Муниципальное образование
Муниципальное образование — административная единица, населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление.
Описание
Термин «Муниципальное образование» происходит от лат. municipium, обозначавшего самоуправляющуюся местную общину в Древнем Риме. В современном понимании это некая населённая территория, имеющая границы и управляемая как самостоятельная единица в составе государства[1].
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с изм. и доп.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Принято различать муниципальные образования двух уровней: общинные или местные (низового уровня) и региональные, которыми могут быть, например, районы в России или графства в Англии. В муниицпальном образовании создаётся представительный орган (совет), а также назначается или избирается управляющий. В некоторых странах также в каждое или некоторые отдельные муниципальные образования назначается представитель правительства. Конкретные формы управления и виды муниципальных образований различаются в разных странах и зависят от исторических факторов, а также принятой в конкретном государстве системы управления[1].
Как правило, к муниципальным образованиям низового уровня относятся городские и сельские поселения, имеющие в разных государствах (а иногда и в рамках одного государства) разные названия, обусловленные местной спецификой: комунна, магистрат, хутор, муниципалитет, посад, приход, округ и т. п. Для создания на определённой территории муниципального образования низового уровня во многих государствах существуют ограничения по минимальной численности и плотности населения, а в некоторых местах — и по роду занятий жителей: например, в некоторых странах муниципальными образованиями могут быть только города с определённой численностью населения, сельские районы такой возможности лишены. Региональные муниципальные образования чаще всего состоят из муниципальных образований низового уровня[1].
Для выполнения своих функций все муниципальные образования должны иметь бюджет, складывающийся из доходов собственно муниципального образования и дотаций либо субсидий от центральной государственной власти. Доходы муниципального образования могут состоять из налогов, взимаемых муниципальным образованием, дохода от имущества, находящегося в его собственности (недвижимости или управляемых муниципальным образованием юридических лиц). За счёт бюджета муниципальное образование обычно занимается обслуживанием находящихся в его ведении объектов транспорта, социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей (водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и других)[1].
В разных странах
Азербайджан
В Азербайджане местное самоуправление регулируется Конституцией и примерно 20 законами, согласно которым страна делится на муниципальные образования верхнего уровня, которые, в свою очередь, делятся на местные административные единицы, обладающие довольно широким спектром полномочий и не во всём подотчётные более высоким уровням власти. Бюджеты формируются за счёт местных налогов и выплан, дополнительное финансирование муниципальных образований из государственной казны происходит на уравнивающей основе[2].
Германия
16 федеральных земель Германии разделены на округа, объединяющие несколько районов, которые в свою очередь делятся на общины[3]. Районы с одной стороны входят в систему местного самоуправления, а с другой являются низшим звеном управления государственного, таким образом выполняя функцию связующего звена между двумя главными уровнями власти в стране. При этом на федеральном уровне местное самоуправление определено достаточно расплывчато и всего одной статьёй Конституции. Главной единицей местного управления является коммуна[4], находящаяся под руководством местного совета, члены которого работают на общественных началах. Общее руководство коммуной может осуществляться единолично (бургомистром, мэром или директором коммуны) или коллегиально (администрацией)[5]. Совет, в числе прочего, принимает коммунальную конституцию[4], определяющую взаимоотношения совета и администрации[5].
Согласно доктрине управления Германии государство передаёт часть своих функций органам самоуправления[6].
Казахстан
В Казахстане законом предусмотрено наличие у муниципальных образований низового уровня представительных органов местного самоуправления, решающих широкий спектр вопросов на своей территории, при этом законом предусмотрен случай, когда образование слишком маленькое для формирования представительного органа. В подобном случае решением таких вопросов занимается сход жителей[7].
Россия
Вопросы организации местного самоуправления регулируются Конституцией России и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года; в начале 2022 года был принят новый закон, более подробно разграничивающий права и обязанности муниципальных и других органов власти, вступивший в силу с 1 января 2023 года с переходным периодом до 1 января 2028 года[8][9]. Каждое муниципальное образование имеет устав, принимаемый на местном референдуме или голосованием в представительном органе[1].
Регионы в России делятся на муниципальные районы, которые, в свою очередь, делятся на сельские и городские поселения, районы городских поселений регионального подчинения, а также, в городах федерального значения, — на внутригородские муниципальные образования[1].
США
В Конституции США отсутствуют положения о местном самоуправлении, всё регулирование этого вопроса отнесено к компетенции отдельных штатов. На федеральном уровне в 1968 году был принят Закон Дилена, закрепивший подчинение муниципальных образований властям штатов в которых они расположены. При этом конституционно общины не имеют права на самоуправление, все их полномочия юридически исходят именно из власти штата. В некоторых штатах приняты хартии о местном самоуправлении, регулирующие деятельность муниципальных образований; в остальных случаях всё законодательное регулирование местного самоуправления прописано только в конституции каждого конкретного штата[10].
Большая часть штатов в США делятся на графства (название заимствовано из средневековой Англии), в некоторых также присутствуют городские поселения разного уровня (сити, тауншипы и тауны), а также сельские поселения (виллиджи и бороу). Присутствует некоторое количество особых муниципальных образований — специальных и школьных округов. При этом они не привязаны ни к численности населения, ни к территории и муниципальные образования с одним статусом могут сильно различаться по обоим параметрам[11]. Особенностью муниципальных округов в США является и то, что зачастую они не занимаются традиционной для этих административных единиц функцией обслуживания собственности и предоставления коммунальных услуг, перекладывая это на плечи частных компаний[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 БРЭ, 2013.
- ↑ Алиев, 2009.
- ↑ Михалёва, 2013, с. 177.
- ↑ 4,0 4,1 Михалёва, 2013, с. 178.
- ↑ 5,0 5,1 Михалёва, 2013, с. 179.
- ↑ Михалёва, 2013, с. 178—179.
- ↑ Асанов, 2010.
- ↑ Местное самоуправление в России. Характеристики и предлагаемые изменения . ТАСС (25 января 2022). Дата обращения: 19 февраля 2023.
- ↑ Госдума приняла в I чтении законопроект об организации местного самоуправления . ТАСС (25 января 2022). Дата обращения: 19 февраля 2023.
- ↑ 10,0 10,1 Шамхалов, Магомедов, 2019, с. 26.
- ↑ Шамхалов, Магомедов, 2019, с. 25.
Литература
- Алиев Р. Б. Формирование и управление муниципальной собственностью в Азербайджанской Республике // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2009. — 22 сентября. — ISSN 1991-3087.
- Асанов Т. Н. Местное самоуправления в Казахстане // Вестник КазНПУ. — Алматы, 2010. — ISSN 1728-5496.
- Муниципальное образование / В. Е. Чиркин // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 440—441. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.
- Михалёва Н. В. Местное самоуправление в ГерманииС. 177—185. — ISSN 1813-6230. // Ленинградский юридический журнал. — 2013. —
- Шамхалов М. А., Магомедов М. М. Особенности местного самоуправления в США // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 1. — С. 25—26. — ISSN 2073-3305. — doi:10.24411/2073-3305-2019-10003.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |