Территориальное общественное самоуправление

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Территориальное общественное самоуправление
сокращённо — ТОС
Общая информация
Юрисдикция  Россия
Предшественники Органы общественной самодеятельности населения
Руководство
Руководитель Председатель ТОС
Устройство
Ключевой документ Статья 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Примечания
Органы территориального общественного самоуправления Устав ТОС

Территориа́льное обще́ственное самоуправле́ние (ТОС) — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения[1]. ТОС является самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления[2], той общественной сферой, где рождается гражданская инициатива, решаются повседневные житейские проблемы населения[3].

Преимущество территориального общественного самоуправления состоит в том, что ТОС — это не самоуправление, а самоорганизация граждан, поэтому оно создается по желанию жителей муниципального образования и не является обязательным. ТОС — единственная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, где могут быть задействованы жители, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам[2].

ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а только на его части[2]. Например, в Севастополе во всех десяти муниципалитетах города за год удалось создать 98 ТОСов [4]. На 1 декабря 2022 года в России было зарегистрировано 38 226 ТОС[5].

ТОСовское движение обеспечивает взаимодействие между жителями и органами местного самоуправления при решении социально значимых проблем муниципальных образований. Деятельность ТОС охватывает различные сферы общественной жизни, но среди них можно выделить ключевые направления: благоустройство места проживания, осуществление общественного контроля за качеством уборки, вывозом мусора, улучшением инженерной, социальной, жилищной инфраструктуры, сохранение культурного и исторического наследия своей территории, охрана окружающей среды, работа с детьми, гражданами пожилого возраста, организация помощи нуждающимся в социальной поддержке, создание клубов по интересам, привлечение населения к участию в различных конкурсах и грантах. Практика действующих ТОС показывает, что их успешность в значительной степени зависит от активности и сплочённости жителей территории, а также от деловых и профессиональных качеств инициативной группы, которая берёт на себя ответственность за организацию деятельности ТОС[6].

История

Первоначально ТОСы создавались как подразделения районной администрации, а не как самостоятельные объединения граждан по месту жительства. Территория их деятельности определялась исполнительным комитетом соответствующего местного совета[7]. Предшественниками современных ТОСов можно считать сельские, уличные, квартальные комитеты в населённых пунктах, домовые комитеты, товарищеские суды и другие органы общественной самодеятельности. Местные советы в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами организовывали широкое участие граждан в решении вопросов местного и общегосударственного значения, развивали общественную самодеятельность населения, выносили наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекали их в работу постоянных комиссий, исполнительного комитета и других подотчётных советам органов[8].

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.09.1985 «Об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР»[7] Один из первых документов, в котором регулировались вопросы территориального общественного самоуправления в советском государстве. В указе органы ТОС (общественные сельские, уличные, квартальные комитеты) назывались органами общественной самодеятельности населения, призванными активно содействовать Советам народных депутатов в широком привлечении граждан к участию в решении вопросов местного и общегосударственного значения.
Этапы развития ТОС
Закон СССР от 09.04.1990 N 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»[9] Территориальное общественное самоуправление стало рассматриваться как элемент системы местного самоуправления. Согласно ст. 2 и ст. 6 Закона местные советы были вправе передавать часть своих полномочий органам ТОС (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Финансы ТОС формировались за счëт добровольных взносов и пожертвований предприятий (объединений), организаций, учреждений, населения, доходов от созданных предприятий, проводимых мероприятий (ст. 21 Закона)
Закон РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР»[10] Первоначально были внесены изменения в гл. 17 Конституции РСФСР 1978 г., которая стала называться «Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления». В Законе появляется отдельная глава, посвященная особенностям осуществления ТОС (гл. 10). Система ТОС включала общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС населения, а также иные органы самоуправления населения по месту жительства.
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[11] Закон содержал всего одну статью, посвященную территориальному общественному самоуправлению, в которой давалось его определение (ст. 27). Основные полномочия по правовому регулированию ТОС были возложены на субъекты РФ и муниципальные образования. Субъекты РФ по-разному решали вопросы территориального общественного самоуправления. В одних случаях органы ТОС продолжали считать разновидностью органов местного самоуправления, в других случаях — органы ТОС назывались некоммерческими организациями. Территория ТОС — это часть территории муниципального образования.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] В Законе территориальному общественному самоуправлению посвящена отдельная статья 27. Отсутствуют положения о том, что у субъектов РФ есть полномочия по правовому регулированию ТОС. Система ТОС включает собрания, конференции граждан, органы ТОС. Закон разделяет учреждение и регистрацию ТОС и учреждение и регистрацию его юридического лица. Отличительной особенностью ТОС по-прежнему остается территориальная привязанность, — это территориальная общественная самодеятельность.

Историческое наследие ТОС показывает, что у органов ТОС в течение продолжительного времени были или могли быть властные полномочия. Кроме того, органы ТОС фактически встраивались в систему органов власти и всегда рассматривались как носители и выразители интересов населения конкретной территории[8].

Территория осуществления ТОС

Жилой микрорайон — территория ТОС
Подъезд многоквартирного жилого дома — территория ТОС

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан[1]:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населённый пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории[1]. При этом учитываются исторические, национальные, культурные, социально-экономические и иные признаки целостности конкретной территории, особенности архитектурно-планировочных зон или жилищных комплексов, производственные и соседские связи людей[12].

Пределы действия территориального общественного самоуправления ограничены территориями, не являющимися муниципальными образованиями[13]. Чтобы создать ТОС необходимо выполнить ряд условий:

  1. границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории населëнного пункта;
  2. на определенной территории не может быть более одного ТОС;
  3. территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию (не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой)[14];
  4. территории, закреплëнные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями, организациями, не входят в состав территории, на которой осуществляется ТОС[15].

Деятельность ТОС

Для осуществления территориального общественного самоуправления (ТОС) населением проводятся собрания и конференция граждан, а также создаются органы ТОС[1]. Собрание или конференция граждан по месту жительства являются высшими руководящими органами территориального общественного самоуправления[13][16], в законодательстве определяются лишь условия правомочности собраний и конференций граждан по вопросам организации и осуществления ТОС[12].

Собрание и конференция

В собрании и конференции принимают участие жители, постоянно проживающие на территории создания ТОС и достигшие шестнадцатилетнего возраста. Граждане России, не проживающие на территории муниципального образования, но имеющие на территории ТОС недвижимое имущество в собственности, также могут участвовать в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса[15]. Собрание проводится при незначительной численности жителей на территории ТОС (мене 300)[15]. Собрание граждан считается правомочным, если в н`м принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории[1].

Если на предполагаемой территории ТОС проживает большое количество людей, жилые дома и улицы территориально разбросаны, то проводится не собрание, а конференция делегатов. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей делегатов соответствующей территории. Делегатами конференции могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, которых избрали либо на собраниях граждан, либо путем заочного голосования, либо все желающие местные жители соответствующей территории. Делегаты представляют интересы не менее одной трети жителей соответствующей территории[1].

Подготовкой собрания или конференции по вопросам ТОС занимается оргкомитет. Он определяет норму представительства делегатов на конференцию, заблаговременно уведомляет местных жителей о месте, дате и времени их проведения, выносимых на рассмотрение вопросах[2]. В качестве органов ТОС на собрании могут быть созданы совет или комитет ТОС и контрольно-ревизионная комиссия (ревизор). При небольшом количестве жителей вместо органов ТОС могут быть избраны уполномоченные территориального общественного самоуправления. Руководителем совета или комитета ТОС является его председатель[17].

Полномочия собрания и конференции

Собрания и конференции граждан являются формой коллективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления[13]. Собрания и конференции граждан наделены широкой компетенцией и могут рассматривать любые вопросы, составляющие предметы его ведения. Данное правило действует даже в том случае, если такие вопросы формально отнесены к компетенции других органов ТОС[12].

К исключительным полномочиям собрания и конференции граждан, осуществляющих ТОС относятся[1]:

  • установление структуры органов ТОС;
  • принятие устава ТОС;
  • избрание органов ТОС;
  • определение основных направлений деятельности ТОС;
  • утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
  • рассмотрение и утверждение отчëтов о деятельности органов ТОС.

Органы ТОС

Приближённость органов ТОС к населению, простота их формирования, тесная связь с повседневными жизненными интересами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют их высокую роль в системе местного самоуправления[18]. Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей части муниципального образования, обеспечивают исполнение решений, принятых местными жителями на собраниях и конференциях. О своей деятельности они отчитываются на собраниях и конференциях, на которых были избраны[1].

Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. В зависимости от содержания функций и территориальной сферы деятельности формируются как советы и комитеты ТОС, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, улиц, кварталов, домов, подъездов и др. Все они являются формой самоорганизации граждан по месту жительства. Органы ТОС объединяют жителей не на основе членства, а совместной работы по выполнению определенных функций в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов [12]. Органы ТОС проводят свою работу на общественных началах с привлечением актива жильцов  соответствующей территории и в сотрудничестве с другими общественными формированиями и организациями, а также представителями органов государственной власти и местного самоуправления[19].  

Полномочия органов ТОС

Парковочная зона

Органы территориального общественного самоуправления (ТОС) могут осуществлять деятельность по благоустройству территории, вести иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, выдвигать инициативные проекты; разрабатывать проекты муниципальных правовых актов и вносить их в органы местного самоуправления[1].

На практике ТОС занимается вопросами благоустройства территории, патриотического воспитания, работы с детьми и молодëжью, организацией досуга, помощью ветеранам, инвалидам, пожилым людям, многодетным и малообеспеченным семьям, а также профилактикой правонарушений.Олег Мельниченко, сенатор Совета Федерации, 16 августа 2018

Благоустроенный двор

Органы ТОС могут не ограничиваться только хозяйственной деятельностью, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения, но и вести работу по другим направлениям[17]. Для этого в уставах ТОС определяются разнообразные задачи, которые считаются важными для конкретной территории ТОС. В уставах говорится о том, что органы ТОС могут вносить предложения по использованию нежилых помещений, по установлению удобного режима работы местных предприятий торговли, общественного питания, по размещению на территории автомобильных стоянок, детских площадок, зон отдыха, принимают участие в в осуществлении мероприятий по бережному, экономному расходованию топлива, тепловой и электрической энергии, газа, воды, выявляют факты самовольного строительства домов, пристроек, гаражей, нарушения норм земельных участков[17].

У территориального общественного самоуправления немалый ресурс. Это самые активные и целеустремленные жители российских городов и сел, умеющие практически все: спортивную площадку поставить, родник в роще очистить, соседей в трудную минуту поддержать.— пояснил Виктор Кидяев на заседании «Клуба мэров» в Государственной Думе, [20]

Органы ТОС могут принимать участие в контроле за соблюдением правил торговли, оказывать содействие уполномоченным органам в осуществлении противопожарных и противоэпидемиологических мероприятий[3]. Часто органы ТОС осуществляют работу с детьми и подростками, в том числе оказывают содействие организации отдыха детей в каникулярное время, в создании детских клубов, кружков, спортивных секций на территории ТОС[15], проявляют заботу об инвалидах, одиноких гражданах, многодетных семьях, детях, оставшихся без родителей[17]. По словам сенатора Совета Федерации Олега Мельниченко:

Сегодня ТОС является одним из действенных инструментов самоорганизации граждан, призванным удовлетворять их потребности в реализации собственных инициатив для достижения общего блага.[21]

Зона отдыха
Инициативный проект «Детская площадка»

Органы ТОС могут разработать и внести в местную администрацию собственный инициативный проект[22]. Специалисты местной администрации помогают в технической доработке проекта, привлекают специалистов. Например, для обеспечения инклюзивности проекта могут быть привлечены специалисты по доступной среде или по универсальному дизайну, работа которых позволит создать объекты максимально пригодные к пользованию всеми людьми независимо от ограничений по возможностям здоровья[23].

Инициативный проект считается инструментом позитивных изменений, с помощью которого ТОСы создают и модернизируют автомобильные дороги, объекты уличного освещения, памятники, музеи, учреждения культуры, библиотеки, места массового отдыха населения и другие проекты[24]. Примеров инициативных проектов ТОС с каждым годом становится всë больше. Например, в Прикамье инициативный проект «ТОС «Завод Михайловский» – территория здорового образа жизни» стал победителем конкурса грантов, проводимого среди социально-ориентированных некоммерческих организаций. В ходе реализации проекта в с. Завод Михайловский появились футбольное и волейбольное поля, спортивная площадка с силовыми уличными тренажёрами. В рамках реализации инициативного проекта на территории ТОС «Яблочкова» была установлена модульная хоккейная площадка. «ТОС «Родниковый край» села Нижний Сып Уинского муниципального округа Пермского края» стал победителем конкурса социальных и культурных инициатив с проектом «Нам героев наших позабыть нельзя» (был открыт Памятник воинам-победителям, вернувшимся живыми героями с Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов)[25]. Среди других ТОСовских инициатив: проект «Спортивный клуб в каждый двор», «Zдоровые привычки-2», «Молодëжный квиз «Старая новая Пермь»[25], «Строительство детской игровой площадки «Дружба»[26], «ТОС объединил жителей Институтской улицы поселка станции Манихино для создания общественной зоны отдыха»[26], «Обустройство зоны для досуга и отдыха в д. Скорнево (развитие общественного пространства) в Зареченском территориальном округе г. Тулы»[27], «Парк молодожëнов – шаг в счастливую семью»[28], «Все в твоих руках!»[28].

Материальные и финансовые ресурсы ТОС

ТОС может осуществлять экономическую деятельность, иметь в собственности денежные средства и имущество, передаваемое органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, приобретаемое за собственные средства. Имущество ТОС формируется за счëт добровольных взносов и пожертвований; передаче на договорной основе муниципальной собственности; другие поступления[15].

Органы ТОС могут формировать финансовые ресурсы за счëт доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, заëмных средств, а также бюджетных средств муниципального образования[15]. Условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или специальным муниципальным актом[1][29]. Определяя условия и порядок выделения органам ТОС средств из местного бюджета, некоторые муниципалитеты устанавливают правило, по которому эти средства могут быть выделены только на основании договора между органом ТОС и местной администрацией. Практика показывает, что ТОСы жизнеспособны там, где муниципальные власти поддерживают позитивные инициативы ТОС и оказывают им постоянное содействие[17].

Устав ТОС

Содержание

Устав ТОС не является нормативным правовым актом, поскольку участники ТОС не наделены Конституцией РФ публично-властными полномочиями и не вправе принимать общеобязательные правовые акты. Поэтому устав ТОС является документом, закрепляющим деятельность по осуществлению ТОС, процесс выдвижения и реализации гражданами различных инициатив по вопросам местного значения[12].

В уставе ТОС обязательно указываются следующие положения[1]:

  • территория, на которой осуществляется ТОС;
  • цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
  • порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
  • порядок принятия решений;
  • порядок использования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
  • порядок прекращения осуществления ТОС.

Регистрация

Устав ТОС должен быть зарегистрирован в местной администрации[15]. Именно с этого момента ТОС будет считаться учреждённым. Порядок регистрации устава ТОС определяется либо в уставе муниципального образования, либо в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования[1]. Регистрация устава ТОС оформляется внесением соответствующей записи в реестр ТОС, который ведется местной администрацией. В реестр заносятся сведения об установленных границах территории ТОС, наименование ТОС, сведения о руководителе ТОС, адрес ТОС (для юридических лиц — юридический адрес), дата проведения собрания (конференции) граждан по вопросу организации ТОС и принятия устава ТОС, дата регистрации устава ТОС. При регистрации устава ТОС каждому ТОС присваивается индивидуальный учетный номер и выдается свидетельство о регистрации устава ТОС, которое подписывается главой местной администрации[19].

Если в устав ТОС потребуется внести изменения и дополнения, то они тоже регистрируются. В случае несоответствия представленных документов действующему законодательству они направляются на доработку. Отказ в регистрации устава ТОС может быть обжалован в судебном порядке[15].

ТОС может являться юридическим лицом. В этом случае требуется государственная регистрация в организационно-правовой форме некоммерческой организации[1]. ТОС в качестве юридического лица имеет больше полномочий. Например, имеет право создавать объекты коммунально-бытового назначения на территории ТОС за счёт собственных средств, взносов и пожертвований; может осуществлять функции заказчика по строительным и ремонтным работам[15].

Порядок создания ТОС

Чтобы воплотить в жизнь идею создания ТОС, необходимо пройти несколько шагов. Их количество и содержание может отличаться в каждом муниципальном образовании.

  • Формирование инициативной группы. Активные, неравнодушные граждане из числа местных жителей не менее 3 человек (органом местного самоуправления может быть установлено иное минимальное число) объединяются с целью создания инициативной группы.

    Активисты ТОСов — «движущая сила муниципального образования»Александр Буянтуев, глава Кяхтинского района, 14 декабря 2014

    Инициативная группа, взаимодействуя с органами местного самоуправления, определяет, в какой форме, когда и где будет проведено учредительное мероприятие жителей, какие нормы представительства требуются для конференции, каковы могут быть границы ТОС. Инициаторы создания ТОС выполняют значительную часть подготовительной работы: готовят проекты устава ТОС и повестки учредительного мероприятия, решают, будет ли ТОС юридическим лицом, оповещают жителей о проведении собрания или конференции.

Сейчас ТОСы — это многочисленная команда неравнодушных жителей, убежденных в том, что развитие сел и городов не должно и не может проходить без их участия.Вячеслав Наговицын, сенатор Совета Федерации, 28 ноября 2018

  • Проведение учредительного мероприятия (собрания или конференции). Решение на собрании (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции). На учредительном собрании обсуждаются и принимаются решения по утверждению территории ТОС, определяются органы ТОС, принимается устав ТОС, рассматриваются иные вопросы. Если ТОС наделяется статусом юридического лица, то участники учредительного мероприятия выбирают не менее трех человек, которые выступят учредителями ТОС.
  • Оформление документов. Решения, принятые на учредительном собрании (конференции), указываются в протоколе, который подписывается и хранится в установленном месте, чтобы каждый житель мог с ним ознакомиться. Обязательной регистрации подлежит устав ТОС, который представляется в орган местного самоуправления.

Ассоциации ТОС

Эмблема ОАТОС

Для объединения усилий и защите прав территориального общественного самоуправления органы ТОС могут создавать общественные объединения ТОС (союзы, ассоциации, иные), действующие на территории муниципального образования, принимать участие в работе городских, региональных и общероссийских общественных объединений. Решение об участии органов ТОС в создании и работе общественных объединений рассматривается и утверждается на собрании (конференции) участников ТОС[15].

Ассоциация «Общероссийская ассамблея развития территорий и общественного самоуправления» (ОАТОС) является социально ориентированной некоммерческой организацией, созданной на основе совместной деятельности объединившихся граждан и юридических лиц для представительства и защиты общих интересов ТОС, населения по вопросам развития ТОС, местного самоуправления, развития гражданского общества в муниципальных образованиях, в том числе через механизмы муниципального добровольчества (волонтëрства) и благотворительной деятельности. Ассамблея создана для того чтобы координировать деятельность ТОС в России, оказывать социальную поддержку и защиту граждан по вопросам непосредственного жизнеобеспечения населения и участия граждан в решении вопросов местного самоуправления на территории их проживания[30].

Членами Ассамблеи являются граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, и являющиеся представителями территориальных общественных самоуправлений, специалисты-эксперты в области ТОС, местного самоуправления и гражданского общества, а также юридические лица, которые представляют интересы населения по вопросам ТОС. Ассамблея осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, без ограничения срока. Местонахождение Ассамблеи — город Москва[30].

Ежегодно ОАТОС совместно с партнерами реализует проекты, в которых ТОСы обмениваются опытом и информацией, получают правовую и организационную помощь.

Проекты Ассоциации «Общероссийская ассамблея развития территорий и общественного самоуправления» (ОАТОС)[30]
Проект Содержание
Мониторинг деятельности ТОС в Российской Федерации Сбор информации о деятельности и количественном составе ТОС. Проект реализуется совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и администрациями субъектов Российской Федерации
Всероссийский конкурс «Лучшая практика ТОС» Определяются лучшие реализованные проекты, созданные ТОСами в субъектах Российской Федерации
Конкурс социально значимых проектов ТОС «Новая территория общественного самоуправления» в муниципальных образованиях расположения АЭС Определяются лучшие проекты ТОСов муниципальных образований расположения АЭС. Проект реализуется совместно с Фондом АТР АЭС[31]
Информационное сопровождение деятельности ТОС Освещение новостных событий ТОСов в федеральной ленте новостей. Проект реализуется всеми членами АОТОС
Методическое обеспечение деятельности ТОС и РАТОС Формирование банка данных электронных версий социальных практик ТОС, методических рекомендаций, материалов с заседаний, форумов и других мероприятий ТОС всей России, которые применяются в работе ТОС и региональных ассоциаций ТОС (РАТОС)[32]
Просветительский проект «ТОС — образование» Образовательный проект для активистов ТОС, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации[33]
Общероссийские, межрегиональные, региональные форумы и конференции Ежегодное проведение мероприятий в регионах России
Юридическая консультация Оказание юридической поддержки активистам ТОС в решении повседневных вопросов по деятельности ТОС[34]
Всероссийская акция «Мы вместе» АОТОС является оператором всероссийской акции помощи преодоления пандемии новой коронавирусной инфекции. Проект реализуется совместно с Общероссийским народным фронтом
Всероссийская акция «Всей семьей на маршрут здоровья» Создание условий для выбора гражданами здорового образа жизни, санитарно-гигиенического просвещения, развития волонтерского движения, вовлечения в спорт и активный образ жизни. Проект реализуется при поддержке Лиги здоровья нации[35]
Нормотворческая инициатива Сбор, обобщение и обсуждение инициатив и предложений активистов ТОС по изменению федеральных законов и нормативных актов

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 19 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Кокотов А. Н. Муниципальное право / под ред. проф. А. Н. Кокотова. — М.: Юрайт, 2009. — С. 296. — 504 с. — ISBN 978-5-9916-0119-1.
  3. 3,0 3,1 Г. Н. Чеботарев. Муниципальное право России / под ред. Г. Н. Чеботарева. — М.: Юристъ, 2006. — С. 134. — 382 с. — ISBN 5-7975-0857-5.
  4. В Севастополе за год создали почти 100 ТОСов. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (25 февраля 2020). Дата обращения: 24 августа 2024.
  5. О территориальном общественном самоуправлении. Общероссийская ассамблея ТОС. Дата обращения: 19 августа 2024.
  6. 6,0 6,1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". КонсультантПлюс. Дата обращения: 24 августа 2024.
  7. 7,0 7,1 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 сентября 1985 года «Об утверждении положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР». Библиотека нормативных правовых актов СССР. Дата обращения: 21 августа 2024.
  8. 8,0 8,1 Шугрина Е. С., Иванова К. А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад.. — М.: «Проспект», 2018. — С. 44. — 160 с.
  9. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР / Закон СССР от 09 апреля 1990 г. № 1417-1.. КонсультантПлюс. Дата обращения: 20 августа 2024.
  10. Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06 июля 1991 N 1550-1. КонсультантПлюс. Дата обращения: 20 августа 2024.
  11. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 N 154-ФЗ. КонсультантПлюс. Дата обращения: 23 августа 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Костюков А. Н. Муниципальное право России / под ред. А. Н. Костюкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — С. 276. — 687 с. — ISBN 978-5-238-01231-5.
  13. 13,0 13,1 13,2 Постовой Н. В., Таболин В. В., Черногор Н. Н. Муниципальное право России. — М.: ИД «Юриспруденция», 2015. — С. 294. — 448 с. — ISBN 978-5-9516-0694-5.
  14. Кокотов А. Н. Муниципальное право / под ред. проф. А. Н. Кокотова. — М.: Юрайт, 2009. — С. 296 — 297. — 504 с. — ISBN 978-5-9916-0119-1.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 15,7 15,8 15,9 Решение Совета депутатов от 15 апреля 2024 года № 12 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» (15 апреля 2024). Дата обращения: 25 августа 2024.
  16. Решение Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 14 сентября 2014 № 10/26 об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Балашиха. Дата обращения: 26 августа 2024.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Васильев В. И. Муниципальное право России. — М.: Юстицинформ, 2008. — С. 290—292. — 848 с. — ISBN 978-5-7205-0864-7.
  18. Прудников А. С. Муниципальное право России / под ред. А. С. Прудникова, Е. Н. Хазова, Н. А. Антоновой. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2013. — С. 274. — 423 с. — ISBN 978-5-238-02449-3.
  19. 19,0 19,1 Решение Сельской думы сельского поселения «Село Вознесенье» об утверждении положения «О территориальном общественном самоуправлении на территории сельского поселения». Сельская дума сельского поселения «Село Вознесенье» (4 декабря 2019). Дата обращения: 25 августа 2024.
  20. Российские ТОСы займутся пропагандой здоровья и активного долголетия. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (8 февраля 2021). Дата обращения: 26 августа 2024.
  21. Развитие территориального общественного самоуправления имеет особую значимость для совершенствования демократических институтов. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (16 августа 2018). Дата обращения: 24 августа 2024.
  22. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 19 августа 2024.
  23. Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Дата обращения: 26 августа 2024.
  24. Гребенникова А. А., Мокеев М. М. Методические рекомендации по работе с жителями при подготовке инициативного проекта / под ред. Жуковской Л. П., Поздышевой Ж. В., Ракевич И. В. — Саратов: Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области», 2021. — С. 8. — 46 с.
  25. 25,0 25,1 Общественному самоуправлению зелёную улицу! или Зачем нужно объединяться в ТОС // Родник : Газета. — 2023. — 24 августа (№ 34 (10694)). — С. 4, 9.
  26. 26,0 26,1 Объявлены лучшие проекты территориального общественного самоуправления Московской области за 2023 год. Совет муниципальных образований Московской области (24 апреля 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
  27. Определены победители конкурса инициативных проектов сельских старост и руководителей ТОС Тульской области. Ассоциация «Совет муниципальных образований Тульской области» (23 июня 2023). Дата обращения: 26 августа 2024.
  28. 28,0 28,1 Определены победители конкурса «Лучший проект территориального общественного самоуправления в Осинском муниципальном районе». Администрация Осинского муниципального района Иркутской области (26 августа 2024). Дата обращения: 26 августа 2024.
  29. Зотова З. М. Местное самоуправление: энциклопедия / под ред. В. Б. Зотова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — С. 827. — 908 с. — ISBN 978-5-222-15914-9.
  30. 30,0 30,1 30,2 Официальные документы. ОАТОС. Дата обращения: 26 августа 2024.
  31. Программа «Территории общественного самоуправления (ТОСы)». Дата обращения: 26 августа 2024.
  32. ТОС — библиотека. Дата обращения: 26 августа 2024.
  33. Академия муниципального актива. Дата обращения: 26 августа 2024.
  34. ТОС — консультант. Дата обращения: 26 августа 2024.
  35. Лига здоровья нации предлагает всем муниципалитетам России открыть новогодние семейные маршруты здоровья. Лига здоровья. Дата обращения: 26 августа 2024.

Ссылки