Организационно-правовая форма
кодекс | |
Гражданский кодекс Российской Федерации | |
---|---|
Отрасль права | гражданское право |
Принятие |
Государственной думой 21 октября 1994 года (ч. 1) 22 декабря 1995 года (ч. 2) 1 ноября 2001 года (ч. 3) 24 ноября 2006 года (ч. 4) |
Одобрение |
Советом Федерации 14 ноября 2001 года (ч. 3) 8 декабря 2006 года (ч. 4) |
Подписание |
Президентом России 30 ноября 1994 года (ч. 1) 26 января 1996 года (ч. 2) 26 ноября 2001 года (ч. 3) 18 декабря 2006 года (ч. 4) |
Вступление в силу |
1 января 1995 года (ч. 1) 1 марта 1996 года (ч. 2) 1 марта 2002 года (ч. 3) 1 января 2008 года (ч. 4) |
Первая публикация |
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301 (ч. 1) 1996, № 5, ст. 410 (ч. 2) 2001, № 49, ст. 4552 (ч. 3) 2006, № 52, ст. 5496 (ч. 4) |
Действующая редакция |
от 24 июля 2023 (ч. 1) от 24 июля 2023 (ч. 2) от 24 июля 2023 (ч. 3) от 13 июня 2023 (ч. 4) |
Организацио́нно-правова́я фо́рма (ОПФ) — это способ закрепления организацией имущества (его формирования), а также его использования, из этого в свою очередь вытекают правовое положение организации и цели её предпринимательской деятельности[1]. Указание на организационно-правовую форму входит в обязательном порядке в состав наименования организации. Данное положение закреплено в пункте 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации[2]. Следовательно, наименование организации является её особенностью, служит одним из средств индивидуализации.
История возникновения
Корпоративные формы организации и ведения хозяйственной деятельности в России в виде экономических объединений лиц, как отмечают исследователи, существовали ещё в период Древнерусского государства, что подтверждается источниками древнерусского права, регулирующими купеческие и торговые отношения. Выделятся три основных периода развития корпоративного хозяйствования: дореволюционный (царский и имперский этапы), советский и постсоветский (современный). В дореволюционный период существовали такие формы, как, например, мануфактуры (позднелат. manufactura, от manus — рука и factura — изготовление), промыслы и заводы[3].
Виды юридических лиц, существовавших в советской правовой системе, обусловливались плановой системой хозяйствования в СССР. В этот период существовали: государственные предприятия и учреждения, колхозы и совхозы, потребительские кооперативы, добровольные общества, профсоюзы, религиозные организации и КПСС. В постсоветский период тотально приватизировались государственные предприятия, на их месте возникали корпорации. Это период становления рыночной экономики, поэтому наибольшую популярность приобрели корпоративные формы хозяйствования. Пробелы в правовом регулировании юридических лиц необходимо было восполнять, в связи с чем законодатель начал активную деятельность в этом направлении[4]. Наиболее серьёзная попытка упорядочить систему была предпринята в 1994 году, то есть в связи с с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Глава 4 ГК РФ содержит наиболее полное описание видов юридических лиц и их признаков.
Идеи оптимизации видов юридических лиц и сокращения количества их организационно-правовых форм легли в основу Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства)[5]. Основные положения данной Концепции были воплощены в жизнь в 2014 году с принятием соответствующих изменений в ГК РФ. Так, все юридические лица были разделены на корпоративные и унитарные, а хозяйственные общества в дополнение к этому были разделены на публичные (публичные акционерные общества) и непубличные (общества с ограниченной ответственностью и непубличные акционерные общества).
Организационно-правовые формы юридических лиц
В действующем законодательстве юридические лица делятся (классифицируются) по различным основаниям. Так, исходя из цели деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В случае, если основная цель — это извлечение прибыли (её распределение (перераспределение) между участниками), то такая организация является коммерческой. В свою очередь те организации, которые не ставят извлечение прибыли в качестве такой цели — некоммерческие. Однако, некоммерческие организации также могут осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии, что это предусмотрено их учредительными документами, и, что важно, лишь в степени, служащей достижению целей их создания[6].
По объёму прав учредителей (участников) разделят корпоративные и унитарные юридические лица. Данное разделение происходит исходя из обладания правом членства (участия) в юридических лицах их учредителей: учредители в корпоративных юридических лицах наделены таким правом участия, осуществляют формирование высшего органа, а вот в унитарных предприятиях нет, так как учредители не становятся их участниками и прав членства также не приобретают.
Самое объёмное по своему содержанию — это деление юридических лиц на виды в зависимости от организационно-правовых форм. Чёткого определения организационно-правовой формы в современном законодательстве нет, кроме как в «ОК 028—2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм» (утверждённый Приказом Росстандарта от 16 октября 2012 года № 505-ст)[1]. В судебной практике под организационно-правовой формой понимается такая совокупность признаков, которая определяет структуру и деятельность видов юридических лиц, предусматриваемых законом.
Сведения об организационно-правовой форме закрепляются в учредительном документе юридического лица — Уставе, Положении. После того, как создание юридического лица зарегистрировано, такие сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)[7].
ОПФ коммерческих юридических лиц
Коммерческие организации могут создаваться в восьми организационно-правовых формах. При этом к наиболее популярным относятся общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные), однако, лидером всё-таки является общество с ограниченной ответственностью (проще создать, вести деятельность и прекратить в случае необходимости).
Гражданский кодекс Российской Федерации у коммерческих организаций выделят такие организационно-правовые формы, как:
- хозяйственные общества и товарищества,
- крестьянские (фермерские) хозяйства,
- хозяйственные партнерства,
- производственный кооператив,
- государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Более объёмную по содержанию и детализированную по видам классификацию представляет «OК 028—2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм». В нём выделены обособленные разделы и подразделы коммерческих корпоративных и коммерческих унитарных организаций. Так, к коммерческим корпоративным отнесены товарищества (на вере, хозяйственные, полные), акционерные общества (публичные, непубличные), общества с ограниченной ответственностью, кооперативы (производственные, сельскохозяйственные) и другие. Унитарные организации, которые являются коммерческими, выделены в раздел 6 00 00 (Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями) и включают в себя такие организации, как: унитарные предприятия (федеральные казённые, казённые предприятия субъектов, муниципальные казённые предприятия и другие)[1].
ОПФ некоммерческих юридических лиц
Некоммерческие организации насчитывают 16 организационно-правовых форм, в которых они могут создаваться. Так, в разделе 2 00 00 (Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями) указываются: потребительские кооперативы, жилищные, жилищно-строительные и гаражные, общества взаимного страхования, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и другие.
В то же время в разделе 7 00 00 (Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями) к этому виду отнесены такие организации, как: различные фонды (благотворительные, общественные, экологические), а также религиозные организации, государственные корпорации и компании, учреждения (федеральные, государственные по субъектом и муниципальные, которые в свою очередь также делятся ещё и на казённые, бюджетные и автономные)[1].
ОПФ международных организаций
Международные организации, осуществляющие деятельность в том числе и на территории Российской Федерации, могут создаваться в таких организационно-правовых формах как:
К ним относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.
Смена ОПФ
В процессе жизнедеятельности организации смена её организационно-правовой формы допускается. Так, например, общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Данное положение закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Oб обществах с ограниченной ответственностью»[8].
Важно, что при преобразовании Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в акционерное общество (AO) до подачи в установленном порядке документов на государственную регистрацию реорганизации потребуется обязательно зарегистрировать выпуск акций, а после — зарегистрировать отчёт об итогах выпуска и заключить договор с регистратором[9][10].
Организационно-правовые формы физических лиц
Физические лица (граждане) также могут образовываться в свои определённые организационно-правовые формы. Их не так много, они не так многообразны, как у юридических лиц. Это прежде всего индивидуальный предприниматель, как самая распространённая организационно-правовая форма среди физических лиц. Кроме того, физические лица могут иметь такую организационно-правовую форму, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Деятельность КФХ в таком случае регулируется правилами, которые также применяются для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Существуют такие организационно-правовые формы физических лиц, как адвокат, учредивший адвокатский кабинет, и нотариус, занимающийся частной практикой[1].
Общероссийский классификатор
За всю историю существования организационно-правовых форм в том виде, в котором они есть сейчас, классификаторов было два. В настоящее время действует «ОК 028—2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм» (утверждён Приказом Росстандарта от 16 октября 2012 года № 505-ст) (редакция от 14 марта 2023 года)[1]. Его предшественник был введён с 1 января 2000 года Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 года № 97 (редакция от 26 июля 2022 года) «O принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов», утратил силу с 1 января 2013 года.
В новом классификаторе, по сравнению со старым, организационно-правовые формы сгруппированы по разделам, а вместо двухразрядного цифрового кода используется пятиразрядный цифровой код. Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм послужило постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 года N 595 «O федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах»[11].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм»(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 14.03.2023) (вместе с «Пояснениями к позициям ОКОПФ») . КонсультантПлюс. Дата обращения: 2 ноября 2023.
- ↑ ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица . КонсультантПлюс. Дата обращения: 31 октября 2023.
- ↑ Мануфактура . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 31 октября 2023.
- ↑ Гутников О.В. Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2022. — Т. 15. — С. 128—163. — ISSN 2072-8166.
- ↑ Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации — Проектная группа «Современная конструкция международного частного права» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» . pravo.hse.ru. Дата обращения: 31 октября 2023.
- ↑ ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации . КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Статья 5. Содержание государственных реестров . КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО) от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ ГК РФ Статья 97. Публичное акционерное общество . КонсультантПлюс. Дата обращения: 2 ноября 2023.
- ↑ Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации . КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Правительство Российской Федерации Постановление от 2 октября 2006 г. N 595 О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 1 ноября 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |