Организационно-правовая форма

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
кодекс
Гражданский кодекс
Российской Федерации
Coat of Arms of the Russian Federation.svg
Отрасль права гражданское право
Принятие Государственной думой
21 октября 1994 года (ч. 1)
22 декабря 1995 года (ч. 2)
1 ноября 2001 года (ч. 3)
24 ноября 2006 года (ч. 4)
Одобрение Советом Федерации
14 ноября 2001 года (ч. 3)
8 декабря 2006 года (ч. 4)
Подписание Президентом России
30 ноября 1994 года (ч. 1)
26 января 1996 года (ч. 2)
26 ноября 2001 года (ч. 3)
18 декабря 2006 года (ч. 4)
Вступление в силу 1 января 1995 года (ч. 1)
1 марта 1996 года (ч. 2)
1 марта 2002 года (ч. 3)
1 января 2008 года (ч. 4)
Первая публикация Собрание законодательства Российской Федерации,
1994, № 32, ст. 3301 (ч. 1)
1996, № 5, ст. 410 (ч. 2)
2001, № 49, ст. 4552 (ч. 3)
2006, № 52, ст. 5496 (ч. 4)
Действующая редакция от 24 июля 2023 (ч. 1)
от 24 июля 2023 (ч. 2)
от 24 июля 2023 (ч. 3)
от 13 июня 2023 (ч. 4)
В наименовании юридического лица содержится указание на организационно-правовую форму

Организацио́нно-правова́я фо́рма (ОПФ) — это способ закрепления организацией имущества (его формирования), а также его использования, из этого в свою очередь вытекают правовое положение организации и цели её предпринимательской деятельности[1]. Указание на организационно-правовую форму входит в обязательном порядке в состав наименования организации. Данное положение закреплено в пункте 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации[2]. Следовательно, наименование организации является её особенностью, служит одним из средств индивидуализации.

История возникновения

Корпоративные формы организации и ведения хозяйственной деятельности в России в виде экономических объединений лиц, как отмечают исследователи, существовали ещё в период Древнерусского государства, что подтверждается источниками древнерусского права, регулирующими купеческие и торговые отношения. Выделятся три основных периода развития корпоративного хозяйствования: дореволюционный (царский и имперский этапы), советский и постсоветский (современный). В дореволюционный период существовали такие формы, как, например, мануфактуры (позд­не­лат. manufactu­ra, от manus — ру­ка и factura — из­го­тов­ле­ние), промыслы и заводы[3].

Виды юридических лиц, существовавших в советской правовой системе, обусловливались плановой системой хозяйствования в СССР. В этот период существовали: государственные предприятия и учреждения, колхозы и совхозы, потребительские кооперативы, добровольные общества, профсоюзы, религиозные организации и КПСС. В постсоветский период тотально приватизировались государственные предприятия, на их месте возникали корпорации. Это период становления рыночной экономики, поэтому наибольшую популярность приобрели корпоративные формы хозяйствования. Пробелы в правовом регулировании юридических лиц необходимо было восполнять, в связи с чем законодатель начал активную деятельность в этом направлении[4]. Наиболее серьёзная попытка упорядочить систему была предпринята в 1994 году, то есть в связи с с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Глава 4 ГК РФ содержит наиболее полное описание видов юридических лиц и их признаков.

Идеи оптимизации видов юридических лиц и сокращения количества их организационно-правовых форм легли в основу Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства)[5]. Основные положения данной Концепции были воплощены в жизнь в 2014 году с принятием соответствующих изменений в ГК РФ. Так, все юридические лица были разделены на корпоративные и унитарные, а хозяйственные общества в дополнение к этому были разделены на публичные (публичные акционерные общества) и непубличные (общества с ограниченной ответственностью и непубличные акционерные общества).

Организационно-правовые формы юридических лиц

В действующем законодательстве юридические лица делятся (классифицируются) по различным основаниям. Так, исходя из цели деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В случае, если основная цель — это извлечение прибыли (её распределение (перераспределение) между участниками), то такая организация является коммерческой. В свою очередь те организации, которые не ставят извлечение прибыли в качестве такой цели — некоммерческие. Однако, некоммерческие организации также могут осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии, что это предусмотрено их учредительными документами, и, что важно, лишь в степени, служащей достижению целей их создания[6].

По объёму прав учредителей (участников) разделят корпоративные и унитарные юридические лица. Данное разделение происходит исходя из обладания правом членства (участия) в юридических лицах их учредителей: учредители в корпоративных юридических лицах наделены таким правом участия, осуществляют формирование высшего органа, а вот в унитарных предприятиях нет, так как учредители не становятся их участниками и прав членства также не приобретают.

Самое объёмное по своему содержанию — это деление юридических лиц на виды в зависимости от организационно-правовых форм. Чёткого определения организационно-правовой формы в современном законодательстве нет, кроме как в «ОК 028—2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм» (утверждённый Приказом Росстандарта от 16 октября 2012 года № 505-ст)[1]. В судебной практике под организационно-правовой формой понимается такая совокупность признаков, которая определяет структуру и деятельность видов юридических лиц, предусматриваемых законом.

Сведения об организационно-правовой форме закрепляются в учредительном документе юридического лица — Уставе, Положении. После того, как создание юридического лица зарегистрировано, такие сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)[7].

ОПФ коммерческих юридических лиц

Коммерческие организации могут создаваться в восьми организационно-правовых формах. При этом к наиболее популярным относятся общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные), однако, лидером всё-таки является общество с ограниченной ответственностью (проще создать, вести деятельность и прекратить в случае необходимости).

Гражданский кодекс Российской Федерации у коммерческих организаций выделят такие организационно-правовые формы, как:

Более объёмную по содержанию и детализированную по видам классификацию представляет «OК 028—2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм». В нём выделены обособленные разделы и подразделы коммерческих корпоративных и коммерческих унитарных организаций. Так, к коммерческим корпоративным отнесены товарищества (на вере, хозяйственные, полные), акционерные общества (публичные, непубличные), общества с ограниченной ответственностью, кооперативы (производственные, сельскохозяйственные) и другие. Унитарные организации, которые являются коммерческими, выделены в раздел 6 00 00 (Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями) и включают в себя такие организации, как: унитарные предприятия (федеральные казённые, казённые предприятия субъектов, муниципальные казённые предприятия и другие)[1].

ОПФ некоммерческих юридических лиц

Некоммерческие организации насчитывают 16 организационно-правовых форм, в которых они могут создаваться. Так, в разделе 2 00 00 (Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями) указываются: потребительские кооперативы, жилищные, жилищно-строительные и гаражные, общества взаимного страхования, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и другие.

В то же время в разделе 7 00 00 (Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями) к этому виду отнесены такие организации, как: различные фонды (благотворительные, общественные, экологические), а также религиозные организации, государственные корпорации и компании, учреждения (федеральные, государственные по субъектом и муниципальные, которые в свою очередь также делятся ещё и на казённые, бюджетные и автономные)[1].

ОПФ международных организаций

Международные организации, осуществляющие деятельность в том числе и на территории Российской Федерации, могут создаваться в таких организационно-правовых формах как:

К ним относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.

Смена ОПФ

В процессе жизнедеятельности организации смена её организационно-правовой формы допускается. Так, например, общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Данное положение закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Oб обществах с ограниченной ответственностью»[8].

Важно, что при преобразовании Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в акционерное общество (AO) до подачи в установленном порядке документов на государственную регистрацию реорганизации потребуется обязательно зарегистрировать выпуск акций, а после — зарегистрировать отчёт об итогах выпуска и заключить договор с регистратором[9][10].

Организационно-правовые формы физических лиц

Физические лица (граждане) также могут образовываться в свои определённые организационно-правовые формы. Их не так много, они не так многообразны, как у юридических лиц. Это прежде всего индивидуальный предприниматель, как самая распространённая организационно-правовая форма среди физических лиц. Кроме того, физические лица могут иметь такую организационно-правовую форму, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Деятельность КФХ в таком случае регулируется правилами, которые также применяются для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Существуют такие организационно-правовые формы физических лиц, как адвокат, учредивший адвокатский кабинет, и нотариус, занимающийся частной практикой[1].

Общероссийский классификатор

За всю историю существования организационно-правовых форм в том виде, в котором они есть сейчас, классификаторов было два. В настоящее время действует «ОК 028—2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм» (утверждён Приказом Росстандарта от 16 октября 2012 года № 505-ст) (редакция от 14 марта 2023 года)[1]. Его предшественник был введён с 1 января 2000 года Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 года № 97 (редакция от 26 июля 2022 года) «O принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов», утратил силу с 1 января 2013 года.

В новом классификаторе, по сравнению со старым, организационно-правовые формы сгруппированы по разделам, а вместо двухразрядного цифрового кода используется пятиразрядный цифровой код. Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм послужило постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 года N 595 «O федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах»[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм»(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 14.03.2023) (вместе с «Пояснениями к позициям ОКОПФ»). КонсультантПлюс. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  2. ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица. КонсультантПлюс. Дата обращения: 31 октября 2023.
  3. Мануфактура. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 31 октября 2023.
  4. Гутников О.В. Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2022. — Т. 15. — С. 128—163. — ISSN 2072-8166.
  5. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации — Проектная группа «Современная конструкция международного частного права» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». pravo.hse.ru. Дата обращения: 31 октября 2023.
  6. ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации. КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  7. Статья 5. Содержание государственных реестров. КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  8. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО) от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  9. ГК РФ Статья 97. Публичное акционерное общество. КонсультантПлюс. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  10. Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  11. Правительство Российской Федерации Постановление от 2 октября 2006 г. N 595 О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах». КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.