Государственная корпорация
Государственная корпорация — это особая форма организации, которая создается государством для выполнения определённых функций в интересах общества и самого государства. Она сочетает элементы как государственного управления, так и корпоративного подхода к деятельности. В России такие корпорации являются юридическими лицами, которые не имеют собственников, а их имущество находится в государственной собственности[1].
Государственные корпорации часто создаются для решения задач, требующих значительных инвестиций и долгосрочного подхода. Это особенно важно в таких сферах, как инфраструктура, наука, оборона и другие приоритетные отрасли. В России к таким корпорациям относятся, например, «Роскосмос», «Росатом», «Ростех». Их деятельность регулируется специальными законами, а также подотчетна правительству[1].
Государственные корпорации обладают рядом особенностей. Во-первых, учредителем такой корпорации всегда является государство, которое наделяет её особым статусом и конкретными задачами. Во-вторых, цели деятельности государственных корпораций могут быть как экономическими, так и социальными, направленными на развитие и поддержку приоритетных секторов экономики и общественно значимых направлений[1].
Ещё одной отличительной чертой является то, что имущество государственной корпорации принадлежит государству, и сама корпорация не может распоряжаться им без соблюдения установленных норм. Кроме того, государственные корпорации обладают особым правовым статусом: часто они наделены привилегиями, которые отсутствуют у частных компаний. Это может выражаться, например, в доступе к бюджетным средствам или возможности участвовать в реализации стратегически важных государственных проектов[1].
Понятие
Государственная корпорация — это особая организационно-правовая форма юридического лица, созданного для выполнения общественно значимых функций от имени государства. Основной целью государственной корпорации является реализация задач, требующих повышенной ответственности, строгого контроля и особых ресурсов, что делает их уникальными по сравнению с коммерческими компаниями и другими хозяйственными организациями. Государственные корпорации существуют для выполнения таких функций, которые коммерческие компании не всегда способны обеспечить в силу специфики, размера задач и значимости для общества и экономики[1].
Государственные корпорации относятся к некоммерческим организациям и не ставят перед собой извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Такие корпорации создаются по решению высших органов государственной власти, например, указами Президента или постановлениями Правительства. Деятельность государственной корпорации регулируется специальными законами, определяющими как принципы их функционирования, так и конкретные сферы ответственности. Например, в России для каждой государственной корпорации может быть принят отдельный федеральный закон, который регулирует её работу, права и обязанности[2][3].
Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о её создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям[2].
Основные задачи государственных корпораций включают выполнение общественно значимых функций, таких как обеспечение обороноспособности страны, развитие ключевых отраслей экономики, поддержка и развитие социальных и инфраструктурных проектов, а также содействие инновациям и технологическому развитию. Например, корпорации могут заниматься управлением пенсионными средствами, поддержкой масштабных инфраструктурных проектов, организацией международных экономических мероприятий и другими направлениями, имеющими высокую значимость для государства. Государственные корпорации нередко обладают исключительными правами в своих отраслях, что позволяет им выполнять задачи в соответствии с целями, установленными государством[2].
Финансирование государственной корпорации может происходить как за счет бюджетных средств, так и за счет доходов от собственной деятельности. Некоторые корпорации имеют право привлекать заемные средства, выпускать облигации и иные долговые обязательства для финансирования своих проектов. Однако их обязательства не являются прямыми обязательствами государства, что позволяет минимизировать риски для госбюджета. В свою очередь, корпорации регулярно отчитываются перед государственными органами, такими как Правительство и Президент, предоставляя сведения о своей деятельности, выполнении задач и использовании финансовых средств. Этот контроль обеспечивает государству возможность регулировать деятельность корпорации и следить за эффективностью её работы[2].
Управление государственной корпорацией осуществляется через систему органов управления, таких как правление и наблюдательный совет, куда могут входить представители государства. Государство сохраняет контроль за деятельностью корпорации через специальные органы, аудиторские проверки и другие формы контроля. Такие меры необходимы для обеспечения прозрачности работы корпорации, рационального расходования средств и предотвращения нецелевого использования ресурсов[2].
Имущество государственной корпорации формируется за счет имущественного взноса государства и, как правило, остается в собственности самой корпорации, а не государства. Корпорация несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества, но государство при этом не отвечает по её долгам, и наоборот. Это положение защищает госбюджет от финансовых рисков, возникающих из-за деятельности корпорации. При этом деятельность государственной корпорации может регулироваться особым законодательством, которое определяет специфические аспекты её работы, не применимые к обычным коммерческим компаниям[2][3].
Примеры государственных корпораций варьируются в зависимости от страны и экономических приоритетов. В России известные государственные корпорации включают такие организации, как «Росатом» (занимается атомной энергетикой), «Ростех» (оборонная промышленность и высокие технологии), «Внешэкономбанк» (финансирует стратегические проекты) и Фонд содействия реформированию ЖКХ. В других странах также существуют аналогичные структуры, такие как Национальный пенсионный фонд в Японии или Saudi Aramco в Саудовской Аравии. Эти корпорации играют ключевую роль в экономике и стратегическом развитии своих стран, управляя крупными проектами и отраслями, которые требуют высокого уровня компетенции и государственной поддержки[4].
Государственные корпорации имеют как преимущества, так и недостатки. Среди их преимуществ — возможность реализации крупных, долгосрочных и общественно значимых проектов, требующих значительных ресурсов и особого контроля. Государственные корпорации позволяют поддерживать инновационное и технологическое развитие в стратегически важных отраслях и менее подвержены коммерческим рискам, так как обеспечены поддержкой со стороны государства. В то же время недостатками этих корпораций является высокая степень бюрократии, медленная реакция на изменения рыночных условий и ограниченная мотивация на достижение прибыли и финансовой эффективности, что может снижать общую эффективность работы. Также существует риск коррупции и нецелевого использования средств, что требует усиленного государственного контроля[3].
Законодательная основа
Законодательная основа работы государственных корпораций (ГК) в России определяется рядом нормативных правовых актов, основополагающим из которых является Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующий общие принципы функционирования некоммерческих организаций, включая государственные корпорации. Кроме того, для каждой корпорации принимается отдельный федеральный закон, который определяет её статус, задачи и принципы деятельности. Помимо этих законов, работу государственных корпораций регулируют постановления правительства, указы президента и другие нормативные акты. Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1].
Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принятый 12 января 1996 года, является основополагающим актом для всех некоммерческих организаций в России, включая государственные корпорации. Он определяет их цели, правила управления, обязательства по отчетности и принципы взаимодействия с государственными органами. В этом законе указано, что государственные корпорации создаются для выполнения общественно значимых функций, а их деятельность, имущество и финансовая отчетность должны отвечать установленным требованиям прозрачности и подотчетности. В соответствии с этим законом, государственные корпорации обязаны ежегодно предоставлять отчеты о своей деятельности и использовать выделенные государством средства целевым образом, под контролем государственных органов[1].
Для каждой отдельной государственной корпорации принимается специальный федеральный закон, который детализирует её статус, задачи и функции. Например, Федеральный закон № 317-ФЗ «О Госкорпорации по атомной энергии „Росатом“» от 1 декабря 2007 года устанавливает задачи и функции корпорации «Росатом», отвечающей за развитие атомной энергетики, обеспечение ядерной безопасности и выполнение международных обязательств России в сфере использования атомной энергии. Федеральный закон № 270-ФЗ «О государственной корпорации „Ростех“» от 23 ноября 2007 года определяет деятельность корпорации «Ростех» в сфере разработки, производства и экспорта высокотехнологичной продукции для гражданского и оборонного сектора, а также её роль в модернизации промышленного комплекса страны. Такие специализированные законы позволяют государственным корпорациям действовать в стратегически важных областях под контролем государства, сохраняя при этом уникальные для каждого типа корпорации полномочия и обязанности[5][6].
Работа государственных корпораций регулируется и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Этот кодекс определяет правила предоставления государственной поддержки государственным корпорациям. Согласно его положениям, корпорации могут получать финансирование из федерального бюджета, а также привлекать внешние ресурсы, такие как кредиты и выпуск облигаций для реализации своих проектов. Однако такие корпорации обязаны регулярно отчитываться о своей финансовой деятельности перед государственными органами, что позволяет обеспечить прозрачность и целевое использование выделяемых средств[7].
Важным элементом контроля деятельности государственных корпораций является Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», принятый 6 декабря 2011 года. Он требует ведения финансовой отчетности и прохождения регулярных аудиторских проверок, что служит гарантией финансовой прозрачности. Государственные корпорации обязаны ежегодно представлять в федеральные органы власти результаты своей деятельности и финансовой отчетности, а также предоставлять сведения о расходах и доходах, связанных с выполнением задач корпорации[8].
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет порядок налогообложения государственной корпорации, предоставляя некоторые налоговые льготы в зависимости от выполнения общественно значимых задач. Такие льготы могут распространяться на благотворительные, научные или образовательные программы, если они предусмотрены в уставе корпорации и непосредственно связаны с её задачами[9].
Дополнительно деятельность государственных корпораций регулируется постановлениями Правительства России, которые могут устанавливать специальные правила закупок, порядок предоставления государственных гарантий, определять порядок и условия предоставления субсидий и квот для реализации проектов в рамках национальных программ[3].
Кроме того, важную роль в законодательной основе деятельности государственных корпораций играют указы Президента Российской Федерации. Президент может утверждать стратегические приоритеты или конкретные направления работы корпорации. Такие указы часто дополняют федеральные законы, закрепляя стратегические задачи, которые должны решаться государственной корпорацией, будь то модернизация промышленности или обеспечение энергетической безопасности. Примеры таких указов можно увидеть в работе корпораций, занимающихся атомной энергетикой или промышленностью, где президент определяет долгосрочные приоритеты[3].
Контроль за деятельностью государственных корпораций осуществляется через государственные органы власти, такие как Правительство, Счетная палата и Федеральное казначейство. Государственные корпорации обязаны представлять отчеты о своей деятельности, включая результаты аудиторских проверок, что позволяет государству отслеживать эффективность их работы и соблюдение целевого использования бюджетных средств. В то же время законодательство позволяет государственным корпорациям определённую степень самостоятельности в управлении имуществом и средствами, но накладывает ограничения на распоряжение государственным имуществом и предполагает высокую степень ответственности руководства корпораций[3].
Список госкорпораций России
В России действует 7 государственных корпораций (одна закрыта, после выполнения своей цели), созданных для выполнения стратегически важных задач в экономике, промышленности, социальной сфере и науке. Каждая корпорация функционирует на основании отдельного федерального закона, выполняя специализированные функции, такие как страхование вкладов, развитие высокотехнологичных отраслей, реформирование ЖКХ и развитие атомной энергетики. Ниже приводится информация о некоторых из этих государственных корпораций, их задачах, руководстве и ключевых этапах развития[2].
- Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» была создана на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Она является важным элементом финансовой системы страны, направленным на защиту прав вкладчиков. Генеральный директор — Мельников Андрей Геннадьевич, который был назначен на эту должность в январе 2022 года решением совета директоров. Агентство осуществляет выплаты вкладчикам в случае наступления страхового случая в банках-участниках системы страхования, а также ведет реестр участников системы, контролирует формирование и управление фондом страхования вкладов. Это позволяет обеспечить надежность и устойчивость банковской системы, что крайне важно для доверия населения к финансовым институтам[10].
- Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» функционирует на основании Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“». Председателем корпорации является Шувалов Игорь Иванович, который был назначен Указом Президента № 259 от 24 мая 2018 года. ВЭБ.РФ осуществляет функции по поддержке и финансированию инфраструктурных и инвестиционных проектов, а также способствует развитию регионов и отдельных секторов экономики. Корпорация также участвует в реализации государственных программ и проектов, направленных на устойчивое развитие и модернизацию экономики[11][12].
- Государственная корпорация «Роснано» была основана на базе Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». Первым генеральным директором стал Меламед Леонид Борисович, назначенный в сентябре 2007 года, который позже был заменен Чубайсом Анатолием Борисовичем в 2008 году. В декабре 2010 года корпорация прошла реорганизацию и с марта 2011 года была перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано», тем самым перестав быть государственной корпорацией. Эта организация направлена на развитие нанотехнологий в России и создание новых высокотехнологичных производств, что является важным шагом в переходе к инновационной экономике[13].
- Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства была учреждена Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ. Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич, который был назначен распоряжением Правительства от 29 октября 2007 года. Изначально срок работы Фонда был установлен до 2013 года, однако он был несколько раз продлён: до 2019 года, а затем — до 1 января 2026 года. Фонд играет важную роль в реформировании жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая финансирование для модернизации инфраструктуры и повышения качества услуг для населения[14].
- Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта была создана Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ. Пост руководителя занимали последовательно Вайншток Семен Михайлович, Колодяжный Виктор Викторович, Боллоев Таймураз Казбекович и Гапликов Сергей Анатольевич. Корпорация завершила свою работу в 2014 году после выполнения задач по организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр в Сочи. Ликвидация корпорации была оформлена согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ. Выполнение олимпийских проектов стало важным этапом в развитии туристической инфраструктуры региона и увеличении его привлекательности как курорта[15][16].
- Государственная корпорация «Ростех» была создана на основании Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“». Генеральным директором корпорации является Чемезов Сергей Викторович, назначенный Указом Президента от 26 ноября 2007 года. Корпорация направлена на развитие высоких технологий и модернизацию промышленного производства, обеспечивая интеграцию различных высокотехнологичных компаний и учреждений[4][17].
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» функционирует на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ. Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич. В 2011 году была принята стратегия Росатома до 2030 года, которая направлена на достижение глобального технологического лидерства в области атомной энергетики и ядерных технологий. Росатом активно участвует в реализации международных проектов и кооперации, что позволяет России укреплять свои позиции на мировой арене[4][18].
- Государственная корпорация «Роскосмос» была основана на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ. Генеральный директор — Борисов Юрий Иванович, назначенный Указом Президента от 15 июля 2022 года. Роскосмос отвечает за все аспекты космической деятельности в России, включая разработку ракет и космических систем, а также осуществление пилотируемых и беспилотных космических миссий. Корпорация также активно развивает сотрудничество с международными партнёрами в области космических исследований и технологий[19][20].
История
Понятие «государственная корпорация» было введено в России в конце 1999 года, однако до 2007 года было создано всего две организации данного типа. Первой из них стало «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», учрежденное в 1999 году. Это агентство было модернизировано согласно закону о реструктуризации кредитных организаций, что позволило ему адаптироваться к новым условиям. Вторая госкорпорация появилась только спустя четыре года, в 2003, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. В рамках этого закона было создано государственное агентство — «Агентство по страхованию вкладов». Эти госкорпорации создавались исключительно в рамках экономических нужд и предполагали определённый баланс полномочий между Правительством России и Центральным банком. На тот момент законодательство, регулирующее деятельность госкорпораций, в значительной степени сосредоточивалось на конкретных отраслях, что делало сами корпорации скорее инструментами для достижения определённых целей, нежели самостоятельными образованиями с четко обозначенными задачами. Только в 2007 году произошли значительные изменения в законодательстве, что позволило официально утвердить новую форму госкорпораций, как мы её видим сейчас[21].
Первый шаг к созданию новой формы госкорпораций был сделан в 2005 году, когда внутри Федерального агентства по промышленности начали формироваться структуры, которые позже были оформлены как Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) в ноябре 2006 года, а в 2007 году — Объединённая судостроительная корпорация (ОСК). ОАК была создана в ответ на серьёзный кризис гражданского авиастроения, который был вызван не только плохим инвестиционным климатом в отрасли, но и её фрагментацией, что привело к неспособности конкурировать за заказы как на внутреннем, так и на зарубежном рынках. Авиастроение в России испытывало острую необходимость в модернизации как самих технологий, так и производственного процесса. При этом отечественные компании ежегодно производили менее 10 гражданских самолётов, и в итоге превратились в поставщиков отдельных узлов для авиаперевозчиков. Поскольку необходимость в конкурентоспособной отрасли гражданских авиаперевозок была очевидной, создавалась госкорпорация, способная объединить усилия 16 военных и гражданских авиастроительных компаний и заводов, учитывая интересы их частных владельцев. Надежда была на то, что ОАК сможет достичь поставленных целей: занять 50 % российского и 10 % мирового рынка гражданских самолётов, а также увеличить объём продаж до 25 миллиардов долларов к 2025 году. Хотя задача по увеличению продаж может показаться странной для некоммерческой организации, важно отметить, что, несмотря на принадлежность к государству, ОАК обладает определённой автономией в управлении. Она должна оставаться важным субъектом рыночных отношений, что подразумевает наличие критериев успеха и эффективности, таких как доля на рынке и рентабельность продаж[22][23].
Вскоре после создания ОАК аналогичная госкорпорация была основана для реорганизации судостроительной отрасли. Строительство гражданских судов, которое даже в Советском Союзе было слабо развито и не отличалось значительными достижениями, оказалось на грани исчезновения. Низкий уровень загрузки заказами, удовлетворяющими лишь 6 % российских потребностей, а также недостаток квалифицированных кадров, современных технологий и мощностей отталкивали энергетические и торговые компании, которые предпочитали строить свои суда за пределами страны. Консолидация всех верфей и последующая модернизация судостроительной отрасли должны были создать базу для выполнения заказов, связанных с развитием Арктики и Дальнего Востока, особенно для шельфовых разработок. Однако, как и в случае с гражданским авиастроением, стимулы для российских компаний заказывать соответствующую технику у отечественных предприятий имели смысл только в том случае, если последние могли бы качественно и своевременно выполнять свои обязательства. Для достижения этого было недостаточно лишь инвестиций в техническое переоснащение и закупку оборудования; необходима была глубокая реорганизация устаревшей системы Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), так как, как показала практика, министерства не способны эффективно управлять этими структурами[21][23].
Параллельно была разработана иная стратегия реорганизации государственных активов, инициированная группой Сергея Чемезова, осуществляющей контроль над «Рособоронэкспортом». Идея заключалась в использовании юридической формы некоммерческой организации — госкорпорации для дальнейшей реорганизации и возвращения государственных активов в собственность. Эта концепция была реализована Владимиром Дмитриевым, который преобразовал государственный «Внешэкономбанк» в госкорпорацию «Банк развития». В новую структуру сразу же было вложено порядка 7 миллиардов долларов из государственного бюджета. «Банк развития» стал источником и гарантом инвестиций во внутреннюю инфраструктуру страны, экологические проекты и способствовал развитию особых экономических зон и других долгосрочных инициатив. Ещё одной функцией этой госкорпорации стало участие в экономическом кризисе, когда «Банк развития — ВЭБ» выступил в качестве инструмента, позволяющего передавать государственные средства в экономический и финансовый сектор для преодоления дефицита ликвидности[21][24].
Преобразования через госкорпорации на этом не закончились. В августе 2007 года президент подписал ещё два закона, создавших и регламентировавших деятельность Российской корпорации по нанотехнологиям («Роснано») и Фонда содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Эти две новые структуры начали выдавать гранты на реализацию общественно значимых проектов и изобретений. «Роснано» поддерживает разработку проектов по созданию материалов с заданными молекулярными свойствами, которые могут стать основой для будущей технологической революции. Деятельность Фонда содействия реформе ЖКХ сосредоточена на замене труб и канализаций в городах, ремонте ветхого жилья и обустройстве дворовой территории до 2016 года. Вскоре после этого была упразднена федеральная целевая программа по строительству олимпийских объектов в Сочи, и основные её функции были переданы новой госкорпорации «Олимпстрой». Наконец, зимой 2007 года появились госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом». Их имущественными взносами стали холдинги и корпорации, контролируемые ФГУПом «Рособоронэкспорт». Также новые корпорации получили в свою собственность ряд государственных предприятий и пакеты акций. В дополнение к этому, «Росатом» был наделен активами Федерального агентства по атомной энергии, частью бывшего РАО «ЕЭС» («Энергоатом») и создаваемого ОАО «Атомэнергопром»[4][21].
Перспективы развития
Перспективы развития государственных корпораций (госкорпораций) в России представляют собой сложный и многогранный вопрос, который зависит от множества факторов, включая экономические, социальные, технологические и политические условия. Ниже рассмотрены ключевые аспекты и возможные направления развития госкорпораций в стране:
Госкорпорации могут стать важным инструментом для обеспечения устойчивого экономического роста в России. В условиях глобальных экономических вызовов и санкционного давления госкорпорации могут активно участвовать в реализации стратегий импортозамещения и диверсификации экономики. Их роль будет заключаться в развитии новых технологий, создании рабочих мест и поддержке ключевых отраслей[24].
Важной задачей госкорпораций станет стимулирование инноваций и развитие высоких технологий. Например, корпорации, такие как «Роснано» и «Ростех», могут активно способствовать исследованию и внедрению новых материалов и технологий, что будет способствовать технологическому прорыву в различных секторах экономики[4][24].
Госкорпорации могут играть ключевую роль в модернизации и строительстве инфраструктуры. В условиях растущей потребности в обновлении дорожной, транспортной и социальной инфраструктуры, они могут выступать как организаторы крупных инвестиционных проектов, способствующих развитию регионов и улучшению качества жизни населения[25].
В условиях увеличения общественных ожиданий от бизнеса и государственных организаций, госкорпорации должны сосредоточиться на социальной ответственности. Это может включать проекты по улучшению жилищных условий, охране окружающей среды и поддержке социально значимых инициатив, что поможет повысить доверие общества к государственным структурам[25].
Для повышения эффективности госкорпораций необходимо оптимизировать управленческие процессы и снизить уровень бюрократии. Внедрение современных методов управления и использование цифровых технологий может повысить скорость принятия решений и качество предоставляемых услуг[25].
Госкорпорации могут наладить более эффективное взаимодействие с частным сектором, создавая совместные проекты и партнерства. Это позволит привлечь частные инвестиции и опыт в реализацию крупных государственных инициатив, что, в свою очередь, будет способствовать инновациям и более эффективному использованию ресурсов[24].
В условиях мировой экономической нестабильности госкорпорации могут стать важными игроками на международной арене. Их стратегией должно стать увеличение доли экспорта, что может быть достигнуто путем активного выхода на зарубежные рынки, особенно в таких сферах, как энергетика, оборона и высокие технологии[25].
Госкорпорации должны быть готовы к быстрой адаптации к изменениям внешней среды, включая изменения в законодательстве, экономической ситуации и международной политике. Это может потребовать гибких стратегий и готовности к реформам[25].
Ссылки
- Государственные корпорации в России. Справка
- Государственная корпорация как субъект административного права
- Государственная корпорация как инструмент модернизации экономики
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Государственные корпорации в России. Справка . РИА Новости (01-03-2010).
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 А. Кирсанов, Т. Северьянова. Государственная корпорация: субъект с особым правовым статусом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки : Журнал. — 2013.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 А. Эргашев, Е. Масленникова. Роль государственных корпораций в экономике России (на примере государственных корпораций «Росатом» и «Ростех») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление : Журнал. — 2020.
- ↑ Изменения в отдельных законах в связи с принятием закона о госкорпорации по атомной энергии "Росатом" . Российская газета (05-12-2007).
- ↑ Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" от 23.11.2007 N 270-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция) . консультант Плюс.
- ↑ Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" . Гарант.
- ↑ Федеральный закон "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" от 17.05.2007 N 82-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Указ Президента РФ от 24 мая 2018 г.№259 "О председателе государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности "Внешэкономбанк" . Гарант.
- ↑ Федеральный закон "О Российской корпорации нанотехнологий" от 19.07.2007 N 139-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" от 30.10.2007 N 238-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 21.07.2014 N 210-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" от 23.11.2007 N 270-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 01.12.2007 N 317-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 13.07.2015 N 215-ФЗ (последняя редакция) . Консультант Плюс.
- ↑ Указом президента назначен новый глава Роскосмоса и новый вице-премьер . 1tv (15-07-2022).
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 21,2 21,3 Д. Албегова. История становления и развития отечественного законодательства о государственных корпорациях // Общество и право : Журнал. — 2011.
- ↑ В России завершен первый этап создания крупнейшей авиастроительной корпорации . 1TV (09-11-2006).
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 В. Кудряшов. Создание государственных холдингов. Объединенная судостроительная корпорация и Объединенная авиастроительная корпорация // Теория и практика общественного развития : Журнал. — 2017.
- ↑ Перейти обратно: 24,0 24,1 24,2 24,3 Н. Матвеева. Обеспечение инновационного развития через стратегии импортозамещения, реализуемые государственными корпорациями // Экономика и бизнес: теория и практика : Журнал. — 2022.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 Т. Бондарь. Государственная корпорация как инструмент модернизации экономики // Известия Байкальского государственного университета : Журнал. — 2010.