Европейский союз
Европейский союз | |
---|---|
Основная информация | |
Политические центры |
Брюссель Люксембург Страсбург |
Руководство | |
— Европейский совет — Комиссия — Парламент — Совет министров |
Шарль Мишель Урсула фон дер Ляйен Роберта Метсола Испания |
Основание | |
— Парижский — Римский — Маастрихтский |
23 июля 1952 1 января 1958 1 ноября 1993 |
Географическое описание | |
Территория | 6-я в мире |
Население (2020) — оценка — плотность |
3-е в мире 106,9 чел/км² |
ВВП (по ППС, 2018) — всего — ВВП/чел |
2-й в мире 21,7 трлн долл. 42 460 долл. |
ВВП (номинал, 2018) — всего — ВВП/чел |
2-й в мире 18,4 трлн долл.> 35 940 долл.[1][2] |
Валюты | |
Часовой пояс — летнее время — с заморскими территориями |
UTC от 0 до +2 UTC от +1 до +3 UTC от −4 до +4 |
Домен верхнего уровня | .eu |
Телефонные коды | см. список |
Официальный сайт | |
http://europa.eu/ |
Европейский союз (сокращенно ЕС, Евросоюз) — политический и экономический союз 27 европейских стран. Был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию Является результатом процесса добровольной политической и экономической интеграции между некоторыми государствами Европы, которые делегируют осуществление некоторых исполнительных, законодательных и правовых полномочий наднациональным институтам[3].
ЕС является автономным юридическим лицом, обладающим правом действовать независимо от входящих в него государств в рамках предоставленной ему компетенции. Его статус регулируется Договором о Европейском союзе и Договором о функционировании Европейского союза, действующими с 1 декабря 2009 года[4].
Общая информация
Государства-члены наделили его широким спектром полномочий, в том числе в области внешней политики и политики безопасности. В областях, исчерпывающе перечисленных в договорах (например, таможенный союз), ЕС получил исключительную компетенцию по принятию юридически обязательных актов, при этом государства-члены больше не имеют права принимать свои собственные. В других областях ЕС имеет общую компетенцию с государствами-членами. В этих областях так называемой совместной компетенции государства-члены могут принимать национальные акты до тех пор, пока ЕС не воспользуется своим правом на принятие собственных[5].
Политическая система ЕС отличает его от таких международных организаций, как Организация Объединённых Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Функционирование ЕС осуществляется его органами и институтами, часть из которых является наднациональными, а часть — межправительственными. Типичным представителем наднациональных органов является Европейская комиссия, выполняющая в основном исполнительные функции. Её члены, хотя и избираются правительствами государств-членов, полностью независимы от них[6].
Законодательные функции осуществляют Европейский парламент (наднациональный орган, состоящий из лиц, избираемых непосредственно гражданами ЕС) и Совет Европейского союза (состоящий из 1 представителя от каждого государства-члена на уровне министров). В свою очередь, судебный контроль осуществляется Судом Европейского союза. В его состав входят Суд справедливости (27 судей от каждого государства-члена), Суд общей юрисдикции (27 судей от каждого государства-члена) и специализированные суды, единственным специализированным судом, созданным на сегодняшний день, является Трибунал по вопросам гражданской службы, состоящий из 7 судей. Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств государств-членов, его председателя и председателя Европейской комиссии, определяет политические ориентиры и приоритеты Союза и выбирает вектор его развития.
Одной из основных задач Европейского союза является обеспечение внутреннего рынка, представляющего собой зону без внутренних границ, в которой обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала. Союз проводит общую политику в области сельского хозяйства, рыболовства, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, транспорта, энергетики и т. д[7].
ЕС обладает исключительной компетенцией в области денежно-кредитной политики государств-членов, валютой которой является евро, таможенного союза (который вводит запрет на таможенные пошлины на импорт и экспорт между государствами-членами и на все сборы, эквивалентные таможенным, а также вводит общий таможенный тариф в отношениях с третьими странами, торговой политики, сохранения морских и биологических ресурсов в рамках общей рыболовной политики и др.
В экономическом плане на долю ЕС, население которого в 2020 году составляло более 446 000 000 человек, приходилось около 14 % номинального мирового валового продукта.
31 января 2020 года в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии покинуло Европейский Союз. Это первый случай, когда страна приняла решение о выходе из Союза в соответствии с установленной Лиссабонским договором процедурой[8].
История
Постоянные попытки объединить различные европейские народы предпринимались ещё до появления самих государств. 3000 лет назад силой меча Европой правили кельты, а после них — римляне. Империя Карла Великого и Священная Римская империя на протяжении сотен лет объединяли под своим свободным контролем значительные территории континента. В более позднее время примером мимолетного объединения значительных частей Европы может служить таможенный союз территорий, находившихся под властью Наполеона в начале XIX века. В 1940-х годах значительная часть Европы находилась под властью Третьего Рейха[9].
Учитывая разнообразие языков и культур на континенте, попытки объединения обычно носили насильственный характер. Одно из первых предложений о мирном объединении равноправных европейских государств было выдвинуто Виктором Гюго в 1851 году За катастрофической для континента Первой мировой войной последовала Вторая мировая война, оставившая Европу в руинах. Победившие в войне союзники были полны решимости навсегда исключить возможность войны на континенте, и, пытаясь восстановить Европу, ряд европейских политиков восприняли идею создания наднационального союза.
Идея создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) принадлежала Жану Монне, сотруднику МИД Франции. Министр иностранных дел Франции Роберт Шуман обнародовал эту идею 9 мая 1950 года (именно поэтому этот день отмечается как День Европы). Вдохновленная функционалистским подходом Жана Монне, она направлена — в представлении Шумана — на создание реальной солидарности между государствами-членами, солидарности, которая, как ожидается, распространится и на другие области. По этой причине структура ЕОУС существенно отличается от структуры организаций классического типа. Первоначальным намерением политиков, основавших ЕОУС, было обеспечение контроля над военной промышленностью Европы, а уголь и сталь являются основным сырьем для военной промышленности. В состав ЕОУС вошли Западная Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса. Сообщество было создано с подписанием Парижского договора в апреле 1951 года и вступило в силу в июле 1952 года[10].
Впоследствии были созданы ещё два сообщества — Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они были учреждены Римским договором 1957 года, вступившим в силу 1 января 1958 года Сообщества создавались не только для регулирования существующих отношений, но прежде всего для достижения одной экономической цели в среднесрочной перспективе — создания общего рынка, и одной политической цели в долгосрочной перспективе — создания Европейского союза. В течение нескольких десятилетий Европейское экономическое сообщество стимулировало сотрудничество между этими западноевропейскими странами[9].
С другой стороны в другой идеологически объеденной части континента, Восточной Европе, существовал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который был направлен на осуществление тех же целей.
Европейский союз, в том виде в котором он существует сейчас, был создан Маастрихтским договором (формально — Договором о Европейском союзе) в 1992 году. При его создании за основу были взяты два существующих сообщества: Европейское экономическое сообщество, переименованное Маастрихтским договором в Европейское сообщество, и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Основными целями Договора о Европейском Союзе являются содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу, достижение высокого уровня занятости, в частности путем создания территории без внутренних границ, укрепление социально-экономического единства и создание экономического и валютного Существовавший ранее Общий рынок рассматривается как «первая колонна» вновь создаваемого храмового сооружения (по аналогии с греческим храмом) с тремя опорами[9].
Европейское сообщество окончательно ушло в историю с подписанием 13 декабря 2007 года Лиссабонского договора. Он вступил в силу 1 декабря 2009 года, и Европейский союз стал преемником Европейского сообщества. Этот договор знаменует собой новый этап в развитии европейской интеграции.
Финансовый кризис (2007—2008 годов) был один из самых серьёзных экономических кризисов в истории Евросоюза. Он начался с обрушения рынка недвижимости в США, что привело к финансовым проблемам во всем мире. Многие страны Евросоюза, включая Грецию, Испанию и Ирландию, столкнулись с долговыми проблемами и нестабильностью в экономике. В 2007 году Евросоюз расширился до 27 членов, включая Болгарию и Румынию. Это было последнее расширение до настоящего времени.
В ответ на финансовый кризис, Евросоюз предпринял ряд мер для стабилизации еврозоны. Были усилены правила и надзор за бюджетными дефицитами и государственным долгом, а также созданы механизмы для финансовой помощи странам в затруднении. В 2015 году Европа столкнулась с массовым переселением беженцев и мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Это вызвало серьёзные политические и социальные напряжения во многих странах ЕС и стало одной из главных проблем региона.
В 2019 году Евросоюз объявил о Зелёном соглашении, целью которого является борьба с изменением климата и переход к устойчивому развитию. Это стало одной из приоритетных задач ЕС и вызвало обсуждение и реформы в различных отраслях экономики.
В 2016 году Великобритания провела референдум о своем членстве в Евросоюзе. Большинство британцев проголосовали за выход из ЕС, что привело к началу процесса Brexit. В 2020 году Евросоюз столкнулся с глобальной пандемией COVID-19. Это вызвало серьёзные последствия для экономики и здравоохранения стран-членов ЕС, а также подняло вопросы о солидарности и координации в Европе[9].
Статус до Лиссабонского договора
Для объяснения дублированных организаций Европейского сообщества и Европейского союза среди европейских политиков и в литературе получило распространение понятие «храмовой структуры Европейского союза», в котором используется модель греческого храма с тремя столбами (основаниями), поддерживающими общую «крышу», воплощенную в целях и принципах Союза, сформулированных в общих положениях Маастрихтского договора[11].
Согласно этой модели, Европейские сообщества являются первым столпом этого храмового сооружения. Второй и третий столпы — это две формы межгосударственного сотрудничества, предусмотренные договором, а именно «Общая внешняя политика и политика безопасности» (раздел договора V) и «Сотрудничество полиции и судов по уголовным делам» (раздел VI). «Основой» Храма являются общие и заключительные положения Мастрихского договора, касающиеся его вступления в силу, временных и территориальных рамок его действия, возможности внесения поправок и условий присоединения к нему новых стран.
Хотя Европейский союз и Европейское сообщество часто воспринимаются как одно и то же, на момент своего создания (и до вступления в силу Лиссабонского договора) Европейский союз был далек от того, чтобы стать преемником Европейского сообщества и их наднационального характера. Напротив, в соответствии с Мастрихтским договором Европейский союз не является автономным юридическим лицом, обладающим полномочиями действовать независимо от входящих в него национальных государств. Новые формы сотрудничества, которые, согласно договору, должны осуществляться вне старых Европейских сообществ, имеют ярко выраженный межправительственный характер.
С другой стороны, каждое из Европейских сообществ является самостоятельным юридическим лицом и может вступать в договорные отношения с третьими странами и другими международными организациями. Их полномочия вытекают из Римских договоров, на основании которых они были созданы, и «наделяются» государствами-членами. Это позволяет утверждать, что государства-члены ЕС передали часть своего суверенитета и что ЕС начинает напоминать федерацию или конфедерацию. Однако с юридической точки зрения ЕС не имеет права забирать у стран-членов дополнительные полномочия без предварительного пересмотра подписанных соглашений. Отсутствие этого «права создавать полномочия», которое считается существенной характеристикой государства, является весомым аргументом против того, чтобы рассматривать ЕС как государство. В то же время называть ЕС просто международной организацией было бы не совсем верно, особенно в отношении «первой опоры» Союза — Европейских сообществ, которые являются наднациональными по своей природе.
Суд Европейских сообществ (ныне Суд Европейского Союза) играет огромную роль в определении правового статуса Европейского Союза. В своем знаменитом решении по делу Van Gendt v Los 27/72 Суд определил Сообщество как новый правовой порядок, отличный от международного правового порядка, который наделяет правами и обязанностями не только государства-члены, но и их граждан, физических и юридических лиц. Это первое и основополагающее решение в определении природы Сообществ создало представление о европейском объединении как «sui generis» (уникальном).
13 октября 2004 года европейские лидеры подписали договор о Европейской конституции. Он был ратифицирован 13 государствами-членами, но после его отклонения на референдумах во Франции и Нидерландах весной 2005 года проект был заморожен. Главным следствием принятия конституции должно было стать упразднение храмовой структуры и объединение Сообществ и Союза в единое юридическое лицо[12].
После провала конституции на праздновании 50-летия ЕС в Берлине была принята декларация, в которой устанавливался срок разработки нового договора — 2009 год. В итоге 13 декабря 2007 года был подписан Лиссабонский договор, который, несмотря на большие трудности, связанные с его ратификацией (договор дважды выносился на референдум в Ирландии, а президент Польши отказался его ратифицировать), вступил в силу 1 декабря 2009 года[11].
После Лиссабонского договора
Лиссабонский договор реформирует Договор о Европейском Союзе (ДЕС), Договор об учреждении Европейского Сообщества (ДЕС) и недавно принятый Ниццкий договор 2001 года. При этом Лиссабонский договор также заимствует существенную часть Договора о европейской конституции, который был отвергнут в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах. В отличие от Конституционного договора, Лиссабонский договор не заменяет Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества, а вносит в них изменения. Официальное название договора — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»[13].
Среди нововведений — юридическое слияние ЕС и ЕК, расширение процедуры совместного принятия решений в области полицейского и судебного сотрудничества по уголовным делам, расширение прав национальных парламентов в законодательстве ЕС, введение Европейской гражданской инициативы, расширение компетенции Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, связанного Хартией основных прав[13].
Страны ЕС и страны-кандидаты
В 1951 году в Париже Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали учредительный договор о создании Европейского объединения угля и стали. Договор вступил в силу в 1952 году, после чего за прошедшие годы к Союзу присоединились ещё 22 страны. В дальнейшем в период с 1973 по 2013 год к союзу присоединились: Дания, Великобритания, Ирландия (1973), Греция (1981), Португалия, Испания (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995), Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (2004), Болгария, Румыния (2007), Хорватия (2013)[14].
После выхода Великобритании из Европейского союза в ЕС осталось 27 стран. Площадь ЕС составляет 4 080 855 км², а численность населения — более 450 млн человек. Если бы Европейский Союз был одной страной, то он занимал бы 7-е место в мире по территории (после России, Канады, Китая, Бразилии, США и Австралии) и 3-е место по численности населения (после Китая и Индии).
В Европейский союз входят 27 государств:
Номер | Государство | Год вступления |
---|---|---|
1 | Австрия | 1995 |
2 | Бельгия | 1957 |
3 | Болгария | 2007 |
4 | Венгрия | 2004 |
5 | Германия | 1957 |
6 | Греция | 1981 |
7 | Дания | 1973 |
8 | Ирландия | 1973 |
9 | Испания | 1986 |
10 | Италия | 1957 |
11 | Кипр | 2004 |
12 | Латвия | 2004 |
13 | Литва | 2004 |
14 | Ошибка создания миниатюры: Файл не найден Люксембург
|
1957 |
15 | Мальта | 2004 |
16 | Нидерланды | 1957 |
17 | Польша | 2004 |
18 | Португалия | 1986 |
19 | Румыния | 2007 |
20 | Словакия | 2004 |
21 | Словения | 2004 |
22 | Финляндия | 1995 |
23 | Франция | 1957 |
24 | Хорватия | 2013 |
25 | Чехия | 2004 |
26 | Швеция | 1995 |
27 | Эстония | 2004 |
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:
- Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
- Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
- Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
Экономика Евросоюза
Евросоюз помимо политического и экономический союз, созданный с целью обеспечения мирного сотрудничества и экономического развития между государствами-членами. В его состав входят 27 стран, которые образуют общий рынок и частично используют евро в качестве единой валюты. Валовой внутренний продукт (ВВП) Евросоюза является одним из крупнейших в мире и составляет около 15 % от мирового ВВП. Это означает, что экономика Евросоюза играет значительную роль в мировой торговле и инвестициях. Один из ключевых аспектов экономики Евросоюза — свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей внутри его границ. Это способствует развитию торговли и инвестиций между странами-членами, усиливая экономическую интеграцию[15].
Европейский рынок как единая экономика был создан в 2011 году. На этапе создания союза, валовой внутренний продукт (ВВП) номинальной стоимостью около 12,6 трлн евро (17,578 трлн долл. США), составлял более 25 % мирового экономического производства. В 2017 году эта доля снизилась до 22 % (16 % в пересчете на ППС), причем тенденция к снижению сохраняется, особенно после выхода Великобритании, в результате чего доля снизится примерно до 14 % по ППС].
ЕС является крупнейшим экспортером, а с 2008 года и крупнейшим импортером товаров и услуг, а также наиболее значимым торговым партнером некоторых крупных стран, таких как США, Индия и Китай. ЕС также оказывает экономическую помощь отстающим странам ЕС, стимулируя тем самым их экономику[16].
Штаб-квартиры 170 из 500 крупнейших компаний мира (по данным рейтинга Fortune Global 500) расположены в ЕС[17]. Начало мирового экономического кризиса в 2007 году ознаменовало собой разворот многолетней тенденции к снижению уровня безработицы в ЕС: в 2010 году он достиг 9,7 %, затем стабилизировался и снизился до 9,3 % в 2011 году, а в феврале 2012 года поднялся до 10,2 %. В 2010 году годовая инфляция в Союзе достигла 2,2 %, а инвестиции составили 18,5 % ВВП. Годовой доход на душу населения в отдельных государствах-членах сильно различается. Разрыв между самыми бедными и самыми богатыми регионами в 2017 году составляет от (4,6 тыс.евро в Северо-Западном регионе, Болгария) до (92,6 тыс. евро в Люксембурге)[18].
Однако, Евросоюз также сталкивается с некоторыми экономическими вызовами. Например, безработица в некоторых странах-членах остается высокой, особенно среди молодежи. Также проблемой является государственный долг некоторых стран, который может оказывать негативное влияние на экономическую стабильность региона.
Критика
Критика Евросоюза может быть разнообразной и касаться различных аспектов его деятельности. Вот некоторые из наиболее распространенных критических точек зрения[19]:
- Демократический дефицит: Евросоюз часто критикуется за недостаток демократической легитимности. Решения принимаются на уровне Европейской комиссии и других институций, не всегда отражая мнение и интересы граждан Европы. Критики утверждают, что ЕС слишком далек от своих граждан и не обладает должным уровнем прозрачности и отчетности.
- Централизация власти: Евросоюз также критикуется за тенденцию к централизации власти. Критики считают, что ЕС слишком много власти передает брюссельским институциям, что может привести к ограничению национального суверенитета и независимости государств-членов.
- Экономические проблемы: ЕС стал объектом критики в связи с экономическими проблемами, такими как высокая безработица, низкий рост и финансовые кризисы в некоторых странах-членах, таких как Греция и Испания. Критики утверждают, что ЕС не справляется с этими проблемами и не предоставляет достаточную поддержку тем странам, которые испытывают экономические трудности.
- Миграционная политика: Евросоюз также стал объектом критики из-за своей миграционной политики. Некоторые критики утверждают, что ЕС не справляется с управлением миграционным потоком и не защищает границы своих членов. Они считают, что это может привести к угрозам безопасности и социальным проблемам в странах-членах.
- Бюрократия: Евросоюз также критикуется за свою бюрократическую природу. Критики утверждают, что брюссельские институты слишком сложны и трудно понять, что затрудняет принятие решений и создает избыточную бюрократию.
Важно отметить, что эти критические точки зрения не являются всеобъемлющими и мнение об Евросоюзе может различаться в зависимости от политических и идеологических убеждений[19].
Примечания
- ↑ World Economic Outlook Database (Gross domestic product for European Union) (англ.). International Monetary Fund (апрель 2013). Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
- ↑ World Economic Outlook Database (Population for the European Union countries) (англ.). International Monetary Fund (апрель 2013). Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
- ↑ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ • Большая российская энциклопедия - электронная версия . old.bigenc.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Евросоюз : политическое измерение интеграции: (сборник научных трудов). — INION RAN, 2010. — 185 с.
- ↑ Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий/ Под ред. проф. Кашкина С.Ю. | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Часть третья. Политика и внутренняя деятельность Европейского Союза | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Новости, Р. И. А. Выход Великобритании из Европейского союза (Brexit) . РИА Новости (31 декабря 2020). Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Татьяна Романова. История и теория европейской интеграции. — Litres, 2023-02-13. — 198 с. — ISBN 978-5-04-528578-0.
- ↑ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ПАРИЖСКОМ ДОГОВОРЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УГЛЯ И СТАЛИ . cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ 11,0 11,1 Перспективы Евросоюза в новом веке . cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Крук, Юлия Конституция Европейского союза: история подготовки и причины провала ее ратификации (неопр.). Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ 13,0 13,1 Лиссабонский договор - новый основополагающий документ Европейского Союза . cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Рождение Евросоюза: ФРГ, Франция и Италия объединились, чтобы сдерживать СССР - ТАСС . TACC. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Как работает Евросоюз . Окно в Европу. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Китай стал крупнейшим торговым партнером ЕС . Коммерсантъ (16 февраля 2021). Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Штаб-квартиры компаний из рейтинга Fortune Global 500 :: Статья :: Гиддом . giddom.com. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Пять регионов Болгарии среди самых бедных в ЕС (неопр.). rus.bg (27 февраля 2019). Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ 19,0 19,1 ЕВРОПЕЙСКАЯ (ЕС) КРИТИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ . cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 августа 2023.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Cite web (неверный код языка)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Статьи с шаблонами-карточками без имени
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Европейский союз
- Торговые блоки
- Организации, удостоенные Нобелевской премии мира
- Появились в 1992 году
- Международные политические организации