Юридическое лицо
Юриди́ческое лицо́ — организация, имеющая собственное имущество, и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная приобретать и использовать гражданские права, а также нести гражданские обязанности, быть в суде истцом и ответчиком[1]. Юридическое лицо есть субъект права, созданный единственным учредителем (несколькими учредителями) на основании решения или решением суда в предусмотренной законодательством организационно-правовой форме, зарегистрированный уполномоченным государственным органом в установленном порядке. Юридическое лицо имеет обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам и обязанностям публичного характера, от своего имени может приобретать и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[2].
История развития института «юридического лица»
Основной мыслью в образовании института юридического лица в системах права различных государств выступает естественная потребность граждан в объединении, соединении различного имущества, направленном на достижение различных целей, которые не могут быть достигнуты, либо достигнуты с более значительными издержками одним человеком, чем при таком объединении (соединении). Ещё одной причиной, создания идеи юридического лица, становится выделение определённого имущества (имущественного комплекса) для придания ему особого правового режима[2].
Подобные объединения (соединения) были известны с древних времён в различных цивилизациях, но только в Древнем Риме была обоснована идея самостоятельности юридической личности. Стоит отметить, что в римском праве отсутствовало понятие иных разрядов лиц, как субъектов частного права, наряду с физическими лицами — людьми. В римской научно-юридической систематике нет особой рубрики о таких субъектах гражданского права, которые, не будучи частными или физическими, естественными лицами, — имеют частную правоспособность и обслуживаются в гражданском обороте наравне с частными лицами. Вместе с тем, исследователи римского права отмечают, что объединения людей и имущества, признаваемые носителями прав и обязанностей (правоспособность) и обладающие возможностью, вступать в правовые отношения между собой и с физическими лицами (дееспособность), существовали с древнейших времён[3].
Развитие идеи юридического лица заняло достаточно длительное время. Стоит отметить роль папы Иннокентия IV, который в 1245 году, первый предположил, что юридическое лицо существует, только в понятии и благодаря фикции. В исследованиях отмечается, что причиной появления теории фикции были вопросы церковного права. К таким вопросам относились: может ли юридическое лицо (лат. universitas) подлежать отлучению от церкви, допускаться к присяге, быть восприемницей детей при крещении, а также применимо ли выражение «всякое лицо», или «всякий», повсеместно встречающееся в законах и договорах к юридическому лицу. Папой Иннокентием IV впервые установлено положение о том, что корпорация, как таковая, есть бестелесное, мыслимое лишь существо[2].
Новому миру был передан очень тонкий юридический способ, при помощи которого самые разнообразные социальные образования могли быть введены в нормальную жизнь гражданского общества, — и новый мир широко воспользовался им.Покровский Иосиф Алексеевич, российский правовед
Наиболее активно теория юридического лица получила развитие в немецких правовых исследованиях XIX века. Немецкая юридическая мысль для объяснения сущности юридического лица выдвинула несколько основных теорий, которые можно разделить на несколько групп, прежде всего на теории, в основе которых лежит понимание юридического лица как фикции, и на реалистические теории. Согласно теории фикции в немецком праве юридическое лицо — выдвинутый искусственно субъект, наделённый имущественными правами. Признание юридического лица фикцией имело значительное развитие и в англо-американском праве. Классическим примером этого является мнение одного из американских судов, о том, что корпорация — это искусственное существо, невидимое, неосязаемое и существующее только в соответствии с законом; будучи порождением закона, оно обладает только теми свойствами, которыми его при создании наделяет устав прямо или косвенно. При этом признание юридического лица фикцией означает признание его органов его представителями. В реалистических теориях, одну из которых также принято называть органической теорией юридического лица, исходили из понимания того, что юридическое лицо — это реально существующий, а не выдуманный субъект права[2].
В XX веке в трудах исследователей экономического направления появились идеи, имеющие значение для объяснения специфики юридического лица в целях законотворчества и теории права. Центральным понятием, при этом, оказалось «фирма». Отмечалось, что если вне фирмы на производство влияние оказывает динамика цен и оно зависит от ситуаций обмена на рынке, то внутри фирмы сложную рыночную структуру заменяет «предприниматель-координатор». Таким образом, отличительной чертой фирмы является «вытеснение механизма цен». Понятие фирмы сформулировано как — система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Исследователи определяют основной целью существования фирмы минимизацию транзакционных издержек, то есть, существование фирмы ценно тем, что оно обходится дешевле, чем постоянное обращение к рынку или обмен[2].
Развитие института «юридического лица» в России
С древних времён на Руси известны коллективные (общинные) формы деятельности. Многие авторы считают, что первыми прототипами юридических лиц являлись «складки» (складничество), зародившиеся в XIII веке в Новгороде. Смысл «складок» состоял в заключении купцами между собой соглашения, на основании которого они выступали в форме единого торгового предприятия. В XIII — XVII веках «складничество» широко распространилось по всей России как форма совместного ведения не только торговли, но и сельского хозяйства. Кроме этого, исследователями отмечается существование в этот период промысловых артелей на севере у «помытчиков», «ватаг» у рыбаков на юге. Уже в домонгольской Руси имели место особые купеческие «храмовые» объединения, представлявшие собой более сложные формы торгово-промышленной кооперации, с участием Русской Православной церкви, поддерживаемой и привилегированной представителями власти. Некоторые монастыри, пришедшие на Русь с X века, нередко получали в наследство значительные состояния, которыми распоряжались по своему усмотрению. Также церкви получали дотации от князей, которые впоследствии также использовали в обороте. Ещё одной формой хозяйствования, близкой к понятию юридического лица, можно назвать торговые дома. Некоторые из них стали выступать единой фирмой ещё в XV веке. Отмечается, что препятствиями для дальнейшего развития предпринимательских корпораций в России, которого не происходило практически до начала XVIII века, являлись географическая и экономическая изоляция, в связи с отсутствием экономической свободы и рынка рабочей силы[4].
Исследователями отмечается роль Петра I в широком внедрении в России новых организационно-правовых форм предпринимательства. Так Указом от 27 октября 1699 года, получили свое распространение торговые компании. При этом в России того времени не было частной собственности на средства производства — полным собственником фабрик, шахт и прочего имущества являлось государство. Деятельность же промышленников была строго регламентирована и жестко контролировалась. В этой связи, следует осторожно говорить о правовой состоятельности института юридического лица в период правления Петра I. Позднее Екатериной II была введена частная собственность на средства производства. Ей был узаконен порядок, открытия фабрик и «полезных рукоделий» повсеместно и всем желающим. Кроме того, при той же Екатерине II, получают свое распространение «компании на акциях» — акционерные общества. Первой такой компанией стала «Российская в Константинополе торгующая компания», учреждённая 24 февраля 1757 года[4].
В Манифесте от 1 января 1807 года Александр I рекомендовал купцам образовывать для своей деятельности купеческие товарищества, рассматриваемые в качестве юридических лиц. К началу XIX века в России существовало уже 5 акционерных компаний, а правительство, видя перспективу акционерной формы компаний, способствовало её распространению. В связи с этим, с 1835 по 1838 год в России образовано ещё 43 акционерных компании. К началу Первой мировой войны в России насчитывалось уже более 2 тысяч акционерных компании. Однако в аграрном секторе экономики переход от феодальных к более прогрессивным капиталистическим отношениям начался только с крестьянской реформы 1861 года. Развитие капитализма в России неуклонно требовало появления новых форм сельскохозяйственных организаций. И такой новой формой стала кооперация. К концу века в России насчитывалось уже 1550 кооперативов различных видов. Всевозможная помощь государства кооперативному движению в годы столыпинской аграрной реформы вызвала бурный рост кооперации. В годы Первой мировой войны возникли тысячи кооперативов, работающих по заказу военных ведомств[4].
После Октябрьской революции, в период военного коммунизма торговля была упразднена, а предпринимательство было объявлено вне закона. Данные обстоятельства практически свели к нулю институт юридического лица, как таковой. Позднее при переходе к Новой экономической политике вновь появилась необходимость в конструкции юридического лица. Введён в действие с 1 января 1923 года Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, содержащий нормы, регламентирующие правовое положение субъектов гражданского оборота. В связи с чем, вновь появились акционерные общества, полные товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью. К 1927 году в стране насчитывалось уже 94 акционерных организации. Пришедшая на смену Новой экономической политике в начале 1930-х годов модель государственного социализма поставила рыночные отношения фактически «вне закона». С усилением централизованного планового начала в управлении экономикой и государственной собственностью, корпоративные юридические лица, получившие широкое распространение в период Новой экономической политики, вытеснялись унитарными предприятиями трестами[4].
В 1970 — 1980-х годах стали появляться такие конструкции, как производственные объединения. Являясь юридическими лицами, производственные объединения нередко включали в свой состав в качестве структурных подразделений предприятия, также являющиеся юридическими лицами, что закреплялось в уставах подобных «конгломератов» . По мнению исследователей, появление производственных объединений — более сложных по своей внутренней структуре организаций показало «ограниченность существующей законодательной трактовки юридического лица и поставило вопрос о необходимости развивать этот институт». Коренные изменения, произошедшие в гражданском праве, связанные с развитием рыночной экономики в стране, выявили необходимость пересмотра института юридического лица — одного из важнейших институтов цивилистики. При этом, начальные попытки использования института юридического лица для создания новых форм хозяйствования не всегда были успешными. Лишь с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению ряда исследователей, в современном российском гражданском праве была создана система юридических лиц, вполне отвечающая требованиям времени и условиям рыночной экономики. В нормах нового Гражданского кодекса можно отметить и российский дореволюционный, и современный мировой опыт, а вместе с этим и основные тенденции развития института юридического лица в странах с развитой рыночной экономикой[4].
Коллективные формы деятельности были известны на Руси ещё с XIII века, несмотря на это до конца XVII века в связи с ограниченностью рыночного оборота институт юридического лица не был широко распространен на территории России. Внедрение и использование конструкции компании позволило Петру I в кратчайшие сроки поднять российскую промышленность на новый уровень. При этом, отсутствие частной собственности на средства производства не внесло определённости в существование юридических лиц. Действительное широкое распространение юридические лица получили с момента разрешения в России частной собственности и развитием рыночного оборота. Акционерные компании, кооперации в аграрном секторе успешно использовались в этот период. Позднее, полный (при «военном коммунизме»), а позднее частичный (в период государственного социализма) отказ от рыночного оборота привел к практическому «отмиранию» в стране института юридического лица, соответствующего организационно-правовым формам рыночной экономики. Кардинальные же изменения в экономической сфере в постсоветский период, привели к поиску и выбору новых подходов в цивилистике, направленных на развитие организационно-правовых форм рыночной экономики, которые нашли своё отражение в новом Гражданском кодексе Российской Федерации[4].
Особенности юридических лиц в российском правовом поле
В едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в учредительном документе юридического лица, а в случае, если организация действует на основании типового устава, то только в едином государственном реестре юридических лиц должно быть указано наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица[5].
Наименование юридического лица, в котором указывается его организационно-правовая форма. Наименование некоммерческой организации и, в предусмотренных законом случаях, наименование коммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, и производных от этого слов, а также полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации может быть установлен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации[5].
Юридическое лицо — коммерческая организация, должно иметь фирменное наименование, соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и иных законов[5].
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, в виде указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа (лица), уполномоченных выступать от имени юридического лица в установленных законом случаях. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. При этом, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом[5].
Классификация юридических лиц в Российской Федерации
В действующем Российском законодательстве юридические лица делятся на:
- коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Существуют следующие виды организационно-правовых форм таких организаций:
- хозяйственных товариществ и обществ;
- хозяйственных партнерств;
- производственных кооперативов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- некоммерческие организации — не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Выделяют следующие виды организационно-правовых форм некоммерческих организаций[6]:
- потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- ассоциации (союзов), некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
- общественные организации, в их числе политические партии и профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
- государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
- товарищества собственников недвижимости, товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
- казачьи общества, внесённые в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- общественно полезные фонды, общественные и благотворительные фонды, и личные фонды;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании;
- адвокатские палаты;
- адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
- государственные корпораций;
- нотариальные палаты.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в едином государственном реестре юридических лиц. Государственная регистрация юридического лица осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Для государственной регистрации создания юридического лица необходимо заявление о государственной регистрации юридического лица при создании; решение о создании, оформленное протоколом общего собрания учредителей или решением единственного учредителя; квитанция об уплате государственной пошлины; устава и документа, подтверждающего статус учредителя, в случае участия иностранного юридического лица[7][8].
Стоит отметить, что подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Исключением являются случаи представления документов лично с одновременным представлением документа, удостоверяющего личность, а также случаи направления в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя[9].
Пакет документов для создания юридического лица необходимо предоставить в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Информация о реквизитах, номере и адресе надлежащей налоговой инспекции доступна на официальном сайте Федеральной налоговой службы в свободном доступе. В качестве адреса организации допускается использование адреса арендованного помещения; адреса собственного офиса учредителя; домашнего адреса руководителя фирмы. Документы могут быть переданы в регистрирующий орган лично — непосредственно в инспекцию или обратившись к нотариусу или удаленно с помощью интернет-сервиса на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Результатом принятия документов является расписка в их получении, которую инспекция выдаёт (направляет) заявителю[9].
Заявителями при создании юридического лица быть руководитель юридического лица, которое является учредителем регистрируемого юридического лица; учредитель (учредители) создаваемого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного законодательством, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления[9].
После государственной регистрации создания юридического лица, регистрирующий орган через три рабочих дня направляет по адресу электронной почты, указанному в документах лист записи ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; устав с отметкой регистрирующего органа (в случае выбора типового устава — не направляется)[9].
Ликвидация юридических лиц в Российской Федерации
Ликвидацией считается прекращение существования юридического лица, не связанное с передачей кому-либо его прав и обязанностей. Юридическое лицо может быть ликвидировано[10]:
- по решению учредителей (участников) организации или уполномоченного на то органа юридического лица (добровольная ликвидация);
- по решению суда по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления:
- в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определённому виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Срок исполнения обязательств юридического лица перед кредиторами считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации[10]. Информация о порядке ликвидации юридического лица доступна на официальном сайте Федеральной налоговой службы в свободном доступе[11].
Статистическая информация
По сведениям Федеральной налоговой службы, число действующих в стране юридических лиц на 1 октября 2023 года составляет 3,267 млн. Из них 2,672 млн коммерческие организации и 595 тысяч некоммерческие организации. Из общего количества коммерческих организаций доля обществ с ограниченной ответственностью составляет 96,4 %, при этом, доля непубличных и публичных акционерных обществ составляет 1,9 %. В стадии ликвидации на 1 октября 2023 года находится 21 тысяча организаций[12].
Примечания
- ↑ ГК РФ Глава 4. Юридические лица . КонсультантПлюс. Дата обращения: 26 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Габов А. В. Юридическое лицо . Большая российская энциклопедия (19 октября 2023). Дата обращения: 31 октября 2023.
- ↑ Покровский И. А. История римского права / Вступительная статья, перевод с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса. — СПб.: Летний сад, 1998. — С. 316. — 555 с. — ISBN 5-89740-014-8.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Закуракина О. В. Становление института юридического лица в России // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2013. — № 16. — С. 108—113.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица . КонсультантПлюс. Дата обращения: 3 ноября 2023.
- ↑ ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации . КонсультантПлюс. Дата обращения: 30 октября 2023.
- ↑ ГК РФ Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Статья 8. Сроки и место государственной регистрации . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Порядок регистрации ЮЛ . Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ 10,0 10,1 ГК РФ Статья 61. Ликвидация юридического лица . КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Прекращение деятельности ЮЛ . Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Отчет по форме № 1-ЮР (2023 год) . Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 30 октября 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |