Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации | |
---|---|
Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации | |
(с января 2002 года) | |
![]() |
|
Тип | |
Тип | верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации |
Руководство | |
Председатель |
Валентина Матвиенко с 21 сентября 2011 |
Первый Заместитель председателя |
Андрей Яцкин с 23 сентября 2020 |
Структура | |
Членов | 178[1] |
![]() |
|
Фракции | Официально фракций в Совете Федерации нет |
Комитеты | 10 комитетов и 5 комиссий |
Выборы | |
Система голосования |
опосредованная и по территориальному принципу ― каждый регион делегирует по два сенатора: • первый избирается из членов парламента субъекта РФ, • второй назначается губернатором субъекта Российской Федерации |
Зал заседаний | |
![]() |
|
Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 26 | |
council.gov.ru |
Сове́т Федера́ции Федера́льного собра́ния Росси́йской Федера́ции (сокращённо Сове́т Федера́ции, Совфе́д, СФ, СФ ФС РФ, также неофициально — Сена́т) — одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации.
Компетенция Совета
К ведению Совета Федерации относятся:[2]
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Состав Совета
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации; в Совет Федерации входят:[3]
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;
б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации. Сенатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Представители Российской Федерации в Совете Федерации (за исключением представителей, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно) назначаются сроком на шесть лет. По состоянию на 2024 год общее число членов Совета Федерации — 178, все они представляют субъекты РФ. Сенаторов от Президента России в составе Совета нет. Совет Федерации представляет собой «палату регионов», в которой сенаторы представляют интересы своих субъектов РФ на федеральном уровне, что отражает федеративный принцип российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации призван обеспечивать баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.
В Совете Федерации сенаторы не создают фракции или партийные объединения. Совет является постоянно действующим органом, и, в отличие от Государственной думы, не может быть распущен президентом. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Работа палат парламента проходит раздельно, они могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации.
Сенаторы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания[4].
Законотворчество
В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной думе главенствующую роль. Законопроекты сначала вносятся в Государственную думу, рассматриваются ею, и только после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение в Совет Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При рассмотрении принятых Государственной думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
Заседания Совета Федерации проводятся, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря и являются открытыми. По решению Совета место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание[5].
Сенатор Российской Федерации лично осуществляет своё право на голосование. Он обязан присутствовать на заседаниях Совета Федерации.
Периоды формирования Совета
Январь 1994 — январь 1996
Первые выборы в Совет Федерации состоялись 12 декабря 1993 года. Совет работал с 11 января 1994 по 15 января 1996 года. Его председателем был Владимир Шумейко (род. 1945; избран 13 января 1994 года — постановление Совета Федерации № 9-I СФ, полномочия депутата Совета Федерации первого созыва прекратились с момента начала работы Совета Федерации нового созыва 23 января 1996 года), депутат от Калининградской области.
Январь 1996 — декабрь 2001
В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в Совет Федерации по должности[6]. При этом члены Совета работали в нём на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий. Второй состав Совфеда был сформирован 23 января 1996 и заседал по 26 декабря 2001 года.
Его председателем был Егор Строев (род. 1937; избран 23 января 1996 года — постановление Совета Федерации № 9-СФ, освобождён от должности 5 декабря 2001 года — постановление № 358-СФ; избран почётным председателем Совета Федерации 5 декабря 2001 года — постановление № 360-СФ), глава администрации Орловской области.
Январь 2002 — настоящее время
В результате реформы, предложенной Президентом России Владимиром Путиным, губернаторы и главы законодательной власти были сменены на назначенными представителями, которые должны работать в Совете Федерации на постоянной и профессиональной основе (при этом одного представителя в Совете назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона)[7].
Для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный Совет РФ, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны. Согласно пункту «е5» статьи 83 Конституции РФ, Президент Российской Федерации: формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом[8].
Третий Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января 2002 года и заседает в полностью обновлённом составе с 16 января этого же года. Регламент и структура палаты были переформированы 30 января 2002 года.
Председатели:
- Сергей Миронов (род. 1953; избран 5 декабря 2001 года — постановление Совета Федерации № 359-СФ, освобождён от должности 29 января 2003 года — постановление № 5-СФ, избран 29 января 2003 года — постановление № 7-СФ, освобождён от должности 30 марта 2007 года — постановление № 106-СФ, избран 30 марта 2007 года — постановление № 107-СФ, отозван из Совета Федерации 18 мая 2011 года), представитель от Законодательного собрания Санкт-Петербурга;
- Валентина Матвиенко (род. 1949; избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга.
В декабре 2012 года вступил в силу федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»[9]. Состав Совета Федерации не менялся.
Структура Совета
Комитеты
Совет Федерации образует свои комитеты из числа сенаторов. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. С 2012 года[10] по настоящее время работают следующие комитеты[11]:
- Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
- Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности
- Комитет Совета Федерации по международным делам
- Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
- Комитет Совета Федерации по экономической политике
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
- Комитет Совета Федерации по социальной политике
- Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре
- Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
Сенатор обязан состоять в одном из 10 комитетов Совета Федерации, при этом член СФ может быть членом только одного комитета палаты (за исключением председателя)[5].
Комиссии
Для решения конкретной задачи Совет Федерации может создавать Комиссию, что согласовывается с профильным комитетом Совета. В постановлении Совета Федерации указываются задачи, для решения которых создана комиссия, ее полномочия и срок деятельности[12].
В настоящее время в Совете Федерации работают пять Комиссий[13]:
- Комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации
- Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации
- Комиссия Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов в Российской Федерации
- Комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации
- Комиссия Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации
Аппарат
Аппарат Совета Федерации является структурным подразделением Совета Федерации, осуществляющим непосредственное обеспечение его деятельности. В своей работе Аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации первого созыва, решениями Совета Федерации, а также Положением о федеральной государственной службе и Положением об Аппарате Совета Федерации[14].
Основными задачами Аппарата являются:
- правовое, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов;
- документационное и организационно-техническое обеспечение;
- организационное обеспечение коллегиальной выработки решений и согласительных процедур;
- проведение организационно-технических мероприятий по обеспечению деятельности канцелярий депутатов Совета Федерации;
- организационное и правовое обеспечение межпарламентских связей Совета Федерации;
- финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации;
- организация контроля за исполнением решений Совета Федерации, комитетов (комиссии) Совета Федерации;
- координация работы его структурных подразделений по обеспечению деятельности Совета Федерации.
Руководители Аппарата Совета Федерации:
- Никитов, Владимир Аполлонович (1994—2001)
- Ткаченко, Пётр Фёдорович (2001—2008)
- Свинарев, Владимир Валентинович (2008—2014)
- Мартынов, Сергей Александрович (2014—2019)
- Голов, Геннадий Иванович (с 2019)[15]
Официальные СМИ Совета
- «Парламентская газета» (вместе с Государственной думой);
- Журнал «Российская Федерация сегодня»;
- Телеканал Совета Федерации «Вместе-РФ»;
- Сетевое издание «СенатИнформ»;
- «Парламентский фотоархив» — предоставляет бесплатно фотографии с мероприятий Совета Федерации для свободного использования;
- Представительства в Интернет-пространстве.
Итоги работы за 2023 год
Работа Совета Федерации в 2023 году проходила на фоне важных общественно-политических событий, а также в год 30-летия Конституции Российской Федерации и образования современного парламента страны. Основной вектор работы Совета Федерации был направлен на решение задач по реализации Послания Президента Российской Федерации, достижение стратегических целей развития страны, гармоничное развитие российских регионов и повышение благополучия наших граждан.
Главная задача верхней палаты — правовое обеспечение поддержки участников специальной военной операции и их близких. Была продолжена предметная работа в рамках законодательного обеспечения интеграции воссоединенных субъектов Российской Федерации в правовое, социальное и экономическое пространство России. Одобрен закон об учреждении Дня воссоединения новых регионов с Россией — 30 сентября. Эффективно начал работу Совет по вопросам интеграции воссоединенных субъектов Российской Федерации в правовую и социально-экономическую системы Российской Федерации[16].
Совет Федераций на почтовых марках
- Почтовые марки России
Примечания
- ↑ Представители новых регионов получили удостоверения сенаторов РФ. . pnp.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Конституция России (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), ст. 103 . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Конституция России (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), ст. 95 . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Конституция России (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), ст. 98 . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Совет Федерации. Досье . tass.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.12.1995 N 192-ФЗ . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.08.2000 N 113-ФЗ . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Конституция России (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), ст. 83 . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 N 229-ФЗ . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ О комитетах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации . pravo.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Комитеты − Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации . council.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Статья 26¹. Комиссии Совета Федерации . council.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Комиссии − Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации . council.gov.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июля 1994 года N 169-I СФ . pravo.gov.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Аппарат Совета Федерации − Руководство . council.gov.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Итоги работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за период осенней сессии 2023 года . council.gov.ru. Дата обращения: 13 августа 2024.