Европейский союз

Материал из «Знание.Вики»
Европейский союз
Круг из двенадцати золотых звёзд на синем фоне
European Union (orthographic projection).svg
Основная информация
Политические центры Брюссель
Люксембург
Страсбург
Руководство
Европейский совет
Комиссия
Парламент
Совет министров
Шарль Мишель
Урсула фон дер Ляйен
Роберта Метсола
Испания
Основание
Парижский
Римский
Маастрихтский
23 июля 1952
1 января 1958
1 ноября 1993
Географическое описание
Территория 6-я в мире
Население (2020)
— оценка
плотность
3-е в мире
106,9 чел/км²
ВВП (по ППС, 2018)
— всего
— ВВП/чел
2-й в мире
21,7 трлн долл.
42 460 долл.
ВВП (номинал, 2018)
— всего
— ВВП/чел
2-й в мире
18,4 трлн долл.>
35 940 долл.[1][2]
Валюты
Часовой пояс
летнее время
— с заморскими территориями
UTC от 0 до +2
UTC от +1 до +3
UTC от −4 до +4
Домен верхнего уровня .eu
Телефонные коды см. список
Официальный сайт
http://europa.eu/

Европейский союз (сокращенно ЕС, Евросоюз) — политический и экономический союз 27 европейских стран. Был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию Является результатом процесса добровольной политической и экономической интеграции между некоторыми государствами Европы, которые делегируют осуществление некоторых исполнительных, законодательных и правовых полномочий наднациональным институтам[3].

ЕС является автономным юридическим лицом, обладающим правом действовать независимо от входящих в него государств в рамках предоставленной ему компетенции. Его статус регулируется Договором о Европейском союзе и Договором о функционировании Европейского союза, действующими с 1 декабря 2009 года[4].

Общая информация

Государства-члены наделили его широким спектром полномочий, в том числе в области внешней политики и политики безопасности. В областях, исчерпывающе перечисленных в договорах (например, таможенный союз), ЕС получил исключительную компетенцию по принятию юридически обязательных актов, при этом государства-члены больше не имеют права принимать свои собственные. В других областях ЕС имеет общую компетенцию с государствами-членами. В этих областях так называемой совместной компетенции государства-члены могут принимать национальные акты до тех пор, пока ЕС не воспользуется своим правом на принятие собственных[5].

Политическая система ЕС отличает его от таких международных организаций, как Организация Объединённых Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Функционирование ЕС осуществляется его органами и институтами, часть из которых является наднациональными, а часть — межправительственными. Типичным представителем наднациональных органов является Европейская комиссия, выполняющая в основном исполнительные функции. Её члены, хотя и избираются правительствами государств-членов, полностью независимы от них[6].

Законодательные функции осуществляют Европейский парламент (наднациональный орган, состоящий из лиц, избираемых непосредственно гражданами ЕС) и Совет Европейского союза (состоящий из 1 представителя от каждого государства-члена на уровне министров). В свою очередь, судебный контроль осуществляется Судом Европейского союза. В его состав входят Суд справедливости (27 судей от каждого государства-члена), Суд общей юрисдикции (27 судей от каждого государства-члена) и специализированные суды, единственным специализированным судом, созданным на сегодняшний день, является Трибунал по вопросам гражданской службы, состоящий из 7 судей. Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств государств-членов, его председателя и председателя Европейской комиссии, определяет политические ориентиры и приоритеты Союза и выбирает вектор его развития.

Одной из основных задач Европейского союза является обеспечение внутреннего рынка, представляющего собой зону без внутренних границ, в которой обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала. Союз проводит общую политику в области сельского хозяйства, рыболовства, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, транспорта, энергетики и т. д[7].

ЕС обладает исключительной компетенцией в области денежно-кредитной политики государств-членов, валютой которой является евро, таможенного союза (который вводит запрет на таможенные пошлины на импорт и экспорт между государствами-членами и на все сборы, эквивалентные таможенным, а также вводит общий таможенный тариф в отношениях с третьими странами, торговой политики, сохранения морских и биологических ресурсов в рамках общей рыболовной политики и др.

В экономическом плане на долю ЕС, население которого в 2020 году составляло более 446 000 000 человек, приходилось около 14 % номинального мирового валового продукта.

31 января 2020 года в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии покинуло Европейский Союз. Это первый случай, когда страна приняла решение о выходе из Союза в соответствии с установленной Лиссабонским договором процедурой[8].

История

Постоянные попытки объединить различные европейские народы предпринимались ещё до появления самих государств. 3000 лет назад силой меча Европой правили кельты, а после них — римляне. Империя Карла Великого и Священная Римская империя на протяжении сотен лет объединяли под своим свободным контролем значительные территории континента. В более позднее время примером мимолетного объединения значительных частей Европы может служить таможенный союз территорий, находившихся под властью Наполеона в начале XIX века. В 1940-х годах значительная часть Европы находилась под властью Третьего Рейха[9].

Учитывая разнообразие языков и культур на континенте, попытки объединения обычно носили насильственный характер. Одно из первых предложений о мирном объединении равноправных европейских государств было выдвинуто Виктором Гюго в 1851 году За катастрофической для континента Первой мировой войной последовала Вторая мировая война, оставившая Европу в руинах. Победившие в войне союзники были полны решимости навсегда исключить возможность войны на континенте, и, пытаясь восстановить Европу, ряд европейских политиков восприняли идею создания наднационального союза.

Идея создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) принадлежала Жану Монне, сотруднику МИД Франции. Министр иностранных дел Франции Роберт Шуман обнародовал эту идею 9 мая 1950 года (именно поэтому этот день отмечается как День Европы). Вдохновленная функционалистским подходом Жана Монне, она направлена — в представлении Шумана — на создание реальной солидарности между государствами-членами, солидарности, которая, как ожидается, распространится и на другие области. По этой причине структура ЕОУС существенно отличается от структуры организаций классического типа. Первоначальным намерением политиков, основавших ЕОУС, было обеспечение контроля над военной промышленностью Европы, а уголь и сталь являются основным сырьем для военной промышленности. В состав ЕОУС вошли Западная Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса. Сообщество было создано с подписанием Парижского договора в апреле 1951 года и вступило в силу в июле 1952 года[10].

Впоследствии были созданы ещё два сообщества — Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они были учреждены Римским договором 1957 года, вступившим в силу 1 января 1958 года Сообщества создавались не только для регулирования существующих отношений, но прежде всего для достижения одной экономической цели в среднесрочной перспективе — создания общего рынка, и одной политической цели в долгосрочной перспективе — создания Европейского союза. В течение нескольких десятилетий Европейское экономическое сообщество стимулировало сотрудничество между этими западноевропейскими странами[9].

С другой стороны в другой идеологически объеденной части континента, Восточной Европе, существовал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который был направлен на осуществление тех же целей.

Европейский союз, в том виде в котором он существует сейчас, был создан Маастрихтским договором (формально — Договором о Европейском союзе) в 1992 году. При его создании за основу были взяты два существующих сообщества: Европейское экономическое сообщество, переименованное Маастрихтским договором в Европейское сообщество, и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Основными целями Договора о Европейском Союзе являются содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу, достижение высокого уровня занятости, в частности путем создания территории без внутренних границ, укрепление социально-экономического единства и создание экономического и валютного Существовавший ранее Общий рынок рассматривается как «первая колонна» вновь создаваемого храмового сооружения (по аналогии с греческим храмом) с тремя опорами[9].

Европейское сообщество окончательно ушло в историю с подписанием 13 декабря 2007 года Лиссабонского договора. Он вступил в силу 1 декабря 2009 года, и Европейский союз стал преемником Европейского сообщества. Этот договор знаменует собой новый этап в развитии европейской интеграции.

Финансовый кризис (2007—2008 годов) был один из самых серьёзных экономических кризисов в истории Евросоюза. Он начался с обрушения рынка недвижимости в США, что привело к финансовым проблемам во всем мире. Многие страны Евросоюза, включая Грецию, Испанию и Ирландию, столкнулись с долговыми проблемами и нестабильностью в экономике. В 2007 году Евросоюз расширился до 27 членов, включая Болгарию и Румынию. Это было последнее расширение до настоящего времени.

В ответ на финансовый кризис, Евросоюз предпринял ряд мер для стабилизации еврозоны. Были усилены правила и надзор за бюджетными дефицитами и государственным долгом, а также созданы механизмы для финансовой помощи странам в затруднении. В 2015 году Европа столкнулась с массовым переселением беженцев и мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Это вызвало серьёзные политические и социальные напряжения во многих странах ЕС и стало одной из главных проблем региона.

В 2019 году Евросоюз объявил о Зелёном соглашении, целью которого является борьба с изменением климата и переход к устойчивому развитию. Это стало одной из приоритетных задач ЕС и вызвало обсуждение и реформы в различных отраслях экономики.

В 2016 году Великобритания провела референдум о своем членстве в Евросоюзе. Большинство британцев проголосовали за выход из ЕС, что привело к началу процесса Brexit. В 2020 году Евросоюз столкнулся с глобальной пандемией COVID-19. Это вызвало серьёзные последствия для экономики и здравоохранения стран-членов ЕС, а также подняло вопросы о солидарности и координации в Европе[9].

Статус до Лиссабонского договора

Для объяснения дублированных организаций Европейского сообщества и Европейского союза среди европейских политиков и в литературе получило распространение понятие «храмовой структуры Европейского союза», в котором используется модель греческого храма с тремя столбами (основаниями), поддерживающими общую «крышу», воплощенную в целях и принципах Союза, сформулированных в общих положениях Маастрихтского договора[11].

Согласно этой модели, Европейские сообщества являются первым столпом этого храмового сооружения. Второй и третий столпы — это две формы межгосударственного сотрудничества, предусмотренные договором, а именно «Общая внешняя политика и политика безопасности» (раздел договора V) и «Сотрудничество полиции и судов по уголовным делам» (раздел VI). «Основой» Храма являются общие и заключительные положения Мастрихского договора, касающиеся его вступления в силу, временных и территориальных рамок его действия, возможности внесения поправок и условий присоединения к нему новых стран.

Хотя Европейский союз и Европейское сообщество часто воспринимаются как одно и то же, на момент своего создания (и до вступления в силу Лиссабонского договора) Европейский союз был далек от того, чтобы стать преемником Европейского сообщества и их наднационального характера. Напротив, в соответствии с Мастрихтским договором Европейский союз не является автономным юридическим лицом, обладающим полномочиями действовать независимо от входящих в него национальных государств. Новые формы сотрудничества, которые, согласно договору, должны осуществляться вне старых Европейских сообществ, имеют ярко выраженный межправительственный характер.

С другой стороны, каждое из Европейских сообществ является самостоятельным юридическим лицом и может вступать в договорные отношения с третьими странами и другими международными организациями. Их полномочия вытекают из Римских договоров, на основании которых они были созданы, и «наделяются» государствами-членами. Это позволяет утверждать, что государства-члены ЕС передали часть своего суверенитета и что ЕС начинает напоминать федерацию или конфедерацию. Однако с юридической точки зрения ЕС не имеет права забирать у стран-членов дополнительные полномочия без предварительного пересмотра подписанных соглашений. Отсутствие этого «права создавать полномочия», которое считается существенной характеристикой государства, является весомым аргументом против того, чтобы рассматривать ЕС как государство. В то же время называть ЕС просто международной организацией было бы не совсем верно, особенно в отношении «первой опоры» Союза — Европейских сообществ, которые являются наднациональными по своей природе.

Суд Европейских сообществ (ныне Суд Европейского Союза) играет огромную роль в определении правового статуса Европейского Союза. В своем знаменитом решении по делу Van Gendt v Los 27/72 Суд определил Сообщество как новый правовой порядок, отличный от международного правового порядка, который наделяет правами и обязанностями не только государства-члены, но и их граждан, физических и юридических лиц. Это первое и основополагающее решение в определении природы Сообществ создало представление о европейском объединении как «sui generis» (уникальном).

13 октября 2004 года европейские лидеры подписали договор о Европейской конституции. Он был ратифицирован 13 государствами-членами, но после его отклонения на референдумах во Франции и Нидерландах весной 2005 года проект был заморожен. Главным следствием принятия конституции должно было стать упразднение храмовой структуры и объединение Сообществ и Союза в единое юридическое лицо[12].

После провала конституции на праздновании 50-летия ЕС в Берлине была принята декларация, в которой устанавливался срок разработки нового договора — 2009 год. В итоге 13 декабря 2007 года был подписан Лиссабонский договор, который, несмотря на большие трудности, связанные с его ратификацией (договор дважды выносился на референдум в Ирландии, а президент Польши отказался его ратифицировать), вступил в силу 1 декабря 2009 года[11].

После Лиссабонского договора

Лиссабонский договор реформирует Договор о Европейском Союзе (ДЕС), Договор об учреждении Европейского Сообщества (ДЕС) и недавно принятый Ниццкий договор 2001 года. При этом Лиссабонский договор также заимствует существенную часть Договора о европейской конституции, который был отвергнут в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах. В отличие от Конституционного договора, Лиссабонский договор не заменяет Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества, а вносит в них изменения. Официальное название договора — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»[13].

Среди нововведений — юридическое слияние ЕС и ЕК, расширение процедуры совместного принятия решений в области полицейского и судебного сотрудничества по уголовным делам, расширение прав национальных парламентов в законодательстве ЕС, введение Европейской гражданской инициативы, расширение компетенции Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, связанного Хартией основных прав[13].

Страны ЕС и страны-кандидаты

В 1951 году в Париже Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали учредительный договор о создании Европейского объединения угля и стали. Договор вступил в силу в 1952 году, после чего за прошедшие годы к Союзу присоединились ещё 22 страны. В дальнейшем в период с 1973 по 2013 год к союзу присоединились: Дания, Великобритания, Ирландия (1973), Греция (1981), Португалия, Испания (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995), Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (2004), Болгария, Румыния (2007), Хорватия (2013)[14].

После выхода Великобритании из Европейского союза в ЕС осталось 27 стран. Площадь ЕС составляет 4 080 855 км², а численность населения — более 450 млн человек. Если бы Европейский Союз был одной страной, то он занимал бы 7-е место в мире по территории (после России, Канады, Китая, Бразилии, США и Австралии) и 3-е место по численности населения (после Китая и Индии).

В Европейский союз входят 27 государств:

Номер Государство Год вступления
1 Австрия Австрия 1995
2 Бельгия Бельгия 1957
3 Болгария Болгария 2007
4 Венгрия Венгрия 2004
5 Германия Германия 1957
6 Греция Греция 1981
7 Дания Дания 1973
8 Ирландия Ирландия 1973
9 Испания Испания 1986
10 Италия Италия 1957
11 Республика Кипр Кипр 2004
12 Латвия Латвия 2004
13 Литва Литва 2004
14 Люксембург Люксембург 1957
15 Мальта Мальта 2004
16 Нидерланды Нидерланды 1957
17 Польша Польша 2004
18 Португалия Португалия 1986
19 Румыния Румыния 2007
20 Словакия Словакия 2004
21 Словения Словения 2004
22 Финляндия Финляндия 1995
23 Франция Франция 1957
24 Хорватия Хорватия 2013
25 Чехия Чехия 2004
26
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Швеция
1995
27 Эстония Эстония 2004

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Экономика Евросоюза

Евросоюз помимо политического и экономический союз, созданный с целью обеспечения мирного сотрудничества и экономического развития между государствами-членами. В его состав входят 27 стран, которые образуют общий рынок и частично используют евро в качестве единой валюты. Валовой внутренний продукт (ВВП) Евросоюза является одним из крупнейших в мире и составляет около 15 % от мирового ВВП. Это означает, что экономика Евросоюза играет значительную роль в мировой торговле и инвестициях. Один из ключевых аспектов экономики Евросоюза — свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей внутри его границ. Это способствует развитию торговли и инвестиций между странами-членами, усиливая экономическую интеграцию[15].

Европейский рынок как единая экономика был создан в 2011 году. На этапе создания союза, валовой внутренний продукт (ВВП) номинальной стоимостью около 12,6 трлн евро (17,578 трлн долл. США), составлял более 25 % мирового экономического производства. В 2017 году эта доля снизилась до 22 % (16 % в пересчете на ППС), причем тенденция к снижению сохраняется, особенно после выхода Великобритании, в результате чего доля снизится примерно до 14 % по ППС].

ЕС является крупнейшим экспортером, а с 2008 года и крупнейшим импортером товаров и услуг, а также наиболее значимым торговым партнером некоторых крупных стран, таких как США, Индия и Китай. ЕС также оказывает экономическую помощь отстающим странам ЕС, стимулируя тем самым их экономику[16].

Штаб-квартиры 170 из 500 крупнейших компаний мира (по данным рейтинга Fortune Global 500) расположены в ЕС[17]. Начало мирового экономического кризиса в 2007 году ознаменовало собой разворот многолетней тенденции к снижению уровня безработицы в ЕС: в 2010 году он достиг 9,7 %, затем стабилизировался и снизился до 9,3 % в 2011 году, а в феврале 2012 года поднялся до 10,2 %. В 2010 году годовая инфляция в Союзе достигла 2,2 %, а инвестиции составили 18,5 % ВВП. Годовой доход на душу населения в отдельных государствах-членах сильно различается. Разрыв между самыми бедными и самыми богатыми регионами в 2017 году составляет от (4,6 тыс.евро в Северо-Западном регионе, Болгария) до (92,6 тыс. евро в Люксембурге)[18].

Однако, Евросоюз также сталкивается с некоторыми экономическими вызовами. Например, безработица в некоторых странах-членах остается высокой, особенно среди молодежи. Также проблемой является государственный долг некоторых стран, который может оказывать негативное влияние на экономическую стабильность региона.

Критика

Критика Евросоюза может быть разнообразной и касаться различных аспектов его деятельности. Вот некоторые из наиболее распространенных критических точек зрения[19]:

  • Демократический дефицит: Евросоюз часто критикуется за недостаток демократической легитимности. Решения принимаются на уровне Европейской комиссии и других институций, не всегда отражая мнение и интересы граждан Европы. Критики утверждают, что ЕС слишком далек от своих граждан и не обладает должным уровнем прозрачности и отчетности.
  • Централизация власти: Евросоюз также критикуется за тенденцию к централизации власти. Критики считают, что ЕС слишком много власти передает брюссельским институциям, что может привести к ограничению национального суверенитета и независимости государств-членов.
  • Экономические проблемы: ЕС стал объектом критики в связи с экономическими проблемами, такими как высокая безработица, низкий рост и финансовые кризисы в некоторых странах-членах, таких как Греция и Испания. Критики утверждают, что ЕС не справляется с этими проблемами и не предоставляет достаточную поддержку тем странам, которые испытывают экономические трудности.
  • Миграционная политика: Евросоюз также стал объектом критики из-за своей миграционной политики. Некоторые критики утверждают, что ЕС не справляется с управлением миграционным потоком и не защищает границы своих членов. Они считают, что это может привести к угрозам безопасности и социальным проблемам в странах-членах.
  • Бюрократия: Евросоюз также критикуется за свою бюрократическую природу. Критики утверждают, что брюссельские институты слишком сложны и трудно понять, что затрудняет принятие решений и создает избыточную бюрократию.

Важно отметить, что эти критические точки зрения не являются всеобъемлющими и мнение об Евросоюзе может различаться в зависимости от политических и идеологических убеждений[19].

Примечания

  1. World Economic Outlook Database (Gross domestic product for European Union) (англ.). International Monetary Fund (апрель 2013). Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  2. World Economic Outlook Database (Population for the European Union countries) (англ.). International Monetary Fund (апрель 2013). Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  4. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  5. Евросоюз : политическое измерение интеграции: (сборник научных трудов). — INION RAN, 2010. — 185 с.
  6. Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий/ Под ред. проф. Кашкина С.Ю. | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  7. Часть третья. Политика и внутренняя деятельность Европейского Союза | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  8. Новости, Р. И. А. Выход Великобритании из Европейского союза (Brexit). РИА Новости (31 декабря 2020). Дата обращения: 30 августа 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Татьяна Романова. История и теория европейской интеграции. — Litres, 2023-02-13. — 198 с. — ISBN 978-5-04-528578-0.
  10. ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ПАРИЖСКОМ ДОГОВОРЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УГЛЯ И СТАЛИ. cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  11. 11,0 11,1 Перспективы Евросоюза в новом веке. cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  12. Крук, Юлия Конституция Европейского союза: история подготовки и причины провала ее ратификации (неопр.). Дата обращения: 30 августа 2023.
  13. 13,0 13,1 Лиссабонский договор - новый основополагающий документ Европейского Союза. cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
  14. Рождение Евросоюза: ФРГ, Франция и Италия объединились, чтобы сдерживать СССР - ТАСС. TACC. Дата обращения: 30 августа 2023.
  15. Как работает Евросоюз. Окно в Европу. Дата обращения: 30 августа 2023.
  16. Китай стал крупнейшим торговым партнером ЕС. Коммерсантъ (16 февраля 2021). Дата обращения: 30 августа 2023.
  17. Штаб-квартиры компаний из рейтинга Fortune Global 500 :: Статья :: Гиддом. giddom.com. Дата обращения: 30 августа 2023.
  18. Пять регионов Болгарии среди самых бедных в ЕС (неопр.). rus.bg (27 февраля 2019). Дата обращения: 30 августа 2023.
  19. 19,0 19,1 ЕВРОПЕЙСКАЯ (ЕС) КРИТИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ. cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.