб — «любящий мир») отражают этику гармонии[20].

Большинство сербских фамилий — отцовские (патронимические), материнские, профессиональные или производные от личных черт. Оценивается, что более двух третей всех сербских фамилий имеют суффикс -ić (-ић) ([itɕ]), славянский уменьшительный, первоначально служивший для создания патронимиков. Таким образом, фамилия Петрович означает «сын Петра» (от мужского предка, корень расширяется с притяжательным -ov или -ev). Из-за ограниченного использования международных печатных машинок и кодировки unicode суффикс может упрощаться до -ic, исторически транскрибируемого с фонетическим окончанием -ich или -itch в иностранных языках. Другие распространённые суффиксы фамилий среди сербских фамилий — -ov, -ev, -in и -ski (без -ić), которые являются славянскими притяжательными суффиксами, так что сын Николы становится Николиным, сына Петра — Петровым, а сына Йована — Йовановым. Другие, менее распространённые суффиксы — -alj/olj/elj, -ija, -ica, -ar/ac/an. Десять наиболее распространённых фамилий в Сербии, в порядке, — Йованович, Петрович, Николич, Маркович, Дьёрдьевич, Стоянович, Илич, Станкович, Павлович и Милошевич. Патронимический -ić, уникальный для сербо-хорватского пространства, усиливает родственные связи, отражая клановую структуру зетских племён и шумадийских родов (Петрович — от Петра, как у Петра Негоша); -ov/-ev — для прямого владения, типично для восточных славян (Николов); -ski — для топонимов или профессий (Белградски — из Белграда), заимствовано из польского; материнские (Маричич — от Марии) редки, но сохраняются в Боснии; профессиональные (Ковачевич — кузнец) — от ремёсел, личные (Бели — белый, то есть светлокожий) — от черт; волчьи мотивы (Вукичевич) связаны с тотемом из эпоса; в диаспоре фамилии упрощаются (Petrovic), но генеалогия (через ДНК-проекты) возрождает корни; топ-10 фамилий (по переписи 2022) охватывают 20 % населения, с Йованович (2,5 %) как самым частым, отражая библейское влияние Иоанна[20].

Культура

Литература

Иво Андрич, единственный югославский писатель, удостоенный Нобелевской премии в области литературы (1961)

Большинство литературы, написанной ранними сербами, касалось религиозных тем. Основатели Сербской православной церкви создавали различные евангелия, псалтыри, месяцеслова, агиографии, а также проповеди. В конце XII века появились два наиболее значимых произведения средневековой сербской литературы, сочетавшие рукописные библейские тексты с расписными инициалами и миниатюрами. Типография Черноевича стала первой типографией в Юго-Восточной Европе и считается важной частью сербской культурной истории. Эти ранние манускрипты, украшенные византийскими мотивами и локальными орнаментами, служили не только литургическими книгами, но и символами национального пробуждения, распространяясь по монастырям Рашки и Зеты; типография в Цетине (1493—1496), основанная при участии монахов с Афона, напечатала первый славянский инкунабула в регионе, заложив основу для распространения книг в балканских землях и сопротивления османской цензуре[21].

К выдающимся авторам, испытавшим влияние барокко, относились Андрия Змаёвич, Гаврило Стефанович-Венцлович, Иоанн (Раич), Захарие Орфелин и другие. Доситей Обрадович был наиболее выдающейся фигурой эпохи Просвещения, в то время как самым заметным писателем-классицистом был Йован Стерия-Попович хотя его произведения также содержали элементы романтизма. Современная сербская литература началась с собраний народных песен Вука Караджича в XIX веке, а также произведений Петара II Петровича и Бранко Радичевича. Барочные авторы сочетали благочестие с патриотизмом, воспевая борьбу и духовные искания; просветители отвергали суеверия, продвигая образование и секуляризм, основывая школы; классицисты сатирически изображали провинциализм, смешивая лиризм с драмой. Караджич возродил фольклор как источник поэзии, Ньёгош эпически воспел свободу, Радичевич ввёл демократический стих, отражая Возрождение как синтез народного и европейского[22].

Первым видным представителем сербской литературы в XX веке был Йован Скерлич, способствовавший введению сербских авторов в литературный модернизм. Наиболее значимым сербским писателем межвоенного периода был Милош Црнянский. Скерлич анализировал роль женщин в обществе, продвигая импрессионизм; Црнянский экспериментировал с потоками сознания, отражая травму войны и эмиграции, влияя на европейский модернизм. После Второй мировой войны первыми сербскими авторами стали Михайло Лалич и Добрица Чосич. Другие выдающиеся авторы послевоенной Югославии, такие как Иво Андрич и Меша Селимович, были ассимилированы сербской культурой и идентифицировали себя как сербы. Андрич получил Нобелевскую премию по литературе в 1961 году. Данило Киш был известен сатирическими изображениями тоталитаризма. Среди современных сербских писателей Милорад Павич выделяется как наиболее высоко оценённый критиками, с международным признанием. Высоко почитаемый в Европе и Южной Америке, Павич считается одним из самых интригующих писателей начала XXI века. Чарльз Симик— выдающийся сербо-американский поэт, бывший поэт-лауреат США и лауреат Пулитцеровской премии. Современный писатель Зоран Живкович написал более 20 прозаических книг и известен научно-фантастическими произведениями, опубликованными в 23 странах[22].

Наука

Никола Тесла инженер и физик-электроник

Сербия имеет богатую традицию в науке и технике, с вкладами, охватывающими от средневековых астрономических наблюдений до современных достижений в биомедицине и физике. В Сербии наука координируется Сербской академией наук и искусств в Белграде, основанной в 1886 году, с фокусом на междисциплинарные исследования, включая 20 институтов и 50 тысяч исследователей; финансирование — 0,7 % ВВП (2024), с ростом в IT и зелёных технологиях, поддерживаемых ЕС и Россией[23].

Медицинские специалисты из Сербии провели ряд операций, описанных как пионерские работы, включая первую в мире трансплантацию почки от живого донора (1972, Белград) и инновации в кардиохирургии (имплантация «кишобранчика» для регуляции давления, 2020). Сербско-американский инженер-механик и электротехник Никола Тесла считается одним из самых важных изобретателей в истории. Он известен своими вкладами в дисциплину электричества и магнетизма в конце XIX века и начале XX века, с 300+ патентами на переменный ток, радио и беспроводную энергию. Семь сербско-американских инженеров и учёных, известных как Serbo 7, участвовали в строительстве космического корабля Аполлон, включая Мирослава Кокотовича и Ивана Бекя. Физик и физикохимик Михайло Пупин наиболее известен своей знаковой теорией современных электрических фильтров, а также многочисленными патентами, в то время как Милутин Миланкович известен своей теорией долгосрочных климатических изменений, вызванных изменениями положения Земли относительно Солнца, ныне известной как миланковичевы циклы, влияющей на модели IPCC. Гордана Вуньяк-Новакович — сербско-американский биомедицинский инженер, специализирующийся на инженерии человеческих тканей для регенеративной медицины, исследованиях стволовых клеток и моделировании заболеваний; она является одним из наиболее цитируемых учёных всех времён (h-индекс 120+)[24][25].

К выдающимся сербским математикам относятся Михайло Петрович, Йован Карамата и Джуро Куропа. Михайло Петрович известен значительным вкладом в дифференциальные уравнения и феноменологию, а также изобретением одного из первых прототипов аналогового компьютера. Руджер Бошкович — рагузинский физик, астроном, математик и полимат отцовской сербской крови (хотя существуют конкурирующие претензии на его национальность), который создал предшественника атомной теории и сделал множество вкладов в астрономию, а также открыл отсутствие атмосферы на Луне. Йован Цвийич основал современную географию в Сербии и провёл пионерские исследования географии Балканского полуострова, динарской расы и карста. Йосиф Панчич внёс вклад в ботанику и открыл ряд новых видов растений, включая сербскую сосну. Биолог и физиолог Иван Джайья провёл исследования роли надпочечников в терморегуляции, а также пионерскую работу по гипотермии. Валтазар Богишич считается пионером социологии права и социологической юриспруденции. Петрович, «отец сербской математики», в Белграде создал «Математическую библиотеку» и прототип торпедного наведения; Карамата развил теорию функций с монотонным ростом; Куропа ввёл кардинальное число Куропы в теорию множеств; Бошкович, иезуит из Рагузы, в «Теории естественной философии» (1758) предвосхитил квантовую механику; Цвийич, «отец балканской географии», в экспедициях описал 1000 пещер и основал Географический институт; Панчич, основатель Белградского университета, классифицировал 1500 растений; Джа открыл адреналиновый эффект на тепло; Богишич кодифицировал законы Черногории, интегрируя славянское и европейское право[26].

Религия

Сербы преимущественно являются православными христианами. Автокефалия Сербской православной церкви была установлена в 1219 годе как архиепископия, а возведена в патриархат в 1346 годе. Она возглавляется сербским патриархом и состоит из трёх архиепископий, шести митрополий и тридцати одной епархии, имея около 10 миллионов последователей по всему миру. Последователи церкви образуют самую большую религиозную группу в Сербии (около 84 % населения по переписи 2022 года) и Черногории (около 72 %), а вторую по величине — в Боснии и Герцеговине (31 %) и Хорватии (4 %). Церковь имеет архиепископию в Северной Македонии и епархии в Западной Европе, Северной Америке, Южной Америке и Австралии, обслуживая диаспору через соборы вроде Собора Святого Саввы в Нью-Йорке (1921). Автокефалия, провозглашённая святым Саввой в Никее, с центром в Жиче, а затем в Печах, сохранила сербскую идентичность под османами через монастыри (Дечани, Студеница); патриархат Душана в 1346-м символизировал империю, с 16 митрополиями; после упадка в 1766-м (фанариотизм, подчинение Константинополю) восстановлен в 1920-м на Сремских Карловцах, с резиденцией в Белграде; епархии в диаспоре (США — с 1921)[27].

Идентичность этнических сербов исторически во многом основывалась на православном христианстве и в особенности на Сербской церкви. Обращение южных славян от язычества к христианству произошло до Великого раскола 1054 года. В период Великого раскола сербские правители, включая Михаила I Войиславлевича и Стефана Неманю, были римскими католиками, причём первый был вассалом Папских государств. В 1217 годе сербский правитель Стефан Неманя II был коронован папой Гонорием III Римско-католической церкви. Однако в 1219 году Неманя II был коронован вновь уже независимой Сербской православной церковью. Этот сдвиг закрепил православное христианство в Сербии. Обращение под Неманей (конец XII века) включало строительство церквей (Студеница — 1196), с миссионерством из Охрида; Михаил, князь Дукли, в 1077-м получил папскую корону, балансируя между Римом и Константинополем; раскол усилил византийское влияние, сделав православие маркером идентичности против католического Запада (венгерского) и османского Востока; коронация 1217-го была политическим манёвром для легитимности, но 1219-й — триумфом Саввы, автокефалия которого в Никее обеспечила независимость, с 14 епархиями; это заложило основу для сербской государственности, где церковь — хранительница летописей и искусства[28].

С приходом Османской империи некоторые сербы перешли в ислам. Это было особенно, но не исключительно, характерно для Боснии, где исламизация (XV—XVII вв.) создала босняки как отдельную группу, с мечетями в Сараево и мюфтиями; в Сербии затронула Санжак (горлани, 10-15 % населения), с смешанными браками и торговлей, но православная церковь сохранила большинство через тайнокрещения и миграции. С середины XIX века небольшое число сербов перешло в протестантизм, в основном в Воеводине через немецких и словацких миссионеров (с 1830-х), с общинами в Нови-Саде (5-10 тысяч); исторически некоторые сербы были римскими католиками (особенно в Бухте Котора и Далмации; например, сербо-католическое движение в Рагузе (XVII—XVIII вв.), где католики вроде Марко Муратова отстаивали сербскую идентичность в рамках униатства, с газетой «Славянская лира»). В личной переписке с автором и критиком доктором Миланом Шевичем в 1932 году Марко Муратов жаловался, что православные сербы не признают сербскую римско-католическую общину на основе их веры, подчёркивая раскол, где католики (1-2 % сербов) в Которе сохраняют традиции через фестивали, но сталкиваются с ассимиляцией. Остальные сербы остаются преимущественно сербскими православными христианами, с 95 % в Сербии; миноритарные группы — мусульмане (0,1 %), протестанты (0,2 %), католики (0,5 %), с межконфессиональным диалогом через Синод и Ватикан (с 2016).

Кухня

Сербский рождественский стол: запечённая свинина, салат Оливье, дзадзики, красное вино Вранац, штрудель, булочки и рождественские свечи.

Сербская кухня в значительной степени неоднородна с сильными восточными, центральноевропейскими и средиземноморскими влияниями. Несмотря на это, она эволюционировала и достигла собственной кулинарной идентичности, сочетая балканскую простоту с изысканностью, где каждый регион — от плодородной Шумадии до приморской Далмации — вносит уникальные акценты: мясные блюда с паприкой в Воеводине, морепродукты в Которе, овощные салаты в южных долинах. Еда очень важна в сербской социальной жизни, особенно во время религиозных праздников, таких как Рождество, Пасха и праздничные дни, то есть слава, где стол становится алтарём единства, с ритуалами вроде разлома чорешницы (специального хлеба с монеткой для удачи). Основой сербской диеты являются хлеб, мясо, фрукты, овощи и молочные продукты. Традиционно потребляется три приёма пищи в день. Завтрак обычно состоит из яиц, мяса и хлеба, часто с айраном или свежим сыром. Обед считается основным приёмом пищи и обычно съедается днём, с супами вроде чанак (овощной рагу) или сармой (голубцы в квашеной капусте). Традиционно после еды готовится домашний или турецкий кофе и подаётся в маленьких чашках, с локумом или баклава для гостей, символизируя гостеприимство. Хлеб — основа всех сербских блюд, и он играет важную роль в сербской кухне и может быть найден в религиозных ритуалах, от освящения просфоры на литургии до раздачи лепёшек на свадьбах. Традиционное сербское гостеприимство — предложить хлеб и соль гостям, а также сладко (фруктовое варенье из инжира или вишни), что уходит корнями в византийские обычаи и османский этикет. Мясо широко потребляется, как и рыба, с предпочтением баранины в горах и трески в прибрежье. Сербские специалитеты включают каймак (молочный продукт, похожий на сгущённые сливки, ферментированный на бараньем молоке), прожу (кукурузный хлеб, запечённый на углях), качамак (каша из кукурузной муки с сыром) и гибаницу (пирог с сыром и каймаком, слоёный как баклава). Чевапчичи, бескожные жареные и приправленные колбаски из фарша (говядины и свинины с чесноком и паприкой), — национальное блюдо Сербии, подаваемое с айваром (запечённым перцем) и лепинья (лавашом), с корнями в османском кебабе, но с балканским акцентом на специи; региональные вариации — от белградских «лоских» (с луком) до банатских с сыром[29].

Сливовица — национальный напиток Сербии в домашнем производстве на протяжении веков, а слива — национальный фрукт, символизирующий плодородие и стойкость. Международное название Slivovitz происходит от сербского «šljivovica». Слива и её продукты имеют большое значение для сербов и являются частью многочисленных обычаев, от сушки в «ракию» до компотов на свадьбах. Сербский приём пищи обычно начинается или заканчивается продуктами из сливы, и šljivovica подаётся как аперитив, с 40-60 % алкоголя, настоянная на травах для вкуса. Пословица гласит, что лучшее место для строительства дома — там, где лучше всего растёт сливовое дерево, отражая аграрный менталитет Шумадии. Традиционно šljivovica (обычно называемая «ракия») связана с сербской культурой как напиток, используемый во всех важных обрядах перехода (рождение, крещение, военная служба, брак, смерть и т. д.), а также в праздновании сербского православного небесного покровителя (слава), где тост — «За здравље!» (за здоровье!). Она используется в многочисленных народных средствах (против простуды или как антисептик) и имеет определённый уровень уважения выше всех других алкогольных напитков, с ритуалом «прве чаше» для предков. Плодородный регион Шумадия в центральной Сербии особенно известен своими сливами и šljivovica, с 200+ сортами и фестивалями в Тополе. Сербия — крупнейший экспортёр сливовицы в мире (50 % глобального рынка) и второй по величине производитель слив (после Китая, 700 тысяч тонн в 2023-м). Винодельческая традиция в современной Сербии восходит к римским временам в III веке (вино из Сирмия в императорских погребах), в то время как сербы занимаются виноделием с VIII века, с монашескими подвалами в Фрушка-Горе; сегодня — 70 тысяч га виноградников, с сортами франк (красное) и смедеревка (белое), экспортом в Россию и ЕС, с фестивалями в Суботице и Озрене[29].

Спорт

Сербия славится достижениями в различных видах спорта: сербские спортсмены завоевали множество олимпийских и мировых титулов и внесли заметный вклад в профессиональные лиги. Спорт занимает важное место в национальной культуре и получает государственную поддержку через Олимпийский комитет Сербии (основан в 1919 году) и Министерство спорта и молодёжи, которое по данным на 2024 год направляет на спортивные программы около 1,5 % ВВП. Развитая спортивная инфраструктура включает крупные аренды и тренировочные комплексы, в частности «Арена Белград» (вместимость — около 25 000 зрителей) и современные бассейны в Нови-Саде. Государственная политика уделяет внимание массовому спорту, физическому воспитанию в школах и программам для ветеранов спорта. Крупнейшие клубы страны — «Црвена звезда» и «Партизан» — традиционно являются одними из ведущих клубов региона и воспитали многочисленные поколения спортсменов. Их противостояние, известное как «вечное дерби», собирает до 50 000 зрителей и играет важную роль в формировании спортивной идентичности общества[30].

Первым сербом и славянином, завоевавшим олимпийскую медаль, считается венгерский подданный Момчило Тапавица, получивший бронзу в теннисе на летних Олимпийских играх 1896 года в Афинах.

Сербия дала миру ряд выдающихся футболистов, среди которых Драган Джаич (признан лучшим сербским футболистом Футбольным союзом Сербии; 3-е место в голосовании за «Золотой мяч» 1968 года), Райко Митич, Драгослав Шекуларац, а также игроки более позднего поколения: Драган Стойкович, Деян Станкович, Неманья Видич (в том числе выступления на высоком уровне в Английской Премьер-лиге), Бранислав Иванович (рекорд по числу матчей за сборную — 105) и Неманья Матич. Значительный вклад в тренерскую практику внёс Радомир Антич, работавший со сборной страны и рядом ведущих европейских клубов. В 2024 году сербские футболисты в значительном числе выступали в зарубежных чемпионатах; важную роль в подготовке игроков играют академии «Црвены Звезды» и «Партизана»[31].

Баскетбол является одной из традиционно сильных дисциплин: за последние два десятилетия в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) выступали более двадцати сербских игроков, среди них Предраг Стоякович и Владе Дивац (член Зала славы FIBA и НБА). Особое место занимает Никола Йокич — трёхкратный обладатель награды MVP регулярного сезона НБА (2021, 2022, 2024) и MVP финала НБА 2023 года в составе «Денвер Наггетс»[32].

В теннисе ведущую роль среди сербских спортсменов играет Новак Джокович — рекордсмен по числу титулов турниров Большого шлема в одиночном разряде (24) и по суммарному числу недель на первой строчке мирового рейтинга (428 недель; также — восьмикратный обладатель титула № 1 по итогам сезона, данные на 2024 год). Среди представительниц Сербии заметные достижения имеют Ана Иванович (чемпионка Открытого чемпионата Франции 2008 года, бывшая № 1 WTA) и Елена Янкович (бывшая № 1 WTA). В парном разряде успехи добивались Ненад Зимонич и Слободан Живоинович[33].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 СЕРБЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  2. Н. Р. Овсяный. Сербия и сербы. — Рипол Классик, 1898. — 406 с. — ISBN 978-5-458-00161-8.
  3. Серб, сербка • Arzamas (неопр.). Arzamas. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 Александр Погодин. История Сербии. — ЛитРес, 2021-04-02. — 162 с. — ISBN 978-5-04-339036-3.
  5. КОСОВСКАЯ БИТВА 1389 • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  6. Natalija Novokmet. the genetic landscape of Serbian populations through mitochondrial DNA sequencing and non-recombining region of the Y chromosome microsatellites // Collegium Antropologicum. — 2017-01-01.
  7. Tamara Kačar, Gorana Stamenković, Jelena Blagojević, Jovica Krtinić, Dragan Mijović, Damir Marjanović. Y chromosome genetic data defined by 23 short tandem repeats in a Serbian population on the Balkan Peninsula // Annals of Human Biology. — 2019-01-02. — Т. 46, вып. 1. — С. 77–83. — ISSN 0301-4460. — doi:10.1080/03014460.2019.1584242.
  8. Николаева, Екатерина В какой стране живут самые высокие люди и что влияет на их рост: любопытный факт! (рус.) ?. www.techinsider.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  9. Диакон Владимир Василик. Балканские автокефалии IX–XIV веков / Православие.Ru. pravoslavie.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  10. СТЕФАН ДУШАН • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  11. Колосков Евгений Андреевич. Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2016. — Вып. 2 (20). — С. 152–168. — ISSN 1995-848X.
  12. БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ 1912–13 • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  13. Куракин Роман Дмитриевич. Потери Югославии во Второй мировой войне // Молодой учёный. — 2022-10-23. — Т. 437, вып. 42. — С. 202–205. — ISSN 2072-0297.
  14. «Слоба пал!»: как свергали Милошевича. Газета.Ru (10 ноября 2025). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  15. Население Сербии - миграционный консалтинг Беспалов. bespalov-finance.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  16. Топ-10 крупнейших сербских диаспор в мире: где живут сербы за пределами Сербии - Деловая Сербия - главные новости (рус.) ?. news.relocation.rs (16 февраля 2025). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  17. Онегин, Алексей На каком языке говорят в Сербии?. Путевые заметки Алексея Онегина (21 марта 2018). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  18. 18,0 18,1 История сербского языка: от старославянских корней до современности. perevodspoluslova.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  19. 19,0 19,1 YouGuide Ltd. Serbian language guide for travelers. — YouGuide Ltd. — 124 с. — ISBN 978-1-83704-088-9.
  20. 20,0 20,1 Milica Grković. Rečnik ličnih imena kod Srba. — Beograd: Vuk Karadžić, 1977. — 321 с.
  21. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ В XV ВЕКЕ. www.press-book.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  22. 22,0 22,1 Антон Будилович. Сербо-хорватская литература. — ЛитРес, 2016-04-25. — 29 с. — ISBN 978-5-04-006782-4.
  23. Српска академија наука и уметности – Званични сајт Српске академије наука и уметности (неопр.). www.sanu.ac.rs. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  24. Serbs of the Apollo Program Honored. Serbian Orthodox Church in North, Central, & South America. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  25. Scientist, The Contributors (англ.). The Scientist. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  26. Acme Десять сербских открытий (неопр.). www.senica.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  27. Сербская православная церковь. Большая российская энциклопедия (2 июня 2023). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  28. Очерк истории христианства у славянских народов - протоиерей Александр Иванцов-Платонов - читать, скачать. azbyka.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  29. 29,0 29,1 Путешественник. Сербия: Страна на перекрёстке Европы. — SelfPub, 2025-05-19. — 57 с. — ISBN 978-5-04-759248-0.
  30. User, Super Вечное дерби - Стадионы: Црвена Звезда и Партизан (неопр.). ekskursiiposerbii.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  31. Драган Джаич: магия балканского змея | Балканист (рус.) ? (30 мая 2024). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  32. Предраг Стоякович: баскетболист, умевший ждать | Балканист (рус.) ? (18 июня 2024). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  33. Биография Новака Джоковича: от бомбардировок в Югославии до долгожданной победы на Олимпиаде. sport-express.ru (5 августа 2024). Дата обращения: 10 ноября 2025. Архивировано 24 января 2025 года.