Предвыборная кампания

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Предвыборная кампания
Агитация на билборде за голосование на выборах президента России 2024 года в КазаниАгитация на билборде за голосование на выборах президента России 2024 года в Казани

Предвы́борная кампа́ния (также избирательная кампания) — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Основными формами агитации в ходе предвыборной кампании является проведение предвыборных собраний и митингов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению[1].

Предвыборная кампания в России

Владимир Владимирович Путин, президент России, сказал о важности проведения в России избирательной кампании перед выборами 2024 года[2]:

Всё должно происходить на конкурентной основе и в полном соответствии с законами РФ

Выборы являются одним из существенных признаков демократии, а предвыборная кампания — одна из составляющих выборов. В России на федеральном уровне избираются Государственная Дума и Президент Российской Федерации. На региональном уровне — законодательные органы и в части субъектов Российской Федерации губернаторы, а на муниципальном — многие представительные органы и главы местного самоуправления.

Предвыборная (избирательная) кампания осуществляется в период со дня официального опубликования даты выборов до дня голосования и подведения итогов выборов. Работа по организации и проведению избирательных кампаний возлагается на избирательные комиссии: участковые, территориальные, окружные комиссии, комиссии муниципальных образований и комиссии субъектов РФ. Возглавляет эту систему Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Началом избирательной кампании является решение о назначении даты выборов — дня голосования. Принятое решение о дате выборов является точкой отсчёта при составлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации календарного плана мероприятий с указанием ключевых дат предвыборного марафона и если претенденты на власть нарушают установленные сроки, то сходят с дистанции[3].

Этапы предвыборной кампании

Предвыборная кампания состоит из нескольких этапов[3].

Организационный этап

Президентские выборы в Российской Федерации определяются Советом Федерации не позднее чем за 90 дней до голосования, тогда как выборы в Государственную Думу устанавливаются Президентом Российской Федерации не позднее чем за 90 дней до голосования. В пределах субъектов дату выборов для законодательного органа устанавливает руководитель данного субъекта не позднее чем за 90 дней до голосования. Кроме того, главы муниципальных образований назначают сроки проведения выборов для представительных органов власти не позднее чем за 80 дней до голосования. В случае преждевременного завершения деятельности органов власти или представителей, приводящего к утрате легитимности данной структуры, внеочередные голосования должны состояться не позже чем через полгода после указанной даты преждевременного окончания полномочий (этот пункт не касается внеочередных выборов главы исполнительной власти региона РФ, которые проводятся во второе воскресенье сентября следующего года после такой ситуации)[4].

В этот период проводятся мероприятия, такие как создание избирательных округов и участков, а также составление списков избирателей. Для того чтобы гражданин смог проголосовать в установленный день, он должен быть занесён в списки избирателей. Эти списки формируются и регистрируются по месту проживания избирателей, и устанавливается их общая численность. На основе собранной информации формируются избирательные округа, содержащие примерно равное количество избирателей (единая норма представительства). Избирательные округа подразделяются на участки, на каждом из которых не должно быть более трёх тысяч избирателей[4].

Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидаты выдвигаются политическими партиями на съездах и конференциях партии (согласно Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О политических партиях» в политической партии должно состоять не менее пятисот членов) или же осуществляют самовыдвижение. Предвыборная агитация ставит перед собой цель побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов из списка и в избирательном праве трактуется как деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации[5].

Предвыборная агитация

После своей регистрации кандидаты, при поддержке своих команд и доверенных лиц, начинают предвыборную агитацию. Кандидат или партия предлагают избирателю ознакомиться с их предвыборной программой — она демонстрирует избирателям ключевые решения, по которым возможно улучшение их жизни при условии победы этого кандидата или партии на выборах.

Предвыборная агитация осуществляется в соответствии со статьёй 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[6]. К основным принципам предвыборной агитации относятся конкуренция и равенство возможностей кандидатов (например, равное распределение эфирного времени). Во время предвыборной агитации организуются массовые мероприятия: собрания, шествия, открытые дебаты и пресс-конференции. Благодаря выступлениям по телевидению и публикациям в СМИ, у избирателей формируется представление о кандидатах и том, чьи идеи более привлекательны. Предвыборная агитация завершается за день до голосования, когда наступает «день тишины»[7]. Не позже, чем за 10 дней до выборов, Центральные и Участковые Избирательные Комиссии должны проинформировать граждан о сроках и местах проведения голосования посредством средств массовой информации или другим способом.

Проведение избирательных кампаний в странах мира

Предвыборная кампания Николаса Мадуро в Венесуэле

В зарубежных странах, так же как и в России, сложилась практика образования специальных органов, ответственных за проведение избирательных кампаний. Особенностью избирательной кампании в данном случае является голосование представителями, а не всеми гражданами напрямую. Выборы не могут быть назначены и проведены в любой день, изначально законом определены сроки их проведения. Выборы могут проводиться в один, два или неограниченное число туров голосования. Так происходит, когда первый или последующие туры голосования не смогли выявить победителей и дать возможность распределить мандаты или объявить победителем кандидата на государственную должность. Порядок и количество туров голосования устанавливаются специальным избирательным законодательством[8].

Выборы могут делиться на общенациональные, проводимые на территории всего государства, и местные, проводимые в масштабах региональных единиц (штатов, провинций, земель, департаментов, регионов, общин). К этой категории относится и система выборов органов местного самоуправления В связи с созданием Европейского Союза всеобщие выборы стали разделять на национальные, проводимые в масштабах отдельных стран и международные, проводимые сразу в группе стран. Например, Европарламент избирается каждые пять лет сразу во всех странах, входящих в Европейский Союз, причём каждая страна избирает установленное для неё определенное количество депутатов на основе норм национального законодательства[8].

Беназир Бхутто - премьер-министр Исламской республики Пакистан (1988—1990 и 1993—1996 годы), первая в новейшей истории женщина — глава правительства в стране с мусульманским населением

Современное избирательное законодательство зарубежных стран постоянно совершенствуется и модернизируется. Нормами избирательного права увеличивается количество субъектов избирательного процесса, отменяются некоторые традиционно существовавшие цензы активного и пассивного избирательного права или происходит их существенная либерализация. В первую очередь это касается гендерного равенства, активного вовлечения женского населения в избирательный процесс, результатом чего явилось появление женщин на политической арене в качестве глав государств — президентов, глав правительств, занятие ими важнейших постов в кабинете министров, вплоть до министров обороны, увеличение числа женщин — парламентариев. Законодательством ряда стран, в том числе и мусульманских, предусматриваются обязательные квоты, установленные для представительства женщин в парламентах и для включения в избирательные списки кандидатов политических партий. Так, например, в соответствии с нормами Закона о выборах 2005 года, не менее 25 % членов Палаты представителей Ирака должны быть женщинами. К факторам либерализации избирательного законодательства можно отнести и снижение требований к цензу оседлости, предоставление права голоса неграмотным лицам, не имеющим постоянного места жительства, иностранцам (на выборах в местные органы власти), военнослужащим и другим категориям граждан, которые раньше были лишены права голоса. Такие меры позволили существенным образом расширить избирательный корпус и привлечь к политической жизни значительно более широкие слои населения[8].

Общемировая тенденция наглядно подтверждает, что институт выборов в большинстве стран превращается в основной инструмент выражения воли населения и мирного перехода к демократическому пути государственного развития[8].

Примеры предвыборных кампаний

Примеры предвыборных кампаний в России

Примеры предвыборных кампаний в других странах

  • Кот Стаббс - мэр Талкитна (19972017)
    В преддверии выборов президента США в 1980 году на пост претендовали республиканец Рональд Рейган и действующий президент — демократ Джимми Картер. Когда рейтинги обоих кандидатов были на равном уровне, решающим фактором стали дебаты. Команда Картерa подошла к подготовке очень серьёзно — бесконечные консультации, детально разработанные сценарии, тщательно подобранные слова и ключевые фразы — всё это записывалось в специальную для президента. В какой-то момент эти записи пропали — их долго искали в штаб-квартире, но безрезультатно. Спустя годы стало известно, что важные записи через одного из помощников Рейгана попал к республиканцам. В результате Рональд Рейган стал новым президентом США[12].
  • В 1997 году будущего мэра Талкитна, расположенногo на Аляске, нашли в коробке с котятами, оставленной на парковке. Одна из женщин забрала одного из котят к себе и, ради шутки, решила выставить его на мэрские выборы. Для его предвыборной кампании был разработан запоминающийся слоган — «Единственный кандидат, который ловит мышей». Кота Стаббса поддержало большинство, ведь жители считали, что от него будет больше пользы, чем от политиков того времени. Кот-мэр оставался на посту 20 лет и умер 21 июля 2017 года[12].
  • В 2010 году в Рейкьявике произошла неожиданная смена власти. Комедийный актёр, музыкант и писатель Йон Гнарр решил высмеивать политиков и создать пародийную партию. Вместе с группой панков он основал партию под названием «Лучшая партия», которая была зарегистрирована для участия в выборах. Гнарр проявил все свои креативные способности: он обещал построить Диснейлэнд в аэропорту, запретить полёт самолетов и исключить из правительства чиновников, которые не ценят популярный сериал «Прослушка». В начале предвыборной кампании популярность «Лучшей партии» была менее 0,1 %. Однако в итоге, на выборах, ему удалось завоевать 6 из 15 мест в городском совете[12].
  • Предвыборная кампания Барака Обамы в 2008 и 2012 годах является одним из первых примеров эффективного использования социальных медиа. Создание официальных аккаунтов, привлечение новых сторонников, создание видеороликов и другой мультимедийный контент — некоторые из стратегий агитации. Особенность публикаций в социальных сетях Обамы — приоритет на молодёжь, для того чтобы охватить больше аудитории[12].
  • Во время предвыборной кампании 2024 года Дональд Трамп стал весомым кандидатом на место президента США. Кроме покушения в Батлере 13 июля, где ему ранили ухо, 21 октября будущий президент решил попробовать себя в качестве работника McDonald's в Феастервилле-Тревосе. Кандидат в президенты от Республиканской партии надел фартук и начал принимать заказы от клиентов. Также, политика поддержали известные люди США — глава корпораций Tesla и SpaceX Илон Маск, рэперы Lil Pump, 50 Cent и Канье Уэст, президент UFC Дэйна Уайт, актёр Голливуда Мел Гибсон, боец MMA Конор Макгрегор[13].

Литература

Примечания

  1. Сухарев А. Я., Крутских В. Е., Сухарева А. Я. Большой юридический словарь. — Москва: Инфра-М, 2003.
  2. Путин заявил, что избирательная кампания в РФ должна идти на конкурентной основе. ТАСС. Дата обращения: 17 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 Избирательная кампания в Российской Федерации. Образовательная платформа INTELLEKT. Дата обращения: 17 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 Порядок назначения выборов и основные этапы избирательной кампании. Портал для обучения членов участковых избирательных комиссий Костромской области. Дата обращения: 17 декабря 2024.
  5. Статья 3. Понятие политической партии и ее структура. КонсультантПлюс. Дата обращения: 17 декабря 2024.
  6. Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума. КонсультантПлюс. Дата обращения: 11 декабря 2024.
  7. Боголюбов Л. Н. Городецкая Н. И. Лазебникова А. Ю. Жильцова Е. И. Рутковская Е. Л Литвинова В. А. Французова В. А. Иванова Л. Ф. Коланьков А. Ф. Паранич А. В. Бабенко А. В. Зуев В. Е. Матвеев Е. И. Обществознание. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. — 5-е изд.. — Москва: Просвещение, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-09-104510-9.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Орлов А. Г. Лейбо ю Ю. И. Павлов Е. Я Гуреева Н. П. Ракитская И. А. Кремянская Е. А. Половченко К. А. Кузнецова Т. О. Водяницкая Е. А. Полякова Н. Н. Воробьева Е. В. Современное зарубежное избирательное право / под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской. — Москва: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2013. — 336 с. — (Конституционное право зарубежных стран).
  9. Самые яркие российские предвыборные кампании прошлого. Интернет-издание Лента.РУ. Дата обращения: 17 декабря 2024.
  10. «Из бани иду, а морда красная»: 15 лет назад Михаил Евдокимов выиграл выборы губернатора Алтайского края. Сетевое издание «МК на Алтае». Дата обращения: 17 декабря 2024.
  11. Путин плакал, Ельцин танцевал: самые яркие моменты президентских кампаний. АНО «Информационно-аналитический центр «МедиаНьюс». Дата обращения: 18 декабря 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Гангста-рэп и красивые люди: самые странные избирательные кампании. Телеканал Москва 24. Дата обращения: 18 декабря 2024.
  13. Трамп пожарил и раздал картошку фри в «Макдоналдсе». Медиа-холдинг РБК. Дата обращения: 18 декабря 2024.